Пояснительная записка
Программа «Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников» разработана на основе программ общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1 - 4 классы. Учебно - методический комплект "Планета знаний": Программа внеурочной деятельности в начальной школе. - М. Астрель, 2012. - 190, [2] c. - (Планета знаний).
Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам даётся представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребёнку привить художественный вкус, развить детское воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов в России, мастерами народного творчества. Работа на основе наблюдения и изучения окружающего мира является важным условием освоения программы. Учащиеся научатся переводить увиденное в природе в декоративную форму, украшают предметы быта, одежду, постройки декоративными элементами (геометрическими элементами растительного и животного мира), использовать ритм и стилизованную форму предметов для создания орнамента; научатся выполнять орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.
Программа рассчитана на 37 часов (1 час в неделю).
Цели программы:
— формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа;
— приобщение детей к народному творчеству и, тем самым, возрождение народных эстетических традиций средствами проектной технологии;
Народное декоративное искусство— воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников.
Задачи программы:
— обучение основам художественной грамотности;
— формирование практических навыков в художественной деятельности — декоративно
прикладном искусстве, в том числе использованием компьютерной графики;
— развивать познавательные, организационные, художественные способности детей;
— воспитывать самостоятельность, творческий подход к любому делу;
— способствовать повышению культурного уровня учащихся, расширению их познавательного кругозора.
Содержание программы
Учебно - тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | В стране мастеров игрушек. | 9 |
3 | Книга — произведение искусства. | 7 |
4. | Украшение улиц и парков. | 8 |
5. | Кукла. | 3 |
6. | Маска. | 7 |
7. | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. | 2 |
| Итого: | 37 |
2
Вводное занятие ( 1 ч )
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
В стране мастеров игрушек ( 9 ч )
Игрушка - предмет искусства.
Народный игрушечный промысел.
Украшение игрушек народных промыслов.
Информационный проект. Игрушка - конь у мастеров Полхов - Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца.
Творческий проект. Подвижная игрушка - дергунчик. Лошадка.
Творческий проект. "Пластилиновая живопись". Дымковская игрушка.
Выставка поделок "Чудо - кони".
Книга — произведение искусства ( 7 ч )
Информационный проект. Искусство книгопечатания.
Книжная миниатюра.
Экскурсия в школьную библиотеку. Всемирный день книги - 23 апреля.
Творческий проект. Книжка - самоделка. "Я люблю свою лошадку". Выставка творческих работ.
Украшение улиц и парков ( 8 ч )
Деревянное узорочье изб.
Информационный проект. "Металлические кружева, Кузнецы России".
Исследовательский проект. "Уличные фонари".
Творческий проект. Конструирование из бумаги фонарей. Выставка "Улица необыкновенных фонарей".
Кукла ( 3 ч )
Информационный проект. "История кукольного ремесла в России". Куклы тряпичные и деревянные. Мастерицы - одевальщицы кукол.
Творческий проект. Украшение кукольной одежды. Выставка творческих работ.
Маска. ( 7 ч )
Карнавальные маски, маски в играх. Символ театрального искусства.
Информационный проект. "Маски в искусстве".
Маски в Древней Руси.
Творческий проект. Маски к сказке "Колобок" из бумаги.
Творческий проект. Маски к сказке "Колобок" из бумаги. Выставка работ.
Подведение итогов. ( 2 ч )
Подготовка и проведение выставки работ учащихся.
Планируемые результаты
Обучающиеся получат возможность:
— познакомиться с пятью основными средствами художественной выразительности — пятном, объёмом, линией, цветом, ритмом;
— научиться замечать красоту предметного, растительного, животного мира и познакомиться с разнообразием декоративных форм в природе;
— узнать о постройках в природе, о декоре традиционного жилища;
— создавать новые образы построек с помощью компьютерной графики;
3
— познакомиться с работой трёх братьев Мастеров: Изображения, Постройки, Украшения в создании сказочных образов в декоративно прикладном искусстве;
— узнать, что через украшение можно выразить характер и настроение человека;
— познакомиться с произведениями народных художественных промыслов, посещая музеи, выставки, мастерские художников, используя сайты в Интернете, созданные музеями России.
— узнать, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, объёма, пятна, композиции, фактуры в своём творчестве и какие использует художественные материалы;
— создавать художественные образы средствами декоративно прикладного искусства и компьютерной графики, проявляя воображение и фантазию;
— узнать, что через украшение можно выразить характер и настроение человека.
— открыть красоту предметного мира, окружающего человека, в доме, на улице, в театре;
— выполнять рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики;
— познакомиться с произведениями народных художественных промыслов, посещая музеи, выставки, используя сайты в Интернете, созданные музеями России.
— знать художественные промыслы России, иметь представление о многообразии художественных культур народов мира;
— изучать истоки родного декоративно прикладного искусства (деревянного зодчества) и познакомиться с многообразием художественных культур в мире: украшением предметов быта, жилища, костюма, используя сайты в Интернете, посвящённые декоративно прикладному творчеству.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
— организовывать самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
— выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи;
— решать творческие задачи, используя известные средства.
— анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы.
4
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
— использовать при выполнении декоративных работ выразительные средства (цвет, линию, объём, пятно, пропорции т.д.), для создания орнаментальных композиций — компьютерную графику;
— понимать и использовать выразительные возможности художественных материалов;
— уметь подбирать информационный, иллюстративный материал, используя сайты в Интернете, посвящённые творчеству народных мастеров.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Личностные УУД
Учащиеся научатся:
— осознавать свою принадлежность народу, испытывать чувство уважения к народным художественным традициям России;
— выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства, к народному творчеству;
— различать произведения декоративно прикладного искусства и знать о роли этого искусства в жизни людей.
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своѐ отношение к миру, событиям, поступкам людей.
5
Календарно - тематическое планирование
Количество часов в неделю – 1 ч
Количество часов в год – 37 ч
№ п/п | Содержание учебного материала | Сроки проведения | ||
План | Факт | |||
1 раздел «Введение» | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. |
|
| |
2 раздел « В стране мастеров игрушек» | ||||
2.1 | В стране мастеров игрушек. Игрушка - предмет искусства. |
|
| |
2.2 | Народный игрушечный промысел. |
|
| |
2.3 | Украшение игрушек народных промыслов. |
|
| |
2.4 | Украшение игрушек народных промыслов. |
|
| |
2.5 | Информационный проект. Игрушка - конь у мастеров Полхов - Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца. |
|
| |
2.6 | Информационный проект. Игрушка - конь у мастеров Полхов - Майдана, Каргополя, Дымкова, Городца. |
|
| |
2.7 | Творческий проект. Подвижная игрушка - дергунчик. Лошадка. |
|
| |
2.8 | Творческий проект.Подвижная игрушка - дергунчик. Лошадка. |
|
| |
2.9 | Творческий проект. "Пластилиновая живопись". Дымковская игрушка. Выставка поделок "Чудо - кони". |
|
| |
3 раздел «Книга - произведение искусства» | ||||
3.1 | Информационный проект. Искусство книгопечатания. |
|
| |
3.2 | Информационный проект. Искусство книгопечатания. |
|
| |
3.3 | Книжная миниатюра. |
|
| |
3.4 | Экскурсия в школьную библиотеку. Всемирный день книги - 23 апреля. |
|
| |
3.5 | Творческий проект. Книжка - самоделка. "Я люблю свою лошадку". |
|
| |
3.6 | Творческий проект. Книжка - самоделка. "Я люблю свою лошадку". |
|
| |
3.7 | Творческий проект. Книжка - самоделка. "Я люблю свою лошадку". Выставка творческих работ. |
|
| |
4 раздел «Украшение улиц и парков» | ||||
4.1 | Деревянное узорочье изб. |
|
| |
4.2 | Информационный проект. "Металлические кружева, Кузнецы России". |
|
| |
4.3 | Информационный проект. "Металлические кружева, Кузнецы России". |
|
| |
4.4 | Исследовательский проект. "Уличные фонари". |
|
| |
4.5 | Исследовательский проект. "Уличные фонари". |
|
| |
4.6 | Творческий проект. Конструирование из бумаги фонарей. |
|
| |
4.7 | Творческий проект. Конструирование из бумаги фонарей. Выставка "Улица необыкновенных фонарей". |
|
| |
4.8 | Творческий проект. Конструирование из бумаги фонарей. Выставка "Улица необыкновенных фонарей". |
|
| |
5 раздел « Кукла» | ||||
5.1 | Информационный проект. "История кукольного ремесла в России". Куклы тряпичные и деревянные. Мастерицы - одевальщицы кукол. |
|
| |
5.2 | Творческий проект. Украшение кукольной одежды. |
|
| |
5.3 | Творческий проект. Украшение кукольной одежды. Выставка творческих работ. |
|
| |
6 раздел « Маска» | ||||
6.1 | Карнавальные маски, маски в играх. Символ театрального искусства. |
|
| |
6.2 | Информационный проект. "Маски в искусстве". |
|
| |
6.3 | Маски в Древней Руси. |
|
| |
6.4 | Творческий проект. Маски к сказке "Колобок" из бумаги. |
|
| |
6.5 | Творческий проект. Маски к сказке "Колобок" из бумаги. Выставка работ. |
|
| |
6.6 | Творческий проект. Маски к сказке "Колобок" из папье - маше. |
|
| |
6.7 | Творческий проект. Маски к сказке "Колобок" из папье - маше. Выставка работ. |
|
| |
7 раздел «Подведение итогов» | ||||
7.1 | Подготовка выставки работ учащихся. |
|
| |
7.2 | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки работ учащихся. | |
|