Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» города Кирсанова Тамбовской области
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 29.08.2017 года СОГЛАСОВАНА Методическим советом Протокол № 1 от 30.08.2017 года УТВЕРЖДЕНА приказом по школе № 191 от 30.08.2017 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
для 3 класса
на 2017 - 2018 учебный год
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Бурцевой Анжелы Александровны
(должность, категория, Ф.И.О. педагога)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Сведения об авторской программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Технология» 3 класс Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н. В. Добромысловой, М.: Просвещение, 2013 г.
2. Информация об используемом учебнике.
Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова. Технология. Учебник. 3 класс, Просвещение, 2014.
3. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Программа «Технология» 3 класс направлена на достижение следующих целей:
- формирование личности ребенка;
-развитие универсальных учебных действий;
-развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Основные задачи:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
4. Методы работы с детьми (одарённые дети, дети с ОВЗ и т.д.).
Словесные, наглядные, практические.
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
3. Стимулирование долга и ответственности в учении.
4. Устный контроль и самоконтроль.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела | Количество часов | Содержание учебного материала | Планируемые результаты (знать, уметь, иметь представление) |
«Здравствуй, дорогой друг!» | 1 | Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. | знать/понимать: материал, изученному в предыдущих классах (о материалах и свойствах, инструментах и правилах работы с ними). уметь/применять: планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога». Иметь представление о понятие «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». |
«Человек и земля» | 21 | Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Назначение городских построек, их архитектурные особенности.Природа в городской среде. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различныхматериалов в работе над одной композицией. Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Создание тематическойкомпозиции, оформление изделия. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Различные виды швов с использованием пяльцев. Новый технологический процесс –вязание. История вязания. Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов.Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе.Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи. Сервировка стола к завтраку.Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски.Особенности сервировки праздничного стола.Виды магазинов. Особенности работы магазина. Работа с природнымиматериалами. Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с металлическим конструктором. | знать/понимать: как организовывать рабочее место; разные виды одежды по их назначению; свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. уметь/применять: находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия; выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания; выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки; анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна, составлять самостоятельно эскиз композиции; распределять роли и обязанности для выполнения проекта; определять материалы и инструменты, необходимые для работы; объяснять значение понятия «карнавал». объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт, выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи; сравнивать изделия по способу приготовления и необходимым ингредиентам. Иметь представление к какому изделию соответствует предложенная в учебнике выкройка; о технике вязания воздушных петель крючком; о способах подготовки и приемы работы с новым природным материалом – соломкой; о правилах сервировки стола к завтраку. |
«Человек и вода» | 4 | Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек. Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. | знать/понимать: виды мягких игрушек. уметь/применять: находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов; составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов; презентовать готовое изделие; составлять рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. |
«Человек и воздух» | 3 | Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами: классическое оригами, модульное оригами. Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика, штурмана, авиаконструктора.Техника папьемаше. Применение техники папьемаше для соз-дания предметов быта. Освоение техники папьемаше. | знать/понимать: основные детали вертолета. уметь/применять: объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника; анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами м его использовании; определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолета; самостоятельно анализировать план изготовления изделия. Иметь представления о технике оригами. |
«Человек и информация» | 5 | Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. | знать/понимать: уметь/применять: осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах; отбирать необходимую информацию и на ее основе составлять рассказ о театре; анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием; составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материал учебника и собственные наблюдения. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Темы уроков | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1 | «Здравствуй, дорогой друг!» | 1 | Как работать с учебником. | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и свойствах, инструментах и правилах работы с ними). Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий |
2 | «Человек и земля» | 321 | Архитектура. Работа с бумагой. Изделие: дом Городские постройки. Работа с проволокой. Изделие: телебашня Парк. Работа с природным материалом и пластилином. Изделие: городской парк Детская площадка. Работа с бумагой. Изделие: Качалка, песочница Детская площадка. Работа с бумагой. Изделие: Качели, игровой комплекс. Ателье мод. Работа с тканью. Изделие: Строчка стебельчатых стежков,строчка петельных стежков. Работа с тканью. Изделие: Украшение монограммой Работа с тканью. Аппликация. Изделие: украшение фартука Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью Работа с бумагой и шерстяной нитью. Изделие: Гобелен. Вязание. Работа с шерстяной нитью. Изделие: воздуш ные петли Вязание. Работа с шерстяной нитью. Изделие: композиция из воздушных петель. Одежда для карнавала. Работа с тканью. Изделие: кавалер, дама. Бисероплетение. Работа с леской и бисером. Изделие: браслетик «Цветочки». Практическая работа. Кроссворд «Ателье мод» Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. Изделие: весы. Кухонные принадлежности Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. Изделие: салат из фруктов. Работа с тканью. Колпачок для яиц. Технологическая карта, раскрой Работа с тканью. Колпачок для яиц. Изделие: колпачок- цыпленок. Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. Изделие: бутерброды Сервировка стола. Работа с бумагой. Изделие: салфетница Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: брелок для ключей. Работа с пластич ными материала ми. Изделие: бре лок для ключей (гуашь). Работа с природными материалами. Золотистая соломка. Работа с природными материалами. Золотистая соломка. Аппликация. Изделие: кораблик. Конкурс поделок из соломки. Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков Автомастерская Работа с картоном. Конструирование. Изделие: фургон «Мороженое» Работа с картоном.Конструиро вание. Изделие: фургон «Мороженое». Оформление изделия. Работа с металлическим конструктором. Изделие: грузовик, автомобиль | Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и м 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать при составлении рассказа материал учебника и собственные наблюдения. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Применять на практике алгоритм организации деятельности при реа-лизации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с ее помощью последовательность выполнения работы. Различать разные виды одежды по их назначению. Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена. Делать вывод о том, что выбор ткани для изготовления одежды определяется назначением одежды (для школьных занятий, для занятий физической культурой и спортом, для отдыха и т.д.). Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон. Сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материал учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, полученную из разных источников, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов карнавальных костюмов. Осваивать способ приготовления крахмала. Исследовать свойства крахмала, обрабатывать при помощи его материал. Работать с текстовым и слайдовым планами, анализировать и сравнивать план создания костюмов, предложенных в учебнике, выде-лять и определять общие этапы и способы изготовления изделия с помощью учителя. Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать правила упаковки и художественного оформления подарков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Состав-лять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материал учебника и дополни-тельные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и приме-нять правила построения развертки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развертки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работу составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций. Самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное. Сравнивать алгоритмы различных видов автомобилей из конструктора. Презентовать готовое изделие, использовать рубрику «Вопросы юного технолога» |
3 | «Человек и вода» | 4 | Конструирование. Работа с различными материалами. Изделие: мост Водный транспорт. Работа с бумагой. Изделие: баржа Водный транспорт. Работа с бумагой. Изделие: яхта Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. Изделие: осьминоги Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. Изделие: рыбки. Работа с пластичными матери алами. Пластилин. Изделие: фонтан. | Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Выбирать модель (яхта и баржа) для проекта, обосновывать свой выбор, оценивать свои возможности. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой.Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях, используя материал учебника и собственные наблюдения. Изготавливать объемную фигуру из пластичных материалов по заданному образцу. Организовывать рабочее место. Выполнять оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельно оценивать изделие |
4 | «Человек и воздух» | 3 | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами. Изделие: птицы. Журавль Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами. Изделие: птицы. Аист. Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Конструирова-ние. Под бор материала, разметка, раскрой. Вертолётная площадка. Работа с бумагой и карто ном. Конструирование. Изделие: вертолёт «Муха» Папьемаше. Работа с бумагой. Изделие: воздушный шар Папьемаше. Работа с бумагой. Изделие: клоун. | Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами м его использовании. Осваивать условные обозна-чения техники оригами. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (вертолета). Определять и называть основные детали вертолета. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолета. Самостоятельно анализировать план изготовления изделия. Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Составлять на основе плана технологическую карту. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты. Самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Оценивать готовое изделие и презентовать работу |
5 | «Человек и информация» | 5 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. Изделие: кукольный театр Кукольный театр. Работа с тканью. Проект «Готовим спектакль» Работа с различными материала ми. Конструирование и модели рование. Изделие: сцена. Работа с различными материала ми. Конструирование и моделирование. Изделие: занавес Переплётная мастерская. Работа с картоном и цветной бумагой. Переплётная мастерская. Работа с картоном и цветной бумагой. Изделие: переплетные работы Почта. Работа с почтовыми бланками. Изделие: заполняем бланк. Афиша. Работа с бумагой, картоном. Итоговый тест | Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на ее основе составлять рассказ о театре. Анализировать изделие, составлять техно-логическую карту. Осмыслять этапы проекта и проектную докумен-тацию. Оформлять документацию проекта. Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения. Осуществлять поиск информации о книгопечатании из различных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплетчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием.Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты. Отбирать информацию и кратко излагать ее. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материал учебника и собственные наблюдения. Осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания.Анализировать способы оформления афиши, определять особенности ее оформления. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программку для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль» |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
Ученик научится:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, к разным профессиям родного края, понимание значения и ценности труда ;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Ученик получит возможность научиться:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способом дли ею практическою воплощении, аргументированно защищать, продукт проектной деятельности.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- рассказывать о массовых профессиях и технологии производства на предприятиях Череповца (региональный компонент).
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные УУД
Ученик научится:
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность — и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
- определить утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения, принятые в планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) КЗ – урок контроля, оценки и коррекции знаний
| Э – урок –экскурсия
ЭОР - Электронные образовательные ресурсы | с/к - самоконтроль и/к - итоговый контроль и- индивидуальный ф – фронтальный т –текущий | ||||||||||
№ п/п | Название темы раздела | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Методы обучения | Формы организации урока. Деятельность учеников | Формы и виды контроль знаний учащихся | Информацион-но- методи-ческое обеспечение | Дата проведения | |||
Планируемая
| Фактическая | |||||||||||
Раздел 1. «Здравствуй, дорогой друг!» (1 час) | ||||||||||||
1 | Как работать с учебником.
| 1 | ОНЗ | Личностные умения Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к учебной книге; — желание определять стоимость изделий, выполненных на уроке; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — осознание собственных достижений при освоении темы. Метапредметные умения Познавательные умения: — объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; — анализировать содержание учебного пособия, используя оглавление; — соотносить задания учебника и рабочей тетради и обосновывать их назначение; — анализировать план местности; Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с планом; — выполнять учебное действие, используя условные знаки; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой; — распределять обязанности для выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства при работе в группе; — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; — представлять результат деятельности группы. Предметные умения -ориентироваться на страницах учебного комплекта; — активно пользоваться навигационной системой учебника; — вычислять стоимость изделий. | Словес-ный нагляд-ный | Вводный урок Робота с учебником Актуализировать знания, полученные в 1—2 класса; знакомятся на практическом уровне с составлением маршрутной карты города. | ПР | Р.Т., Э.П. Демонстрационный материал: Образцы: — работы, выполненные во 2*м классе. Плакаты: — «Правила безопасной работы с шилом, ножницами, иглой»; — «Критерии оценки работы». Карточки: — «Условные обозначения». Интерактивный материал: Презентация «Цена. Количество. Стоимость». | 06.09 |
| ||
Раздел 2. «Человек и земля» (21 час) | ||||||||||||
2 | Архитектура. Работа с бумагой. Изделие: дом.
| 1 | Р | Личностные умения Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природе города; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — желание участвовать в проекте «Двор моей мечты». -ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; Познавательные умения: — объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; — определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение; — определять инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор; — использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; — использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план; — выполнять учебное действие, используя условные знаки; — выполнять учебное задание по чертежу; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. -использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диа+ лога; — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диало+ га, используя термины; — формулировать собственное мнение; — приходить к согласованному мнению в совместной деятель# ности. Предметные умения Активно пользоваться навигационной системой учебника. Выполнять чертёж развёртки изделия в масштабе 2:1. • Создавать: — макет «Дом» на основе развёртки; — макет «Телебашня» из проволоки; — макет «Парк отдыха» из природного материала. • Оформлять проект «Двор моей мечты». | Словесный наглядный | Комбинирован-ный урок- знако-мятся с основами черчения, с осно-вами масштабиро-вания, выполне-ния чертежа раз-вёртки, с основ-ными линиями чертежа. | ПР | РТ, ЭП Демонстрационный материал: Образцы: — развёртки; — чертежи. Плакаты: «Архитектурные стили»; «Выкраивание на ткани»; — «Правила безопасной работы с иглой»; — «Критерии оценки работы» вышивки (крестиком, бисером, гладью, машинная, тамбурным и стебельчатым швом); — аппликация на ткани; — изделия из бисера; — вязаные изделия «Профессии»; — «Парки города». Интерактивный материал: Электронная презентация «История архитектуры». | 13.09
|
| ||
3 | Городские постройки. Работа с проволокой. Изделие: телебашня.
| 1 | Р | Словесный наглядный | Знакомятся с новыми инстру-ментами —плос-когубцами, кусач-ками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту. | ПР | 20.09
|
| ||||
4 | Парк. Работа с природным материалом и пластилином. Изделие: городской парк.
| 1 | Р | Словесный наглядный | Актуализировать знания учащихся о природных ма-териалах, о техни-ках выполнения изделий с исполь зованием при-родных материа-. | ПР | 27.09
|
| ||||
|
|
|
| Словесный наглядный | лов, познакомить со способами со-единения природ-ных материалов. |
|
|
| ||||
5-6 | Детская площадка. Работа с бумагой. Изделие: Качалка, песочница. Изделие: Качели | 2 | Р | Словесный наглядный | Комбиниро-ванный урок Формировать первичные навыки работы над проектом с помощью стандартного алгоритма. | ПР | 04.10 11.10
|
| ||||
| ||||||||||||
7 | Ателье мод. Работа с тканью. Изделие: Строчка стебельчатых стежков,строчка петельных стежков. | 1 | Р | Знакомятся уча-щихся с некоторы-ми видами одеж-ды, научить раз-личать распрост-ранённые нату-ральные и синте-тические ткани. Отработать ал-горитм выпол-нения стебельча-того шва в работе над изделием «Украшение пла-точка монограм-мой». | ПР | 18.10 |
| |||||
8 | Работа с тка-нью. Изделие: Украшение монограммой. украшение фартука. | 1 | Р | Комбинирован-ный урок – Знако-мятся учащихся с одним из вариан-тов украшения одежды — аппли-кацией из ткани | ПР | 25.10
|
| |||||
9 | Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью. Работа с бумагой и шерстяной нитью. Изделие: Гобелен. | 1 | Р |
| Комбиниро-ванный урок Знакомятся с одним из вариантов украшения одежды — аппликацией из ткани
| ПР | 08.11 |
| ||||
10 | Вязание. Работа с шерстяной нитью. Изделие: воздуш ные петли.
| 1 | Р | Словесный наглядный | Комбиниро-ванный урок Учатся пользоваться правилами работы при вязании крючком; актуализировать знания детей о видах ниток. . | ПР | 15.11
|
| ||||
11 | Одежда для карнавала. Работа с тканью. Изделие: кавалер, дама. | 1 | Р | Словесный наглядный | Знакомятся с понятием «кар-навал».Сформиро-вать представле-ние о значении крахмаления тка-ни, отработать навык работы с выкройкой. | ПР | 22.11 |
| ||||
12 | Бисероплетение. Работа с леской и бисером. Изделие: браслетик «Цветочки». | 1 | Р | Знакомятся с видами изделий из бисера, с его свойствами. | ПР | 29.11 |
| |||||
13 | Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. Изделие: весы. Кухонные принадлежности | 1 | Р | Словесный наглядный |
Развивают навыки выполнения чертежей, навыки конструирования. | ПР | 06.12 |
| ||||
14 | Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. Изделие: салат из фруктов. | 1 | Р | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с видами салатов; | ПР | 13.12 |
| |||||
15 | Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. Изделие: бутерброды. | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Знакомятся с видами холодных закусок; форми-ровать умение самостоятельно составлять план и работать по нему. | ПР | 20.12 |
| ||||
16 17 | Сервировка стола. Работа с бумагой. Изделие: колпачок цыплёнка, салфетница. | 2 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Знакомятся с принципами сим-метрии, познако-мить учащихся с видами симмет-ричных изображе-ний. | ПР | 27.12 10.01. 2018 |
| ||||
18 | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопласти-ка). Лепка. Изделие: брелок для ключей. | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Совершенствова-ют навыки лепки из теста, проведе-ния анализа гото-вого изделия, составления плана работы. | ПР | 17.01 |
| ||||
19 | Работа с природными материала-ми. Золотистая соломка. | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Знакомятся на практическом уровне с новым природным ма-териалом — со-ломкой, его сво-йствами и особен-ностями. | ПР | 24.01 |
| ||||
20 | Конкурс поделок из соломки. Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков. | 1 | К | Словес-ный нагляд-ный Словес-ный нагляд-ный | Формируют пред-ставления о спо-собах упаковки подарков и видах упаковки; позна-комить с правила-ми художествен-ного оформления подарка. | ПР | 31.01 |
| ||||
21 | Автомастерская Работа с картоном. Конструир-ование. Изделие: фургон «Моро женое» | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с основами устройства автомобиля; формировать представления о конструировании геометрических тел. | ПР | 07.02 |
| ||||
22 | Работа с картоном.Конструирование. Изделие: фургон «Мороженое». Оформление изделия. | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Формируют умение использовать полученные знания в новых услвиях. | ПР | 14.02
|
| ||||
Раздел 3. «Человек и вода» (4 часа) | ||||||||||||
23 | Конструирование. Работа с различными материалами. Изделие: мост. | 1 | Р | Личностные умения Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к воде; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — желание составлять правила сохранения и защиты воды; — осознание необходимости успешности при освоении темы. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «акватория», «акведук», «балка», «баржа», «ванты», «верфь», «виадук», «ихтиолог», «кабель», «конструкция», «корабль», «кораблестроитель», «лодка», «мост», «океанариум», «паром», «пилон», «порт», «пролёт», «путепровод», «судно», «трос», «фонтан», «чаша», «яхта» и использовать их в активном словаре; — определять тип и назначение сооружения для переправы через водное пространство и обосновывать своё мнение; — определять вид и назначение водного транспорта и обосновывать своё мнение; — определять назначение океанариума и аквариума и обосновывать своё мнение; — определять вид фонтана, его назначение и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления правил сохранения и защиты воды. Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с планом, алгоритмом; — распределять обязанности для выполнения учебного задания; — выполнять взаимопроверку, взаимооценку, самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; — согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно оценивать результат учебной деятельности. Предметные умения Выполнять: — макет подвесного моста; — изделие «Осьминог» из перчатки; — изделие «Рыбка» из рукавицы; — изделие «Фонтан» из пластилина. • Конструировать макет яхты. • Изготавливать модель баржи из пластмассового конструктора и презентовать изделие. • Составлять и оформлять правила сохранения и защиты воды. | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с особенностями конструкций мостов разных видов в зависимости от их назначения. | ПР | РТ,ЭП Демонстрационный материал: Образцы: модель моста, модель яхты. Плакаты: «Морские и речные животные», «Критерии оценки рабо! ты». Интерактивный материал: Презентация «Мосты», «Водный транспорт», «Обитатели океана! риумов», «Виды фонтанов». | 21.02 |
| ||
24 | Водный транспорт. Работа с бумагой. Изделие: баржа Изделие: яхта | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с различными видами судов, закреплять навыки работы с бумагой. | ПР | 28.02 |
| ||||
25 | Океанариум. Работа с текстиль-ными материа-лами. Шитьё. Изделие: осьминоги. Изделие: рыбки. | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с понятием «океанариум», с классификацией мягких игрушек, с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. | ПР | 07.03 |
| ||||
26 | Работа с плас-тичными матери алами. Пластилин. Изделие: фонтан.
| 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с декоративным сооружением — фонтаном, с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами. | ПР | 14.03 |
| ||||
Раздел 4. «Человек и воздух» (3 часа) | ||||||||||||
27 | Зоопарк. Работа с бумагой. Скла-дывание. Оригами. Изделие: птицы. Журавль. . Аист. | 1 | Р | Личностные умения Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание определять возможности летательных устройств (воздушный шар, вертолёт) для передвижения в воздухе; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — осознание собственных достижений при освоении темы. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «вертолёт», «воздушный шар», «модель», «оригами», «папье*маше», «схема» и использовать их в активном словаре; — различать условные обозначения оригами разных видов и обосновывать своё мнение; — определять материалы для изготовления изделия из папье*маше и обосновывать своё мнение; — определять возможности летательных устройств (воздушный шар, вертолёт) для передвижения в воздухе и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления рассказа о воздушном шаре и его возможностях. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку учебного задания; — выполнять взаимооценку учебного задания в группе. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — приходить к общему мнению в совместной деятельности; — адекватно представлять результат деятельности группы. Предметные умения Оформлять композицию «Городской пруд», используя фигурки оригами. • Выполнять: — модель вертолёта «Муха»; — изделие «Воздушный шар» в технике папьемаше. | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с видами техники оригами; представить краткую историю зарождения искусства оригами. | ПР | ЭП, РТ Демонстрационный материал: Образцы работ в технике оригами, в технике папье*маше. Плакаты: «Правила работы с бумагой», «Подготовка к работе в технике папье*маше», «Критерии оценки работы». Интерактивный материал: Презентация «Полёты над городом». | 21.03 |
| ||
28 | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном.Конструирование. Под бор материала, разметка, раскрой Изделие: вертолёт «Муха». | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Знакомятся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоятельной работы по плану. | ПР | 04.04 |
| ||||
29 | Папье–маше. Работа с бумагой. Изделие: воздушный шар. | 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Формировать умения украшать помещения при помощи воздушных шаров; учить соединять новый материал (воздушные шары) нитками и скотчем. | ПР | 11.04 |
| ||||
Раздел 5. «Человек и информация» (5 часов) | ||||||||||||
30 | Переплётная мастерская. Работа с картоном и цветной бумагой. Изделие: переплетные работы. | 1 | Р | Личностные умения Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к книге; — ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; — желание оформлять приглашение на праздник; — осознание необходимости успешности при освоении темы. Метапредметные умения Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «газета», «журнал», «книгопечатание», «корреспонденция», «кукловод», «марионетка», «переплёт», «переплётчик», «письмо», «почта», «почтальон», «почтовый служа( щий», «почтовый ящик», «театр», «театр кукол», «телеграмма», «телефон», «художникдекоратор» и использовать их в активном словаре; — определять назначение переплёта, материалы для его выполнения и обосновывать своё мнение; — определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение; — определять назначение театральной программки и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для оформления приглашения на праздник. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — распределять обязанности для выполнения учебного задания; — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; — выполнять самооценку и самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; — согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно представлять результат собственной деятельности. Предметные умения Выполнять: — переплёт папки достижений; проект «Кукольный театр»; — программку к спектаклю в проекте «Кукольный театр». • Оформлять бланк телеграммы и рассчитывать её стоимость. • Оформлять приглашение на праздник. | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Учатся выполнять работу над простым видом переплёта. | ПР | ЭП, РТ Демонстрационный материал: Образцы: бланк телеграммы, конверт, пальчиковые куклы, марионетки, перчаточные куклы. Плакаты: «Работа с иглой», «Переплётные работы», «Критерии оценки работы». Интерактивный материал Презентации «Почтовая служба», «Переплёт», «Театр кукол и его жители». | 18.04 |
| ||
31 | Почта. Работа с почтовыми бланками. Изделие: заполняем бланк.
| 1 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Заполняют бланк телеграммы. | ПР | 25.04 |
| ||||
32. 33 | Кукольный театр. Работа с тка нью. Шитьё. Изделие: куколь ный театр.
| 2 | Р | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Работа над проектом в группе. | ПР | 02.05 16.05 |
| ||||
34 35 | Афиша. Работа с бумагой, картоном.
| 2 | К | Словес-ный нагляд-ный | Комбиниро-ванный урок Проводят презентацию своей работы | ПР | 23.05 30.05 |
|
Основная учебная литература:
1. «Технология» Учебник 3 класс. Издательство «Просвещение» под редакцией Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой, 2012 г.
2. «Технология» Рабочая тетрадь. 3 класс. Издательство «Просвещение» под редакцией Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой,2017 г.
Учебно-методическая литература:
1. Программа «Технология». 3 класс, Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова . М., Просвещение, 2015
2. Методическое пособие к учебнику «Технология». 3 класс, Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова . М., Просвещение, 2017
Перечень рекомендуемых технических средств обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
Электронные образовательные ресурсы: электронное приложение «Технология. 3 класс»