«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разнообразие природы Африки 7 класс

Это урок изучения нового материала, он включает в себя 7 этапов, основной - этап изучения нового материала, основанный на высокой степени самостоятельности учащихся при подготовке опережающего домашнего задания. Также на закрепление изученного материала учащиеся самостоятельно подготовили кроссворд о животных Африки, при оформлении которого использовали творческий подход. Ученица подготовила стихотворение о природе Африки русского поэта Н.С. Гумилева.

При проведении урока были использованы игровые технологии, технология критического мышления, дифференцированного обучения, технология коммуникативно-диалоговой деятельности.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Разнообразие природы Африки.

Класс: 7 «В»

Дата: 01.12.2016г.

Цель урока:

- продолжить формирование представлений и знаний о природе Африки. Задачи:

Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;

Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формировании е умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.

Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентации учащихся «Природные зоны Африки», кроссворд «Животные Африки», карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

А мне сродни простой жираф,

И леопард изысканный и важный,

И в чаще трав таящийся удав,

И носорог свирепый и отважный.

Так писал об Африке и африканских животных Николай Степанович Гумилев. Итак, тема сегодняшнего урока: «Природные зоны Африки».

II. Актуализация знаний.

Прежде, чем начать изучение новой темы, нам необходимо вспомнить то, что мы изучили на прошлом занятии.

Работа с карточками. ( 3 человека)

Карточка № 1.

  1. Назовите самый большой остров Африки. (Мадагаскар).

  2. Назовите самую длинную реку Африки. (Нил).

  3. Назовите высочайший вулкан Африки. (Килиманджаро).

Карточка № 2.

  1. В какой части Африку пересекает экватор и начальный меридиан? (Экватор посередине, меридиан на западе материка).

  2. Назовите океаны, омывающие берега Африки. (Атлантический и Индийский).

  3. Назовите горы, которые расположены на северо–западе Африки. (Атлас).

Карточка № 3.

  1. Назовите пролив, отделяющий Африку от Европы. (Гибралтарский).

  2. Какое плоскогорье находится на востоке Африки. (Восточно – Африканское).

  3. Назовите реку Африки, которая дважды пересекает экватор. (Конго).


Работа с географической картой (3 человека).

Задание: учащиеся класса задают вопросы по гидрографии Африки. Ученику необходимо показать географический объект.

(Показать на карте: реку Нил, озеро Ньяса, озеро Чад, реку Замбези, реку Нигер, реку Конго, озеро Виктория, озеро Танганьика и др.)

III Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по природным зонам Африки. Предстоит увлекательная и интересная работа. Наша задача: нам необходимо познакомиться с природными зонами Африки, выявить особенности природных условий влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь. Вам было дано задание, создать презентации о природных зонах Африки. По ходу рассказа вы должны заполнять таблицу, которая находится у каждого на парте, затем вы ее вложите в тетрадь.

Сначала необходимо найти природные зоны Африки на карте в атласе, а затем перейдем к презентациям.

Итак, презентацию о влажных экваториальных лесах готовила……….

Презентацию о саваннах подготовила……………………

Презентацию о пустынях и полупустынях подготовила………………

Природная зона

Климатический пояс

Растительный мир

Животный мир

Влажные экваториальные леса (по обе стороны от экватора и вдоль Гвинейского залива)

Экваториальный

(большое количество тепла и влаги круглый год)

Разнообразен по составу. Около 1000 видов растений, многоярусность.

Верхний ярус: фикусы, пальмы.

Средний: лианы.

Нижний: папоротники.

Влажные экваториальные леса непроходимы, многие деревья имеют ценную древесину. Почвы красно-желтые ферраллитные.

Много птиц, грызунов, насекомых, обезьяны, карликовые бегемоты, леопарды, змеи, ящерицы, муравьи. Большой вредитель влажных экваториальных лесов – муха – цеце.

Саванны занимают 40 % площади материка.

Субэкваториальный (сухая жаркая зима и влажное жаркое лето).

Баобабы, пальмы, акации, разнотравье.

Почвы здесь красно – бурые.


Антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, бегемоты, страусы, грызуны, термиты.

Пустыни и полупустыни.

Тропический пояс (круглый год жаркая и сухая погода).

Скудная растительность: колючие кустарники, верблюжья колючка, акации. Богаты растительностью только оазисы.

Антилопы, верблюды, ящерицы, черепахи, гиена, в реках: крокодилы.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

Субтропический пояс (сухое жаркое лето и влажная теплая зима)

Преобладают культурные растения, рощицы диких маслин, грецких орехов и фисташек.

Обезьяны, хамелеон, шакал, дикобраз, волк.

Ребята, какой можно сделать вывод о природных зонах Африки?

Вывод о природных зонах Африки.

Влажные экваториальные леса – это вечное, царствующее лето. Множество растительности, богатый животный мир.

Саванны Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений.

Скудная растительность характерна для пустынь и полупустынь, хотя много животных обитают в пустынях Африки.

IV Физ.минутка.

Учитель просит детей посмотреть глазами на север, юг, запад и восток. (3 раза)

V Закрепление.

Кроссворд на повторение изученного на уроке материала.

Кроссворд подготовили:___________________________________

  1. Головой качает он, добрый, старый, милый …(слон).

  2. Он кивает толстым рогом, помогайте…(носорогам).

  3. Эта птица всем возьмет, да одной ногой побьет... (страус).

  4. Прячет голову от страха в толстый панцирь… (черепаха).

  5. Очень сильно жалит он, этот страшный …(скорпион).

  6. Очень страшная, лохматая, обезьяна волосатая... (горилла).

  7. Чтоб ходить им без труда у него в горбу еда… (верблюд).













л



о


о

р

о

о

г



т


р

е

е

п

а

х

а


а



у


к

о

р

п

и

о

н



р


и


л

б

е

р

ю

д



л


а




Молодцы, все справились с заданием. А знаете ли вы стихи и песни об Африке?

А в Африке, а в Африке на Черной Лимппопо

Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

И рыщат по дорогам слоны и носороги,

И говорят сердито: «Что ж нету Айболита?».

А рядом бегемотики схватились за животики,

У них у бегемотиков животики болят,

А рядом страусята визжат, как поросята,

Ох жалко, жалко бедных страусят.


Да, это знаменитое стихотворение Корнея Ивановича Чуковского, о добром докторе Айболите.

-Как вы думаете, какова современная жизнь животных в африканской саванне?

(Коренное население Африки занималось охотой издавна. Однако, пока человек был вооружен примитивно, сохранялось своего рода равновесие между убылью животных и приростом их поголовья. С приходом белых колонизаторов, вооруженных огнестрельным оружием, положение коренным образом изменилось. Из-за неумеренной охоты численность животных быстро сократилась, а некоторые виды, как, например, квагга, белохвостый гну, голубая лошадиная антилопа, были истреблены полностью. Огораживание частных владений, прокладка дорог, степные пожары, распашка значительных площадей и расширение скотоводства усугубили бедственное положение диких животных. Наконец, европейцы, безуспешно пытаясь бороться с мухой цеце, устроили грандиозную бойню, и более 300 тыс. слонов, жирафов, буйволов, зебр, гну и других антилоп было расстреляно из винтовок и пулеметов с автомашин. Много животных погибло и от чумы, занесенной с рогатым скотом. Сейчас можно проехать сотни километров по саваннам и не встретить ни одного крупного животного.

- А почему животные Африки оказываются в опасности, что им угрожает?

(Животным угрожает опасность от браконьеров).

А как вы считаете, нуждается ли природа Африки и ее животные в охране?

Правильно, многие животные занесены в Красную книгу (например, африканский слон; шимпанзе; носорог; гепард; африканский лев; гиеновидная собака), а также в Африке есть много заповедников и национальных парков, которые охраняются государством от браконьеров.

- Найдите в атласе на физической карте стр.24 и назовите заповедники и национальные парки Африки. (Называют).

На территории Африканского континента находится около 600 охраняемых природных территорий. Их них 26 занесены в «Список всемирного культурного и природного наследия человечества». Там запрещено ведение любых работ, связанных с изменением ландшафта. На этих территориях находятся памятники природы, заповедники и парки национального значения.


Давайте сделаем общий вывод по уроку.

Вывод: Очень разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки материка. Но, несмотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.

Знаете ли вы, что по многим природным особенностям Африка является рекордсменом среди других материков.

Рекорды Африки:

  1. Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58° С (Триполи, столица Ливии), максимальная среднегодовая температура +34,5° С.

  2. Величайшая пустынная территория мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв. (1/4 суши Африки);

  3. 75% общей площади пустынь мира лежит на материке Африка;

  4. Самая длинная река мира – Нил (вместе с р. Кагера) 6.671 км

  5. Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира (69 тыс. км. кв.) после озера Верхнего в Северной Америке.( 82,7 тыс. км²)

  6. Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире после озера Байкал в Евразии. (1 642 м)

  7. Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.), расположена среди разломов на востоке материка.

  8. Только в Африке (и нигде в мире!) встречаются:

Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь;

Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;

Вельвичия удивительная – дерево-карлик пустыни Намиб.


Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую и красивую.

А в конце мне хочется закончить наш урок стихотворением русского поэта Н.С. Гумилева, которое подготовила Уткина Ирина.


Как люблю я бродить по таким же дорогам,

Видеть вечером звезды, как крупный горох,

Выбегать на холмы за козлом длинноногим,

По ночам зарываться в седеющий мох.

И я вижу, как знойное солнце пылает,

Леопард, изогнувшись, ползет на врага,

И как в хижине дымной меня поджидает

Для веселой охоты мой старый слуга.

VI. Итог урока. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Вы просто молодцы. Запишите домашнее задание.

§ 24, заполнить таблицу до конца.

Мы с вами не побывали еще в одной природной зоне Африки - вечнозеленые жестколистные леса и кустарники, которые находятся в субтропическом поясе. Я предлагаю совершить вам заочное путешествие в этой зоне, а свои впечатления записать в виде мини-сочинения на тему «Один день в субтропиках». Путешествовать можете на любом виде транспорта: автомобиль, самолёт, верблюд или довериться своим ногам. А можете полететь на воздушном шаре – экологически чистом виде транспорта. Всё в ваших руках. А особенно фантазия.














Природные зоны Африки

Название природной зоны

Климат

Растительный мир

Животный мир

Влажные экваториальные леса (по обе стороны от экватора и вдоль Гвинейского залива)




Саванны занимают 40 % площади материка.





Пустыни и полупустыни.






Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники






Природные зоны Африки

Название природной зоны

Климат

Растительный мир

Животный мир

Влажные экваториальные леса (по обе стороны от экватора и вдоль Гвинейского залива)




Саванны занимают 40 % площади материка.






Пустыни и полупустыни.






Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники







Карточка № 1.

  1. Назовите самый большой остров Африки. ________________________

  2. Назовите самую длинную реку Африки. _________________________

  3. Назовите высочайший вулкан Африки. ________________________



Карточка № 2.

  1. В какой части Африку пересекает экватор и начальный меридиан? _____________________________________________________________________

  2. Назовите океаны, омывающие берега Африки. ______________________________

  3. Назовите горы, которые расположены на северо–западе Африки. ______________



Карточка № 3.

  1. Назовите пролив, отделяющий Африку от Европы._________________________

  2. Какое плоскогорье находится на востоке Африки. _________________________

  3. Назовите реку Африки, которая дважды пересекает экватор. ________________



Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

1. Мадагаскар

1. Экватор посередине, меридиан на западе материка

1. Гибралтарский

2. Нил

2. Атлантический и Индийский

2. Восточно – Африканское

3. Килиманджаро

3. Атлас

3. Конго

Оценивание:

все ответы верны – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Нет верных ответов – «2»

Оценивание:

все ответы верны – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Нет верных ответов – «2»

Оценивание:

все ответы верны – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Нет верных ответов – «2»


10



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее