«Зимний фестиваль знаний 2025»

Работа со слабоуспевающими на уроках английского языка

Как работать со слабоуспевающими учениками на уроках иностранного языка,

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Современное общество требует от ребенка умения учиться. Главным показателем данного умения является успеваемость во время учебы в школе, которое у некоторых учеников не достигает нужного уровня.

Говоря о неуспеваемости, имеем в виду, что ребенок не занимается в полную силу и не дотягивает не столько до требований государственной программы, сколько до своих возможностей; а также проявляет недостаточную активность в процессе обучения или избегает ее всеми возможными путями.

В основе неуспеваемости лежат два комплекса черт:

  • обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способов деятельности;

  • отношение учащихся к учению, к школе, его мотивация.

Чтобы преодолеть проблемы в обучении у отстающих и слабоуспевающих учеников надо развивать у них память, внимание и мышление. Н.Д. Гальскова в своей книге "Теория и практика обучения иностранным языкам" отмечает: "Малоспособный к изучению иностранного языка ученик-это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми её можно наилучшим образом обеспечить. Путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приёмам учебной деятельности, тренировку его психических функций (памяти, внимания, мышления, слухового восприятия и т.д.) и использование принципа индивидуального подхода. Игнорирование этого принципа приводит к тому, что наиболее способные и развитые учащиеся задерживаются в своём развитии, у них снижается познавательная активность, темп работы, а слабо подготовленные учащиеся не в состоянии достичь уровня "средних", а тем более "сильных" школьников. При обучении иностранному языку нужно использовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы, чтобы свести количество отстающих и неуспевающих детей к минимуму.

 

 По опыту практической работы можно определить, что низкая успеваемость имеет сложную структуру и происхождение.

Организация работы по устранению низкой успеваемости должна быть построена по следующим направлениям:

- развитие у учащихся необходимых учебных умений, поскольку в некоторых случаях отсутствие таких умений является главной причиной низкой успеваемости;

- коррекционно-методическая работа учителя, направленная на выявление причин низкой успеваемости ученика и изучения эффективных технологий общения и преподавания.

Необходимо проанализировать качество уроков по следующим критериям:

- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

- организация поисковой деятельности детей на уроке;

- систематизация знаний.

На уроках, как для преодоления, так и для профилактики, желательно использовать разнообразные упражнения, развивающие способности к иностранному языку.

 

Рекомендации для преодоления низкой успеваемости учащихся:

1. Использовать современные технологии и методики (интерактивные методы, проектную технологию, технологию веб-квеста, игровые технологии).

2. На уроках создавать «ситуации успеха», дать возможность каждому ребенку почувствовать радость достижения успеха, осознание собственных способностей, веры в собственные силы.

3. Способствовать развитию креативности учащихся, поощрять их к различным видам деятельности:

 

- занятость;

- написание рефератов, рисования комиксов;

- составление кроссвордов, ребусов, загадок;

- создание собственных презентаций;

- написание отзывов на прочитанные произведения;

- создание коллективных работ, стенгазет, буклетов.

4. Привлекать учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах.

5. Учить учащихся пользоваться учебником, дополнительной литературой, словарями, справочниками. На уроках иностранного языкаэффективным приемом является применение алгоритмов, различных памяток, подстановочных таблиц и т.д.

Работа над лексикой.

Лексический (словарный) запас имеет очень большое значение для изучения иностранного языка. Работая над новой лексикой следует придерживаться  следующих принципов и правил:

-принцип частотности (наиболее употребляемые слова, словосочетания и устойчивые выражения)

-больше внимания уделять изучению пословиц и т.п.;

- расширять лексический запас учащихся, подбирая синонимы;

- знакомить учеников с «молодежной лексикой», с «компьютерной лексикой», отрабатывать ее применение во всех видах речевой деятельности;

-делать акцент на использовании мнемотехнических приемов при изучении лексики, учить запоминать иноязычную лексику с помощью ассоциаций.

Чтение значительно способствует расширению словарного запаса.

Памятка. Как запомнить лексику, которая встречается в тексте.

1. Выпиши слово в словарь.

2. Пропиши новое слово.

3. Выпиши новое слово в словосочетании.

4. Подбери синонимы.

5. Сложи с новым словом предложения.

6. Старайся запомнить новое слово.

Развитие навыков устной речи

Язык - это средство общения, поэтому одной из главных задач при изучении иностранного языка является овладение устной речью. Это самое сложное умение при изучении иностранного языка. «Языковой барьер» удается преодолеть не каждому сильному ученику, а слабоуспевающих ученикам еще труднее овладевать навыками устной речи. Этому будет способствовать:

- выполнение лексико-грамматических упражнений;

- изучение наизусть рифмовок, стихов, скороговорок, диалогов, текстов;

- описание рисунков с речевым образцом;

- разыгрывание диалогов в парах;

- ролевые игры;

- составление рассказа с опорой на ключевые слова, рисунки;

- написание писем, приказов, произведений.

- просмотр и прослушивание аутентичных материалов;

- постановка сказок.

Памятка: Как работать над грамматикой

Сформированность грамматических навыков - одна из предпосылок формирования умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Памятка для учащихся при изучении грамматического явления:

1. Прочитайте правило; внимательно изучите примеры применения правила.

2. Приведите собственные примеры.

3. Запишите правило в тетрадь.

4. Выполните грамматические упражнения письменно, проверьте их правильность, если есть ключи.

5. Выполните еще раз упражнения устно, чтобы сформировать навыки.

6. Найди грамматическое явление в тексте, объясни его.

Памятка: Как работать над текстом

1. Прочитайте текст для понимания смысла.

2. Прослушай текст в записи, если есть такая возможность, повторяя за диктором.

3. Выпишите новые слова в словарь, изучите их значение.

4. Переведите текст, обращаясь к словарю.

5. Выполните все послетекстовые упражнения.

6. Составьте вопросы к тексту, дайте на них ответы.

7. Попробуйте пересказать текст:

- рассказывая от III лица;

- от автора,

- трансформируя прямую речь в косвенную (если такая тема уже изучалась).

 

При этом надо не забывать об индивидуальных особенностях учащихся и учитывать их в своей работе. Хочется отметить, что в разных УМК некоторые упражнения на развитие компонентов способности к иностранному языку присутствуют. Необходимо их выполнять и дополнять своими.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее