БОУ «ЧОШ для обучающихся с ОВЗ № 1» Минобразования Чувашии
Доклад
«Работы с учебниками на уроках географии средней общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: учитель географии
1. Учебник как важнейшее средство обучения
География является одной из важнейших учебных дисциплин в общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Изучение географического материала расширяет кругозор об окружающем мире у обучающихся с нарушением интеллектуального развития, они получают знания о природе, населении, хозяйстве родного края, своей страны и других государств, об особенностях взаимодействия человека и природной среды, знакомятся с культурными традициями народов России и других стран.
География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов, ограниченности информации об окружающем мире у обучающихся.
Важнейшим источником знаний в обучении географии служит учебник. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения обучающихся от незнания к знанию, способствует приобретению навыков учебной работы.
Исследователи в области методик преподавания географии и естествознания (К.П.Ягодовский, В.А.Грузинская, Т.И.Пороцкая, Соломина Е.Н., Лифанова Т.М. В.Н.Синёв и другие) не раз подчёркивали важность работы с учебниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Современные учебники по географии для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (учебники Соломиной Е.Н., Лифановой Т.М.) также соответствуют основным программным требованиям. В учебниках представлены текстовый и в нетекстовый компоненты, предлагаются вопросы и задания для обучающихся, кроме того, учебники богаты иллюстративным материалом, отражающим современные достижения науки, актуальное состояние географических объектов. Учебники по географии содержат материалы разного рода: тексты (описательные, объяснительные, художественные), схемы, таблицы, карты, рисунки, вопросы и задания. Доступность, простота языка, эмоциональность изложения — все это способствует усвоению учебного материала. Текст учебника напечатан крупным шрифтом. Мелкий шрифт быстро утомляет детей с интеллектуальной недостаточностью, многие из них имеют слабое зрение. Кроме того, крупный шрифт, которым напечатаны вопросы и задания, подчеркивает важность их выполнения учащимися. Однако преимущества и достоинства учебников значимы только в случае методически правильного обучения учащихся работе с учебником, привития любви к учебнику, воспитанию у них навыка и умения пользоваться книгой, аккуратности в обращении с учебным пособием
Начинаются учебники с обращения к школьникам, в котором рассказывается о структуре и оформлении учебника, способах работы с ним.
В текстах раскрыты основные теоретические и эмпирические сведения: описание географических объектов, определение понятий, причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы.
Тексты написаны доступным языком, без сложных грамматических конструкций, с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Общеизвестно, что работа с учебником должна способствовать обогащению словаря, развитию связной речи обучающихся. В связи с этим в текстах используются описания, сравнения, разъяснения новых слов и терминов. Полужирным курсивом и звездочкой (чум*, экспорт*, саванна*, оазис*) выделяются новые слова, значение которых раскрывается в словаре, помещенном в конце учебника.
Большинство текстов содержит не только фактические сведения, но и информацию, помогающую убедительно раскрывать базовые знания.
В статьях дается несколько больше материала, чем предусмотрено программой. Этот дополнительный материал служит закреплению главного, программного. Например, в таких темах, как «Океаны и моря у берегов России», «Острова и полуострова», «Горы и реки России», обучающиеся должны запомнить географическое положение и название изучаемых объектов, а все описания в тексте даны для закрепления материала.
Основные названия и выводы, которые должны запомнить обучающиеся, даются после каждой статьи. Эти сведения выделены шрифтом и заключены в рамку красного цвета.
Есть рубрика «Для любознательных...». Она выделена другим цветом и шрифтом. Здесь предлагается информация, которая дополняет материал статьи, способствует развитию интереса обучающихся к предмету, расширяет кругозор. Кроме того, эта информация может использоваться как в рассказе учителя, так и для дополнительного чтения сильными обучающимися. Тексты рубрики «Для любознательны.» содержат сведения о природе, животных, растениях, населении, его обычаях и традициях.
Содержание учебника определяется разнообразным методическим аппаратом. Вопросы и задания, расположенные до и после каждой статьи, не только помогают обучающимся воспроизводить содержание статьи, но и направлены на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное и второстепенное, использовать уже имеющиеся знания в новой ситуации.
