Планируемые результаты освоения учебного предмета
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным, предметным результатам и требования индивидуализации обучения.
Личностные результаты:
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Метапредметные результаты:
-самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере,
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
-примерная экономическая опенка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
-применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
-подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
в мотивационной сфере:
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
в эстетической сфере:
-овладение методами дизайнерского проектирования изделий;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
-художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
-публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
-развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
-соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
-сочетание образного и логического мышления в проектной деятельность
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Семейная экономика - 8 часов
Основное содержание материала раздела.
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства – 8 часов
Основное содержание материала раздела.
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные
с выполнением санитарно-технических работ.
Раздел 3. Электротехника и радиоэлектроника - 10 часов
Основное содержание материала раздела.
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок.
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Раздел 4. Профессиональное самоопределение - 4 часа
Основное содержание материала раздела.
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии.
Раздел 5. Творческий проект - 4 часа
Основное содержание материала раздела.
Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта. Оценка проекта.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коли-чес-тво часов | Дата план. | Дата факт. | Приме-чание |
Раздел 1. Семейная экономика – 8 часов | |||||
1 | Бюджет семьи. | 1 |
|
|
|
2 | Бюджет семьи. | 1 |
|
|
|
3 | Технология совершения покупок. | 1 |
|
|
|
4 | Технология совершения покупок. | 1 |
|
|
|
5 | Технология ведения бизнеса. | 1 |
|
|
|
6 | Технология ведения бизнеса. | 1 |
|
|
|
7 | Экономика приусадебного участка. | 1 |
|
|
|
8 | Экономика приусадебного участка. Тест с элементами промежуточной аттестации. | 1 |
|
|
|
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства – 8 часов | |||||
9 | Инженерные коммуникации в доме. | 1 |
|
|
|
10 | Инженерные коммуникации в доме. | 1 |
|
|
|
11 | Водопровод и канализация: неисправности и ремонт. | 1 |
|
|
|
12 | Водопровод и канализация: неисправности и ремонт. | 1 |
|
|
|
13 | Современные тенденции развития бытовой техники. | 1 |
|
|
|
14 | Современные тенденции развития бытовой техники. | 1 |
|
|
|
15 | Современные ручные электроинструменты. | 1 |
|
|
|
16 | Современные ручные электроинструменты. Тест с элементами промежуточной аттестации. | 1 |
|
|
|
Раздел.3. Электротехника и радиоэлектроника – 10 часов | |||||
17 | Электрический ток. Электрические схемы. | 1 |
|
|
|
18 | Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. | 1 |
|
|
|
19 | Правила безопасности при электротехнических работах. | 1 |
|
|
|
20 | Электрические провода. | 1 |
|
|
|
21 | Монтаж электрической цепи. | 1 |
|
|
|
22 | Электромагниты. Эл.осветительные и эл.нагревательные приборы. | 1 |
|
|
|
23 | ТБ при работе с бытовыми электроприборами. | 1 |
|
|
|
24 | Двигатели постоянного тока. Электроэнергетика будущего. | 1 |
|
|
|
25 | Электромагнитные волны и передача информации. | 1 |
|
|
|
26 | Цифровые приборы. Тест с элементами промежуточной аттестации. | 1 |
|
|
|
Раздел 4. Профессиональное самоопределение – 4 часа | |||||
27 | Сферы производства и разделение труда. | 1 |
|
|
|
28 | Технология профессионального выбора. | 1 |
|
|
|
29 | Профессиональное самоопределение. | 1 |
|
|
|
30 | Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Тест с элементами промежуточной аттестации. | 1 |
|
|
|
Раздел 5. Творческий проект – 4 часа | |||||
31 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. | 1 |
|
|
|
32 | Творческий проект. | 1 |
|
|
|
33 | Творческий проект. | 1 |
|
|
|
34 | Защита творческого проекта с элементами промежуточной аттестации. | 1 |
|
|
|