Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сагутьевская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
Кудинова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС НОО МБОУ Сагутьевская СОШ и на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сагутьевская СОШ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение 3 класс» используется УМК:
1.Литературное чтение. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2013
2.Авторская программа В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Литературное чтение»
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России и авторской программы курса В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Литературное чтение»
На изучение предмета отводится 4 час в неделю (136 часов в год).
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте (обучение чтению)
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
историю создания книги,
имя русского первопечатника Ивана Федорова
Обучающиеся должны уметь:
обобщить полученную информацию по истории создания книги;
осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;
придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
Устное народное творчество (14 ч)
Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»).
Проект «Сочиняем волшебную сказку. Оценка достижений»
Обучающиеся должны знать:
различные произведения устного народного творчества (пословицы ,загадки, песни, сказки)
Обучающиеся должны уметь:
различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры
приводить примеры произведений фольклора ( пословицы ,загадки, песни, сказки)
отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
делить текст на смысловые части;
составлять его простой план
участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
выражать личное отношение к прочитанному.
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Знакомство с названием раздела.
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».
Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...».
И. Никитин «Встреча зимы».
И. З. Суриков. «Детство».
И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).
Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин.И. З. Суриков)
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов
выразительные средства( эпитеты ,метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь:
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
Великие русские писатели (24 ч)
Знакомство с названием раздела.
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
А. Пушкин. Лирические стихотворения.
А. Пушкин «Зимнее утро».
А. Пушкин «Зимний вечер».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
И. Крылов «Мартышка и очки».
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
И. Крылов «Ворона и Лисица».
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».
М. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.
Л. Толстой «Акула».
Л. Толстой «Прыжок».
Л. Толстой «Лев и собачка».
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.
Оценка достижений.
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу Великие русские писатели).
Обучающиеся должны знать:
произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
классиков советской детской литературы;
произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Знакомство с названием раздела.
Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К. Бальмонт «Золотое слово».
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворение.
Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать :
произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин )
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь :
отвечать на вопросы по содержанию произведения,
характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
составлять отзыв о понравившемся произведении
Литературные сказки (8 ч)
Знакомство с названием раздела.
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка прохраброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Одоевский «Мороз Иванович».
Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника).
Обучающиеся должны знать :
жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
особенности литературной сказки
названия, основное содержание изученных литературных произведений
имена, фамилии их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные
Были и небылицы (10 ч)
Знакомство с названием раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
К. Паустовской «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
А. Куприн «Слон».
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.
осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
А. Блок «Ветхая избушка».
А. Блок «Сны», «Ворона».
С. Есенин «Черёмуха».
Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть;
безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
не допускать искажения ударений
Люби живое (16 ч)
Знакомство с названием раздела.
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В. Белов «Малька провинилась».
В. Белов «Ещё раз про Мальку».
В. Бианки «Мышонок Пик».
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
Б. Житков «Про обезьянку».
В. Дуров «Наша Жучка».
В. Астафьев «Капалуха».
В. Драгунский «Он живой и светится».
Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).
Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения
пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение ( эпизод)
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения
создавать небольшой устный текст на заданную тему
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
Знакомство с названием раздела.
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».
А. Барто «Разлука».
А. Барто «В театре».
С. Михалков «Если». «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).
Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Обучающиеся должны уметь:
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12 ч)
Знакомство с названием раздела.
Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Цветок на земле».
А. Платонов «Ещё мама».
А. Платонов «Ещё мама».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Н. Носов «Федина задача».
Н. Носов «Телефон».
В. Драгунский «Друг детства».
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
основное содержание текста.
героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)
Знакомство с названием раздела.
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Ю. Ермолаев «Проговорился».
Ю. Ермолаев «Воспитатели».
Г. Остер «Вредные советы».
Г. Остер «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений.
Обучающиеся должны знать:
основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ;
создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
участвовать в литературных играх
Зарубежная литература (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Развивающий час по теме «Зарубежная литература».
«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).
Обучающиеся должны знать:
изученные произведения зарубежной литературы,
их авторов;
героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о представлениях древних людей о мире;
сравнивать сказки разных народов,
сочинять свои сказки
делить текст на смысловые части, составлять его простой план
выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во часов
|
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Самое великое чудо на земле | 4 |
3 | Устное народное творчество | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь | 31 |
5 | Великие русские писатели | 24 |
6 | Литературные сказки | 8 |
7 | Были-небылицы | 10 |
8 | Люби живое | 16 |
9 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 |
10 | По страницам детских журналов | 8 |
11 | Зарубежная литература | 8 |
всего |
| 136 |
Промежуточная аттестация по предмету литературное чтение проводится в конце
года в форме тестирования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ( 136 ЧАСОВ )
№ п/п | Название разделов, тем | Дата | Приме чание | |||
По плану | Факти чески | |||||
Введение (1 ч.) | ||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 02. 09. |
|
| ||
Самое великое чудо на свете (4 ч.) | ||||||
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 03. 09. |
|
| ||
3 | Рукописные книги древней Руси | 04. 09. |
|
| ||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. Славянская письменность | 06. 09. |
|
| ||
5 | Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете» | 09. 09. |
|
| ||
Устное народное творчество (14 ч.) | ||||||
6 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. | 10. 09. |
|
| ||
7 | Шуточные народные песни. | 11. 09. |
|
| ||
8 | Докучные сказки. | 13. 09. |
|
| ||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. | 16. 09. |
|
| ||
10 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | 17. 09. |
|
| ||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. | 18. 09. |
|
| ||
12 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка. Деление текста на части. | 20. 09. |
|
| ||
13 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. Особенности волшебной сказки. | 23. 09. |
|
| ||
14 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. Характеристика героев сказки. | 24. 09. |
|
| ||
15 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. Деление текста на части. | 25. 09. |
|
| ||
16 | «Сивка-бурка», русская народная сказка. Деление текста на части. | 27. 09. |
|
| ||
17 | «Сивка-бурка», русская народная сказка. Составление плана сказки. | 30. 09. |
|
| ||
18 | Тест №2 по теме «Устное народное творчество» | 01. 10 |
|
| ||
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 02. 10 |
|
| ||
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.) | ||||||
20 | Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 04. 10 |
|
| ||
21 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Особенности поэтического языка. Образные средства. | 07. 10 |
|
| ||
22 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья?» | 08. 10 |
|
| ||
23 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Образные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры. | 09. 10 |
|
| ||
24 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» .Составление описания картин природы. | 11. 10 |
|
| ||
25 | И. С. Никитин «Встреча зимы». Создание динамичности картин при помощи поэтической речи. | 14. 10 |
|
| ||
26 | И.З.Суриков «Детство». Работа над интонацией в зависимости от содержания стихотворного текста. | 15. 10
|
|
| ||
27 | И. З. Суриков «Зима» Наблюдение над языковыми средствами выразительности языка. | |||||
28 | Стихи русских поэтов об осени. Взаимосвязь поэзии, музыки и живописи. Конкурс чтецов. | 16. 10 |
|
| ||
29 | Игра «Путешествие в литературную страну». | 18. 10 |
|
| ||
30 | Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 21. 10 |
|
| ||
Великие русские писатели (24 ч.) | ||||||
31 | А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» | 22. 10 |
|
| ||
32 | Особенности поэтических образов русской природы. А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. | 23. 10 |
|
| ||
33 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | 25.10 |
|
| ||
34 | Сравнительный анализ произведений. А.С.Пушкин «Зимний вечер». | 05.11 |
|
| ||
35 | Тема сказки. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 06.11 |
|
| ||
36 | Характеристика героев сказки. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 08.11 |
|
| ||
37 | Деление сказки на части. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане..» | 11.11 |
|
| ||
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 12.11 |
