Работа наставника с молодым специалистом.
Щукина Елена Николаевна учитель математики МОАУ «СОШ №24» г. Оренбург
Когда меня прикрепили к молодому специалисту, казалось, ничего трудного. Помочь, подсказать, посетить несколько уроков, поделиться опытом.
Понимание того, что наставничество - это проект пришло уже в процессе работы со вторым молодым учителем.
Основные этапы проектной деятельности:
– анализ проблемы;
– постановка цели и задач проекта;
– выбор средств ее достижения;
– поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
– оценка полученных результатов и выводов- абсолютно четко включаются в работу с молодым специалистом.
Как любой проект, начинаем с анализа.
А анализ начнем с диагностики. На самом деле, это самое простое в работе, смотришь все: от поурочного планирования до работ учащихся. Посещаешь уроки разных типов. Отслеживать необходимо так же отношения с обучающимися и отношение обучающихся к педагогу и уроку.
Конечно, после каждого посещенного мной урока, я тщательно анализирую его с учителем, это основа. Но вот неформальное общение с учениками, я сначала упустила из вида. Картина размывается. Она не полная. Если на уроке на задней парте сидит опытный учитель, дети автоматически работают успешно, учителю легче показать этапы урока и остается только отработка методики.
В реальности молодой специалист может скатиться в две крайности: оттолкнуть детей отсутствием эмпатии или, наоборот, что бывает чаше, скатиться до панибратства.
Поэтому результаты диагностики необходимо обсудить вместе, и только после этого ставить цели и задачи. Цель - что вы хотите вместе получить в результате взаимодействия.
С этим довольно просто:
В идеале, в результате взаимодействия с наставником, должен получиться крепкий специалист, хорошо владеющий методикой, так как предметом владеть студентов педагогических ВУЗов, обычно, учат неплохо.
Нельзя забывать о своей личностной цели: для чего ты это делаешь, что ты хочешь получить лично для себя.
Без этой личной цели никакие вознаграждения в виде стимулирующих и прочих пряников не заставят вас работать с молодым коллегой в полную силу.
Для себя я решила, что моя личностная цель, это реально подготовить смену себе, такого учителя, которому я доверю обучение своих внуков и будет не жалко отдать любимый класс при выходе на пенсию.
Но, если говорить о взаимодействии, цели должны ставить не только наставники, но и молодой специалист.
А значит, проект общий, вряд ли на начальном этапе молодой учитель осознает, что это проект больше его, чем наставника.
Тогда и задачи нужно ставить вместе.
Задач много, они зависят конкретно от личности молодого учителя. Наиболее общие из них, это осознание структуры урока, понимание, что результат работы с учащимися нужно прогнозировать на несколько лет вперед, отработка чувства времени и много-много других проблем, которые катятся часто как снежный ком на молоденьких мальчиков и девочек и с которыми они без нас взрослых и опытных нас не справятся.
Проблема всех учителей нашего поколения: время.
Минимум тридцать часов нагрузки у нас, и столько же у нашего молодого коллеги.
Значит, составляем жесткий план работы:
Анализ общего расписания.
Посещение молодым коллегой не менее трех уроков неделю у Вас.
Посещение не менее трех уроков подопечного.
Ежедневно, не менее часа уделять внимание специалисту: это можно делать на переменах, между сменами, просто задержаться после работы.
Подведение промежуточных итогов каждую четверть, каникулы идеально подходят.
Взаимодействие с другими наставниками для коррекции работы и обмена опытом.
Работа с методической литературой.
Лично я воспринимаю работу с молодыми учителями как работу с одаренными детьми. Этапы похожи, только результат ближе.
И, конечно, итог работы с молодым специалистом должен быть оформлен как продукт нашей совместной деятельности. Не обязательно участие в Педдебюте, но вот пригласить коллег друзей из школы на открытый урок, не бояться похвалиться своими результатами, быть открытым к общению_ это отлично.
Это мое видение проблемы. Я пришла к нему через практику, ошибки и успехи. Мне кажется, что учиться наставничеству нужно так же как любому новому делу. Ясно, что оно зародилось не сейчас и, когда-то и меня тоже учили и поддерживали. Но, если молодые специалисты не идут в школу, а, часто, и бегут из нее после года работы, то значит мы, старшее поколение делаем что- то не то и не так.