Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности
Гуторова М.С., учитель начальных классов
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к ступени начального образования.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования.
В научной литературе данная тема весьма актуальна, так многие ученые проводят исследования по формированию смыслового чтения (В.Г.Апальков, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан, и др.).
В педагогической практике надо обратить внимание на способы анализа текста, которые обеспечивают предметные и метапредметные результаты в учебном процессе на основе УМК «Школа России».
Тема моего выступления: «Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников ».
Цель: создание условий для личного роста школьников, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих формированию читательской грамотности.
Задачи:
-развивать умение извлекать из текстов информацию в явном и неявном виде;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать читательскую грамотность учащихся через уроки литературного чтения.
Читательская грамотность- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Читательская грамотность лежит в основе умения учиться.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
-умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя .
В 3–4 классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Таким образом, уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.
Формирование читательской грамотности как способности учащихся к осмыслению письменных текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также умений использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях представляет особо актуальную задачу начальной ступени.
Я работаю по учебнику «Литературное чтение» УМК «Школа России». После изучения раздела дается копилка заданий и вопросов «Проверь себя», которые нацелены на работу с текстом.
На уроках литературного чтения я применяю элементы технологии критического мышления:
Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста, иллюстрации определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Уголки» при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Рассказ М. Зощенко «Золотые слова».
Среди положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети называли послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём я применяю при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Аленький цветочек».
Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
А.П. Чехов «Мальчики»
Как звали мальчиков?
Что придумал Чечевицын?
Куда хотели бежать мальчики?
Дайте несколько объяснений, почему не состоялся побег?
В чем различие Чечевицына и Володеньки?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Приём «Создание викторины»
После прочтения сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» учащиеся составили вопросы викторины, работая в паре.
1. Как звали деда?
2. Как звали девочку и кошку?
3.Кто был Серебряное копытце?
4.Куда собирался дед?
5.На какой ноге у козла было серебряное копытце?
6. Сколько у козла было веток на рогах?
7. Что ест козел?
8.Куда пошел дед, чтобы увезти сало?
Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Акула», который был предложен учащимся для работы с последующим коллективным обсуждением.
Назовите главных героев рассказа?
Где происходят события?
Какие чувства испытывали мальчики, оказавшись в открытом море? Подтвердите ответ словами из текста.
Как автор относится к мальчикам? Какими словами он пишет о них?
Что случилось в море? Найдите в тексте соответствующее предложение.
Как поступил артиллерист?
Перечитайте описание поведения артиллериста. Выпишите глаголы
Почему артиллерист закрыл лицо руками?
Чем заканчивается рассказ?
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, учащимся предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется учащимися, в зависимости от их уровня развития.
Учащиеся 3 класса прочитали сказку о Храбром зайце Д.Н. Мамина- Сибиряка и написали продолжение .
Потом они жили счастливо. Мама ходила за водой , а папа играл с зайчиком.
Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
Так, работая над баснями И.А. Крылова учащиеся 3класса заполняли проектные листы.
Задание 3.Напиши сочинение –рассуждение на тему «Чему учат басни И.А.Крылова».
Басни Крылова высмеивают жадность, глупость, наглую самоуверенность.
Басни учат тому, что не верить, когда говорят красивые слова. Они хотят забрать что-нибудь вкусное или вещь.
В рамках работы по формированию читательской грамотно информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей ресурсов Интернета. Часто применяю на уроках работу в группе и в паре.
Большой интерес у учащихся вызывает
работа по комплексному анализу текстов. Для этого я использую
небольшие по объёму научно-познавательные тексты. Тексты познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся.
В первом полугодии я проводила дополнительную работу с текстом с учениками 4класса. Они анализировали тексты природоведческого характера: «Моржи», «Дельфины», «Ленивцы», «Кто такие коалы?», «Кто такие панголины?». Все эти тексты были тренировочными. У каждого ученика на парте лист с текстом.
Прочитай внимательно и вдумчиво текст. К текстам дается 10 заданий, которые дают возможность проверить такие умения учащихся, как:
- извлекать из текста информацию данную в явном и неявном виде,
-самостоятельно делать выводы и обосновывать их,
-правильно интерпретировать иносказание, понимать основную мысль текста,
- целесообразность выбора того или иного языкового средства,
-преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную и наоборот. Дается инструкция. К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.
Результаты выполнения позволили сделать вывод об овладении учеником необходимых умений по работе с текстом.
Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.
При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.