Вопросы и задания предполагают использование различных источников знаний. Вопросы перед текстом сопровождаются специальными значками с изображением географической карты или книги, которые помогают обучающимся найти источник информации.
Вопросы и задания составлены с учетом дифференцированного подхода к обучающимся. Они предполагают разную степень сложности и рассчитаны на обучающихся с различными возможностями в обучении.
Ориентироваться в тексте обучающимся помогает разный шрифт. Полужирным шрифтом выделены названия географических объектов, которые ученики должны усвоить, уметь находить в тексте и отмечать на контурной карте, - Уральские горы, река Волга, город Москва. Курсивом обозначены названия животных, растений, полезных ископаемых и других предметов, и объектов, типичных для изучаемой местности, - морской котик, нерпа, белый медведь, нефть, га, каменный уголь.
Для лучшей ориентировки в учебнике каждому разделу соответствуют определенные условные цвета, на которых написаны названия параграфов. В учебнике для 7 класса это цвета, которыми на карте показаны природные зоны России; в учебнике для 8 класса для каждого материка выбран определенный цвет. Номера страниц проставлены также на цветном уголке, на который нанесен контур изучаемого материка (8 класс) или России (7 класс). Это помогает не только быстро находить нужный текст, но и лучше запоминать очертания континента или цвет, которым изучаемая зона обозначается на карте.
Учебники хорошо проиллюстрированы. Для создания более отчетливого образа излагаемый материал подкрепляется соответствующими иллюстрациями описываемого предмета, географического объекта или явления, картосхемами, позволяющими лучше усвоить материал. К каждому параграфу предлагается несколько цветных фотографий, которые иллюстрируют содержание текста, уточняют и дополняют его. Рисунки сопровождаются простыми лаконичными подписями. В тексте даны ссылки на соответствующие иллюстрации. На фотографиях и рисунках изображены различные ландшафты, культурные и исторические достопримечательности, животные и растения, представители населения различных материков и государств, даны портреты исторических личностей.
Кроме фотографий и рисунков, в учебнике помещены картосхемы и карты. Так, в учебник для 7 класса включены картосхемы России с выделением только одной (изучаемой) природной зоны с контурами представителей растительного и животного мира. В учебнике для 8 класса в каждом разделе имеются физические карты, карты природных зон и политические карты материков. В учебнике для 9 класса представлены карты Евразии, физические и политические карты различных регионов Европы и Азии, на которых выделены изучаемые государства. Впервые в учебниках даны оригинальные карты и картосхемы, на которых цветом выделена изучаемая территория.
К картам и схемам учебника имеются вопросы и задания до и после текста, они помогают лучше усвоить содержание изложенного материала.
Впервые дополнительно к учебникам созданы приложения, которые дополняют материал учебных статей. Кроме физических и политических карт, в приложения включены иллюстрированные карты растительного и животного мира, занятий населения России и других материков. Картографическая наглядность специально адаптирована к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. В легендах карт использованы не абстрактные символы, а реалистичные рисунки, раскрывающие содержание учебного материала и дающие возможность обучающимся самостоятельно получать географическую информацию.
Учебники оформлены в едином стиле: на переплеты помещены фотографии, по которым можно узнать о содержании учебника. Новые учебники отличаются от традиционных большим форматом.
Таким образом, учебник приобретает важную роль в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Учебник способствует приобретению знаний по географии и навыков учебной работы. При этом особенно важно уметь организовывать самостоятельную деятельность школьник
2. Приемы работы с учебниками географии для 6-9 классов
Опираясь на ряд методических исследований и собственный многолетний опыт я, предлагаю использовать ряд приемов работы с учебниками на уроках географии средней общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Работая в школе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, можно заметить, что многие обучающиеся не умеют работать с учебником. Для обучающихся это сложный вид умственной деятельности, и начинаться он должен с ознакомления с структурными элементами учебника.
В начале учебного года первый урок в классе учитель начинает со знакомства обучающихся с новым для них учебником. Обучающиеся под руководством учителя рассматривают обложку учебной книги, знакомятся с оглавлением, иллюстрациями, учатся ориентироваться в учебнике - находить изучаемый раздел, статью, работать со словарем, картами, приложением
Учитель предлагает открыть книгу, прочесть на титульном листе название и фамилию автора, год издания, ознакомиться с оглавлением. Следует обратить внимание обучающихся на обложку учебника, обилие рисунков, наличие карт и картин, предложить им попытаться раскрыть смысловое значение некоторых из них. Внимание обучающихся обращается и на дополнительный материал к урокам. Дополнительный материал расширяет кругозор детей, служит для закрепления главного, программного, приучает к работе с учебником, так как обучающихся трудно научить получать знания из книг.
Сначала ребята учатся находить название учебника, нужную страницу, картинку, текст. Обучающихся необходимо научить приёмам ориентировки в учебной книге: находить введение, оглавление, шрифтовые выделения, заголовки, абзацы. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в книге, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их. Важно чтобы эта работа проводилась систематически, изменяясь и усложняясь соответственно возрастным особенностям обучающихся, главное, чтобы выработался алгоритм такой деятельности. По структуре учебника проводится игра “Книжкин компас”.
План игры “Книжкин компас”. По учебнику Т.М Лифанова. Е.Н.Соломина «География 7 класс».
I. Задания по оглавлению.
1.Сколько глав в учебнике?
2.А сколько параграфов в третьей главе?
3.Верно ли, что в четвертом параграфе 8 пунктов?
4.Сколько пунктов посвящено теме “ Зона степей”?
5.Чем заканчивается каждый пункт?
6.На какой странице тема: «Население России. Народы России».
На уроках географии учебник чаще всего используется для закрепления знаний. Основная работа с учебником проводится после изложения учителем нового материала. Желательно, чтобы в свой рассказ учитель включал и разъяснял те новые слова, которые в дальнейшем встретятся в тексте учебника.
Традиционно перед чтением статьи учебника вновь проводится словарная работа. При ее проведении учитель выделяет из статьи учебника незнакомые, трудные для прочтения или запоминания слова. Например, навигация, метеорологи, океанологи. Они выписываются на доске, проставляются ударения, цветом выделяются трудные орфограммы. Учитель может объяснить способ образования слов (оленевод) и их значение, устанавливается связь с уроками русского языка.
Перед прочтением статьи должна проводиться и работа с рисунками учебника. Ученики рассматривают иллюстрации, читают подписи, разбирают детали рисунка или схемы. Предлагаю в случае необходимости выполнить аналогичный рисунок или схему на доске и разобрать их отдельные части.
На уроках географии возможно практиковать чтение вслух и про себя. В 6 классе чтение вслух - это основной вид работы с учебником. В дальнейшем, можно использовать чтение как вслух, так и про себя.
Работу со статьей учебника следует начинать с первичного прочтения, так как обучающиеся с нарушениями интеллекта не могут свободно ориентироваться в незнакомом тексте.
В методике преподавания географии существуют различные подходы к первичному прочтению - это чтение статьи целиком и чтение по частям.
Чтение статьи целиком предполагает ее прочтение учителем, одним или несколькими обучающимися, а затем работу над ее содержанием. Такой вид чтения позволяет обучающимся вникнуть в содержание текста, так как в результате остановок и переключения внимания они могут забыть смысл прочитанного. В этом случае перед первым прочтением статьи задается вопрос, на который школьники должны будут ответить по окончании этой работы.
Возможен и другой вариант первоначальной работы с текстом. Поскольку чтение статьи учебника проводится после рассказа учителя, то обучающимся во многом знакомо ее содержание и возможно использовать чтение по частям или по логическим фрагментам («Прочитайте только первый абзац»). В таком случае обучающиеся читают текст, а учитель проверяет степень понимания прочитанного материала путем постановки вопросов. По окончании прочтения всего текста проводится беседа по его содержанию. Если текст велик по объему, педагог адресует обучающихся к прочтению отдельных фрагментов, указывая на их расположение на странице.
После первичного прочтения можно предложить разнообразные виды работы со статьей.
Ответы на вопросы учителя и учебника после прочтения статьи:
- воспроизведение прочитанного.
Какой лес называется тайгой?
Какие острова расположены у побережья Австралии?
- ответ на вопрос, на который нет прямого указания в текст.
Как приспособились деревья тайги к суровому климату?
При выборочном чтении статьи могут применяться следующие приемы:
-поиск определений понятий.
Прочитайте, что такое водные ресурсы.
Найдите в тексте, что означает слово барханы.
- поиск ответа на вопрос.
Прочитайте, какие меры принимает правительство Австралии для того чтобы сохранить природу материка.
- поиск в учебнике объяснения географического явления.
Найдите абзац, где говорится о том, почему в зоне степей земледелие является ведущей отраслью сельского хозяйства.
Работа с иллюстрациями учебник:
- описание иллюстрации.
- подбор соответствующих фрагментов текста к иллюстрациям.
Посмотрите на рисунок 46. Кто на нем изображен? Найдите, как в тексте описываются эти животные.
- поиск изображенного объекта на карте.
Прочитайте, что изображено на рисунке 76. Найдите это озеро на карте.
Не менее важным этапом в работе с учебником является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание обучающихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал, что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это покажет, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях обучающиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.
Составление плана статьи
На начальных этапах учитель сам составляет план рассказа, записывает его на доске и предлагает ученикам пересказать статью учебника по данному плану. Затем план составляется коллективно под руководством учителя. Педагог задает вопрос, помогая обучающимся найти главную мысль, необходимые слова для ее краткого выражения. Наиболее удачные формулировки записываются на доске и в тетрадях. Помимо заголовков, возможно записывать опорные слова, с помощью которых учащиеся смогут восстановить содержание текста.
Совместная работа с учебником и картами
- поиск на карте объектов, о которых говорится в статье учебника.
Покажите на карте реки, названия которых выделены в тексте жирным шрифтом.
- самостоятельное получение географической информации из карт учебника или приложения.
Определите по карте, расположенной на форзаце учебника, какие природные зоны есть на территории России.
По картам приложения к учебнику определите, какие животные обитают в зоне арктических пустынь.
Совместная работа с учебником и рабочими тетрадями
- выписывание из учебника определений понятий, названий географических объектов, животных, растений и т.д.
Найдите в тексте, какие животные обитают в зоне саванн. Прочитайте. Запишите в тетрадь названия этих животных. (Перед выполнением задания учитель может напомнить школьникам, что названия животных выделены шрифтом.)
- письменные ответы на вопросы с опорой на статью учебника (учитель задает вопросы или записывает их на доске. Обучающиеся находят ответ в статье учебника, зачитывают его, а затем записывают в тетрадь.).
Где проживает большинство населения зоны полупустынь и пустынь?
Какая отрасль сельского хозяйства развита в пустынях и полупустынях?
Где в зоне пустынь и полупустынь занимаются земледелием?
Каково основное занятие населения, проживающего на побережье Каспийского моря?
(Таким образом, обучающиеся записывают в тетради основные положения урока, т. е. ту информацию, которую они должны усвоить. На эти записи школьники могут опираться при составлении собственного рассказа.)
- заполнение таблиц, схем с опорой на содержание статьи учебника; (таблица «Животные пустынь Африки». В таблице может быть 2 графы - названия животных и как они приспособились к жизни в пустыне. Ученики совместно с учителем заполняют таблицу, опираясь на содержание статьи учебника.).
- выполнение рисунков.
Нарисуйте в тетради животных, которые водятся на материке Южная Америка.
Нарисуйте северное сияние.
Совместная работа с учебником и рабочими тетрадями
- выполнение заданий с опорой на статью учебника, подстановочные задания, заполнение таблиц, схем, дописывание предложений, заполнение кроссвордов и т. д.
Подумай и напиши, от чего зависит климат материка Африка. Для ответа используй текст учебника на с. 28.
Выполнение домашнего задания по учебнику
- чтение и пересказ
Прочитайте статью в учебнике и перескажите ее по плану, записанному в тетради.
- чтение и ответы на вопросы.
Прочитайте статью в учебнике и ответьте на вопросы после текста.
- заполнение таблиц (продолжается работа, начатая на уроке)
- выполнение рисунков с опорой на иллюстрацию учебника.
Для облегчения выполнения этого задания учитель может аналогичную работу проделать в классе.
Опыт работы показывает, что в отдельных случаях чтение статьи учебника может предшествовать рассказу учителя, т. е. может использоваться прием объяснительного чтения. Такой прием ввиду его сложности возможен лишь в старших классах. Он подготавливает обучающихся к дальнейшему самостоятельному получению информации из разных источников. В этом случае работа с учебником может протекать следующим образом: обучающиеся по очереди читают статью по абзацам или логическим фрагментам, отвечают на вопросы. Незнакомые слова и термины объясняются учителем. Затем он дополняет ответы обучающихся новыми современными интересными сведениями, иллюстрируя их наглядными пособиями. После прочтения статьи проводится беседа, в ходе которой анализируется содержание текста.
Таким образом, описанные разнообразные приемы помогут учителю наиболее эффективно использовать учебники и цветные иллюстрированные приложения к ним.
Для закрепления знаний по темам, изложенным в учебных книгах, можно использовать рабочие тетради по географии для 6-9 классов (автор Т. М. Лифанова). В них даны вариативные задания различной степени сложности, которые могут применяться как в классе, так и при выполнении домашних заданий. В рабочую тетрадь впервые включены адаптированные к особенностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости контурные карты, многочисленные письменные задания, таблицы, схемы, дидактические игры. Они позволяют учителю проводить урок более эффективно, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, столь необходимый для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, развивать их познавательный интерес, повышать мотивацию к обучению. Материал рабочих тетрадей помогает педагогу разнообразить методические приемы, используемые на уроке. Отдельные задания (схемы, таблицы, контурные карты, ребусы, кроссворды и т.п.) учитель может демонстрировать в виде слайдов всему классу (например, объясняя, что и как надо заполнить на контурной карте
Приемы работы с текстом преследуют цель не только понимание географического материала, но и привитие навыков сознательного чтения.
Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
1.Работа с учебником с помощью учителя.
2.Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.
За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
-уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
-устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
-сравнивать изучаемые явления;
-делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
-составлять словарь по теме;
-составлять план по тексту учебника;
-писать конспекты;
-выполнять опыты, описанные в учебнике.
Рассмотрим применение некоторых приемов работы с учебником при изучении темы “Явления природы” (стр.13-15; 6 класс)
I вид работы. Чтение текста по абзацам с обсуждением.
Совместно с учителем составляется план прочитанной темы.
Чтение текста | План |
1. Прочитали первое предложение. Вывод. | 1.Знакомство с явлениями природы. |
2. Прочитаем первый абзац. Вывод. | 2.Образование ветра. |
3. Прочитаем второй абзац. Вывод. | 3. Осадки, что к ним относится. |
5. Прочитаем четвертый абзац. Вывод. | 5. Правила поведения во время грозы. |
|
|
|
|
План записывается в тетради обучающихся.
II-й вид работы. Самостоятельная работа.
Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и вовремя, отводимое на проведение проверки знаний обучающихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы обучающихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:
1. Наличие у обучающихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.
2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес обучающихся и требующего самостоятельного решения.
3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.
4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. На следующем уроке, например, по теме: «Природные явления» можно задать домашнее задание на отыскание дополнительной информации о природных явлениях в виде загадок.
Так же одной из форм работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа.
Вопросы при этом могут быть следующими.
1.Что из прочитанного вам уже известно?
2.Что нового вы узнали?
3.Как выделены в тексте новые понятия?
4.Ответы на эти вопросы помогают научить обучающихся ориентироваться в тексте.
Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа позволяет решать сразу несколько задач:
- способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
- формирует умение отвечать кратко и четко;
- облегчает дифференцированный подход к обучению: обучающимся с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы;
- при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.
Можно проводить письменную работу над новыми терминами. Для этого необходимо выписать эти термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, ставить звездочку, подчеркивать или выделять.
Для углубления самостоятельной работы над учебником проводится выборочное чтение текста по заранее подготовленным заданиям учителя:
1) нахождение того или иного определения понятия;
2) нахождение ответа на вопрос;
3) нахождение в тексте объяснения географического явления.
Выводы
Учебник является необходимым условием для того, чтобы у обучающихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы обучающиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.
Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебник успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.
Работа по формированию у обучающихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий