«Осенний фестиваль знаний 2024»

Распространенные и нераспространенные предложения

Познакомить обучающихся с второстепенными членами предложения, с распространенными и нераспространенными предложениями.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.

Задачи:

Образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;

Развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения

Воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает смысловые единицы предложения и устанавливает отношения между ними; строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связейпредставляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Коммуникативные: приобретает опыт работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.

Предметные:

научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.

Ход урока

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

- Что мы называем грамматической основой?

- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)

Синтаксическая пятиминутка.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

3) Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.

В данных предложениях найдите главные члены предложения и выясните, чем они отличаются. Сгруппируйте их:

Школьники поют. Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни. Тишина. Необычная тишина. Наступила золотая осень. Под ногами рассыпаны разноцветные листья. Солнце светит ярко, но уже не греет. Вы любите ходить в лес за грибами? Мы с родителями очень любим лес осенью!

4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).

- Назовите группы предложений по цели высказывания. (Повествовательные, вопросительные и побудительные)

- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)

(Предложения, которые записаны на доске). Берегите лес! Очень люблю собирать грибы. Грузди – мои любимые грибы.

- Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.

- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)

- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.

5) Объяснение нового материала.

- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)

- Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)

- Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)

- Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».

Сравните предложения, записанные на доске:

Идет дождь. – Осенью часто идет дождь.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?

Чтение правила на стр.81.

- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

- Приведите примеры нераспространенных предложений.

- Приведите примеры распространенных предложений.

- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.

- Запишите предложение «На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)

- Выделите его грамматическую основу (пятна выделяются).

- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.

- От каких членов предложения задавали вопросы?

- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?

- Дайте полную характеристику предложения (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное).

6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)

7) Закрепление материала.

1. Распространить предложения

Пролетело лето. Наступила осень. Школьники учатся.

- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы первоначально записали? (нераспространенные)

- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.

2. Запись под диктовку предложений (самостоятельная работа).

- Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.

- Объясните выбор орфограмм.

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.

8) Обобщение материала (фронтальный опрос).

- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

9) Подведение итогов

(Выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№175

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее