ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОЧЕРКАССКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Рабочая программа шахматного кружка
«Мир шахмат»
Подготовил :учитель высшей
квалификационной категории
Бондаренко Надежда Ивановна
г. Новочеркасск
2019г.
В шахматах много таинственного. И много еще не рассекреченного.
(Б. Спасский, 10 чемпион мира по шахматам)
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Шахматы» является приложением к Основной образовательной программе ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» на 2019-2020 год, составлена на основе следующих нормативных документов.
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО…».)
Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014 № 703, с изменениями)
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Программа «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Рабочая программа учебного предмета учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ -это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями речи.
Педагоги, работающие с детьми с ТНР, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом - психологом организуют работу по индивидуальным планам.
Специалисты сопровождения отслеживают эффективность обучения детей с ТНР, текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, показатели функционального состояния их здоровья.
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.
Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта.
Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
2.Общая характеристика курса.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.
Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Программа интегрирована с ежегодным графиком республиканских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические и практические знания на турнире, а также выявить недостатки в подготовке.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям Лицея.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Предметные компетенции обучающихся:
1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
· Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;
· В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
· В проведении педагогом инструктажей;
· В применении индивидуальных форм работы;
· В корректировке игры;
· В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
· Педагогическое наблюдение;
· Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.
2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
· Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
· Изучении специализированной литературы;
· Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
· В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
· В проведении бесед;
· В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
· Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
· Определение уровня эрудиции обучаемых.
3. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения (97 часов). На реализацию курса отводится 3 часа в неделю .В 5 классе продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой.
|
|
|
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение программного материала для каждого класса рассчитано на один год. В каждом классе решаются соответствующие задачи.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах:
доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);
наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы;
индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов;
коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;
сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);
сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
проблемный;
поисковый;
эвристический.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Шахматы, даря детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.
Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:
1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность.
2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.
3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение.
4. У ребенка формируется внутренний план действий
(способности действовать в уме).
5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься.
4. Содержание программы кружка
Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.
«Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.
Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра «Первый шах». Что такое пат? Дидактическое задание «Мат или пат».
Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?».
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Превращение пешки.
Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.
Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения.
Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения.
Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».
Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».
Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).
Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»
Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»,
Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая практика.
Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.
Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».
Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1 ход».
Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила)
Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Заключительное занятие. Шахматный вечер «Что? Где? Когда?».
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата По плану | Дата факт. | Темы занятий | к/ час | Вид деятельности |
1. | 2.09 |
| Вводное занятие. Что такое шахматы? | 1 | Беседа. Презентация. |
2-3. | 2.09 3.09 |
| Развитие шахмат. История развития шахмат. | 2 | Беседа. Презентация. |
4-5. | 9.09 9.09 |
| Шахматная доска. | 2 | Работа с демонстрационной доской. Практика |
6-7. | 10.09 16.09 |
| Поле боя и войско. | 2
| Работа с демонстрационной доской. Практика |
8-9. | 16.09 17.09 |
| Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 2 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» |
10-11. | 23.09 23.09 |
| Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 2 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» |
12. | 24.09 |
| «Способности» фигур. | 1 | Теория. Презентация |
13. | 30.09 |
| «Способности» фигур. | 1 | Теория. Презентация |
14. | 30.09 |
| Ходы и взятие фигур | 1 | Практикум |
15. | 1.10 |
| Ходы и взятие фигур | 1 | Практикум |
16. | 7.10 |
| Что такое вечный Шах и Пат. | 1 | Практикум и теория |
17. | 7.10 |
| Что такое вечный Шах и Пат. | 1 | Практикум и теория |
18. | 8.10 |
| Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 1 | Ролевая игра |
19-20. | 14.10 14.10 |
| Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 2 | Ролевая игра |
21. | 15.10 |
| Ценность шахматных фигур. | 1 | Практикум |
22-23. | 21.10 21.10 |
| Достижение материального перевеса. | 2 | Практикум |
24. | 22.10 |
| Ценность шахматных фигур. | 1 | Практикум |
25-27. | 5.11 11.11 11.11 |
| Способы защиты. | 3 | Практикум |
28. | 12.11 |
| Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 1 | Теория |
29-30. | 18.11 18.11 |
| Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 2 | Теория |
31. | 19.11 |
| Ладья против слона | 1 | Практикум |
32. | 25.11 |
| Ладья против слона | 1 | Практикум |
33. | 25.11 |
| Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 1 | Беседа, практикум |
34. | 26.11 |
| Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 1 | Беседа, практикум |
35. | 2.12 |
| Конь против ферзя, слона и ладьи. | 1 | Теория и практика |
36. | 2.12 |
| Конь против ферзя, слона и ладьи. | 1 | Теория и практика |
37-38. | 3.12 9.12 |
| Мат ферзем. | 2 | Теория и практика |
39-40. | 9.12 |
| Мат ладьей. | 2 | Теория и практика |
41. | 10.12 |
| Мат двумя слонами. | 1 | Теория и практика |
42. | 16.12 |
| Мат двумя слонами. | 1 | Теория и практика |
43-44. | 16.12 17.12 |
| Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). | 2 | Ролевая игра |
45. | 23.12 |
| Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). | 1 | Ролевая игра |
46-47. | 23.12 24.12 |
| Типичные матовые финалы. | 2 | Работа с компьютером |
48-51. | 13.01 13.01 14.01 20.01 |
| Типичные матовые финалы. | 4 | Работа с компьютером |
52. | 20.01 |
| Рокировка и ее правила | 1 | Теория и практика |
53. | 21.01 |
| Рокировка и ее правила | 1 | Теория и практика |
54. | 27.01 |
| Шахматная партия | 1 | Игра |
55. | 27.01 |
| Шахматная партия | 1 | Игра |
56. | 28.01 |
| Шахматная партия | 1 | Игра |
57-58. | 3.02 3.02 |
| Шахматная партия | 2 | Игра |
59. | 4.02 |
| Техника матования одинокого короля | 1 | Практикум |
60-61. | 10.02 10.02 |
| Техника матования одинокого короля | 2 | Практикум |
62. | 11.02 |
| Техника матования одинокого короля | 1 | Практикум |
63. | 17.02 |
| Техника матования одинокого короля | 1 | Практикум |
64. | 17.02 |
| Достижение мата без жертвы материала | 1 | Практикум |
65. | 18.02 |
| Достижение мата без жертвы материала | 1 | Практикум |
66-67. | 24.02 24.02 |
| Ничья, пат. | 2 | Теория |
68. | 25.02 |
| Ничья, пат. | 1 | Теория |
69-70 | 2.03 2.03 |
| Классификация дебютов | 2 | Теория |
71. | 3.03 |
| Шахматный дебют | 1 | Игра, теория |
72. | 10.03 |
| Шахматный дебют | 1 | Игра, теория |
73. | 16.03 |
| Шахматный дебют | 1 | Игра |
74. | 16.03 |
| Шахматный дебют | 1 | Игра |
75. | 17.03 |
| Основы дебюта | 1 | Игра |
76. | 30.03 |
| Основы дебюта | 1 | Игра |
77. | 30.03 |
| Основы Миттешпиля. | 1 | Теория |
78. | 31.03 |
| Основы Миттешпиля. | 1 | Теория |
79. | 6.04 |
| Основы Миттешпиля | 1 | Игровые комбинации |
80. | 6.04 |
| Основы Миттешпиля. | 1 | Игровые комбинации |
81-82. | 7.04 13.04 |
| Шахматная комбинация | 2 | Игра |
83. | 13.04 |
| Шахматная комбинация | 1 | Игра |
84. | 14.04 |
| Шахматная комбинация | 1 | Игра |
85. | 20.04 |
| Шахматная комбинация | 1 | Игра |
86. | 20.04 |
| Шахматная комбинация | 1 | Игра |
87-91 | 21.04 27.04 27.04 28.04 8.05 |
| Атака с разных полей | 5 | Теория.Игра |
92-96 | 14.05 14.05 15.05 21.05 21.05 |
| Игра всеми фигурами из начального положения | 5 |
|
97. | 22.05 |
| Заключительное занятие | 1 | «Что? Где? Когда?» |
| Итого: | 97 |
|
6. Перечень учебно-методических средств.
Методическое обеспечение
Демонстрационная доска с шахматными фигурами – 1;
Шахматы – 5;
Шахматные часы – 1;
Компьютер;
Проектор;
Интерактивная доска;
Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.
Литература
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;
Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;
Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;
Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;
Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;
Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;
Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.
7. Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к шахматам;
развитие интеллектуальных способностей;
воспитание чувства уверенности и собственного достоинства.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат(ничья);
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.