Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства»
имени Я. П. Осадчего
« РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АССОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ГРУППЕ»
\
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ 32:
Савенкова Елена Павловна
Введение.
Актуальность темы определена, прежде всего, той обстановкой, которая сложилась в последнее время во многих российских регионах и Челябинск не исключение. Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Для управлением профилактической работой в нашей техникуме создан «Совет профилактики». Для создания плана работы классного руководителя по профилактике асоциальных явлений ( в том числе) в классном коллективе я руководствуюсь планом работы техникума
Направления, методики и формы работы по составлению плана работы классного руководителя
1.Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
Данное направление работы является важным компонентом в системе ранней
профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими обучающимися.
Если обучающийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
Пример:
2.Борьба с прогулами занятий.
Это направление является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у студента, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках, в подъездах и т.п. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
Классный руководитель проводит ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у
родителей причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.
Своевременное принятие мер, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
Пример:
3.Организация досуга учащихся.
Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу -одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классным руководителем должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».
Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Пример:
4.Пропаганда здорового образа жизни.
Это направление работы классного руководителя должно исходить из потребностей
студентов и их естественного природного потенциала.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов),
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:
беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами
учащиеся;
беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют
преимущества здорового образа жизни;
«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем:
наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
милосердие, доброта и здоровье;
природа и здоровье;
любовь и здоровье;
здоровье и успешная карьера;
мода и здоровье;
фигура и здоровье;
спорт и здоровье;
компьютерные игры и здоровье;
СМИ и здоровье.
Роль классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, будут способствовать формированию жизненных позиций.
Пример:
5.Правовое воспитание.
Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний –необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы».
На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
Пример:
6.Профилактика наркомании и токсикомании.
Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с социально-психологической, органами полиции и здравоохранения,
родительской общественностью.
Пример:
7.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения обучающихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках. Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, наказаниям, запретам, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое разнообразие проблем, а в будущем -поведенческие расстройства, асоциальное поведение.
Пример:
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
При выявлении негативных фактов классный руководитель должен информировать Совет профилактики техникума. Он знакомится с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводит беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляет акты обследования жилищных условий совместно с социальным педагогом, выясняет положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с сотрудниками органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу нужно проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи.
Пример:
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Одним из важнейших направлений профилактической деятельности
является выявление, постановка на внутритехникумский контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
И в этом направлении работы классный руководитель играет ответственную роль.
Процедура постановки на внутритехникумский контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговора суда, информации из ПДН и т.п.).
Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т.д.
Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.
Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе.
Такой подход к составлению плана работы классного руководителя по профилактике асоциальных явлений в классном коллективе не является единственным, но он продиктован моей многолетней практикой работы классным руководителем.
Пример:
П.8. и 9. являют собой не столько план, сколько программу деятельности классного
руководителя, которая может осуществляться в течение длительного времени.
Тем не менее, я считаю, что внесение этих пунктов в план работы дает классному руководителю более полную возможность учесть и спланировать педагогическую деятельность по профилактике асоциального поведения учащихся.
Классный руководитель - это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является "центром" организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это - координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога.