«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по немецкому языку для профессии "Машинист локомотива"

Рабочая программа содержит тематический план

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»


подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования



















2018



УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебно-методической работе

ГБПОУ СО «БПЛ»

_______________/Горшков В.В./

« » августа 2018 г.

_______________/____________________/

«_____» ________________2019 г.

_______________/____________________/



Рабочая программа учебной дисциплины «Немецкий язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Немецкий язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015 г.

Уточнение рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Уточнение одобренно научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

Протокол от № 3 от 25 мая 2017 г.

Приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 №613 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413



ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательного цикла

Протокол № ___, «30» августа 2018 г.

Председатель ЦМК /__________/Абрамова Г.И./

Протокол № ___, «_____» ____________2019 г.

Председатель ЦМК/___________/____________/



ОДОБРЕНО методическим советом лицея

ГБПОУ СО «БПЛ»

Протокол № ___, « » августа 2018 г.

Председатель _____________/ Горшков В.В./

Протокол № ___, «_____» ____________2019 г.

Председатель _____________/ _______________ /


Составитель (автор):


Андреева О.А. преподаватель немецкого языка первой квалификационной категории ГБПОУ СО «БПЛ»


Рецензенты:


Внешний: Вялушкина Ю.В. преподаватель немецкого языка ГБПОУ СО «БПЛ»








СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………… …….2


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»………4


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………...7


4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..9

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ… 11


6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………………21


7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….25



























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Немецкий язык» пред-назначена для изучения в ГБПОУ СО «БПЛ», реализующая образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы подготовки КРС (ООППКРС) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.


Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Немецкий язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з).

Приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 №613 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413



Содержание программы учебной дисциплины «Немецкий язык» направлено на достижение следующих целей:


  • формирование представлений об немецком языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур;


  • формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на немецком языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;


  • формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной;


  • воспитание личности, способной и желающей участвовать в общении на меж-культурном уровне;


  • воспитание уважительного отношения к другим культурам и социальным суб-культурам.


В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ООППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).


Программа учебной дисциплины «Немецкий язык» является основой для разра-ботки рабочей программы в лицее, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООППКРС СПО на базе основного общего образования с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии.


Программа направлена на изучение немецкого языка (произношение, орфография, грамматика, стилистика) с включением материалов и страноведческой терминологии из немецких и других немецкоязычных источников, демонстрирующих основные различия между существующими вариантами немецкого языка.


Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образо-вания в пределах освоения ООППКРС СПО на базе основного общего образования.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»

Немецкий язык как учебная дисциплина характеризуется:


  • направленностью на освоение языковых средств общения, формирование новой языковой системы коммуникации, становление основных черт вторичной язы-ковой личности;


  • интегративным характером — сочетанием языкового образования с элементар-ными основами литературного и художественного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы, драматургии, музыкального искусства, кино и др.);


  • полифункциональностью — способностью выступать как целью, так и средством обучения при изучении других предметных областей, что позволяет реализовать в процессе обучения самые разнообразные межпредметные связи.


Содержание учебной дисциплины направлено на формирование различных видов компетенций:


  • лингвистической расширение знаний о системе русского и немецкого языков, совершенствование умения использовать грамматические структуры и языковые средства в соответствии с нормами данного языка, свободное исполь-зование приобретенного словарного запаса;


  • социолингвистической совершенствование умений в основных видах рече-вой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), а также в выборе лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватных ситуации общения, целям, намерениям и ролям партнеров по общению;


  • дискурсивной развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устного и письменного конструирования и интерпретации связных текстов на немецком языке по изученной проблематике, в том числе демонстрирующие творческие способности обучающихся;


  • социокультурной овладение национально-культурной­ спецификой страны изучаемого языка и развитие умения строить речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоговорящих стран;


  • социальной развитие умения вступать в коммуникацию и поддерживать ее;

  • стратегической совершенствование умения компенсировать недостаточ-ность знания языка и опыта общения в иноязычной среде;


  • предметной развитие умения использовать знания и навыки, формируемые в рамках дисциплины «Немецкий язык», для решения различных проблем.


Содержание учебной дисциплины «Немецкий язык» делится на основное, которое изучается вне зависимости от профиля профессионального образования, и профессионально направленное, предназначенное для освоения профессий СПО технического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования.


Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений:


  • заполнить анкету/заявление (например, о приеме на курсы, в отряд волонтеров, в летний/зимний молодежный лагерь) с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, почтового и электронного адреса, телефона, места учебы, данных о родителях, своих умениях, навыках, увлечениях и т.п.;


  • заполнить анкету/заявление о выдаче документа (например, туристической визы);


  • написать энциклопедическую или справочную статью о родном городе по пред-ложенному шаблону;

  • составить резюме.


Профессионально ориентированное содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление грамматических и лексических

структур, которые наиболее часто используются в деловой и профессиональной речи.


При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования:


  • аутентичность;


  • высокая коммуникативная ценность (употребительность), в том числе в ситуа-циях делового и профессионального общения;

  • познавательность и культуроведческая направленность;


  • обеспечение условий обучения, близких к условиям реального общения (моти-вированность и целенаправленность, активное взаимодействие, использование вербальных и невербальных средств коммуникации и др.).


Организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуаль-ных проектов, участие обучающихся в ролевых играх, требующих от них проявления различных видов самостоятельной деятельности: исследовательской, творческой, практико-ориентированной и др.


Содержание учебной дисциплины «Немецкий язык» предусматривает освоение текстового и грамматического материала.


Текстовый материал для чтения, аудирования и говорения должен быть инфор-мативным; иметь четкую структуру и логику изложения, коммуникативную направ-ленность, воспитательную ценность; соответствовать речевому опыту и интересам обучающихся.


Продолжительность аудиотекста не должна превышать 5 минут при темпе речи 200—250 слогов в минуту.


Коммуникативная направленность обучения обусловливает использование следующих функциональных стилей и типов текстов: литературно-художественный, научный, научно-популярный, газетно-публицистический, разговорный.

Отбираемые лексические единицы должны отвечать следующим требованиям:


  • обозначать понятия и явления, наиболее часто встречающиеся в литературе различных жанров и разговорной речи;


  • включать безэквивалентную лексику, отражающую реалии немецкоговорящих стран (денежные единицы, географические названия, имена собственные, меры веса, длины, обозначения времени, названия достопримечательностей и др.); наиболее употребительную деловую и профессиональную лексику, в том числе некоторые термины, а также основные речевые и этикетные формулы, ис-пользуемые в письменной и устной речи в различных ситуациях общения;


  • вводиться не изолированно, а в сочетании с другими лексическими единицами.


Грамматический материал включает следующие основные темы.

Наречия, обозначающие количество, место, направление, время.


Существительные. Образование множественного числа с помощью внешней и внутренней флексии; множественное число существительных, заимствованных из других языков; существительные, имеющие одну форму для единственного и множественного числа; чтение и правописание приставок и окончаний. Существительные исчисляемые и неисчисляемые.


Артикль. Артикли определенный, неопределенный, нулевой. Чтение артиклей. Употребление артикля в устойчивых выражениях и с географическими названиями


Прилагательное. Образование степеней сравнения и их правописание. Сравнительные слова als, wie.


Предлог. Предлоги времени, места, направления и др.


Местоимение. Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопреде-ленные, отрицательные, возвратные, взаимные, относительные, вопросительные.


Числительное. Числительные количественные и порядковые. Дроби. Обо-значение годов, дат, времени, периодов. Арифметические действия и вычисления.

Глагол. Глаголы sein, haben, их значения как смысловых глаголов и функции как вспомогательных. Глаголы правильные и неправильные. Видовременные формы глагола, их образование и функции в действительном и страдательном залоге. Чтение и правописание окончаний в настоящем и прошедшем времени. Слова — маркеры времени. Спряжение вспомогательных глаголов в разных временных формах (в настоящем, прошедшем и будущем времени). Модальные глаголы и глаголы, выполняющие роль модальных. ( sollen, wollen, konnen u.s.w.). Модальные глаголы в этикетных формулах и официальной речи (Kann ich Ihnen helfen, Entschuldigen Sie bitte . . . u.s.w.). Инфинитив, его формы. Сочетания некоторых глаголов с инфинитивом (werden, haben, sein, durfen и u.s.w.). Причастия I и II. Сослагательное наклонение.


Вопросительные предложения. Вопросительные предложения с вопросительным словом/без вопросительного слова — формулы вежливости (Darf ich Inheh helfen. . . ? Helfen Sie mir . . . ? u.s.w.).


Придаточные предложения. Определительные/дополнительные/придаточные причины/придаточные времени и т.д. (Der Junge, der neben dem Fenster steht, weiss sehr viel).

Согласование времен. Прямая и косвенная речь.


Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Немецкий язык» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной атте-стации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.



































  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технический профиль профессионального образования

Основное содержание

Введение


Цели и задачи изучения учебной дисциплины «Немецкий язык». Немецкий язык как язык международного общения и средство познания национальных культур. Основные варианты немецкого языка, их сходство и различия. Роль немецкого языка при освоении профессий СПО.


Практические занятия


Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, профессия, род занятий, должность, место работы и др.). Общение с друзьями.

.

Физкультура и спорт, здоровый образ жизни Семья и семейные отношения, домашние обязанности.

Семья и семейные отношения, домашние обязанности.

Человек и природа, экологические проблемы.

Научно-технический прогресс.



Распорядок дня обучающегося.

Хобби, досуг.

Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни).


Магазины, товары, совершение покупок.

Описание местоположения объекта (адрес, как найти).

Немецко-говорящие страны, географическое положение, климат, флора и фауна, на- циональные символы, государственное и политическое устройство, наиболее развитые отрасли экономики, достопримечательности, традиции.

Экскурсии и путешествия.

Россия, ее национальные символы, государственное и политическое устройство.

Образование, обучение.


Индивидуальные проекты


Сценарий телевизионной программы о жизни публичной персоны: биографические факты, вопросы для интервью и др.

Экскурсия по родному городу (достопримечательности, разработка маршрута).

Путеводитель по родному краю: визитная карточка, история, география, экологическая обстановка, фольклор.

Презентация «Каким должен быть настоящий профессионал?»


Профессионально ориентированное содержание

Практические занятия


Достижения и инновации в области науки и техники.

Мое будущее. Работа.

Отраслевые выставки.

Машины и механизмы. Промышленное оборудование.

Инструкции, руководства.

Локомотивы в промышленности.

Составление резюме.


Ролевые игры

Подбор персонала на открытые на предприятии вакансии.


Интервью корреспондента с работниками предприятия (представление, описание личных и профессиональных качеств).

Посещение вычислительного центра.


Вывод на рынок нового продукта: его описание, характеристики (спецификация), достоинства, процесс производства, инструкция по эксплуатации.


На международной специализированной выставке (представление продукции, переговоры с потенциальными клиентами).



4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»

Освоение содержания учебной дисциплины «Немецкий язык» обеспечивает до-стижение обучающимися следующих результатов:


  • личностных:


– сформированность ценностного отношения к языку как культурному феномену и средству отображения развития общества, его истории и духовной культуры;


– сформированность широкого представления о достижениях национальных культур, о роли немецкого языка и культуры в развитии мировой культуры;


– развитие интереса и способности к наблюдению за иным способом мировидения;

- способность к отражению личностной и гражданственной позиции в деятельности;

- формирование антикоррупционного мировоззрения;

- способность противостоять идеологии, экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

– осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог на немецком языке с представителями других культур, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать в различных областях для их достижения; умение проявлять толерантность к другому образу мыслей, к иной позиции партнера по общению;


– готовность и способность к непрерывному образованию, включая самообразование, как в профессиональной области с использованием немецкого языка, так и в сфере немецкого языка;


  • метапредметных:

– умение самостоятельно выбирать успешные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения; владение навыками проектной деятельности, моделирующей реальные ситуации межкультурной коммуникации;


– умение организовать коммуникативную деятельность, продуктивно общаться и взаимодействовать с ее участниками, учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты;


– умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства;


  • предметных:

– сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;


– владение знаниями о социокультурной специфике немецкоязычных стран и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и немецкоязычных стран;


– достижение порогового уровня владения немецким языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;

- сформированность умений использовать немецкий язык как средство для получения информации из немецкоязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" включают предметные результаты изучения учебных предметов:

"Иностранный язык" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой


для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;

2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны

1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;

2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;

3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях


5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы


Количество часов


Аудиторные занятия.

Содержание обучения

Основное содержание


Введение

1

Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, профессия, род занятий, должность, место работы и др.). Общение с друзьями.

9

Физкультура и спорт, здоровый образ жизни

9

Семья и семейные отношения, домашние обязанности

9

Человек и природа, экологические проблемы

7

Научно-технический прогресс

7

Распорядок дня обучающегося

6

Хобби, досуг

4

Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни)

7

Магазины, товары, совершение покупок

12

Описание местоположения объекта (адрес, как найти)

9

Немецко-говорящие страны, географическое положение, климат, флора и фауна, национальные символы, государственное и политическое устройство, достопримечательности, традиции

13

Экскурсии и путешествия

6

Россия, ее национальные символы, государственное и политическое устройство

11

Образование, обучение

4

Профессионально ориентированное содержание

Достижения и инновации в области науки и техники

13

Мое будущее. Работа

12

Отраслевые выставки

9

Машины и механизмы. Промышленное оборудование

6

Инструкции, руководства

8

Современные локомотивы в промышленности

5

Составление резюме

5

Итого

171

Внеаудиторная самостоятельная работа


Подготовка к презентации проекта или ролевой игре (сбор, систематизация, изучение и оформление материала, репетиции)

85



Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

256




5.1 Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Немецкий язык как средство международного общения, роль немецкого языка в современном обществе. Цели, задачи обучения немецкому языку в лицее. Знакомство с учебной, справочной литературой, основными требованиями изучения языка.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение, перевод текста

1


1 курс

I семестр

34


Тема 1

Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, профессия, род занятий, должность, место работы и др.). Общение с друзьями.


Содержание учебного материала

9


2


1


1


3


2




3


1

Приветствие, прощание, представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке.

2

Внешность, характер, личные качества.


3.

Профессии.

Грамматика: артикли

4.


Чтение текста «Разрешите представиться», составление диалогов по теме

5.

Выполнение тренировочных упражнений

Грамматика: род существительных

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений «Моя визитная карточка», «Семейный альбом», «Мои друзья»


4


Тема 2

Физкультура и спорт, здоровый образ жизни


Содержание учебного материала

9

4



4


3


1

Лексический материал по теме

Грамматика: прямой порядок слов в простом предложении.

2


Олимпийские игры

Грамматика: обратный порядок слов в простом предложении

3

Контрольная работа «Физкультура и спорт, здоровый образ жизни»

1



Самостоятельная работа обучающихся

Чтение, перевод текста, подбор дополнительного материала


4


Тема 3.

Семья и семейные отношения, домашние обязанности.

Праздники Германии.

Содержание учебного материала

9


3


1

2

2

1



3

1


Семейное дерево. Лексический материал по теме

Грамматика: личные местоимения

2

Моя семья, чтение текста

Грамматика: указательные местоимения

3

Немецкие праздники. Рождество в Германии.

4

Выполнение тренировочных упражнений, подготовка к контрольной работе

5

Контрольная работа «Семья и семейные отношения, домашние обязанности. Праздники Германии»

Самостоятельная работа обучающихся

Доклад «Моё семейное дерево», сообщение «Домашние обязанности», подбор дополнительного материала

7


Тема 4.

Человек и природа, экологические проблемы.

Содержание учебного материала

7


3



3

1



3

1

Лексический материал по теме

Грамматика: вопросительное предложение с вопросительным словом, аудирование

2

Чтение, перевод.

Грамматика: вопросительное предложение без вопросительного слова

3

Контрольная работа «Человек и природа, экологические проблемы»


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка и презентация прогноза погоды, чтение текста, работа со словарем

4


Чтение, перевод





II семестр

24


Тема 5.

Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

7


1.

Ученые, открытия.

Лексический материал по теме

2

3

2.

Чтение текстов «Гаджеты, бытовые приборы».

Грамматика: части речи

2


3.

Аудирование, грамматика: модальные глаголы

2


4.

Контрольная работа «Научно-технический прогресс»

1


Самостоятельная работа обучающихся

4



Чтение, перевод текста, работа со словарем, подбор дополнительного материала на тему «Ученые Германии и России»

Тема 6

Распорядок дня.




Содержание учебного материала

6


2


2


2



3


1

Мой рабочий день

Грамматика: числительные

2

Моя учеба, шопинг.

Грамматика: предлоги

3

Чтение текста «Мой рабочий день», выполнение тренировочных упражнений

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «Распорядок дня», составление таблицы «Мой режим питания»

3


Тема 7

Хобби, досуг.



Содержание учебного материала

4


2


2


3

1


Свободное время, досуг, лексический материал по теме

Грамматика: наречия

2

Хобби, увлечения. Выполнение тренировочных упражнений

Грамматика: причастия

Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение «Мое хобби»

2


Тема 8

Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни)

Содержание учебного материала

7


2


2


2


1


3


1

Описание жилища, лексический материал по теме

Грамматика: глагол. Временная форма Prasens (настоящее время).

2

Описание учебного заведения

Грамматика: Временная форма Imperfekt (простое прошедшее время).

3

Условия пребывания в стенах лицея.

Грамматика: Временная форма Futurum (будущее время).

4

Контрольная работа «Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни)»

Самостоятельная работа обучающихся

Презентация «СМИ в Германии», «Телевидение», чтение и перевод текста

4


2 курс

III семестр

34


Тема 9

Магазины, товары, совершение покупок.

Содержание учебного материала

12

3

1

Составление диалогов. На улице

Грамматика: безличное местоимение

4


4


3


2

Чтение текста. В магазине

Грамматика: времена глаголов: Imperfekt, Perfekt, Plusquamperfekt

3

Аудирование. Составление диалогов. У врача

Грамматика: Отрицание в предложениях.

4 Контрольная работа «Магазины, товары, совершение покупок»

1


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ролевых игр «У врача», «На вокзале», «В магазине», чтение текста, сообщение «Популярные магазины Германии»

2


Тема 10

Описание местоположения объекта (адрес, как найти)

Содержание учебного материала

9


1



Местоположение объекта. Лексический материал по теме

Грамматика: глаголы с отделяемыми приставками


3

3



3







3

2

Выполнение тренировочных упражнений

3

Адрес, описание объекта

Грамматика: глаголы с неотделяемыми приставками

Самостоятельная работа обучающихся

Проект: «Великие праздники», чтение текста, подбор дополнительного материала

3


Тема 11

Немецко-говорящие страны, географическое положение, климат, флора и фауна, национальные символы, государственное и политическое устройство, достопримечательности, традиции


Содержание учебного материала

13


4


4

5

3

1


Географическое положение Германии, государственная символика

Лексический материал по теме

2

Политическое устройство Германии

Грамматика: Времена глаголов, страдательный залог

3

Немецко-говорящие страны

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «Германия»

5



IV семестр

21


Тема 12

Экскурсии и путешествия

Содержание учебного материала

6


2


1

2

3

1

Географическое положение Австрии и Швейцарии

Грамматика: склонение существительных

2

Города Австрии и Швейцарии, аудирование.

Грамматика: сложные существительные

3

Мой любимый город Германии

4

Контрольная работа «Экскурсии и путешествия»

1


Самостоятельная работа

Чтение и перевод текста, работа с тематическим словарем

4


Тема 13

Россия, ее национальные символы, государственное и политическое и устройство.


Содержание учебного материала

11


4


3

3

3

1

Географическое положение России

Грамматика: неопределенно-личное местоимение man

2

Москва, столица России.

Грамматика «Спряжение возвратных глаголов»

3

Повторение лексического и грамматического материала

4

Контрольная работа «Россия, ее национальные символы, государственное и политическое и устройство»

1


Самостоятельная работа обучающихся

Проект «Моя Россия», презентации: «Москва», «Санкт-Петербург», «Мой родной город» (на выбор)

7

Тема 14.

Образование, обучение

Содержание учебного материала

4

3

1. Образование, отличия

Грамматика: страдательный залог Imperfekt, образование

2

2. Профессии и специальности

Грамматика: страдательный залог Imperfekt, употребление в речи

1

3. Профессиональный рост, карьера

Грамматика: страдательный залог

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка проекта об избранной профессии

4



Итоговая контрольная работа за II курс обучения


1


3 курс


V семестр




40


Тема 1.

Наука и техника. Достижения и инновации

Содержание учебного материала

13

3

3


4


3

3

1.

Лексический материал по теме

2 .

Грамматика: сложное предложение

3.

Чтение текста «Безопасность при работе с локомотивом», аудирование

4.

Выполнение тренировочных упражнений

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «Роль локомотивов в наши дни», чтение и перевод текста

4


Тема 2.

Мое будущее. Работа

Содержание учебного материала

12

3


3

3

3

1

3

1.

Лексический материал по теме, взгляд на будущее

2 .

Чтение текста «Жизнь и работа», аудирование

3.

Грамматика: сложносочиненное предложение и порядок слов

4.

Выполнение тренировочных упражнений

5.

Контрольная работа «Мое будущее. Работа»

Самостоятельная работа обучающихся

Написание сочинения «Мое будущее»

6



Тема 3.

Отраслевые выставки

Мир профессий

Содержание учебного материала

9

4



4

3


1.

Образование в Германии.

Грамматика «Инфинитивные группы»

2.

Выбор профессии

Грамматика: «Инфинитивные обороты»

Выполнение тренировочных упражнений

3

Контрольная работа «Отраслевые выставки. Мир профессий»

1


Самостоятельная работа обучающихся

Презентация своей профессии

5


Тема 4.

Машины и механизмы. Промышленное оборудование

Содержание учебного материала

6



3


2

1

3

1


Лексический материал по теме. Устройство локомотива.

Грамматика: страдательный залог Präsens, образование, употребление в речи


2

Выполнение тренировочных упражнений, чтение текста.


3

Контрольная работа «Машины и механизмы. Промышленное оборудование»

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «Экскурс в мир локомотивов»


3


3 курс


VI семестр



18



Тема 5.

Инструкции, руководства


Содержание учебного материала

8

3


2


2

1

3


1

Лексический материал по теме. Инструкции для машиниста локомотива.

2

Грамматика: страдательный залог Imperfekt, образование, употребление в речи

3

Чтение текста «Правила безопасности при работе с локомотивом», аудирование

4

Выполнение тренировочных упражнений по теме

Самостоятельная работа обучающихся:

Проект «Моя первая поездка на локомотиве»

5

Тема 6.

Локомотивы в промышленности

Содержание учебного материала

5

2


2


1

3

1.

Лексический материал по теме. Локомотивы, быт, промышленность

2 .

Чтение текста «Для чего нужны локомотивы?», аудирование

3.

Грамматика: инфинитивные обороты

Выполнение тренировочных упражнений

4

Контрольная работа «Локомотивы в промышленности»

1


Самостоятельная работа обучающихся

Презентация «Детали локомотива»


3

Тема 7.

Составление резюме


Содержание учебного материала

5


1


2


3


1.

Анкеты. Резюме. Лексический материал по теме


2.

Составление собственного резюме, опорные фразы. Повторение лексического, грамматического материала


Самостоятельная работа обучающихся

Составление анкет, написание резюме

3



Дифференцированный зачет

2



Всего

256


6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Виды речевой деятельности

Аудирование

Выделять наиболее существенные элементы сообщения.

Извлекать необходимую информацию.

Отделять объективную информацию от субъективной.

Адаптироваться к индивидуальным особенностям говорящего,

его темпу речи.

Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, прогнозированием.

Получать дополнительную информацию и уточнять полученную

с помощью переспроса или просьбы.

Выражать свое отношение (согласие, несогласие) к прослушанной информации, обосновывая его.

Составлять реферат, аннотацию прослушанного текста; составлять таблицу, схему на основе информации из текста.

Передавать на немецком языке (устно или письменно) содержание услышанного, увиденного.

Говорение:

• монологическая речь

Осуществлять неподготовленное высказывание на заданную тему или в соответствии с ситуацией.

Делать подготовленное сообщение (краткое, развернутое) различного характера (описание, повествование, характеристика, рассуждение) на заданную тему или в соответствии с ситуацией с использованием различных источников информации (в том числе презентацию, доклад, обзор, устный реферат); приводить аргументацию и делать заключения.

Делать развернутое сообщение, содержащее выражение собственной точки зрения, оценку передаваемой информации.

Комментировать услышанное/увиденное/прочитанное.

Составлять устный реферат услышанного или прочитанного текста.

Составлять вопросы для интервью.

Давать определения известным явлениям, понятиям, предметам.

• диалогическая речь

Уточнять и дополнять сказанное.

Использовать адекватные эмоционально-экспрессивные средства, мимику и жесты.

Соблюдать логику и последовательность высказываний.

Использовать монологические высказывания (развернутые реплики) в диалогической речи.

Принимать участие в диалогах (полилогах) различных видов (диалог-рассуждение, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен информацией, диалог — обмен мнениями, дискуссия, полемика) на заданную тему или в соответствии с ситуацией; приводить аргументацию и делать заключения.

Выражать отношение (оценку, согласие, несогласие) к высказываниям партнера.

Проводить интервью на заданную тему.

Запрашивать необходимую информацию.

Задавать вопросы, пользоваться переспросами.

Уточнять и дополнять сказанное, пользоваться перифразами.

Инициировать общение, проявлять инициативу, обращаться за помощью к партнеру, подхватывать и дополнять его мысль, корректно прерывать партнера, менять тему разговора, завершать разговор.

Использовать адекватные эмоционально-экспрессивные средства, мимику и жесты.

Соблюдать логику и последовательность высказываний.

Концентрировать и распределять внимание в процессе общения.

Быстро реагировать на реплики партнера.

Использовать монологические высказывания (развернутые реплики) в диалогической речи.

Чтение:

• просмотровое

Определять тип и структурно- композиционные­ особенности текста.

Получать самое общее представление о содержании текста, прогнозировать его содержание по заголовку, известным понятиям,

терминам, географическим названиям, именам собственным.

• поисковое

Извлекать из текста наиболее важную информацию.

Находить информацию, относящуюся к определенной теме или отвечающую определенным критериям.

Находить фрагменты текста, требующие детального изучения.

Группировать информацию по определенным признакам.

• ознакомительное

Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре).

Понимать основное содержание текста, определять его главную мысль.

Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать свое отношение к нему.

• изучающее

Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать ее, делать выводы.

Использовать полученную информацию в других видах деятельности (например, в докладе, учебном проекте, ролевой игре).

Полно и точно понимать содержание текста, в том числе с помощью словаря.

Оценивать и интерпретировать содержание текста, высказывать свое отношение к нему.

Обобщать информацию, полученную из текста, классифицировать ее, делать выводы.

Отделять объективную информацию от субъективной.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Извлекать необходимую информацию.

Составлять реферат, аннотацию текста.

Составлять таблицу, схему с использованием информации из текста.

Письмо

Описывать различные события, факты, явления, комментировать их, делать обобщения и выводы.

Выражать и обосновывать свою точку зрения с использованием эмоционально-оценочных средств.

Использовать образец в качестве опоры для составления собственного текста (например, справочного или энциклопедического характера).

Писать письма и заявления, в том числе электронные, личного и делового характера с соблюдением правил оформления таких писем.

Запрашивать интересующую информацию.

Заполнять анкеты, бланки сведениями личного или делового характера, числовыми данными.

Составлять резюме.

Составлять рекламные объявления.

Составлять описания вакансий.

Составлять несложные рецепты приготовления блюд.

Составлять простые технические спецификации, инструкции по эксплуатации.

Составлять расписание на день, списки дел, покупок и др.

Писать сценарии, программы, планы различных мероприятий.

Фиксировать основные сведения в процессе чтения или прослушивания текста, в том числе в виде таблицы, схемы, графика.

Составлять развернутый план, конспект, реферат, аннотацию устного выступления или печатного текста, в том числе для дальнейшего использования в устной и письменной речи (например, в докладах, интервью, собеседованиях, совещаниях, переговорах).

Делать письменный пересказ текста; писать эссе (содержащие описание, повествование, рассуждение), обзоры, рецензии.

Составлять буклет, брошюру, каталог (например, с туристической информацией, меню, сводом правил).

Готовить текст презентации с использованием технических средств.

Речевые навыки и умения

Лексические навыки

Правильно употреблять лексику в зависимости от коммуникативного намерения; обладать быстрой реакцией при выборе лексических единиц.

Правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях.

Использовать служебные слова для организации сочинительной и подчинительной связи в предложении, а также логической связи предложений в устном и письменном текст.

Выбирать наиболее подходящий или корректный для конкретной ситуации синоним или антоним при описании чужой внешности.

Распознавать на письме и в речевом потоке изученные лексические и фразеологические единицы, включая наиболее употребляемые фразовые глаголы.

Определять значения и грамматическую функцию слов, опираясь на правила словообразования в немецкого языке (аффиксация, конверсия, заимствование).

Различать сходные по написанию и звучанию слова.

Пользоваться контекстом, прогнозированием и речевой догадкой при восприятии письменных и устных текстов.

Определять происхождение слов с помощью словаря.

Уметь расшифровывать некоторые аббревиатуры.

Грамматические навыки

Знать основные различия систем немецкого и русского языков:

• наличие грамматических явлений, не присущих русскому языку (артикль, вспомогательные глаголы и др.);

• различия в общих для обоих языков грамматических явлениях (род существительных, притяжательный падеж, видовременные формы, построение отрицательных и вопросительных предложений, порядок членов предложения и др.).

Правильно пользоваться основными грамматическими средствами немецкого языка (средства атрибуции, выражения количества, сравнения, модальности, образа и цели действия, выражения просьбы, совета и др.).

Формулировать грамматические правила, в том числе с использованием графической опоры (образца, схемы, таблицы).

Распознавать, образовывать и правильно употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции в зависимости от ситуации общения (например, сокращенные формы широко употребительные в разговорной речи и имеющие ограниченное применение в официальной речи).

Знать особенности грамматического оформления устных и письменных текстов; уметь изменять грамматическое оформление высказывания в зависимости от коммуникативного намерения.

Различать сходные по форме и звучанию грамматические явления.

Прогнозировать грамматические формы незнакомого слова или конструкции, зная правило их образования либо сопоставляя с формами известного слова или конструкции (например, прогнозирование формы множественного числа существительного по окончании его начальной формы).

Определять структуру простого и сложного предложения, устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные, подчинительные и другие связи и отношения между элементами предложения и текста с помощью союзов и союзных слов.

Орфографические навыки

Усвоить правописание слов, предназначенных для продуктивного усвоения.

Знать основные различия в орфографии и пунктуации немецкого языка.

Проверять написание и перенос слов по словарю.

Произносительные

навыки

Владеть Международным фонетическим алфавитом, уметь читать слова в транскрипционной записи.

Знать технику артикулирования отдельных звуков и звукосочетаний.

Формулировать правила чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний; знать типы слогов.

Соблюдать ударения в словах и фразах.

Знать ритмико-интонационные особенности различных типов

предложений: повествовательного; побудительного; вопроси тельного, включая разделительный и риторический вопросы и т.д.

Специальные навыки и умения

Пользоваться толковыми, двуязычными словарями и другими справочными материалами, в том числе мультимедийными, а также поисковыми системами и ресурсами в сети Интернет.

Составлять ассоциограммы и разрабатывать мнемонические средства для закрепления лексики, запоминания грамматических правил и т.д.

































7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Основные источники:

  1. Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2012. – 224 с.

  2. Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей. – М., 2017. -346 с.

  3. Басова Н.В., Ватлина Л.И. Немецкий язык для технических вузов. –М., 2016. -324 с.

  4. Немецкий язык. 11 класс. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Лытаева

М.А., М.: 2011. - 272 с. 

  1. Тагиль И. Грамматика немецкого языка в упражнениях: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М., 2012., 200 с.






Молчанова И.Д. Краткая грамматика немецкого языка: Учеб.пособие для студентов неязыковых вузов (гриф)- М.: Высш.шк., 1986.- 159 стр. 433 экз.

Для преподавателей:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации».


  1. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального го-сударственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».


  1. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».


  1. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки­ России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации по-лучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».


  1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2014.

  2. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. — М., 2013.


  1. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. — М., 2012. Ларина Т.В. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2015 Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. — М., 2015.



Интернет - ресурсы:


  1. Deutsch.info

  2. Start.Deutsch

  3. Deutsche Welt

  4. Изучаем немецкий с нуля!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее