«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по математике аооп 9.1

АООП вариант 9.1. Математика 2 класс для умстенно отсталых детей.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зональная средняя общеобразовательная школа

"Рассмотрено "

Протокол заседания

школьного методического объединения

От " " 2022г №1

Руководитель:

__________ /________ /

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/__________/


____________ 2022г

"Утверждено "

Директор МКОУ Зональной СОШ

Акимова О.Н. /_______/

Приказ №

от " " сентября 2022 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По математике для Потапова Егора вида 9.1 УО


Класс: 2

Уровень общего образования: начальное образование

Количество часов - 66

Учитель: Керендитова Елена Георгиевна



Программа разработана на основе общеобразовательной программы МКОУ Зональная СОШ в соответствии с программой курса русский язык

для 1-4 классов общеобразовательных учреждений АООП по русскому языку образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




с. Зональное

2022г



МАТЕМАТИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа для учащегося Потапова Егора по математике составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), учебно-методическим комплектом «Математика. 2 класс», автор Т.В. Алышева. Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

3

Планируемые личностные результаты У обучающегося будет сформировано:

  • принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося, начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;

  • умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики, сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием математической терминологии;

  • проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и элементарные навыки по осуществлению этой помощи;

  • начальные элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе инструкции и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебном пособии (учебнике или

3 Планируемые личностные результаты, представленные в данной примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Математика», и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.

Процедура выявления и оценки личностных результатов, согласно Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов), с учетом мнения родителей (законных представителей). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией.

Программа оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся разрабатывается организацией на основе требований, сформулированных в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и утверждается локальными актами организации.

рабочей тетради), новой математической операции (учебного задания) – под руководством учителя на основе пошаговой инструкции;

  • начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на странице учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных обучающимся (элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых арифметических задач и их кратких записей), использование иллюстраций в качестве опоры для практической деятельности;

  • понимание и воспроизведение записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение использовать их при организации практической деятельности;

  • умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при необходимости;

  • умение производить элементарную самооценку результатов выполненной практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;

  • начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно-бытового труда;

  • отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень

  • знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел);

  • знание количественных числительных в пределах 20; умение записать числа 11-20 с помощью цифр;

  • знание десятичного состава чисел 11-20; откладывание (моделирование) чисел второго десятка с использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава;

  • знание числового ряда в пределах 20 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20;

  • осуществление счета предметов в пределах 20, присчитывая по 1;

  • выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (, или их частей;

знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см; умение соотносить с помощью учителя длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины);

  • умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см) (с помощью учителя);

  • знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч;

  • выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени (в пределах 20, с помощью учителя);

  • знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания (с помощью учителя);

  • умение выполнить в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями увеличение и уменьшение на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …»); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц (с помощью учителя);

  • выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток; с переходом через десяток (с подробной записью решения);

  • знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток (с помощью учителя);

  • знание переместительного свойства сложения, умение использовать его при выполнении вычислений (с помощью учителя);

  • выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины;

  • умение ориентироваться в краткой записи арифметической задачи, воспроизводить условие и вопрос задачи по ее краткой записи; умение составить краткую запись арифметической задачи (с помощью учителя); умение записать решение и ответ задачи

(запись решения составной задачи в 2 действия – с помощью учителя);

  • выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания

задачи;

  • составление арифметических задач по предложенному сюжету, краткой записи (с помощью учителя);

умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной мерой; умение построить отрезок заданной длины, выраженной в сантиметрах;

  • умение сравнивать отрезки по длине; построение с помощью учителя отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины);

  • умение различать линии: прямую, отрезок, луч; построение луча с помощью линейки;

  • знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

  • знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;

  • умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя).

Достаточный уровень

  • знание количественных, порядковых числительных в пределах 20; умение записать числа 11-20 с помощью цифр;

  • знание десятичного состава чисел 11-20; откладывание (моделирование) чисел 11-20 с использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава;

  • знание числового ряда в пределах 20 в прямом и обратном порядке; месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20; умение получить следующее число, предыдущее число в пределах 20 путем присчитывания 1, отсчитывания 1;

  • осуществление счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1 и равными числовыми группами по 2;

  • выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства

(=) и сравнения (,

  • знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см; умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины);

  • умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см);

  • знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч и получаса;

  • выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени (в пределах 20);

знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания, использование их в собственной речи (с помощью учителя);

  • умение выполнить в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями увеличение и уменьшение на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …»), с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;

  • выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток и с переходом через десяток;

  • знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя);

  • знание переместительного свойства сложения, умение использовать его при выполнении вычислений;

  • умение находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание);

  • выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени;

  • умение составить краткую запись арифметической задачи; умение записать решение простой и составной (в 2 действия) задачи, записать ответ задачи;

  • выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания

задачи;

  • составление арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи;

  • умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной и двумя мерами (1 дм 2 см); умение построить отрезок заданной длины, выраженной одной мерой;

  • умение сравнивать длину отрезка с 1 дм, сравнивать отрезки по длине; построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины);

  • знание различий между линиями (прямой, отрезком, лучом); построение луча с помощью линейки;

  • знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге;

знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;

  • знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;

  • умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку.

Достижение указанных личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП возможно на основе использования учебно-методического комплекта по математике для 2 класса:

  • Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – В 2 частях.

  • Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие. – В 2 частях.

  • Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) .- Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: «Просвещение», 2017.-362 с.

(https://catalog.prosv.ru/item/27010 )

Промежуточная и итоговая и аттестация

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» во 2 классе проводится на основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных результатов по учебному предмету «Математика» осуществляется на основании анализа выполненных ими проверочных работ, устных опросов, результатов наблюдений учителя за работой обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, степени их самостоятельности в выполнении учебных заданий.

Для систематического контроля за качеством усвоения обучающимися предметных результатов по математике целесообразно использовать следующие виды проверочных работ: текущие, промежуточные, итоговая. Текущие проверочные работы помогут выявить особенности усвоения формируемых математических представлений и умений по изучаемым учебным темам, их проведение должно быть регулярным и систематическим, чтобы более полно выявить степень овладения математическим материалом и трудности, возникающие у каждого ученика. Промежуточные проверочные работы должны быть направлены на выявление результатов образовательной деятельности по крупным учебным темам/разделам,

предусмотренным для изучения во 2 классе (1-е полугодие: «Нумерация чисел второго десятка», «Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 20»; 2-е полугодие: «Сложение с переходом через десяток в пределах 20», «Вычитание с переходом через десяток в пределах 20»), а также на выявление результатов обучения в конце учебной четверти, полугодия. Задания для текущих и промежуточных проверочных работ содержатся в учебнике математики и в иных дидактических материалах, входящих в УМК по математике. Итоговая проверочная работа направлена на выявление результатов образовательной деятельности по итогам учебного года на этапе завершения обучения во 2-м классе.

В примерной рабочей программе содержатся промежуточная проверочная работа за первое полугодие и итоговая проверочная работа (примерные), которые содержат дифференцированные по степени сложности задания по минимальному и достаточному уровню. Учитель имеет право изменить задания данных проверочных работ (примерных) или разработать собственные проверочные работы, которые не должны расходиться с основными требованиями к планируемым предметным результатам по минимальному и достаточному уровню, определенными примерной рабочей программой.

При проведении промежуточной аттестации учитываются результаты промежуточной проверочной работы, а также успешность выполнения текущих проверочных работ. При проведении итоговой аттестации учитываются результаты итоговой проверочной работы и данные промежуточной аттестации.

В соответствии с указаниями, изложенными в п. 2.1.3 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса.

Критерии оценки, представленные в примерной рабочей программе, разработаны по 5-балльной шкале. При необходимости, 5-бальная шкала может быть заменена иной системой оценивания достижений обучающихся, которая утверждена в конкретной образовательной организации. Например, оценивание выполненных работ может быть осуществлено как «удовлетворительное», «хорошее», «очень хорошее» («отличное»), что предусмотрено п. 2.1.3 ПрАООП.

В первом полугодии 2 класса результаты выполнения проверочных работ можно отслеживать с использованием качественной оценки, которая рекомендована в п. 2.1.3 ПрАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для данного этапа обучения. Критерии качественной оценки могут быть разработаны учителем, исходя из типологических особенностей и индивидуальных возможностей обучающихся.

Промежуточная аттестация:

4 за I полугодие (примерная) Проверочная работа

Минимальный уровень

  1. Спиши, вставляя пропущенные числа.

10, 11, 12, … , 14, 15, 16, … , 18, 19, 20

  1. Сравни числа, поставь знак ,

2 … 12 14 … 15 20 … 13

  1. Увеличь каждое число на 2. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -). Реши примеры.

5 … 2 = 13 … 2 =

  1. Уменьши каждое число на 1. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -).

Реши примеры.

9 … 1 = 12 … 1 =

  1. Реши примеры.

    1. + 1 11 р. + 4 р.

    2. 1 12 р. – 10 р.

    3. – 2 13 р. – 2 р.

  1. Запиши решение задачи.

На первой тарелке 14 слив, а на второй тарелке на 2 сливы больше. Сколько слив на второй тарелке?

  1. Начерти отрезок длиной 7 см.

Достаточный уровень

  1. Спиши, вставляя пропущенные числа.

10, 11, 12, 13, …, … , 16, 17, … , … , 20

  1. Сравни числа, поставь знак ,

    1. … 9 18 … 17 16 … 20

  2. Увеличь каждое число на 5. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -). Реши примеры.

3 … 5 = 12 … 5 =

  1. Уменьши каждое число на 4. Запиши примеры, поставь нужный знак (+ или -).

Реши примеры.

14 … 4 = 20 … 4 =

  1. Реши примеры.

1 + 16 7 р. + 10 р.

18 – 8 13 р. + 6 р.

    1. – 3 16 р. – 5 р.

  1. Запиши решение задачи.

На первом столе 12 тарелок, а на втором столе на 2 тарелки меньше. Сколько тарелок на втором столе?

  1. Начерти отрезок длиной 11 см.

Итоговая аттестация: итоговая проверочная работа (примерная)

Минимальный уровень

  1. Спиши, вставляя пропущенные числа.

10, 11, 12, 13, 14, … , 16, 17, 18, … , 20

  1. Реши примеры.

14 + 1 16 – 1

12 + 3 15 – 2

  1. Запиши задачу кратко. Выполни решение. Запиши ответ.

Задача. У Коли 9 р., а у Миши на 4 р. больше. Сколько рублей у Миши?

  1. Реши примеры.

    1. + 4 11 – 3

8 + 3 12 – 5

  1. Сравни числа (поставь знак ,

20 р. … 17 р. 14 см … 15 см

  1. Реши примеры.

    1. см + 5 см 13 р. – 3 р.

  2. Начерти луч.

Достаточный уровень

  1. Реши примеры.

19 + 1 18 – 5

15 + 3 20 – 3

  1. Выполни сложение.

9 + 6 4 + 7 6 + 8

  1. Выполни вычитание.

12 – 7 14 – 6 15 – 9

  1. Запиши задачу кратко. Выполни решение. Запиши ответ.

Задача. У Вани 12 р., а у Пети на 5 р. меньше. Сколько рублей у Вани и Пети вместе?

  1. Сравни числа (поставь знак ,

18 р. … 16 р. 1 дм … 10 см 1 нед. … 1 ч

  1. Реши примеры.

10 см + 8 см 17 кг – 7 кг

  1. Начерти прямой угол с помощью чертежного угольника.

Критерии оценки проверочных работ

Критерии оценки проверочных работ, представленные в примерной рабочей программе, разработаны по 5-балльной шкале2. При разработке критериев оценки учтены основные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении математическим материалом и рекомендации ПрАООП (вариант 1) (п. 2.1.3) относительно оценки достижений обучающихся.

Учитывая трудности обучающихся 2 класса в овладении письменной речью, при оценивании проверочных работ по математике рекомендуется не снижать оценку за допущенные ими грамматические ошибки (исключение могут составлять слова и словосочетания, которые широко используются на уроках математики, например: «задача», «решение», «ответ», «больше на», «меньше на» и пр.).

При определении критериев оценки использована следующая классификация математических ошибок:

  • грубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным выполнением алгоритма действия; неверное использование знаков равенства или сравнения; неверно выполненное построение геометрической фигуры;

  • негрубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным списыванием числовых данных, при этом алгоритм действия записанного примера (задания) выполнен правильно; единичное отсутствие наименований единиц измерений в записи чисел, полученных при измерении величин; незначительная неточность в измерении или построении геометрической фигуры.

Оценка

Критерии оценки

«5»

В работе допущены ошибки:

грубые ошибки: 0; негрубые ошибки: 0-3.

Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение выполнено правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении краткой записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.

«4»

В работе допущены ошибки:

грубые ошибки: 1-2; негрубые ошибки: 0-4.

Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении задачи выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка вычислительного характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.

«3»

В работе допущены ошибки:

грубые ошибки: 3-5; негрубые ошибки: 0-5.

Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении простой задачи выбор арифметического действия осуществлен верно, допущена 1 ошибка вычислительного характера; при решении составной задачи верно осуществлен выбор только одного арифметического действия, допущены 1-2 ошибки вычислительного характера; ответ задачи записан не полностью либо не записан; есть значительные ошибки в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.

«2»

В работе допущены ошибки:


грубые ошибки: 6-8; негрубые ошибки: 0-6.

Решение задач: краткая запись задачи сделана со значительными ошибками; решение задачи не выполнено либо выбор арифметических действий осуществлен неверно; ответ задачи записан не полностью либо не записан.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.

«1»

В работе допущены ошибки:

грубые ошибки: более 8; негрубые ошибки: более 6.

Решение задач: краткая запись задачи не сделана; решение задачи не выполнено; ответ задачи не записан.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Нумерация

Нумерация чисел в пределах 10

Сравнение чисел в пределах 10 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (, 4; 6

Нумерация чисел в пределах 20

Образование, название, запись чисел 11-20. Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1; получение предыдущего числа путем уменьшения числа на 1.

Счет в пределах 20 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2, 3). Счет в заданных пределах.

Сравнение чисел в пределах 20, в том числе с опорой на их место в числовом ряду.

Числа однозначные, двузначные.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) длины – дециметр (1 дм). Соотношение: 1 дм = 10 см. Сравнение длины предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 м (такой же длины). Измерение длины предметов с помощью модели дециметра.

Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см).

Единица измерения (мера) времени – час (1 ч). Прибор для измерения времени – часы. Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса). Измерение времени по часам с точностью до получаса.

Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.

Арифметические действия

Название компонентов и результатов сложения и вычитания.

Увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Переместительное свойство сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путем разложения вычитаемого на два числа. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, ее использование при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного.

Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание).

Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3 = 3).

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.

Деление на две равные части (поровну) на основе выполнения практических действий с предметными совокупностями.

Арифметические задачи Краткая запись арифметической задачи.

Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …»).

Составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи.

Составные арифметические задачи в два действия.

Геометрический материал

Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1 дм. Измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами (1 дм 2 см).

Луч. Построение луча.

Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый.

Построение прямого угла с помощью чертежного угольника.

Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Элементы прямоугольника, квадрата:

углы, вершины, стороны. Свойства углов, сторон.

Элементы треугольника: углы, вершины, стороны.

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку.

Формы организации учебных занятий

Основной формой организации учебных занятий является урок математики.

Реализация примерной рабочей программы и достижение планируемых результатов достижения АООП возможно на основе использования учебно-методического комплекта

(УМК) по математике

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс – 4 ч в неделю, 136 ч в год

Название темы/раздела

Количест

во часов

Разделы программы

Содержание темы/раздела

Виды деятельности обучающихся на уроке




Первое полугодие – 64 ч





Первый десяток (12 ч)


Нумерация чисел

1-10 (повторение)

8

Нумерация

Числовой ряд в пределах 10.

Счет в пределах 10. Соотношение количества, числительного и цифры.

Определение следующего числа, предыдущего числа по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд и без опоры на числовой ряд. Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа.

Состав чисел в пределах 10.

Воспроизводить последовательность чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в заданных пределах.

Осуществлять счет предметов в пределах

10.

Соотносить количество предметов с числительным и цифрой.

Определять место каждого числа от 1до10 в числовом ряду.

Получать следующее и предыдущее число на основе арифметических действий

(прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа). Раскладывать числа 2-10 на 2 части (на 2 числа) с опорой на наглядный материал и

6 Осуществление образовательной деятельности на основе тематического планирования, представленного в примерной рабочей программе, возможно на основе использования учебника: Алышева Т.В. Математика. 2 класс /учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1). - В 2 ч. – М.: «Просвещение».





без наглядности.

Применять знание состава чисел в пределах

10 в конкретной жизненной ситуации (разложить определенное количество предметов (2-10) в две емкости различными способами, например, 5 кусков сахара в 2 чашки).

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на схематическое изображение состава чисел в пределах 10.

Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание).

Выполнять сложение и вычитание в пределах 10, в том числе с опорой на знание состава чисел.

Моделировать арифметические действия (сложение и вычитание) с помощью дидактического материала и предметов окружающей действительности.

Находить значение числового выражения без скобок в два действия (сложение, вычитание).

Единицы измерения и их соотношения

Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. заданной суммы (в пределах 10 р.).

Набирать с помощью монет достоинством 1

р., 2 р., 5 р. заданную сумму в пределах 10 р

Арифметические задачи

Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности

(остатка) в пределах 10; ответ задачи в

Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности, в том числе на основе моделирования их решения с





форме устного высказывания. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

помощью дидактического материала или предметов окружающей действительности. Оформлять запись решения задачи новым способом, используя при записи чисел сокращенные наименования предметов.

Формулировать (устно) ответ задачи. Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Геометрический материал

Линии: прямая, кривая, отрезок; их распознавание, называние, дифференциация.

Построение прямой линии через одну, две точки. Измерение длины отрезков.

Построение отрезка заданной длины.

Узнавать, называть, различать линии: прямую, кривую, отрезок.

Чертить прямую линию через одну, две точки с применением линейки.

Измерять длину отрезка; записывать число, полученное при измерении длины.

Чертить отрезок заданной длины.

Сравнение чисел

2

Нумерация

Сравнение чисел в пределах 10 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (,

Выполнять сравнение предметных совокупностей на основе установления взаимно однозначного соответствия их элементов.

Выполнять сравнение чисел с использованием знаков равенства и





Установление отношения «равно» («столько же») с помощью знака равенства (3 = 3).

Установление отношений «больше»,

«меньше» с помощью знака сравнения

(3 2; 1

Сравнение чисел на основе их места в числовом ряду.

сравнения («=», «», «

Арифметические задачи

Составление и решение

арифметических задач на нахождение суммы и разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению.

Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению, в котором при записи чисел использованы сокращенные наименования предметов.

Сравнение отрезков по длине

1

Геометрический материал

Сравнение отрезков по длине (такой же длины, одинаковые по длине, длиннее, короче).

Сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков:

установление отношения «равно» (8 см = 8 см); установление отношений «больше» (5 см 2 см), «меньше» (7 см

Построение отрезка, равного по длине

Сравнивать отрезки по длине на основе выполненных измерений и на глаз. Осуществлять самоконтроль: проверить с помощью измерений правильность выполненного сравнения длины отрезков на глаз.

Чертить отрезки заданной длины и записывать число, обозначающее длину данного отрезка.

Использовать при сравнении чисел,





данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезков на глаз, проверка выполненного сравнения с помощью измерений.

полученных при измерении длины, знаков равенства и сравнения («=», «», «

Контроль и учет знаний

1

Второй десяток (52 ч)

Нумерация чисел второго десятка:

числа 11-13

2

Нумерация

Числа 11-13: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду.

Откладывание (моделирование) чисел 11-13 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава.

Числовой ряд в пределах 13 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу; получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа.

Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 13 (счет по 1). Счет в заданных пределах.

Образовывать числа 11-13 из одного десятка и нескольких единиц.

Моделировать образование чисел 11-13 на основе их десятичного состава с помощью различного дидактического материала, предметов окружающей действительности, графических работ в тетради (например, число 12 – это одна полоска из 10 клеток тетради и еще 2 отдельные клетки тетради).

Читать и записывать числа 11-13.

Воспроизводить последовательность чисел в пределах 13 в прямом и обратном порядке, в заданных пределах (например, от 10 до 13).

Определять место каждого числа 11-13 в числовом ряду.





Сравнение чисел в пределах 13.

Получать следующее и предыдущее число в пределах 13 на основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа).

Осуществлять счет предметов в пределах

13.

Соотносить количество предметов в пределах 13 с соответствующим числительным и записью числа. Сравнивать числа второго десятка в пределах 13 с применением знаков равенства и сравнения («=», «», «

Арифметические действия

Сложение в пределах 13 на основе десятичного состава чисел (10 + 3); сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы (12 + 1; 13 – 1).

Выполнять сложение в пределах 13 на основе десятичного состава чисел (10 + 3); сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы (12 + 1; 13 – 1); моделировать данные случаи сложения и вычитания на дидактическом материале, предметах окружающей действительности.

Арифметические задачи

Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 13.

Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах

13.






Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению с числами в пределах 13.

Единицы измерения и их соотношения

Набор из монет достоинством 1 р., 2 р.,

5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 13 р.).

Набирать с помощью монет достоинством 1

р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 13 р. различными способами.

Геометрический материал

Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, равных по длине данному (в пределах 13 см).

Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 13 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины в сантиметрах (в пределах 13 см).

Нумерация чисел второго десятка:

числа 14-16

2

Нумерация

Числа 14-16: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду.

Откладывание (моделирование) чисел 14-16 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава.

Числовой ряд в пределах 16 в прямой и обратной последовательности.

Получение следующего, предыдущего чисел.

Счет предметов и отвлеченный счет в

Моделировать образование чисел 14-16 на основе их десятичного состава с помощью различного дидактического материала, предметов окружающей действительности, графических работ в тетради. Читать и записывать числа 14-16.

Воспроизводить последовательность чисел в пределах 16 в прямом и обратном порядке, в заданных пределах.

Определять место каждого числа 14-16 в числовом ряду.

Получать следующее и предыдущее число в





пределах 16 (счет по 1, равными числовыми группами по 2). Счет в заданных пределах.

Сравнение чисел в пределах 16.

пределах 16 на основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа).

Осуществлять счет предметов в пределах 16, присчитывая по 1; присчитывая к 10 по

2, по 3.

Соотносить количество предметов в пределах 16 с соответствующим числительным и записью числа. Сравнивать числа второго десятка в пределах 16 с применением знаков равенства и сравнения («=», «», «

Арифметические действия

Сложение в пределах 16 на основе десятичного состава чисел (10 + 6); сложение на основе присчитывания единицы с практическим применением при вычислениях переместительного свойства сложения (15 + 1; 1 + 15); вычитание на основе отсчитывания единицы (15 – 1).

Выполнять сложение в пределах 16 на основе десятичного состава чисел (10 + 6); сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы (14 + 1; 15 – 1); моделировать данные случаи сложения и вычитания на дидактическом материале, предметах окружающей действительности.

Арифметические задачи

Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 16.

Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах

16.






Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению с числами в пределах 16.

Единицы измерения и их соотношения

Набор из монет достоинством 1 р., 2 р.,

5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 16 р.).

Набирать с помощью монет достоинством 1

р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 16 р. различными способами.

Геометрический материал

Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, равных по длине данному (в пределах 16 см).

Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 16 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины (в пределах 16 см).

Нумерация чисел второго десятка:

числа 17-19

3

Нумерация

Числа 17-19: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду.

Откладывание (моделирование) чисел 17-19 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава.

Числовой ряд в пределах 19 в прямой и обратной последовательности.

Получение следующего, предыдущего чисел.

Счет предметов и отвлеченный счет в

Моделировать образование чисел 17-19 на основе их десятичного состава с помощью различного дидактического материала, предметов окружающей действительности, графических работ в тетради. Читать и записывать числа 17-19.

Воспроизводить последовательность чисел в пределах 19 в прямом и обратном порядке, в заданных пределах.

Определять место каждого числа 17-19 в числовом ряду.

Получать следующее и предыдущее число в




пределах 19 (счет по 1, равными числовыми группами по 2, 3). Счет в заданных пределах.

Сравнение чисел в пределах 19.

пределах 19 на основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа).

Осуществлять счет предметов в пределах

19.

Соотносить количество предметов в пределах 19 с соответствующим числительным и записью числа. Сравнивать числа второго десятка в пределах 19 с применением знаков равенства и сравнения («=», «», «

Арифметические действия

Сложение в пределах 19 на основе десятичного состава чисел с практическим применением при вычислениях переместительного свойства сложения (10 + 8; 8 + 10); сложение и вычитание на основе присчитывания, отсчитывания единицы

(18 + 1; 1 + 18; 19 - 1).

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости

(в пределах 19 р.).

Сложение и вычитание чисел,

Выполнять сложение в пределах 19 на основе десятичного состава чисел (10 + 9); сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы

(17 + 1; 18 – 1).

Моделировать случаи сложения и

вычитания в пределах 19 на дидактическом материале, предметах окружающей действительности.

Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 19 р.).





полученных при измерении стоимости

(в пределах 19 р.).

Находить значение числового выражения в два арифметических действия на последовательное присчитывание

(отсчитывание) по 1 в пределах 19.

Арифметические задачи

Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 19, в том числе с числами, полученными при измерении стоимости.

Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах

19.

Сопоставлять простые арифметические задачи разного вида с похожим сюжетом, анализировать их условие, подбирать на основе этого соответствующий способ решения.

Единицы измерения и их соотношения

Набор из монет достоинством 1 р., 2 р.,

5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 19 р.).

Набирать с помощью монет достоинством 1

р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 19 р. различными способами.

Геометрический материал

Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, длиннее (короче) данного отрезка (в пределах 19 см).

Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 19 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины (в пределах 19 см). Применять навыки сравнения чисел при планировании построения отрезка, который должен быть длиннее (короче) данного отрезка.


Нумерация чисел второго десятка:

число 20

3

Нумерация

Число 20: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду.

Откладывание (моделирование) числа 20 с использованием счетного материала, его иллюстрирование на основе десятичного состава.

Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.

Получение следующего, предыдущего чисел.

Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 20 (счет по 1, по 2; равными числовыми группами, присчитывая к 10 по 2, 3). Счет в заданных пределах.

Сравнение чисел в пределах 20.

Однозначные, двузначные числа.

Моделировать образование числа 20 на основе десятичного состава с помощью различного дидактического материала, предметов окружающей действительности, графических работ в тетради.

Читать и записывать число 20.

Воспроизводить последовательность чисел в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в заданных пределах.

Определять место числа 20 в числовом ряду. Получать следующее и предыдущее число в пределах 20 на основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа).

Осуществлять счет предметов в пределах 20, присчитывая по 1, по 2; присчитывая к 10 по 2; присчитывая к 10 по 3. Соотносить количество предметов в пределах 20 с соответствующим числительным и записью числа. Сравнивать числа второго десятка в пределах 20 с применением знаков равенства и сравнения («=», «», «






Различать однозначные, двузначные числа. Сопоставлять однозначные и двузначные числа, выявлять их сходство и различие.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 20 на основе десятичного состава чисел (10 + 10); сложение и вычитание на основе присчитывания, отсчитывания единицы

(19 + 1; 1 + 19; 20 - 1).

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости

(в пределах 20 р.).

Выполнять сложение в пределах 20 (10 + 10; 19 + 1; 20 – 1); моделировать данные случаи сложения и вычитания на дидактическом материале, предметах окружающей действительности.

Составлять взаимосвязанные примеры на сложение и вычитание с числами в пределах 20 (10 + 5; 5 + 10; 15 – 5; 15 – 10).

Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 20 р.).

Находить значение числового выражения в два арифметических действия на последовательное присчитывание

(отсчитывание) по 1 в пределах 20.

Арифметические задачи

Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 20.

Составление и решение арифметических задач по

Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности в пределах

20.

Составлять арифметические задачи по предложенному сюжету, готовому решению





предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

с числами в пределах 20.

Единицы измерения и их соотношения

Набор из монет достоинством 1 р., 2 р.,

5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 20 р.).

Набирать с помощью монет достоинством 1

р., 2 р., 5 р., 10 р. заданную сумму в пределах 20 р. различными способами.

Геометрический материал

Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, длиннее (короче) данного отрезка (в пределах 20 см).

Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины в пределах 20 см. Сравнивать числа, полученные при измерении длины (в пределах 20 см).

Контроль и учет знаний

1

Мера длины - дециметр

2

Единицы измерения и их соотношения

Знакомство с мерой длины – дециметром.

Запись: 1 дм. Соотношение : 1 дм = 10 см.

Сравнение длины предметов с 1 дм.

Измерение длины предметов в дециметрах (с помощью модели 1 дм в качестве мерки).

Сравнение чисел, полученных при измерении длины в сантиметрах, с 1 дм.

Обозначать дециметр с помощью сокращенной записи (дм).

Называть меру длины по ее сокращенной записи (1 дм).

Изготовление модели 1 дм.

Сравнивать длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины).

Измерять длину предметов окружающей






действительности в дециметрах (с помощью модели 1 дм в качестве мерки).

Преобразовывать крупную меру (1 дм) в более мелкие (10 см) и наоборот.

Сравнивать числа, полученные при измерении длины в сантиметрах, с 1 дм.

Геометрический материал

Сравнение длины отрезка с 1 дм. Измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя единицами измерения (1 дм 2 см).

Сравнивать длину отрезка с 1 дм.

Измерять длину отрезка в дециметрах и сантиметрах, записывать результаты измерений в виде числа с двумя единицами измерения (1 дм 2 см).

Увеличение числа на несколько единиц

3

Арифметические действия

Увеличение на несколько единиц предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, и еще …», «больше на …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения).

Увеличение на несколько единиц данной предметной совокупности в процессе выполнения предметно-

Увеличивать предметную совокупность, сравниваемую с данной, на несколько единиц в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («столько же, и еще …», «больше на …»).

Увеличивать на несколько единиц данную предметную совокупность в процессе выполнения предметно-практической деятельности («увеличить на …»). Отражать в математической записи действия, выполненные в практическом плане по увеличению количества предметов





практической деятельности («увеличить на …»).

Увеличение числа на несколько единиц.

на несколько единиц (составлять числовые выражения).

Увеличивать число на несколько единиц на основе выполнения сложения.

Арифметические задачи

Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …») и способом ее решения.

Составлять краткую запись задачи на увеличение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …»). Выполнять решение простых

арифметических задач на увеличение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …») в практическом плане на основе моделирования предметной ситуации, описанной в условии задачи, иллюстрирования содержания задачи. Формулировать ответ задачи в форме устного высказывания.

Уменьшение числа на несколько единиц

4

Арифметические действия

Уменьшение на несколько единиц предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («столько же, без …», «меньше на …»), с отражением выполненных действий в

Уменьшать предметную совокупность, сравниваемую с данной, на несколько единиц в процессе выполнения предметнопрактической деятельности («столько же, без …», «меньше на …»).

Уменьшать на несколько единиц данную предметную совокупность в процессе





математической записи (составлении числового выражения).

Уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности в процессе выполнения предметнопрактической деятельности

(«уменьшить на …»).

Уменьшение числа на несколько единиц.

выполнения предметно-практической деятельности («уменьшить на …»). Отражать в математической записи действия, выполненные в практическом плане по уменьшению количества предметов на несколько единиц (составлять числовые выражения).

Уменьшать число на несколько единиц на основе выполнения вычитания.

Сопоставлять деятельность по увеличению, уменьшению на несколько единиц предметной совокупности, числа.

Арифметические задачи

Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «меньше на …») и способом ее решения.

Составлять краткую запись задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Выполнять решение простых

арифметических задач на уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «меньше на …») в практическом плане на основе моделирования предметной ситуации, описанной в условии задачи, иллюстрирования содержания задачи. Дифференцировать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,






различать их способы решения.

Нумерация

Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1; получение предыдущего числа путем уменьшения числа на 1.

Получать следующее число в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1 устно и с записью в виде примера на сложение.

Получать предыдущее число путем уменьшения числа на 1 устно и с записью в виде примера на вычитание.

Контроль и учет знаний

1

Луч

1

Геометрический материал

Луч: распознавание, называние. Дифференциация луча с другими линиями (прямой, кривой, отрезком).

Построение луча с помощью линейки.

Построение лучей из одной точки.

Узнавать и называть новую линию – луч. Дифференцировать луч с другими линиями (прямой, кривой, отрезком).

Чертить луч с помощью линейки. Чертить лучи из одной точки с помощью линейки.

Сложение двузначного числа с однозначным числом (13 + 2)

3

Арифметические действия

Сложение двузначного числа с однозначным числом без перехода через десяток (13 + 2).

Переместительное свойство сложения, его использование при выполнении вычислений (2 + 13).

Название компонентов и результата

Выполнять сложение двузначного числа с однозначным без перехода через десяток (13 + 2) с опорой на предметно-практическую деятельность и без нее.

Применять при вычислениях

переместительное свойство сложения (2 +

13).




сложения.

Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание).

Понимать название компонентов и результата сложения в речи учителя (уметь показать или назвать по требованию учителя первое слагаемое, второе слагаемое, сумму); использовать названия компонентов и результата сложения в собственной речи (по возможности).

Находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание) с числами в пределах 20.

Арифметические задачи

Составление и решение задач на увеличение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Составлять и решать простые

арифметические задачи на увеличение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Вычитание однозначного числа из двузначного числа (15 – 2).

3

Арифметические действия

Вычитание однозначного числа из двузначного числа без перехода через десяток (15 – 2).

Название компонентов и результата вычитания.

Выполнять вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через десяток

(15 - 2) с опорой на предметнопрактическую деятельность и без нее. Понимать название компонентов и результата вычитания в речи учителя (уметь показать или назвать по требованию






учителя уменьшаемое, вычитаемое, разность); использовать названия компонентов и результата вычитания в собственной речи (по возможности). Находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание) с числами в пределах 20.

Арифметические задачи

Составление и решение задач на уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Составлять и решать простые арифметические задачи на уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.

Получение суммы

20 (15 + 5).

2

Арифметические действия

Получение суммы 20 в результате сложения двузначного числа с однозначным (15 + 5).

Сложение без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости.

Получать сумму 20 при выполнении сложения двузначного и однозначного чисел (15 + 5; 5 + 15) с опорой на предметно-практическую деятельность и без нее, с применением переместительного свойства сложения.

Дополнять данное количество рублей до 20

р. в практическом плане (на основе моделирования ситуации с монетами






достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.) и в виде математической записи (составлении примеров).

Единицы измерения и их соотношения

Сравнение чисел, полученных при измерении стоимости, длины.

Сравнивать числа, полученные при измерении стоимости (в пределах 20 р.), длины (в пределах 20 см).

Вычитание однозначного числа из 20 (20 – 5).

2

Арифметические действия

Вычитание однозначного числа из 20

(20 – 5).

Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости.

Вычитать однозначные числа из 20 (20 – 5) с опорой на предметно-практическую деятельность и без нее.

Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, на основе практических действий по увеличению или уменьшению данной суммы на несколько рублей (в пределах 20 р.).

Вычитание двузначного числа из двузначного числа (17 – 12; 20 – 12).

4

Арифметические действия

Вычитание двузначного числа из двузначного числа (17 – 12).

Вычитание двузначного числа из числа 20 (20 – 12).

Практические упражнения, связанные с нахождением остатка рублей после совершения покупки (в пределах 20 р.), с записью выполненных действий в

Выполнять вычитание двузначных чисел (17

– 12, 20 - 12) с опорой на предметнопрактическую деятельность и без нее. Составлять примеры на основе переместительного свойства сложения, взаимосвязи сложения и вычитания (3 + 16; 16 + 3; 19 – 3; 19 – 16), выполнять их решение.





виде числового выражения.

Применять полученные знания по производству вычислительных операций в жизненной ситуации, связанной с нахождением остатка рублей после совершения покупки (в пределах 20 р.).

Арифметические задачи

Составление и решение простых арифметических задач по схематическому рисунку, готовому решению, краткой записи.

Составлять и решать простые

арифметические задачи по схематическому рисунку, готовому решению, краткой записи.

Резерв

1

Контроль и учет знаний

1

Сложение чисел с числом 0. Нуль как результат вычитания

2

Арифметические действия

Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3 = 3).

Нуль как результат вычитания двузначных чисел в пределах 20 (15 – 15 = 0).

Выполнять сложение, при котором одно из слагаемых равно 0, в практическом плане и по правилу.

Выполнять вычитание, при котором разность равна 0, в практическом плане и по правилу.

Нумерация

Сравнение двузначных чисел с 0 (в пределах 20).

Сравнивать числа в пределах 20 с числом 0.

Угол

1

Геометрический материал

Угол: распознавание, называние.

Элементы угла: вершина, стороны.

Дифференциация угла с другими

Узнавать и называть новую геометрическую фигуру – угол.

Находить углы в предметах окружающей





геометрическими фигурами (треугольником, прямоугольником, квадратом).

Построение угла.

среды.

Получать угол практическим путем в результате перегибания листа бумаги.

Выделять элементы угла.

Дифференцировать угол от других геометрических фигур.

Чертить угол с помощью линейки. Находить общие признаки в углах различного вида.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 20 р.)

2

Арифметические действия

Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 20 р.).

Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении стоимости (в пределах 20 р.). Составлять арифметические примеры на основе жизненной ситуации, иллюстраций для определения общего количества рублей.

Единицы измерения и их соотношения

Различение понятий «монета», «рубль». Замена монет более мелкого достоинства монетой более крупного достоинства.

Размен монет.

Различать понятия «монета», «рубль». Осуществлять в практическом плане замену нескольких монет более мелкого достоинства монетой более крупного достоинства.

Осуществлять в практическом плане размен монет.

Арифметические

Составление и решение

Составлять простые арифметические задачи




задачи

арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении стоимости, с использованием понятий «дороже на …», «дешевле на …». Решение задач на расчет сдачи при покупке товара.

с числами, полученными при измерении стоимости, по краткой записи, схематическому рисунку.

Дополнять условие задач недостающими числовыми данными.

Составлять и решать простые задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении стоимости, с использованием понятий «дороже на …», «дешевле на …». Выполнять решение простых задач на расчет сдачи при покупке товара.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины

(в пределах 20 см)

2

Арифметические действия

Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении длины (в пределах 20 см).

Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении длины (в пределах 20 см). Составлять арифметические примеры на основе жизненных ситуаций, иллюстраций, связанных с использованием понятий «длиннее», «короче».

Единицы измерения и их соотношения

Измерение длины предметов окружающей действительности. Сравнение чисел, полученных при измерении длины.

Измерять длину предметов окружающей действительности (карандаш, ручка) с помощью линейки.

Осуществлять самопроверку, применяя для






выяснения верности выполненных измерений уже известный прием сравнения предметов по длине приложением их друг к другу (что длиннее? что короче?). Сравнивать числа, полученные при измерении длины.

Арифметические задачи

Составление и решение

арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении длины, с использованием понятий «длиннее на

…», «короче на …».

Составлять простые арифметические задачи с числами, полученными при измерении длины, по краткой записи, схематическому рисунку.

Дополнять условие задач недостающими числовыми данными.

Составлять и решать арифметические задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении длины, с использованием понятий «длиннее на …», «короче на …».

Геометрический материал

Увеличение, уменьшение длины отрезка на несколько сантиметров.

Увеличивать длину отрезка на несколько сантиметров.

Строить отрезки, которые длиннее (короче) данного отрезка.

Сложение и вычитание чисел,

1

Арифметические действия

Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при

Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных


полученных при измерении массы

(в пределах 20 кг)


измерении массы (в пределах 20 кг).

при измерении массы (в пределах 20 кг). Составлять арифметические примеры на основе жизненных ситуаций, связанных с использованием понятий «тяжелее», «легче».

Единицы измерения и их соотношения

Сравнение чисел, полученных при измерении массы.

Сравнивать числа, полученные при измерении массы.

Определять предметы, которые по массе равны 1 кг; тяжелее, чем 1 кг; легче, чем 1 кг (на основе действий с реальными предметами).

Арифметические задачи

Составление и решение

арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении массы, с использованием понятий «тяжелее на…», «легче на …».

Составлять простые арифметические задачи с числами, полученными при измерении массы, по краткой записи, схематическому рисунку.

Дополнять условие задач недостающими данными.

Составлять и решать арифметические задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении массы, с использованием понятий «тяжелее на …», «легче на …».

Сложение и

1

Арифметические

Сложение и вычитание без перехода

Выполнять сложение и вычитание без


вычитание чисел, полученных при измерении емкости (в пределах 20 л)


действия

через десяток чисел, полученных при измерении емкости (в пределах 20 л).

перехода через десяток чисел, полученных при измерении емкости (в пределах 20 л).

Единицы измерения и их соотношения

Сравнение чисел, полученных при измерении емкости.

Сравнивать числа, полученные при измерении емкости.

Дополнять количество воды в емкости до указанного количества в практическом плане, с составлением арифметических примеров на основе выполненных практических действий.

Меры времени

3

Арифметические действия

Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении времени.

Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при измерении времени.

Единицы измерения и их соотношения

Сравнение чисел, полученных при измерении времени.

Знакомство с мерой времени – часом.

Запись: 1 ч.

Прибор для измерения времени – часы. Циферблат часов, минутная и часовая стрелки.

Измерение времени по часам с точностью до 1 ч.

Сравнивать числа, полученные при измерении времени.

Обозначать единицу времени – час- с помощью сокращенной записи (ч).

Называть меру времени по ее сокращенной записи (1 ч).

Сравнивать продолжительность событий из жизни с 1 ч.

Измерять время по часам с точностью до 1






ч.

Определять время жизненных событий (начало события или его окончание) с помощью часов.

Арифметические задачи

Составление и решение

арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на …».

Составлять и решать арифметические задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на …».

Резерв

1

Контроль и учет знаний

1

Второе полугодие (72 ч)

Второй десяток (продолжение) (69 ч)

Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи)

6

Арифметические действия

Сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при счете и при измерении величин (все случаи).

Выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток чисел, полученных при счете и при измерении величин (все случаи).

Нумерация

Десятичный состав чисел в пределах 20.

Счет в пределах 20.

Раскладывать числа 11-19 на десяток и единицы.

Счет в заданных пределах.

Счет по 2 в пределах 20.




Арифметические задачи

Краткая запись арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка), увеличения на несколько единиц (с отношением «больше на …»), уменьшения на несколько единиц (с отношением «меньше на …»).

Запись решения задачи. Запись ответа задачи.

Записывать кратко арифметические задачи по данному образцу.

Оформлять запись решения задачи по данному образцу.

Записывать ответ задачи (кратко). Дополнять краткую запись задачи числовыми данными.

Составлять задачи по краткой записи.

Контроль и учет знаний

1

Виды углов

2

Геометрический материал

Прямой угол.

Знакомство с чертежным угольником. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника. Острый угол. Тупой угол.

Определение вида углов с помощью чертежного угольника.

Получать прямой угол путем перегибания листа бумаги.

Чертить прямой угол с помощью чертежного угольника.

Различать острый и тупой углы, устанавливать их отличие от прямого угла. Определять вид углов (прямой, острый, тупой) с помощью чертежного угольника. Моделировать углы различного вида в практической деятельности (выкладывать углы из счетных палочек), определять их вид.

Составные

3

Арифметические

Составление составной арифметической

Составлять условие составной задачи на


арифметические задачи


задачи

задачи из двух простых

арифметических задач: на нахождение суммы, разности (остатка).

Краткая запись составной задачи, ее решение.

Составные арифметические задачи в два действия, состоящие из простых задач на нахождение суммы, разности (остатка).

основе объединения двух простых задач (на нахождение суммы и разности) в одно целое; ставить вопрос к составной задаче. Составлять краткую запись составной задачи по образцу и самостоятельно (с помощью учителя).

Записывать решение и ответ составной задачи в 2 арифметических действия по образцу и самостоятельно (с помощью учителя).

Дополнять краткую запись составной задачи числовыми данными на основе анализа ее условия.

Арифметические действия

Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи).

Решение примеров с недостающим слагаемым («Дополни до 10») (с целью подготовки к изучению сложения с переходом через десяток). Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических.

Выполнение сложения и вычитания без перехода через десяток (все случаи). Определять неизвестное слагаемое в ситуации «Дополни до 10».

Находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение) с числами в пределах 20, когда сумма первых двух слагаемых равна 10 (8 +

2 + 5).

Геометрический

Определение прямого угла на глаз.

Определять прямой угол на глаз.




материал


Осуществлять самопроверку, применяя для выяснения верности сделанного вывода уже известный способ определения вида углов с помощью чертежного угольника.

Сложение с переходом через десяток: прибавление

чисел 2, 3, 4

3

Арифметические действия

Сложение однозначных чисел с числами 2, 3, 4 с переходом через десяток.

Выполнять сложение однозначных чисел с числами 2, 3, 4 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

Арифметические задачи

Решение составных задач в 2 действия, состоящих из простых задач на нахождение суммы, разности.

Составлять краткую запись составной задачи, выполнять ее решение.

Дополнять краткую запись составной задачи недостающими данными.

Сложение с переходом через десяток: прибавление числа 5

3

Арифметические действия

Сложение однозначных чисел с числом 5 с переходом через десяток.

Выполнять сложение однозначных чисел с числом 5 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

Арифметические задачи

Составные арифметические задачи в два действия, состоящие из простых задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением

«больше на …», «меньше на …») и на

Составлять составную арифметическую задачу на основе объединения в одно целое двух простых арифметических задач: на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц (с отношением «меньше





нахождение суммы.

на …», «больше на …») и на нахождение суммы.

Составлять краткую запись составной задачи по образцу и самостоятельно (с помощью учителя).

Записывать решение составной задачи в два арифметических действия с вопросами (по образцу).

Сложение с переходом через десяток: прибавление числа 6

3

Арифметические действия

Сложение однозначных чисел с числом 6 с переходом через десяток.

Выполнять сложение однозначных чисел с числом 6 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

Геометрический материал

Определение видов углов на глаз.

Определять вид углов на глаз.

Осуществлять самопроверку, применяя для выяснения верности сделанного вывода уже известный способ определения вида углов с помощью чертежного угольника.

Сложение с переходом через десяток: прибавление числа 7

3

Арифметические действия

Сложение однозначных чисел с числом 7 с переходом через десяток.

Выполнять сложение однозначных чисел с числом 7 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.




Арифметические задачи

Составление и решение составных арифметических задач по краткой записи и предложенному сюжету.

Составлять условие составных

арифметических задач по краткой записи и предложенному сюжету, ставить вопрос к задаче, выполнять решение составных задач.

Сопоставлять простые и составные арифметические задачи с одинаковым условием и разными вопросами, выявлять их сходство и различие, дифференцировать способы их решения.

Сложение с переходом через десяток: прибавление числа 8

3

Арифметические действия

Сложение однозначных чисел с числом 8 с переходом через десяток.

Выполнять сложение однозначных чисел с числом 8 с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

Арифметические задачи

Составление и решение составных арифметических задач по краткой записи и предложенному сюжету.

Дополнять краткую запись составной задачи недостающими данными.

Составлять составные арифметические задачи по краткой записи и предложенному сюжету, выполнять решение составных задач.

Сложение с переходом через

3

Арифметические действия

Сложение однозначных чисел с числом 9 с переходом через десяток.

Выполнять сложение однозначных чисел с числом 9 с переходом через десяток с


десяток: прибавление числа 9




подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа.

Состав двузначных чисел (11-18) из двух

однозначных чисел.

3

Арифметические действия

Таблица сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток.

Выполнять сложение на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, без подробной записи решения. Осуществлять самопроверку, сверяя с таблицей сложения результаты сделанных вычислений.

Применять переместительное свойство сложения при выполнении сложения с переходом через разряд.

Арифметические задачи

Уточнение понятия «арифметическая задача».

Анализ предложенных сюжетов, выявление среди них арифметических задач (задачи, которые можно решить); выяснение, почему некоторые задачи нельзя решить (не хватает числовых данных).

Резерв

1

Контроль и учет знаний

1

Четырехугольник

и

2

Геометрический материал

Элементы квадрата: углы, вершины, стороны. Свойства углов и сторон

Определять элементы квадрата, прямоугольника; определять их количество.





квадрата.

Построение квадрата по точкам (вершинам) на бумаге в клетку. Элементы прямоугольника: углы, вершины, стороны. Свойства углов и сторон прямоугольника.

Построение прямоугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку.

Четырехугольники: прямоугольник, квадрат.

Элементы четырехугольников.

Выявлять в практической деятельности свойства углов и сторон квадрата, прямоугольника.

Строить квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку. Дифференцировать квадрат и прямоугольник.

Делать обобщение: квадрат и прямоугольник – это четырехугольники. Делать обобщенный вывод о количестве элементов четырехугольников.

Вычитание с переходом через десяток: вычитание чисел

2, 3, 4

3

Арифметические действия

Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел с переходом через десяток.

Выполнять вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа.

Арифметические задачи

Составные арифметические задачи в 2 действия.

Составление краткой записи составной задачи.

Выполнение решения составной задачи, запись ответа.

Сопоставление простых и составных задач и способов их решения.

Вычитание с

3

Арифметические

Вычитание числа 5 из двузначных чисел

Выполнять вычитание числа 5 из


переходом через десяток: вычитание числа

5


действия

с переходом через десяток.

двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа.

Арифметические задачи

Решение простых арифметических задач с использованием понятий

«старше на …», «мдадше на …».

Решать простые арифметические задачи с использованием понятий «старше на …», «мдадше на …».

Вычитание с переходом через десяток: вычитание числа

6

3

Арифметические действия

Вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток.

Выполнять вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа.

Нумерация

Счет в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 2.

Считать в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 2, с опорой на наглядность и без нее.

Вычитание с переходом через десяток: вычитание числа

7

3

Арифметические действия

Вычитание числа 7 из двузначных чисел с переходом через десяток.

Выполнять вычитание числа 7 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа.

Нумерация

Счет в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 3.

Считать в пределах 20, присчитывая и отсчитывая по 3, с опорой на наглядность и без нее.


Вычитание с переходом через десяток: вычитание числа

8

3

Арифметические действия

Вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток.

Выполнять вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа.

Вычитание с переходом через десяток: вычитание числа

9

3

Арифметические действия

Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток.

Выполнять вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа.

Резерв

1

Контроль и учет знаний

1

Треугольник

1

Геометрический материал

Элементы треугольника: углы, вершины, стороны. Построение треугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку.

Определять элементы треугольника, их количество.

Строить треугольник по точкам (вершинам) на бумаге в клетку.

Дифференцировать треугольники и четырехугольники.

Сложение и вычитание с переходом через десяток (все

6

Арифметические действия

Сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел.

Выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел (с опорой на таблицу

случаи)



сложения).

Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток на основе переместительного свойства сложения и взаимосвязи сложения и вычитания (8 + 3; 3 + 8; 11 – 8; 11 – 3).

Меры времени

2

Арифметические задачи.

Решение простых арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на … ».

Решать простые арифметические задачи с сюжетами, близкими жизненному опыту детей, на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше на …», «позже на … ».

Единицы измерения и их соотношения.

Измерение времени по часам с точностью до получаса.

Измерять время по часам с точностью до получаса.

Деление на две равные части

1

Арифметические действия

Практическое деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).

Выполнять деление предметных совокупностей на две равные части

(поровну) в практической деятельности.

Резерв

1

Контроль и учет знаний

1

Итоговое повторение (3 ч)


1 Учитель имеет право изменить задания проверочных работ (примерных) или разработать собственные проверочные работы, которые не должны расходиться с основными требованиями к планируемым предметным результатам по минимальному и достаточному уровню, определенными примерной рабочей программой.


2 При оценивании проверочных работ может быть использована иная система оценок, принятая в конкретной общеобразовательной организации, которая отвечает требованиям ПрАООП (вариант 1) (п. 2.1.3) к оцениванию достижений обучающихся (например: «очень хорошо» («отлично»), «хорошо», «удовлетворительно»).

3

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее