«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа для 3 класса по развивающей программе УМК "Школа 21 века"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоколамская начальная общеобразовательная школа №5»


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

«Волоколамская начальная

общеобразовательная школа №5»

_________ С.В.Филиппова

Приказ №53-2/Д от 01.09.2017г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 3 класса

на 2017 – 2018 учебный год


учителя начальных классов

С.Е.Агаджановой







СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № 1

от 28.08.2017 г.










Волоколамск 2017



Структура рабочей программы

учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс


  1. Содержание рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс


  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс


  1. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс












































  1. Содержание учебного предмета рабочей программы

«Литературное чтение» 3 класс

    1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой в проекте «Начальная школа XXI века», и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования.

Для реализации программы используется учебник «Литературное чтение» (1,2 части) Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой и рабочая тетрадь (№1, №2) Л.А.Ефросининой.


Место предмета в учебном плане:

Настоящая программа составлена на 136 часов, рассчитана на 1 год обучения, 4 часа в неделю, 136 часов в год в соответствии с учебным планом ОУ. Изменений нет.

Итого:

Количество часов в год – 136 ч

Количество часов в неделю – 4 ч

Количество часов в I триместре – 40 ч

Количество часов во II триместре – 49 ч

Количество часов в III триместре – 47ч


Цель программы учебного предмета по литературному чтению в 3 классе — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развивать овладением основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи программы учебного предмета по литературному чтению в 3 классе:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.



Особенность обучения учебного предмета по литературному чтению в 3 классе -


  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;

  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

  • различение художественных и научно-популярных произведений;

  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Для оценки достижения учеников используются следующие виды и формы контроля:

  1. Контрольные работы.

  2. Проверочные работы.

  3. Проверка техники чтения.

Количество и виды работ указано в разделе 3.


    1. Содержание учебного предмета рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе:

Темы


Устное народное творчество (17 ч)

Былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник, «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»); пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки (бытовые, о животных, волшебные) («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь – семилетка», «Царевич Нехитер – Немудер»).

Басни Эзопа и И.А.Крылова (5 ч)

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А.Крылов. «Лиса и виноград», «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягнёнок», «Ворона и лисица».

Произведения А.С.Пушкина (10 ч)

«У лукоморья дуб зеленый» (отрывок), «Бой Руслана с головой» (отрывок), «Сказка о царе Салтане…», стихи («Зимний вечер», «Няне», «Вот севет, тучи нагоняя…); К.Г.Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов (5 ч)

Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» «Чародейкою Зимою»; А.Н.Майков. «Осень; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»; И.С.Никитин. «Русь», «Утро»; И.З.Суриков. «Детство»; С.Д.Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

С.А.Есенин. «О Родине» (отрывки). «Нивы сжаты, рощи голы..», «О березе» (отрывки), «Береза», «Бабушкины сказки».

С.Я.Маршак. «Урок родного языка», «Ландыш».

Произведения Л.Н.Толстого (10 ч)

Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А.Некрасова (7 ч)

Стихи «Крестьянские дети», «Зеленый Шум», «Мороз, Красный нос» (отрывок), «Мороз – воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядреный....

Произведения А.П.Чехова (6 ч)

Рассказы «Белолобый», «Ванька», «Степь».

Сказки зарубежных писателей.(5 ч)

Стихи русских поэтов.(7 ч)

И. Никитин «Русь», «Утро», «Помню я: бывало няня…», И. Суриков «Детство», С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка (7 ч)

Сказка «Умнее всех», рассказы «Приемыш», «Постойко».

Произведения А.И.Куприна (6 ч)

«Барбос и Жулька», «Собачье счастье», «Синяя звезда».

Стихи С.А.Есенина. (7 ч)

Произведения К.Г. Паустовского (10 ч)

«Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я.Маршака. (4 ч)

Рассказы Л.Пантелеева (8 ч)

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П.Гайдара (6ч)

«Горячий камень», «Тимур и его команда» (отдельные главы); С.Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М.Пришвина (6 ч)

«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка».

Произведения зарубежных писателей (7 ч)

Ш.Перро. «Подарки феи»; Ц.Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж.Лондон «Волк»; Э.Сетон-Томпсон «Чинк».

Повторение (3 ч)

Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся и регулярность его проведения находится в разделе 3.


  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс

Личностными результатами обучающихся являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметными результатами обучающихся являются:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



    1. К концу обучения в 3 классе ученик научится:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

  • осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

  • использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет.


Раздел «Творческая деятельность»

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • рассказывать сказки от лица героя;

  • рассказывать о героях произведения;

  • создавать истории с героями произведений.


Раздел «Чтение: работа с информацией»

  • находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

  • сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.


К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

  • работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

  • находить и читать диалоги и монологи героев.


Раздел «Творческая деятельность»

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы)


Раздел «Чтение: работа с информацией»

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

  • находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.



К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно, правильно и выразительно текст целыми вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;

  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги по изученным темам;

  • пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

  • пользоваться справочной литературой.

















3. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование рабочей программы учебного предмета

«Литературное чтение» 3 класс



п.п.


Наименование разделов, тем


Количество часов, отведённых на эту тему


Контрольные и проверочные работы

1.

Устное народное творчество

17


Проверочная работа « Устное народное творчество»


Проверочная работа «Былины»


2.

Басни

5


Проверочная работа «Басни»


3.

Произведения А. С. Пушкина

10


Проверочная работа «Произведения А.С.Пушкина»


4.

Стихи русских поэтов

5


Проверочная работа «Стихи русских поэтов»


5.

Произведения Л.Толстого

10


Проверочная работа «Произведения Л.Н.Толстого»


6.

Произведения Н.Некрасова

7


Проверочная работа «Стихи русских поэтов»


7.

Произведения А.П.Чехова

6


Проверочная работа «Произведения А.П.Чехова»


8.

Сказки зарубежных писателей

5


9.

Стихи русских поэтов

7


Проверочная работа «Стихи русских поэтов»


10.

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

7


Проверочная работа «Рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка»


11.

Произведения А.Куприна

6


Проверочная работа «Произведения А.И.Куприна»


12.

Стихи С.Есенина

7


Проверочная работа «Стихи С.А.Есенина»


13.

Произведения К.Г.Паустовского

10


Проверочная работа «Рассказы К.Г.Паустовского»


14.

Произведения С.Маршака

4


15.

Рассказы Л.Пантелеева

8


Проверочная работа «Рассказы Л.Пантелеева»


16.

Произведения А.Гайдара

6


17.

Произведения М.Пришвина

6


18.

Произведения зарубежных писателей

7


Проверочная работа «Произведения зарубежных писателей»


19.

Повторение

3


Итоговая контрольная работа по изученным темам


Итого:



136 ч


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее