«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разновидности устной речи и пути достижения иноязычной коммуникативной компетенции.

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся коммуникативных умений.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

МАОУ СОШ № 211 имени Л.И. Сидоренко















Методическая разработка

Тема «Методы подготовки к устной части ВПР 7 класс «Монолог»


Русакова Наталья Викторовна,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

МАОУ СОШ № 211 имени Л.И. Сидоренко

8-913-909-72-47
















г. Новосибирск, 2021


Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….

2

  1. Основная часть……………………………………………………………...…

3-15

Глава 1. Разновидности устной речи……………………………………………

3

Глава 2. Современные методы обучения говорению………………………….

4

Глава 3. Критерии оценивания задания № 3.…………………………………..

5

Глава 4. Этапы подготовки к говорению……………………………………….

7

  1. Заключение…………………………………………………………………...

15

  1. Список использованной литературы и интернет-источников ………...

17


























  1. Введение

Актуальность исследования обусловлена результатами анализа работ ВПР учащихся 7-х классов, которые показали, что наибольшие трудности возникли именно с выполнением задания № 3 на говорение. Мало того, что ВПР проводится в компьютерной форме, со специальным программным обеспечением, а также гарнитурами с встроенными микрофонами, учащиеся ещё ограничены во времени. В совокупности эти объективные факторы создают неблагоприятную психологическую обстановку для учащегося. И даже сильные учащиеся теряются и не показывают реальный уровень своих знаний. Они не готовы к такой форме работы.

Объект исследования – задание № 3 на говорение «Монолог» в ВПР для 7 класса.

Предмет исследования – методы подготовки к монологу.

Цель исследования – обеспечение высокого уровня подготовки к монологу.

Задачи исследования:

• Обобщить опыт по подготовке к монологу.

• Рассмотреть проблемы подготовки к монологу.

• Разработать оптимальные механизмы работы с монологом.

Специфика изучения поднятых проблем и задачи исследования обусловили использование следующих методов:

- описательного;

- сравнительного;

- системного анализа;

- обобщения.



  1. Основная часть

Глава 1. Разновидности устной речи

Согласно ФГОС второго поколения изучение английского языка в школе должно быть направленно главным образом на развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции: речевую, языковую, социокультурную, и учебно-познавательную. Коммуникативная компетенция включает умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания.

Различают виды устной речи: диалогическую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад, презентация и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.





Глава 2. Современные методы обучения говорению

В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устноязычного общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации.

Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация.

Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов.

1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);

2) отношений между собеседниками (субъективно — личность собеседника);

3) речевого побуждения;

4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи.

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;


б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Способность к общению на иностранном языке предполагает формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным.


Глава 3. Критерии оценивания задания № 3 на говорение «Монолог»

В задании по говорению проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки.

Задание № 3 оценивается с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями. Максимум за успешное выполнение задания № 3 - говорение: монологическое высказывание на основе плана и визуальной информации - 8 баллов.

Задание № 3 (говорение) – 3, 5 мин.

Критерии оценивания задания № 3 (монологическое высказывание с опорой на картинку и пункты плана)

1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)

1.1. Выполнена полностью:

  • все пункты плана раскрыты,

  • дано не менее 7 развернутых предложений

1.2. Выполнена частично:

  • 1 пункт плана не раскрыт;

  • дано 6 развернутых предложений;

  • либо есть 7 предложений, НО они не развернуты, либо не все они (1-2 предложения) по указанным в задании пунктам плана

1.3. Не выполнена:

  • пункты плана не раскрыты;

  • дано менее 6 предложений

2. Организация текста

2.1. Высказывание связно и логично; средства логической связи присутствуют

2.2. Высказывание не вполне связно и логично ИЛИ средства логической связи отсутствует (неправильно используются).

2.3. Высказывание несвязно и нелогично И/ИЛИ средства логической связи отсутствует (неправильно используются).

3. Лексико-грамматическая правильность речи

3.1. Ошибки практически отсутствуют (не более 2-х ошибок, не препятствующих коммуникации)

3.2. Отдельные ошибки (не более 4-х в сумме, в том числе не более 2-х ошибок, препятствующих коммуникации)

3.3. Более 4-х ошибок ИЛИ более 2-х ошибок, препятствующих коммуникации

4. Произносительная сторона речи

4.1. Ошибок нет или 1-2 фонетические ошибки, не препятствующие коммуникации

4.2. Отдельные ошибки (не более 4-х в сумме, в том числе не более 2-х ошибок, препятствующих коммуникации)

4.3. Более 4-х ошибок ИЛИ более 2-х ошибок, препятствующих коммуникации

При получении учащимся 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)» всё задание 3 оценивается в 0 баллов.

С одной стороны, критерии достаточны мягкие, если принять во внимание допустимое количество ошибок по критериям «Лексико-грамматическая правильность речи» и «Произносительная сторона речи».

