Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.
Задачи:
Образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;
Развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения
Воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.
Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает смысловые единицы предложения и устанавливает отношения между ними; строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
Коммуникативные: приобретает опыт работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.
Предметные:
научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.
Ход урока
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Что мы называем грамматической основой?
- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)
Синтаксическая пятиминутка.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
3) Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.
В данных предложениях найдите главные члены предложения и выясните, чем они отличаются. Сгруппируйте их:
Школьники поют. Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни. Тишина. Необычная тишина. Наступила золотая осень. Под ногами рассыпаны разноцветные листья. Солнце светит ярко, но уже не греет. Вы любите ходить в лес за грибами? Мы с родителями очень любим лес осенью!
4) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).
- Назовите группы предложений по цели высказывания. (Повествовательные, вопросительные и побудительные)
- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)
(Предложения, которые записаны на доске). Берегите лес! Очень люблю собирать грибы. Грузди – мои любимые грибы.
- Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.
- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.
5) Объяснение нового материала.
- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)
- Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
- Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)
- Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».
Сравните предложения, записанные на доске:
Идет дождь. – Осенью часто идет дождь.
- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)
- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?
Чтение правила на стр.81.
- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?
- Приведите примеры нераспространенных предложений.
- Приведите примеры распространенных предложений.
- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.
- Запишите предложение «На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)
- Выделите его грамматическую основу (пятна выделяются).
- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.
- От каких членов предложения задавали вопросы?
- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?
- Дайте полную характеристику предложения (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное).
6) Физкультминутка под музыку (один ученик у доски показывает упражнения, а другие повторяют за ним)
7) Закрепление материала.
1. Распространить предложения
Пролетело лето. Наступила осень. Школьники учатся.
- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы первоначально записали? (нераспространенные)
- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.
2. Запись под диктовку предложений (самостоятельная работа).
- Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.
- Объясните выбор орфограмм.
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.
8) Обобщение материала (фронтальный опрос).
- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)
- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)
- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.
9) Подведение итогов
(Выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№175