Конспект внеклассного мероприятия Тема «Растительный мир Беларуси»
Цель: расширить представления учащихся о растительном мире Республики Беларусь.
Задачи: воспитывать любовь и интерес к родной природе, желание принимать активное участие в ее охране; формировать бережное и ответственное отношение к природным богатствам Беларуси.
Оборудование: картинки с видами природы Беларуси, с изображениями животных и растений. Ход занятия:
1. Вызов.
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою, что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)
ЛЕС - БОГАТСТВО НАШЕЙ РОДИНЫ.
2. Осмысление.
Воспитатель: Почти третья часть территории Беларуси покрыто лесами. Основную часть занимают хвойные леса. А знаете ли вы, какое самое распространенное дерево в наших лесах? (Сосна.) Воспитатель показывает картинку соснового бора. Перед вами сосновый бор. Очень хорош и красив сосновый бор. Идешь или едешь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы старых деревьев. Опавшей прошлогоднею хвоею покрыта земля. Кое – где зеленеют листья брусники. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Пахнет смолой и землею. Тихо в сосновом бору. Изредка взлетает рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кудрявые вершины. На высоких старых соснах селятся, строят гнезда хищные птицы – ястребы и орлы. В сосновых борах собирают летом ягоды – бруснику и чернику, крепконогие боровики и скользкие маслята, розоватые сыроежки. Прогулка в сосновом бору не только прията. Аромат сосны целебен. А древесина сосны обладает ценными качествами. Ее используют в строительстве, в промышленности.
Воспитатель: Какие еще деревья произрастают в хвойных лесах ? (Ель) Воспитатель показывает картинку ели. Ель обычно растет на влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды набрать летом много грибов. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики – гнезда проворные белки. В еловых лесах живут рябчики, вьют гнезда хлопотливые дрозды. В урожайные годы, когда еловыми шишками увешаны ветви и вершины елей, остаются зимовать в лесу белки.
Воспитатель: А теперь каждая пара ребят получит картинку разрезанную на фрагменты. И после того как вы из фрагментов сложите картинку, вы узнаете о каком дереве пойдет дальше речь. (Береза.) Воспитатель показывает картинку березовой рощи. Из всех деревьев леса милее всех наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Множество перелетных певчих птиц собираются в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут под березами голубые и белые подснежники- перелески.
Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, и столько задумчивых песен поется в народе о ней! (Вс. Рождественский) А знаете ли вы, что древесина березы пенное сырье для изготовления фанеры, лыж, сувениров, предметов домашнего обихода. А береста – это природная бумага. Березовым соком, а так же настойкой из березовых почек лечили болезни и незаживающие раны.
Воспитатель: А сейчас мы с вами ребята отправимся в лес за ягодами. Отгадав загадки, мы вспомним, какие ягоды растут в лесу.
*** Я порой чернее ночи.
Неба синего синей.
Кто побольше съесть захочет —
Разукрасится сильней.
(Черника)
*** Я к родной земле приникла
И краснею возле пня.
Потому и называют
Люди ласково меня.
(Земляника)
*** Что за ягода такая — голубая – голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, как называется?
(Голубика)
*** Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(Клюква)
***
Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится – не даст простудиться.
В лес иди – ка – там ягодка…
(Брусника)
Воспитатель показывает картинки ягодников. Ты пришел в лес за ягодами. Кто тебе подскажет их адреса? Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Черника – обычная ягода сырого елового бора. И брусничный адрес – сосновый бор и смешанный лес, только земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном. Адрес клюквы – болото, где хозяином зеленый мох. Воспитатель: После того, как мы набрали полные лукошки ягод, нам надо отдохнуть.
Физминутка : Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Ягод мы уже набрали, а теперь отправимся за грибами.
Воспитатель показывает картинку строения гриба и картинки грибов.
Грибы очень интересные организмы. Они – не растения и не животные. Грибы составляют особое царство живых организмов. То, что мы называем грибом – это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы. Грибница иногда живёт сотни лет. Когда бывает много тепла и влаги, в некоторых местах грибницы из земли пробивается плодовое тело – ножка со шляпкой. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам.
На земле существует множество разных грибов. В настоящее время известно больше 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах.
Стихи про грибы
Сыроежка
На полянке, вдоль дорожки
Всюду встретится она,
Сыроежка-гриб хороший
Шляпка издали видна.
Жёлтая и красная
Сыроежка разная.
Л. Чефанова
Подберезовик
Под берёзкой у дорожки
кто стоит на крепкой ножке?
Он, в коричневом берете,
самый вкусный гриб на свете.
Подберёзовик - крепыш.
Соберём его малыш.
Блинникова Марина
Подосиновик
Под осинкой притаился,
Жёлтым листиком накрылся
Гриб на крепкой ножке серой,
В красной шляпке, загорелый.
Подосиновик-малыш.
Право, славненький, крепыш.
Под осинкой у ворот
Подосиновик растёт.
И горит, горит огнём
Шапка красная на нём!
Груданов Е.
Боровик
Коренастый боровик
На виду быть не привык.
Под кустом сидит он смело
До меня ему нет дела.
Наклонюсь и срежу ножку.
Землю счищу, и – в лукошко.
Регина Новикова
Маслята
Выбирается из плёнок,
как из беленьких пелёнок,
замечательный Маслёнок.
Из земли он вылез ловко -
маслом смазана головка.
Пидевич Инга
Белый гриб
Белый гриб растёт под ёлкой
Любит прелые иголки.
Загляни под ёлку смело
Там растёт грибочек белый
Крепок,вкусен и пригож
Царь грибов собой хорош.
Чефанова Л.
Лисички
Бегать вовсе не умеют,
Огоньком в траве желтеют,
Без хвостов они с сестричкой,
Хоть зовутся и лисички.
Эти крохотки лисички
Очень дружные сестрички.
Где одна - гляди вокруг
И увидишь 10 штук.
Огланова О.
Рыжик
Весь в хвоинках под сосной
Гриб смеется озорной.
Ах! Ты, рыжик! Как хорош!
На лисенка так похож!
Может средь еловых шишек
затеряться - не найдёшь,
гриб, известный всем как Рыжик -
Цветом он на них похож.
Н. Гаврикова
Мухомор
Мухомор – красивый гриб,
Только очень ядовит.
Лоси лишь его едят
И при этом говорят:
- Нет надёжнее микстуры:
Съел – и нет температуры.
Лечит коклюш и бронхит,
Съел – и горло не болит!
Мухомор – целебный гриб,
Он для нас не ядовит.
Трусов Василий
Воспитатель: Ну что ребята, грибов мы тоже набрали, можем возвращаться.
3. Рефлексия.
Вам понравилось наше занятие? Что бы вы хотели узнать в следующий раз?
А сейчас выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, покажите его.