Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32, в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования и примерной рабочей программы, под редакцией В.Д. Симоненко, с внесением изменений и дополнений с учетом особенностей организации, осуществляющей образовательную деятельность, возрастной категории обучающихся, методических возможностей учителя. Данная рабочая программа ориентирована на использование линейки учебника: Технология: для 5-9 классов. Авторы программы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2012».
Согласно базисному учебному плану 2004 года на изучение технологии:
в 8 классах отводится 34 часа из расчета 1 часа в неделю,
Учебники:
Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /(В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А.Гончаров и др.); 3-е изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018. -160с.
Программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержания курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
овладение безопасными приемами труда, общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
развитие познавательных интересов, технического мышления. пространственной) воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей:
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи обучения:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные вицы трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).
Основное Содержание учебного предмета
8 класс - 34 часа
I. Технология домашнего хозяйства (9 ч)
1.1. Семейная экономика. (3 ч)
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.
Практические работы
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности.
1.2.Ремонтно-отделочные работы в доме (3 ч)
Основные теоретические сведения
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Технология утепления окон. Оформление окон - шторы, тюль, жалюзи и др.
Способы размещения декоративных растений в доме.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Практические работы
Разработка проекта по ремонту и оформлению квартиры. Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление окон, установка дверей. Расстановка мебели в квартире (доме)
1.3. Экономика приусадебного (дачного) участка (3 ч).
Основные теоретические сведения
Варианты использования приусадебного участка. Влияние доходов с приусадебного участка на семейный бюджет. Расчет количества садово-огородных культур, необходимых семье в соответствии с нормами потребления и урожайностью. Виды работ на приусадебном участке. Планирование ландшафтного дизайна дачного участка и загородного дома.
Практические работы
Оформление эскиза приусадебного (дачного) участка с использованием декоративных растений.
II. Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов (14 ч)
2.1. Декоративно-прикладное творчество (6 ч)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов.
Практические работы
Художественная обработка материалов. Изготовление изделий по основным видам народных промыслов. Разработка эскизов для народного костюма. Моделирование, конструирование и изготовление образцов по мотивам народного костюма различных губерний России.
2.2. Технология художественной вышивки (8ч)
Основные теоретические сведения
Художественная вышивка, виды и техника вышивки. Подготовка к вышивке гладью. Техника владимирского шитья. Белая гладь. Атласная и штриховая гладь. Швы «узелки» и «рококо». Двусторонняя гладь, Художественная гладь. Домашний компьютер в вышивке.
Практические работы
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России. Вышивание натюрморта, пейзажа.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
III. Электротехнические работы (5 ч)
3.1. Электрическая энергия – основа современного технического прогресса.
Основные теоретические сведения
Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.
3.2. Электроизмерительные приборы.
Основные теоретические сведения
Правила безопасности на уроках электротехнологии. Организация рабочего места для электротехнических работ. Электроосветительные приборы. Правила их эксплуатации. Электрические провода. Лампы накаливания. Регулировка освещенности. Бытовые электрические приборы.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Электроэнергетика будущего.
Практические работы
Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.
IV. Творческая, проектная деятельность (6 ч)
Основные теоретические сведения
Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Методы сравнения вариантов решений. Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве. Соблюдение стандартов на массовые изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Содержание проектной документации. Формы проведения презентации проекта.
Практические работы
Выбор вида изделия на основе анализа потребностей. Дизайнерская проработка изделия (при наличии компьютера с использованием информационных технологий). Защита проекта будущего изделия. Составление чертежей деталей и технологических карт их изготовления. Изготовление деталей. Сборка изделия. Отделка изделия (по выбору). Контроль качества работы. Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Подготовка пояснительной записки. Презентация проекта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п
| Наименование разделов | Всего часов | Практическая часть
| |
Практич. раб. | Проект | |||
Раздел 1. | Технология домашнего хозяйства | 9 | 3 | 1 |
Раздел 2. | Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов | 14 | 10 | 2 |
Раздел 3. | Электротехнические работы | 5 | 2 | 1 |
Раздел 4. | Творческая, проектная деятельность | 6 | 5 | 1 |
| Итого: | 34 | 20 | 6 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу, о профилактике инфекций;
сервировку стола; правила поведения в гостях, за столом;
основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения;
виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условные обозначения на кинематических схемах;
виды одежды, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы прямой юбки, особенности моделирования поясных изделий на основе чертежа прямой юбки, способы моделирования;
назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного,) и краевых;
экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия, способы отделки и влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
единство стиля костюма, прически, косметики, интерьера;
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских;
применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;
определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин; читать кинематические схемы;
разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной,) и краевые;
выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать застежку на тесьму - молния, обрабатывать верхний срез притачным поясом, обрабатывать низ изделия, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия.
Должны владеть:
ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно - саморазвивающей, рефлексивной компетенциями
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
планировать и оформлять интерьер комнаты;
проводить уборку квартиры;
ухаживать за одеждой и обувью;
соблюдать гигиену;
выражать уважение и заботу к членам семьи;
принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.