«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.06 Основы финансовой грамотности

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.06 Основы финансовой грамотности

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Поворинский филиал государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО

«ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

__________ Бровченко Н.А.

Приказ № от « » 20_ г.





Рабочая программа учебного предмета







УПОУ.06 Основы финансовой грамотности

индекс учебного предмета







по профессии СПО:


43.01.09 Повар, кондитер

код профессия







Поворино


Рабочая программа учебного предмета составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, от 30 августа 2013 г., № 840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»; на основании решения педагогического совета от 30.10. 2015 года, протокол №3 о введении учебного предмета в учебный план за счет часов компонента образовательного учреждения.




Разработчик программы преподаватель Гуров Дмитрий Евдокимович





Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательные учебные предметы филиала» протокол №1 от «29» августа 2017 г.





Председатель ЦК: Медведева О.М.





Рабочая программа одобрена на заседании УМС


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета УПОУ.06 Основы финансовой грамотности предназначена для изучения финансовой грамотности в техникуме, как учебного предмета образовательного учреждения при получении среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер

Стремительные изменения в современном производстве требуют новых подходов к подготовке квалифицированных рабочих. Одним из таких подходов является финансовая грамотность, на основании решения педагогического совета учебного предмета образовательного учреждения УПОУ.06 финансовой грамотности.

УПОУ.06 финансовая грамотность является учебным предметом, который знакомит студентов с областью финансовой грамотности. Ее изучение помогает студентам ориентироваться на то, что высококвалифицированные рабочие должны уметь эффективно управлять личными финансами, осуществлять учёт расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное долгосрочное финансовое планирование.


Учебный предмет УПОУ.06 Основы финансовой грамотности изучается в объеме 30 часов, из них-практические занятия 7 часов

По содержанию рабочая программа включает в себя четыре раздела:

1. пояснительная записка;

2. тематический план с распределением учебных часов по разделам и темам курса;

3. содержание учебного предмета и последовательность изучения разделов и тем с требованиями к уровню подготовки студентов;

4. используемая литература.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

Развитие базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета. Управление деньгами.

Рабочая программа обладает рядом особенностей:

- краткость изучения материала;

- практическая значимость для студента.

Практические занятия предложены в каждом разделе рабочей программы.

Рабочая программа учебного предметаУПОУ.06 Основы финансовой грамотности формирует у студентов знания о финансовом планировании.

Требования к результатам обучения:

в результате изучения, освоения учебного предмета студент должен


знать:


- основные финансовые инструменты и услуги;


- показатели реальных возможностей граждан по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия;


- основы личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов;

.





уметь:



- эффективно управлять личными финансами;


- осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;


- оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;


- разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;


- принимать обоснованные решения в отношении финансовых продукте и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;


- компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.




Количество часов на освоение программы дисциплины:


обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;



-теоретических - 23 часа.

-практических- 7 часов.


- самостоятельной работы обучающегося - 15 часов.




























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование разделов, тем


Кол-во часов

В том числе прак.зан

Самостоятельная

работа

Введение:

Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учреждениях среднего профессионального образования.


1



Раздел 1.

Развитие базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета. Управление деньгами.

5

1

3

Тема 1.1. Деньги и их функции. История появления денег. Валюта в современном мире, валютный курс


2


1

Тема 1.2. Уровень жизни и прожиточный минимум. Проверка выписок с банковского счета.

1


1

Тема 1.3. Ведение бюджета доходов и расходов. Семейный бюджет. Решение проблем с временной нехваткой денег

2

1

1

Раздел 2.

Долгосрочное планирование государственных инструментов. Электронные банковские технологии.

8

2

3

Тема 2.1. Долгосрочное планирование денежных накоплений. Создание резервов на «черный день» Пенсионные накопления. Страховые, сбережения на образование детей и крупные покупки.

3

1

1

Тема 2.2. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Инвестиции. Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.

2


1

Тема 2.3. Умение калькулировать - знание простых и сложных процентов, понимание номинальных и реальных, абсолютных и относительных величин. Умение читать договоры перед подписанием.

3

1

1

Раздел 3.

Получение информации, помощи, совета в финансовых вопросах.

5

1

3

Тема 3.1. Понимание различий между финансовой рекламой и информацией .

1


1

Тема 3.2. Долги - из-за потребительских кредитов, из-за неоплаты коммунальных и других обязательных выплат. Долги - из-за неоплаты налогов, штрафов и прочее.

1


1

Тема 3.3. Быстрое и справедливое разрешение финансовых споров. Управление задолжностью. Где получить независимую оценку и совет в финансовых вопросах, как и куда обращаться с жалобами.

3

1

1

Раздел 4.

Налоговая грамотность

6

2

3

Тема 4.1. Налоговая грамотность - понятие о налогах и их типах и видах. Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

3

1

2

Тема 4.2 Налоговая декларация. Социальные услуги государства. Налоговые вычеты.

3

1

1

Раздел 5.

Кризисные ситуации, разрешение финансовых трудностей.


4

1

3

Тема 5.1. Семейные "подушки безопасности" на случай кризисных ситуаций, решение финансовых трудностей

2

1

1

Тема 5.2. Дополнительный доход после выхода на пенсию. Собственный бизнес. Банковские услуги. Социальные услуги государства.

2


2

Итоговое тестирование.

1



Итого

в том числе:

практические занятия

30

7


Самостоятельная работа:

Виды самостоятельной работы:

-по овладению знаниями.

-по закреплению и систематизации знаний.

-по формированию умений.



15


























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Содержание:

Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учреждениях среднего профессионального образования.


Раздел 1.

Развитие базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета. Управление деньгами.

Содержание: Деньги и их функции. История появления денег. Валюта в современном мире, валютный курс. Уровень жизни и прожиточный минимум. Проверка выписок с банковского счета. Ведение бюджета доходов и расходов. Семейный бюджет. Решение проблем с временной нехваткой денег



Знать:


-Деньги и их функции.

-История появления денег.

-Валюта в современном мире, валютный курс.


Уметь:


-Вести бюджет доходов и расходов.

-Создание, использование и контроль семейного бюджета.

-Решать проблем с временной нехваткой денег.


Практическое занятие:


  1. Анализируем доходы и расходы: откуда приходят и куда уходят ваши деньги?

.



Раздел 2.

Долгосрочное планирование государственных инструментов. Электронные банковские технологии.


Содержание: Долгосрочное планирование денежных накоплений. Создание резервов на «черный день» Пенсионные накопления. Страховые, сбережения на образование детей и крупные покупки.


Знать:


-Потребительское кредитование.

-Ипотечный кредит.

-Инвестиции.

-Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.


Уметь:


- уметь калькулировать.

- знать простые и сложные проценты.

- понимать номинальные, реальные, абсолютные и относительные величины.

-уметь читать договоры перед их подписанием.


Практические занятия:


2.Подсчитать, сколько лет вам потребуется для того, чтобы вдвое увеличить свой капитал.

3.Рассчитать простые и сложные проценты.


Раздел 3.

Получение информации, помощи, совета в финансовых вопросах.



Содержание: Понимание различий между финансовой рекламой и информацией. Долги - из-за потребительских кредитов, из-за неоплаты коммунальных и других обязательных выплат. Долги - из-за неоплаты налогов, штрафов и прочее.



Знать:


- различие между финансовой рекламой и информацией.

- о долгах из-за потребительских кредитов.

- о долгах из-за неоплаты коммунальных услуг и других обязательных.


Уметь:


-быстро и справедливо разрешать финансовые споры.

- управлять задолжностью.

- знать где получить независимую оценку и совет в финансовых вопросах, как и куда обращаться с жалобами.


Практические занятия:


4.С помощью отношения задолженности к доходам установите, насколько взятые вами долги ухудшают (или улучшают) ваше финансовое положение из месяца в месяц.


Раздел 4

.

Налоговая грамотность



Содержание: Налоговая грамотность - понятие о налогах и их типах и видах. Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.



Знать:


- понятие о налогах и их типах и видах.

-систему налогообложения.

- права и обязанности налогоплательщиков.

-виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

- доходы, подлежащие налогообложению.


Уметь:

- оформлять налоговые декларации.



Практические занятия:


5.Исчисление налога на имущество физических лиц.

6.Рассчитать налог, НДФЛ, НДС, Транспортный налог.


Раздел 5.

Кризисные ситуации, разрешение финансовых трудностей.



Содержание: Семейные "подушки безопасности" на случай кризисных ситуаций, решение финансовых трудностей. Дополнительный доход после выхода на пенсию. Собственный бизнес. Банковские услуги. Социальные услуги государства.

Знать:


- банковские услуги.

-социальные услуги государства.


Уметь:


-создавать семейные "подушки безопасности" на случай кризисных ситуаций.

- решать финансовые трудности.



Практические занятия:



7.Определяем размер «резервного фонда».














ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основные источники:

  1. Гражданский Кодекс РФ

  2. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

  3. Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1

  4. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. Блискавка, Д. Н. Демидов. - М. : КноРус, 2012. - 106 с.

  1. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-

  2. Налоговый Кодекс РФ

  3. Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить:

["шк. финансовая неделя":обучение финансовой грамотности школьников, родителей и педагогов] / А. Прутченков Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 181-1

Дополнительная литература:

  1. Завьялов, С. С. Повышение финансовой грамотности населения: он Главного управления Банка России по Курганской области / 'С Завьялов // Деньги и кредит. - 2008. - № 9. - С. 21-26.

2.Карпунин, М. А. "Свои деньги" - проект по повышению финансов грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. - 2008. - № - С. 18-19.


Интернет-ресурсы:


1 .Фин-грамота, ру - www.fin-gramota.ru



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее