Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с:
1. Нормативными документами:
• Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
• Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом от 06 октября 2009 г. № 373»
• Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
• ООП МБОУ «Яблоневская ООШ»
• Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26.01.2016г.
• Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», , авторской программой М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) Из них 26 часов-внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия».
I Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
II Содержание учебного предмета
Нумерация (16 ч.+ВПМ 2ч. )
Новая счетная единица — десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
В результате изучения темы «Нумерация» ученик должен знать/ понимать/ уметь:
названия и последовательность чисел от 1 до 100;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
находить длину ломаной, состоящей из 3—4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Сложение и вычитание (65 ч.+ ВПМ 14ч.)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 – b .
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание.
названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка;
находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных — письменно;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление (22ч.+5ч. модуль)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения · (точка) и деления: (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
названия и обозначение действий умножения и деления;
решать задачи одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
находить периметр прямоугольника (квадрата).
Итоговое повторение (6 ч.+2ч. модуль)
Нумерация двузначных чисел. Числовые выражения. Сложение и вычитание. Свойства сложения. Сложение и вычитание в пределах 100. Решение задач. Единицы длины. Геометрические фигуры.
Внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия»
Программа внутрипредметного образовательного модуля «Наглядная геометрия» предназначена для учащихся 2 класса и рассчитана на 26 часов. Составлена на основе учебного пособия Н.Б. Истоминой, З.Б. Редько «Наглядная геометрия» Москва, «Линка-пресс», 2012.
Данная программа позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень – словесно-логический уровень. Увеличение объёма геометрического материала в начальных классах позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии.
Цели и задачи:
-сформировать способности к саморазвитию, умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, сформировать личностные качестав: ум, волю, чувства, эмоции, творческие способности, познавательне мотивы деятельности
продвижению в общем развитии;
-получить представление о математике, как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира;
-получить возможность развития плоскостного и пространственного воображения учащихся, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания;
- уточнить и обобщить геометрические представления, полученные в дошкольном возрасте и на уроках;
- обогащение геометрических представлений школьников, формирование некоторых основных понятий;
- сформировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся в жизни и для успешного продолжения обучения.
III Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Нумерация (16 ч. + 2ч ВПМ) |
|
|
1 | Числа от 1 до 20. | 1 |
|
2 | Десяток. Счёт десятками до 100. | 1 |
|
3 | Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел. | 1 |
|
4 | Поместное значение цифр. | 1 |
|
5 | Однозначные и двузначные числа. | 1 |
|
6 | Единица измерения длины – миллиметр | 1 |
|
7 | Закрепление изученного. Единицы измерения длины | 1 |
|
8 | ВПМ «Наглядная геометрия» «Поверхности, линии, точка» | 1 |
|
9 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня | 1 |
|
10 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 |
|
11 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 |
|
12 | Закрепление изученного материала | 1 |
|
13 | Входная контрольная работа. | 1 |
|
14 | Работа над ошибками. | 1 |
|
15 | ВПМ «Нагл. Геометрия» «Поверхности, линии, точка» | 1 |
|
16 | Замена суммой разрядных слагаемых. | 1 |
|
17 | Рубль, копейка. Единицы стоимости | 1 |
|
18 | Закрепление изученного материала. | 1 |
|
| Сложение и вычитание (65ч. + ВПМ 14ч.) |
|
|
19 | Решение обратных задач | 1 |
|
20 | Решение обратных задач | 1 |
|
21 | Решение задач | 1 |
|
22 | Решение задач | 1 |
|
23 | Решение задач | 1 |
|
24 | Час. Минута. | 1 |
|
25 | ВПМ «Нагл. геометрия» Замкнутые и незамкнутые линии | 1 |
|
26 | Длина ломаной | 1 |
|
27 | Длина ломаной | 1 |
|
28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 |
|
29 | Решение задач | 1 |
|
30 | Контрольная работа «Решение задач. | 1 |
|
31 | Работа над ошибками к.р | 1 |
|
32 | Числовые выражения. | 1 |
|
33 | ВПМ «Нагл. геометрия» Замкнутые и незамкнутые линии | 1 |
|
34 | Сравнение числовых выражений | 1 |
|
35 | Периметр многоугольника | 1 |
|
36 | Свойства сложения | 1 |
|
37 | ВПМ «Нагл. геометрия» Ломаные линии | 1 |
|
38 | Свойства сложения | 1 |
|
39 | ВПМ «Нагл. геометрия» Ломаные линии | 1 |
|
40 | Закрепление изученного | 1 |
|
41 | Закрепление изученного | 1 |
|
42 | Сложение и вычитание. Устные вычисления. | 1 |
|
43 | ВПМ «Нагл. геометрия» Замкнутые кривые линии | 1 |
|
44 | Сложение вида: 36+2, 36+20 | 1 |
|
45 | Вычитание вида: 36-2, 36-20 | 1 |
|
46 | Сложение вида 26+4 | 1 |
|
47 | Контрольная работа. | 1 |
|
48 | Работа над ошибками | 1 |
|
49 | Вычитание вида: 60-24 30-7 | 1 |
|
50 | Решение задач | 1 |
|
51 | ВПМ «Нагл. геометрия» Углы | 1 |
|
52 | Решение задач | 1 |
|
53 | Решение задач | 1 |
|
54 | Сложение вида: 26+7 | 1 |
|
55 | Вычитание вида:35-7 | 1 |
|
56 | Закрепление изученного | 1 |
|
57 | ВПМ «Нагл. геометрия» Равные углы | 1 |
|
58 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание» | 1 |
|
59 | Работа над ошибками к.р | 1 |
|
60 | Буквенные выражения с переменной | 1 |
|
61 | Уравнения | 1 |
|
62 | Уравнения | 1 |
|
63 | Проверка сложения и вычитания | 1 |
|
64 | ВПМ «Нагл. геометрия Острые и тупые углы | 1 |
|
65 | Сложение и вычитание(письменные вычисления) Сложение вида: 45+23 | 1 |
|
66 | Письменный приём вычитания вида 57-26. | 1 |
|
67 | ВПМ «Нагл. геометрия Прямые углы | 1 |
|
68 | Письменный приём вычитания вида 57-26.сложения 35+24 | 1 |
|
69 | Решение задач | 1 |
|
70 | Угол. Виды углов. | 1 |
|
71 | ВПМ «Нагл. геометрия Лучи внутри угла | 1 |
|
72 | Угол. Виды углов | 1 |
|
73 | Решение задач | 1 |
|
74 | Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц | 1 |
|
75 | ВПМ «Нагл. геометрия Построение разных углов | 1 |
|
76 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание (письменные приемы)» | 1 |
|
77 | Сложение вида: 37+48 | 1 |
|
78 | Сложение вида: 37+53 | 1 |
|
79 | ВПМ «Нагл. геометрия Построение разных углов | 1 |
|
80 | Прямоугольник | 1 |
|
81 | Прямоугольник | 1 |
|
82 | Письменное сложение вида: 87+13. | 1 |
|
83 | ВПМ «Нагл. геометрия Многоугольник | 1 |
|
84 | Письменное сложение вида: 87+13. | 1 |
|
85 | Письменное сложение и вычитание вида: 32+8,40-8 | 1 |
|
86 | Вычитание вида: 50-24 | 1 |
|
87 | ВПМ «Нагл. геометрия Многоугольник | 1 |
|
88 | Закрепление изученного | 1 |
|
89 | Закрепление изученного | 1 |
|
90 | Вычитание вида: 52-24 | 1 |
|
91 | ВПМ «Нагл. геометрия Треугольник с прямым углом | 1 |
|
92 | Вычитание вида: 52-24 | 1 |
|
93 | Решение задач | 1 |
|
94 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 |
|
95 | ВПМ «Нагл. геометрия Прямоугольник | 1 |
|
96 | Квадрат. | 1 |
|
97 | Квадрат. | 1 |
|
98 | Закрепление изученного | 1 |
|
99 | ВПМ «Нагл. геометрия Квадрат | 1 |
|
100 | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание» | 1 |
|
| Умножение и деление ( 24ч. + ВПМ 5ч.) |
|
|
101 | Умножение и деление Конкретный смысл действия умножения | 1 |
|
102 | Конкретный смысл действия умножения | 1 |
|
103 | Конкретный смысл действия умножения. Решение задач | 1 |
|
104 | ВПМ «Нагл. геометрия Многогранник | 1 |
|
105 | Периметр прямоугольника | 1 |
|
106 | Умножение единицы и нуля | 1 |
|
107 | Названия компонентов и результата умножения. | 1 |
|
108 | Свойства умножения | 1 |
|
109 | ВПМ «Нагл. геометрия Грани и рёбра | 1 |
|
110 | Свойства умножения | 1 |
|
111 | Свойства умножения | 1 |
|
112 | Деление. Конкретный смысл деления. | 1 |
|
113 | ВПМ «Нагл. геометрия Изготовление развёртки куба | 1 |
|
114 | Конкретный смысл деления. | 1 |
|
115 | Решение задач на деление | 1 |
|
116 | Решение задач на деление | 1 |
|
117 | ВПМ «Нагл. Игры с кубиками «Найди лишний куб»геометрия | 1 |
|
118 | Контрольная работа на тему «Решение задач» | 1 |
|
119 | Работа над ошибками к.р Компоненты деления. | 1 |
|
120 | Закрепление изученного. | 1 |
|
121 | Связь умножения и деления | 1 |
|
122 | Связь умножения и деления | 1 |
|
123 | Умножение на 10 | 1 |
|
124 | ВПМ «Нагл. геометрия». Умножение на 10 | 1 |
|
125 | Решение задач на нахождение 3 слагаемого | 1 |
|
126 | Решение уравнений | 1 |
|
127 | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 | 1 |
|
128 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление» | 1 |
|
| Повторение ( 5ч. + ВПМ 2ч.) |
|
|
129 | Деление на 2 Работа над ошибками к.р. | 1 |
|
130 | Умножение числа 3 и на 3. Закрепление изученного. | 1 |
|
131 | ВПМ «Нагл. геометрия» Деление на 3 Закрепление изученного. | 1 |
|
132 | Контрольная работа за 2 класс | 1 |
|
133 | Умножение и деление на 2 и 3 Закрепление изученного. | 1 |
|
134 | ВПМ «Нагл. геометрия» Обобщение изученного Игра «Жук на поверхности многогранника» | 1 |
|
135 | Умножение и деление на 2 и 3 Закрепление изученного. | 1 |
|
136 | Умножение и деление на 2 и 3 Закрепление изученного. | 1 |
|