С другой стороны, учащийся не получает ни одного балла, если пункты плана не раскрыты и дано менее 6 предложений. Получается, что учащийся, который смог описать картинку построив 5 правильных (с точки зрения остальных критериев) предложений, получает 0 баллов.

Следовательно, если учитель не может повлиять на изменение критериев, то перед ним стоит задача, научить учащегося строить более развёрнутое высказывание на базе имеющихся у него лексико-грамматических навыков.


Глава 4. Этапы подготовки к говорению

Несмотря на то, что используемый в нашей школе на уроках учебник английского языка «Spotlight» содержит разнообразные упражнения для формирования умений строить монологическое высказывание, оперируя лексическими и грамматическими единицами по теме, многим учащимся, как правило, очень сложно самостоятельно сформулировать свои мысли.

Удаются упражнения, где есть образец высказывания. Построить своё высказывание по образцу учащимся гораздо легче. Но в задании № 3 на говорение нет образца высказывания. Есть только план, который представлен следующим образом:

• the place

• the action

• the person’s appearance

• whether you like the picture or not

• why

Многим учащимся очень сложно строить монологической высказывание с помощью этого плана, даже на родном/русском языке.

Как же помочь учащимся построить монологическое высказывание для конкретного задания № 3 – монолог в ВПР?

Мне пришла идея создать универсальный образец с возможными фразами-клише для описания картинки/фотографии по плану. И использовать этот образец на уроках в качестве дополнительного упражнения при работе с наглядным (фото/ картинка) материалом, который иллюстрирует каждую тему - модуль и текстовый материал.

С учетом подготовки учащихся, имеющихся критериев оценивания задания № 3 монолог, представленного в КИМ плана описания картинки/фотографии, я разработала следующий образец:


План описания картинки/фото:


  1. I’d like to describe picture №.. (Я хочу описать картинку/фото номер …)

  2. The picture shows … (на картинке/фото изображен/на/ны….)

  3. The photo was (probably) taken inside/outside. (фото сделано в помещении/снаружи)

  4. In this picture the action is taking place… (на картинке/фото действие происходит ….)

  5. The action: Looking at this picture I get the impression that…(что делают человек/люди)

  6. The person’s appearance:

  • He/she looks like he/she is about …. years old. (возраст)

  • She/he is wearing…. . (в чём человек одет)

  • I guess she/he is …. (какой/какая – эмоции на лице/чувства?)

  1. I like the picture because the atmosphere is…. (какая атмосфера на картинке/фото)

  2. It makes me think of…. (о чем картинка/фото заставляет задуматься/вспомнить)

Учебник «Spotlight» для 7 класса разбит на 10 тем - модулей. Каждая тема включает в себя 6 разделов с соответствующими лексическими и грамматическими единицами по теме. В зависимости от сложности представленного материала по теме, использовать образец описания картинки/фотографии можно и на этапе ознакомления с новыми лексическими и грамматическими единицами, и на этапе закрепления, и на этапе контроля. Причем начать работу можно уже и в 5, и в 6 классах, постепенно вводя фразы-клише из образца. Работа в этих классах облегчается тем, что учебник «Spotlight» для 5 и 6 классов имеет также 10 тем - модулей, каждая из которых также включает в себя 6 разделов с соответствующими лексическими и грамматическими единицами по теме. И эти темы в 5, 6 и 7 классах повторяются с увеличением количества лексический единиц и усложнением грамматического материала.


Этап 1:

Я начала работу с отработки первых 4-х пунктов своего плана. Это самые простые в освоении пункты, т.к. фразы-клише представляют собой готовые предложения для высказывания. Учащемуся нужно научиться произносить эти фразы, запомнить их и научиться добавлять к ним всего одно/два слова для завершения высказывания по этим пунктам. Нет необходимости задумываться над грамматическим оформлением высказывания, требуется хотя бы минимальный словарный запас по каждой теме. На практике - что вижу, то и говорю.

1. Первый пункт плана - I’d like to describe picture №... (Я хочу описать картинку/фото номер …). Достаточно подставить цифру или букву (если картинки пронумерованы А, В, С и т.д.). В 5 классе я прошу каждого учащегося проговорить фразу с выбором номера картинки. В 6 и 7 классах – только тех, у кого разные номера картинок.

2. Второй пункт плана - The picture shows … (на картинке/фото изображен/на/ны….). Этот пункт может быть добавлен только существительным, обозначающим человека на картинке/фото (a girl, a boy, a woman, a man, a family и т.д.), а может быть расширен до словосочетания (a group of children/people/friends, some tourists/teenagers/sportsmen и т.п.). Расширение и дополнение этого пункта зависит от словарного запаса обучающегося, конкретно имён существительных обозначающих людей.

3. Третий пункт плана - The photo was (probably) taken inside/outside. (фото сделано в помещении/снаружи). Самый простой пункт – ничего не надо добавлять, а просто выбрать inside/outside (в помещении/снаружи).

4. Четвёртый пункт плана - In this picture the action is taking place… (на картинке/фото действие происходит …). Этот пункт может быть добавлен только существительным с предлогом места, обозначающими место действия на картинке/фото (in the room/classroom/living-room/…, in the park/playground/garden, at the café/gym/museum/library и т.д.), а может быть расширен до словосочетания (in the beautiful garden/big room/quiet library и т.п.). Расширение и дополнение этого пункта зависит от словарного запаса учащегося, а именно прилагательных – определений к месту (сад/библиотека/зал/комната какая?).



Этап 2:

На практике 5-ый пункт плана оказался одним из наиболее сложных для построения высказывания, т.к. учащемуся необходимо самостоятельно построить предложение для завершения высказывания, правильно оформив это предложение грамматически и лексически. Требуется не только определенный словарный запас (глаголы движения и состояния), но и правила оформления высказывания в Настоящем продолженном времени. Правила использования этого времени, учащиеся узнают ещё во 2-ом классе, расширяют и закрепляют в 5, 6, 7 классах.

5. Пятый пункт плана - The action: Looking at this picture I get the impression that… (что делают человек/люди). Этот пункт добавляется предложением, в котором описывается действие человека/людей на картинке/фото, названного(ых) во втором пункте плана, на пример: The girl is reading a book. Я предлагаю обучающимся универсальную формулу такого предложения: The S + am/is/are + Ving + …. Где S – это подлежащее (кто выполняет действие), am/is/are – это глагол-помощник, форма которого зависит от числа и лица подлежащего (не имеет смыслового значения при переводе), Ving – это сказуемое (что делает/ют человек/люди), выраженное глаголом с окончанием –ing. Если у учащегося достаточный словарный запас, то он добавляет к глаголу действия описание (читает + книгу, играет + в футбол, сидит + за столом, смотрит + на картину, слушает + музыку и т.п.).

Этап 3:

Шестой пункт плана разбит на три части, в которых нужно назвать приблизительный возраст человека/людей на картинке/фото, в чём одет и дать характеристику эмоционального состояния/качеств личности/испытываемых чувств (как это видит учащийся).

6. The person’s appearance (внешность человека):

He/she looks like he/she is about … years old (возраст). Здесь необходимо вставить лишь цифру, означающую возраст, во фразу-клише. Учащемуся достаточно знать числительные и уметь приблизительно определять возраст человека по картинке.

She/he is wearing…. (в чём человек одет). Фраза предполагает знание названий предметов гардероба (a T-shirt/a shirt/ a dress/a skirt/a coat/ trousers /shorts и т.д.). Названия одежды идут в перечислении через союз and (и). Этот пункт может быть добавлен существительными, обозначающим предметы, а может быть расширен до словосочетания прилагательное + существительное (a white dress/ black trousers/ a yellow cap и т.п.). Расширение и дополнение этого пункта зависит от словарного запаса учащегося, в частности знание названий цветов (материал начальной школы и 5 класса), названий узора на одежде и материала, из которого она изготовлена (a white polka-dot silk dress).

I guess she/he is …. (какой/какая – эмоции на лице/чувства?). В этом высказывании требуется добавить слова обозначающие эмоции/чувства/черты характера (happy/sad/worried/puzzled/kind/angry и т.п.). Они могут идти в перечислении через союз and (и) (kind and happy). Этот пункт также вызывает определенные затруднения у учащихся, так как не всегда человек/люди на картинке/фото имеют ярко выраженную эмоцию.

Этап 4:

Пункты плана 7 и 8 также являются одними из сложных высказываний, если не отработать с обучающимися возможные варианты.

7. I like the picture because the atmosphere is…. (какая атмосфера на картинке/фото). Даже на родном языке учащиеся затрудняются подобрать слова для описания атмосферы. Поэтому я предложила им подобрать на родном языке возможные прилагательные, которые подходили бы универсально для описания атмосферы на картинках/фото по основным темам (школа, дом, семья, друзья, развлечения/хобби, спорт), и перевести их на английский язык. И получился совсем небольшой список прилагательных, которые позволяют учащимся описать атмосферу на любой картинке/фото (serious, cosy, peaceful, friendly, exciting, stressing, worrying, tiring, boring). Словарный запас некоторых учащихся позволяет расширять этот список и использовать слова в перечислении через союз and (и).

8. It makes me think of…. (о чем картинка/фото заставляет задуматься/вспомнить). Учащимся сложно придумать, что или о чём картинка/фото заставляет задуматься/вспомнить. Поэтому им было также предложено подобрать на родном языке возможные варианты по основным темам (школа, дом, семья, друзья, развлечения/хобби, спорт), которые подходили бы универсально для завершения этой фразы, и перевести их на английский язык. И получился совсем небольшой список идей, которые позволяют учащимся завершить высказывание какой бы ни была картинка/фото (of my school/ house/room/sister/brother/friend(s)/pet). Словарный запас некоторых учащихся позволяет расширять этот список и использовать слова в перечислении через союз and (и).

Работая поэтапно с пунктами плана мы с учащимися дополняли фразы-клише возможными вариантами. Мы опирались на тему модуля/раздела/урока, брали лексический материал из предложенного в учебнике и отрабатывали этот материал параллельно работая с пунктами плана описания картинки. Нельзя сказать, что описанию картинки/фото уделялось много времени на уроке и, что этот вид работы как-то выделялся из общего контекста урока. Работа велась параллельно или интегрировалась в другие виды деятельности на уроке.

Каждый из 10 тем-модулей в учебнике «Spotlight» проиллюстрирован картинками/фото. Обсуждая название темы модуля, мы обсуждаем, как она связана с представленными иллюстрациями. Для обсуждения подходят фразы-клише 2,5 и 8 из плана.

Говоря о текстовом материале в учебнике, как правило, он проиллюстрирован и в упражнениях к тексту есть задание - по картинке предположить, о чём текст. Я мотивирую обучающихся использовать фразы-клише 2, 3, 4, 5 и 8 из плана описания картинки для выполнения этого задания. После того, как текст прочитан, лексический и грамматический материал рассмотрен, мы дополняем описание картинки полученной информацией, опираясь уже на новый материал. Пункт 5 плана значительно расширяется за счет полученной из текста информации, потому что обучающиеся опираются не только на визуальный материал, но и на содержание текста.

Возьмём фронтальный опрос в начале урока. На ряду с привычными вопросами о дате дне недели и погоде, я задаю вопросы, которые позволяют отрабатывать Настоящее продолженное время. Только иллюстрацией к высказыванию является не картинка/фото, а присутствующие в классе люди (What are you doing? – Im sitting at the table in the classroom. What is she/he doing? – He/she is sitting at the table in the classroom. What are we doing? – We are having English lesson…). В классах, где позволяет уровень учащихся, фронтальный опрос заменяется на минидиалоги между учащимися, где меняется форма утвердительных предложений фраз-клише из пунктов плана на вопросительную. Что в свою очередь позволяет учащимся использовать разные типы вопросов (общие, специальные, альтернативные, разделительные).

Это далеко не все способы работы с фразами-клише из плана описания картинки. Фразы достаточно универсальны и могут быть интегрированы в другие виды деятельности на уроке.

План описания картинки я распечатала для каждого учащегося и предложила вложить в учебник как ежеурочное пособие. Каждый учащийся имеет возможность дополнять этот план необходимым ему лексическим и грамматическим материалом.

Причём, если начать работу с планом с 5 класса, то к 7 классу у обучающегося план трансформируется в пособие с определённым лексическим и грамматическим материалом. И это пособие учащийся создал сам, в удобной для себя форме и интересным для него содержанием. Оно ему понятно, поэтому с ним легко работать. Опять же, учащийся видит свой прогресс в виде постоянно растущего словарного запаса, видит результат своего труда.


  1. Заключение

Безусловно, работу над подготовкой к устной части ВПР, а именно к заданию № 3 говорение – монолог, нельзя отнести к механическому «натаскиванию» на получение положительных результатов. Она направленна на достижение иноязычной коммуникативной компетенции, включая в себя развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке.

Согласно ФГОС второго поколения, перед учителем стоит задача-формирование учебных универсальных действий, обеспечивающих развитие способностей, обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. Термин «учебные универсальные действия» означает умение учиться. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные (УУД)

Регулятивные (УУД)

Познавательные (УУД)

Коммуникативные УУД

Коммуникативная компетентность, включая предметные компетенции: речевую, языковую, социокультурную, и учебно-познавательную, позволяет, в свою очередь, осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания:

  • Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском.

  • Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного общения.

  • Уметь задать вопрос, построить диалог на английском языке.

Развитие коммуникативной компетенции позволяет существенно облегчить освоение другими видами речевой деятельности: письмо, чтение.


















  1. Список использованной литературы и интернет-источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт второго поколения, https://sch1317.mskobr.ru/files/standarty_vtorogo_pokoleniya_fgos.pdf

  2. Учебник «Spotlight» 5 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

  3. Учебник «Spotlight» 6 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

  4. Учебник «Spotlight» 7 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

  5. Книга для учителя «Spotlight» 7 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

  6. СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР - Образовательный портал для подготовки к работам Английский язык для 7 класса, https://en7-vpr.sdamgia.ru/







21


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее