МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАХАЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено»
Руководитель МО:
_____________/О.М. Огарова /
от 30.08.2018 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УР МКОУ «ПСШ»:
____________/Н.Ф. Попова/
от 31.08.2018г.
«Утверждено»
Директор МКОУ «ПСШ»
___________/О.В. Якушева/
Приказ № 44 от 31 августа 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку «Спортивные игры» (настольный теннис)
Составитель
учитель физической культуры и ОБЖ:
____________Якушев Анатолий Анатольевич
с. Пахачи
2018 год
Пояснительная записка
Программа «Настольный теннис» является модифицированной.
При разработке программы за основу была принята программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Барчукова , (этапы спортивного совершенствования ), 2004 года. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.
Образовательная программа “настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
задачи:
Образовательные
-
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
-
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
-
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
-
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
-
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
-
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
-
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
-
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
Программа рассчитана на детей и подростков от 11 до 16 лет.
Срок реализации программы - 3 года.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям.
ожидаемые результаты
К концу 1 года обучения учащиеся:
Будут знать:
-
будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
-
узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
-
узнают правила игры в настольный теннис;
-
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
-
Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
-
Провести специальную разминку для теннисиста
-
Овладеют основами техники настольного тенниса;
-
Овладеют основами судейства в теннисе;
-
Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
-
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
-
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
-
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
-
Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
К концу 2 года обучения учащиеся:
Будут знать:
-
расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
-
получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;
Будут уметь:
-
Проводить специальную разминку для теннисиста
-
Овладеют различными приемами техники настольного тенниса;
-
Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
-
Овладеют навыками судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
-
Овладеют навыками общения в коллективе;
-
будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Разовьют следующие качества:
-
улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;
-
повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям
По окончании третьего года обучения, учащиеся:
-
Освоят накат справа и слева по диагонали;
-
Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
-
Освоят накат справа и слева в один угол стола;
-
Научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
-
топ–спин справа по подставке справа;
-
Научаться делать топ спин слева по подставке;
-
Освоят технику топ спин слева по подставке;
-
Освоят технику топ–спина справа по подрезке справа;
-
Освоят технику топ–спин слева по подрезке слева;
-
Будут уметь проводить и судить соревнования в группах младшего возраста;
способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
формы подведения итогов
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры внутри группы, а также участие в школьном турнире по настольному теннису.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы настольного тенниса ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. | Вводный, положение о соревнованиях по настольному теннису. |
|
2 | Общефизическая подготовка
| Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы |
|
3 | Специальная подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.
| Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест.
|
|
4 | Техническая подготовка теннисиста | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование
|
|
5 | Игровая подготовка | В парах | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
|
Методическое обеспечение образовательной программы
содержание программы 1 года обучения
1. Теоретические сведения – 3 часа. (в процессе занятия)
-
Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
-
Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
-
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
-
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
-
Сведения о строении и функциях организма человека;
-
Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
-
Правила игры в настольный теннис;
-
Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;
2. Общефизическая подготовка – 30 часов (в процессе занятия развитие двигательных качеств)
-
Подвижные игры
-
ОРУ
-
Бег
-
Прыжки
-
Метания
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов (в процессе занятия)
-
Упражнения для развития прыжковой ловкости
-
Упражнения для развития силы
-
Упражнения для развития выносливости
-
Упражнения для развития гибкости
-
Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -31 часов (в процессе занятия)
-
техника хвата теннисной ракетки
-
жонглирование теннисным мячом
-
передвижения теннисиста
-
стойка теннисиста
-
основные виды вращения мяча
-
подачи мяча: «маятник», «челнок»
-
удары по теннисному мячу (удар без вращения – «толчок», удар с нижним вращением – «подрезка»)
5. Тактика игры – 33 часов (в процессе занятия)
- Подачи мяча в нападении;
- Прием подач ударом;
- Удары атакующие, защитные;
- Удары, отличающиеся по длине полета мяча
- Удары по высоте отскока на стороне соперника
6. Учебная игра – 34 часа
-
парные игры
-
«игра защитника против атакующего»
-
«игра атакующего против защитника»
содержание программы 2 года обучения
1. Теоретические сведения – 8 часов (в процессе занятия)
-
Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
-
Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
-
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
-
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
-
Сведения о строении и функциях организма человека;
-
Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
-
Правила игры в настольный теннис;
-
2. Общефизическая подготовка – 20 часов (в процессе занятия развитие двигательных качеств)
-
Подвижные игры
-
ОРУ
-
Бег
-
Прыжки
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов (в процессе занятия)
-
Упражнения для развития прыжковой ловкости
-
Упражнения для развития силы
-
Упражнения для развития выносливости
-
Упражнения для развития гибкости
-
Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -31 часов (в процессе занятия)
- подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,
- удары по теннисному мячу:
- удар без вращения – «толчок»
- удар с нижним вращением – «подрезка»
- удар с верхним вращением – «накат»
- удар «топ-спин» - сверхкрученый удар.
