МБОУ СОШ села Большие Санники
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от __________________20__ года
Председатель педсовета
____________ Тубина З.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Дарим людям красоту и радость»
срок реализации: 4 года
1-4 класс
Составила:
Розенман О.Н., учитель музыки
2016-2017 учебный год
1. Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства ( шитьё и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, аппликация,).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Дарим людям красоту и радость» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
2. Цели и задачи кружковой работы.
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, возможность добиваться более совершенных результатов;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий по группам.
В программе указано количество часов на изучение каждого раздела программы и материал курса рассчитан на 33 учебные недели, из расчета 1 час в неделю.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
3. Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
4. Содержание программы.
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-8 лет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
• подводить под понятие;
• устанавливать аналогии;
• Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Учебно- тематический план кружка.
Календарно - тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Темы | Общее количество часов | Дата
|
1. | Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. План работы на год. | 1 |
|
2. | Все дети любят рисовать. | 1 |
|
3. | Волшебные краски. Радуга. | 1 |
|
4 | Какого цвета осень? | 1 |
|
5 | Рисуем морские волны | 1 |
|
6. | Лепка из пластилина | 4 |
|
7. | Раскраска «Антистресс» | 3 |
|
8. | В сказочном лесу. | 1 |
|
9. | Золотая рыбка. | 1 |
|
10. | Подводный мир | 1 |
|
11. | К нам едет Дед Мороз. | 1 |
|
12 | Ёлочка-красавица. | 1 |
|
| ИТОГО: | 17 |
|
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
| Работа с бумагой и картоном. | 10 ч. |
|
|
| Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами. Лебедь и утка. | 1 |
|
|
| Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Из истории аппликации. Обрывной аппликация. Чудо-дерево. | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. | 1 |
|
|
| Объемная аппликация из гофрированной бумаги. | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Чудесные тарелочки. Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко». | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Работа с природным материалом. | 3 ч. |
|
|
| Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. | 1 |
|
|
| Панно из семян. | 1 |
|
|
| Объемные композиции из природных материалов. | 1 |
|
|
| Работа с пластилином. | 5 ч. |
|
|
| Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине. | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров». | 1 |
|
|
| Налепные украшения. Панно. | 1 |
|
|
| Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке. | 1 |
|
|
| Работа с тканью и нитками. | 6 ч. |
|
|
| Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани. | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток. | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Игрушка из ниток и картона «Гномик». | 2
|
|
|
|
|
| ||
| Работа с разными материалами. | 9 ч. |
|
|
| Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка». | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Мозаика из газетных комков. «Барашек». | 1 |
|
|
| Мозаика из ватных шариков. | 1 |
|
|
| Мозаика из яичной скорлупы. | 2 |
|
|
|
|
| ||
| Итоговое занятие. Изготовление открытки по замыслу. | 1 |
|
|
| Выставка работ |
|
|
|
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Виды работ | Количество часов |
1. | Вводное занятие. | 1 час |
2. | Знакомство с аппликацией. | 1час |
3. | Аппликация из цветной бумаги. «Осенний пейзаж» | 1час |
4. | Лепка из пластилина | 4 час |
5. | Раскраска «Антистресс» | 3 час |
6. | Изготовление поздравительных открыток | 4 часа |
7. | Мастерская «Деда Мороза» по изготовлению новогодних игрушек, снежинок. |
3 часа |
| ИТОГО: | 17 |
Календарно - тематическое планирование 4класс
С учащимися 4 класса занятия усложняются, ребята усваивают более сложные приемы в работе, проявляют больше самостоятельности.
№ п/п | Виды работ | Количество часов |
1. | Экскурсия «В мир природы». Сбор и обработка природного материала, листьев, семян. |
2 часа |
2. | Аппликация из засушенных листьев (коллективная работа). «Золотой ковер», «Волшебный узор». |
2 часа |
3. | Поделки из шишек, желудей, каштанов. Персонажи к сказкам «Колобок», «Репка». |
4 часа |
4. | Поделки из скорлупок грецких орехов, каштанов: «Коток — ореховый лобок», «Зайчишка — длинное ухо», «Мишка — торопыжка», «Чебурашка». |
4 часа |
5. | Поделки из крылаток ясеня, клена: «Львенок», «Заяц», «Корзиночка». | 2 часа |
6. | Мастерская «Деда Мороза» по изготовлению новогодних игрушек, снежинок для украшения актового зала. |
5 часов |
7. | Оригами. «Птичка», «Лягушка», «Тюльпан». | 3 часа |
8. | Поделки из фантиков от конфет. «Карандашница», «Корзиночка». |
5 часов |
9. | Шитье. «Игольница», «Кукла». | 4 часа |
10. | Поделка с движущейся деталью. «Котик» (ткань, картон, проволока). | 2часа |
11. | Объемная аппликация. «Цветы в коробке» (бумага). | 2часа |
12. | «Дарите людям радость» Оформление выставки детских работ. | 1 час |
24