|
| ||
39 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом | |||||
40 | Иван Андреевич Крылов. Подготовка сообщения. | 13.11 |
|
| ||
41 | Жанровые особенности басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки» | 15.11 |
|
| ||
42 | Мораль басен.И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 18.11 |
|
| ||
43 | Характеристика героев на основе их поступков. И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 19.11 |
|
| ||
44 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Статья В. Воскобойникова | 20.11 |
|
| ||
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» . Скрытый, переносный смысл произведений поэта. | 22.11 |
|
| ||
46 | Роль образных средств языка в поэзии. М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» . | 25.11 |
|
| ||
47 | Анализ содержания произведения. Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 26.11 |
|
| ||
48 | Особенности составления плана. Л. Н. Толстой «Акула». | 27.11 |
|
| ||
49 | Составление аннотаций к произведению Л.Н.Толстой «Прыжок» | 29.11 |
|
| ||
50 | Характеристика героев. Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | 02.12 |
|
| ||
51 | Обоснование взаимосвязи главной мысли и концовки рассказа. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 03.12 |
|
| ||
52 | Тест № 4 по теме «Великие русские писатели» | 04. 12 |
|
| ||
53 | Викторина по теме «Великие русские писатели» | 06. 12 |
|
| ||
54 | Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». | 09.12 |
|
| ||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) | ||||||
55 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 10. 12 |
|
| ||
56 | Работа над интонированием произведений. Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…». | 11. 12 |
|
| ||
57 | Обучение творческому пересказу (перевод поэтического текста в прозаический). Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 13. 12 |
|
| ||
58 | Работа над выразительным чтением. К.Д.Бальмонт «Золотое слово». | 16.12 |
|
| ||
59 | Анализ лирических произведений. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | 17. 12 |
|
| ||
60 | Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 2». | 18. 12 |
|
| ||
Литературные сказки (8 ч.) | ||||||
61 | Знакомство с названием раздела . Нравственные уроки произведений. | 20.12 |
|
| ||
62 | Взаимосвязь литературной и народной сказки. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | 23.12 |
|
| ||
63 | Характеристика главных героев сказки. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 24. 12 |
|
| ||
64 | Умение составлять план.В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 25. 12 |
|
| ||
65 | В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница» | 27. 12 |
|
| ||
66 | Сопоставление с русской народной сказкой «Морозко». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 13.01 |
|
| ||
67 | Пересказ сказки. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 14.01 |
|
| ||
68 | Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 по теме «Литературные сказки». | 15.01 |
|
| ||
Были-небылицы (10 ч.) | ||||||
69 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 17.01 |
|
| ||
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | |||||
71 | Характеристика главного героя. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 20. 01 |
|
| ||
72 | Деление текста на части.К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 21. 01 |
|
| ||
73 | Особенности составления плана. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 22. 01 |
|
| ||
74 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 24. 01 |
|
| ||
75 | Тема и проблема произведения. А. Куприн «Слон» | 27. 01 |
|
| ||
76 | Обсуждение прочитанного.А. Куприн «Слон» | 28. 01 |
|
| ||
77 | Составление плана текста. А. Куприн «Слон» | 29. 01 |
|
| ||
78 | Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы». | 31. 01 |
|
| ||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.) | ||||||
79 | Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» | 03.02 |
|
| ||
80 | Работа над выразительным чтением. Саша Черный «Воробей», «Слон» | 04.02 |
|
| ||
81 | Особенности мелодики стиха. А. Блок «Ветхая избушка» | 05. 02 |
|
| ||
82 | Работа над выразительным чтением. А.А.Блок «Сны», «Ворона» | 07. 02 |
|
| ||
83 | Словесное рисование на основе образных средств языка. С. А. Есенин «Черёмуха» | 10. 02 |
|
| ||
84 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 11. 02 |
|
| ||
Люби живое (16 ч.) | ||||||
85 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 12. 02 |
|
| ||
86 | М. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста. |
14. 02 |
|
| ||
87 | Составление портрета главного героя. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 17. 02 |
|
| ||
88 | Творческий пересказ: дополнение содержания текста. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 18. 02 |
|
| ||
89 | Образ главной героини. В. И. Белов «Малька провинилась» | 19. 02 |
|
| ||
90 | В. И. Белов «Ещё про Мальку» | 21. 02 |
|
| ||
91 | Составление плана на основе названия глав. В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 24. 02 |
|
| ||
92 | Рассказ о герое произведения. В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 25. 02 |
|
| ||
93 | Герои произведения. Б. Житков «Про обезьянку» | 26. 02 |
|
| ||
94 | Б. Житков «Про обезьянку» | 28. 02 |
|
| ||
95 | Краткий пересказ. Б. Житков «Про обезьянку» | 02. 03 |
|
| ||
96 | Нравственные уроки произведения. В. Л. Дуров «Наша Жучка» | 03. 03 |
|
| ||
97 | Смысловая нагрузка фраз в понимании ситуации происходящего.В. П. Астафьев «Капалуха» | 04. 03 |
|
| ||
98 | Характеристика главного героя. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 06. 03
|
|
| ||
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». | 09. 03 |
|
| ||
100 | Тест № 9 по теме «Люби живое» | 10. 03 |
|
| ||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.) | ||||||
101 | Знакомство с названием раздела. Работа над выразительным чтением. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | 11.03 |
|
| ||
102 | Составление рассказа на основе стихотворения. А. Л. Барто «Разлука» | 13.03 |
|
| ||
103 | Составление рассказа на основе стихотворения. А.Л.Барто «В театре» | 16. 03 |
|
| ||
104 | Работа над соединением интонации, мимики и жестов в ходе выразительного чтения.С. В. Михалков «Если», «Рисунок» | 17. 03 |
|
| ||
105 | Передача настроения через осознание смысловой нагрузки произведений. Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 18. 03 |
|
| ||
106 | Обобщение и систематизация материала по изученному разделу. Сравнительная характеристика произведений. | 20. 03 |
|
| ||
107 | Проект «Праздник поэзии» | 01.04 |
|
|
| |
108 | Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 2» | 03. 04 |
|
|
| |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч.) | ||||||
109 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Работа над пословицами. | 06. 04 |
|
| ||
110 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | 07. 04 |
|
| ||
111 | Характеристика главных героев. А. П. Платонов «Цветок на земле» | 08. 04 |
|
| ||
112 | Особенности речи героев. А. П. Платонов «Цветок на земле» | 10. 04 |
|
| ||
113 | Характеристика главных героев. А. П. Платонов «Ещё мама» | 13. 04 |
|
| ||
114 | Чтение по ролям. А. П. Платонов «Ещё мама» | 14. 04 |
|
| ||
115 | Смысл названия рассказа. М. М. Зощенко «Золотые слова» | 15. 04 |
|
| ||
116 | Взаимосвязь темы, заголовка и главной мысли произведения. М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 17. 04 |
|
| ||
117 | Особенности юмористических рассказов. Н. Н. Носов «Федина задача» | 20. 04 |
|
| ||
118 | Чтение в лицах. Н. Н. Носов «Телефон» | 21. 04 |
|
| ||
119 | Анализ заголовка. В. Драгунский «Друг детства» | 22. 04 |
|
| ||
120 | Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 24. 04 |
|
| ||
По страницам детских журналов (8 ч.) | ||||||
121 | Знакомство с названием раздела. По страницам журналов для детей. | 27. 04 |
|
| ||
122 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. | 28. 04 |
|
| ||
123 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 30. 04 |
|
| ||
124 | Сравнительный анализ произведений. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | 04.05. |
|
| ||
125 | Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 05.05. |
|
| ||
126 | Работа над выразительным чтением. Р. С. Сеф «Весёлые стихи» | 06. 05. |
|
| ||
127 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». | 08. 05. |
|
| ||
128 | Тест № 12 по теме «По страницам детских журналов» | 11. 05. |
|
| ||
Зарубежная литература (8 ч.) | ||||||
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции | 12. 05. |
|
| ||
130 | Жанровое своеобразие мифа. Мифы Древней Греции. | 13. 05. |
|
| ||
131 | Мифологические герои и их подвиги. | 15. 05. |
|
| ||
132 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации. | 18. 05. |
|
| ||
133 | О великом сказочнике Андерсене. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 19. 05. |
|
| ||
134 | Нравственный смысл сказки. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 20. 05. |
|
| ||
135 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 22. 05. |
|
| ||
136 | Своя игра. (обобщающий урок за курс 3 класса) | 25. 05. |
|
|