5. Тактика игры – 30 часов (в процессе занятия)
Подачи:
- атакующие, направленные на непосредственный выигрыш очка;
- подготавливающие атаку;
- защитные, не позволяющие противнику атаковать.
Прием подач ударом:
- атакующим;
- подготовительным;
- защитным.
6. Учебная игра – 34 часа (в процессе занятия)
- игра защитника против атакующего;
- игра атакующего против защитника;
- игра атакующего против атакующего;
- парные игры.
содержание программы 3 года обучения
1.Теоретические сведения – 6 часов (в процессе занятия)
-
Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
-
Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
-
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
-
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
-
Правила игры и методика судейства соревнований;
-
Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;
-
Действующие правила игры, терминология;
-
Перспективы дальнейшего развития правил;
-
Влияние правил игры на её развитие.
2. Общефизическая подготовка –20 часов (в процессе занятия развитие двигательных качеств)
-
Подвижные игры
-
ОРУ
-
Бег
-
Прыжки
-
Метание
3. Специальная физическая подготовка – 19 часов (в процессе занятия)
-
Упражнения для развития прыжковой ловкости
-
Упражнения для развития силы
-
Упражнения для развития выносливости
-
Упражнения для развития гибкости
-
Упражнения для развития внимания и быстроту реакции
4. Техническая подготовка -28 часов (в процессе занятия)
-
подачи мяча: «маятник», «челнок», «веер», «бумеранг»,
-
удары по теннисному мячу:
- удар без вращения – «толчок»
- удар с нижним вращением – «подрезка»
- удар с верхним вращением – «накат»
- удар «топ-спин» - сверхкрученый удар;
Совершенствовать подачи:
- по диагонали;
- «восьмерка»;
- в один угол стола;
- по подставке справа;
- по подрезке справа;
- топ спин справа по подрезке справа;
- топ спин слева по подрезке слева;
- Совершенствовать технику приёма «кручёная свеча»;
- Совершенствовать технику приёма плоский удар.
5. Тактика игры – 33 часов (в процессе занятия)
Удары промежуточные, одиночные или многократно повторяемые.
Удары атакующие:
- завершающий удар;
- удар по «свече»;
- контратакующий удар;
- заторможенный укороченный удар.
Удары, отличающиеся по длине полета мяча:
- короткие;
- средние;
- длинные.
Удары по высоте отскока на стороне соперника:
- ниже уровня стола;
- ниже уровня сетки;
- средние(20–30 см);
- высокие(50–60 и выше).
6. Учебная игра – 34 часа
- игра защитника против атакующего;
- игра атакующего против защитника;
- игра атакующего против атакующего;
- парные игры.
Обеспечение программы методической продукцией
-
Теоретические материалы - разработки :
-
Инструкции по охране труда на занятиях настольным теннисом.
-
Положение о проведении школьного турнира по настольному теннису.
-
Тесты физической подготовленности по ОФП
-
Дидактические материалы:
-
Картотека упражнений по настольному теннису (карточки).
-
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
-
Схемы и плакаты освоения технических приемов в настольном теннисе.
-
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
-
«Правила игры в настольный теннис».
-
Видеозаписи выступлений учащихся.
-
«Правила судейства в настольном теннисе».
-
Регламент проведения турниров по настольному теннису различных уровней.
-
Методические рекомендации:
-
Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
-
Рекомендации по организации подвижных игр
-
Рекомендации по организации турниров по настольному теннису
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 12x24
спортивный инвентарь и оборудование:
-
теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
-
набивные мячи
-
перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук
-
скакалки для прыжков на каждого обучающегося
-
секундомер
-
гимнастические скамейки – 5-7 штук
-
теннисные столы - 4 штуки
-
сетки для настольного тенниса – 4 штуки
-
гимнастические маты – 8 штук
-
гимнастическая стенка
-
табло для подсчёта очков
-
волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч
Литература для педагога:
-
Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
-
Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.
-
Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973.
-
Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979.
-
Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
-
Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
-
Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
-
Синегубов П.М. настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. М. ФиС. 1978.
Литература для обучающихся:
-
Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
-
Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979.
-
Кун А. Всеобщая история физической культуры и спорта.
Под редакцией Столбова В.В.. М. Радуга. 1982.
-
Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
-
Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
-
Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.