Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоколамская начальная общеобразовательная школа №5»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
«Волоколамская начальная
общеобразовательная школа №5»
_________ С.В.Филиппова
Приказ №53-2/Д от 01.09.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению для 3 класса
на 2017 – 2018 учебный год
учителя начальных классов
С.Е.Агаджановой
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1
от 28.08.2017 г.
Волоколамск 2017
учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Содержание рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Планируемые результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование
рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Содержание учебного предмета рабочей программы
«Литературное чтение» 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой в проекте «Начальная школа XXI века», и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования.
Для реализации программы используется учебник «Литературное чтение» (1,2 части) Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой и рабочая тетрадь (№1, №2) Л.А.Ефросининой.
Место предмета в учебном плане:
Настоящая программа составлена на 136 часов, рассчитана на 1 год обучения, 4 часа в неделю, 136 часов в год в соответствии с учебным планом ОУ. Изменений нет.
Итого:
Количество часов в год – 136 ч
Количество часов в неделю – 4 ч
Количество часов в I триместре – 40 ч
Количество часов во II триместре – 49 ч
Количество часов в III триместре – 47ч
Цель программы учебного предмета по литературному чтению в 3 классе — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развивать овладением основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи программы учебного предмета по литературному чтению в 3 классе:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Особенность обучения учебного предмета по литературному чтению в 3 классе -
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Для оценки достижения учеников используются следующие виды и формы контроля:
Контрольные работы.
Проверочные работы.
Проверка техники чтения.
Количество и виды работ указано в разделе 3.
Содержание учебного предмета рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе:
Темы
Устное народное творчество (17 ч)
Былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник, «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»); пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки (бытовые, о животных, волшебные) («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь – семилетка», «Царевич Нехитер – Немудер»).
Басни Эзопа и И.А.Крылова (5 ч)
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А.Крылов. «Лиса и виноград», «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягнёнок», «Ворона и лисица».
Произведения А.С.Пушкина (10 ч)
«У лукоморья дуб зеленый» (отрывок), «Бой Руслана с головой» (отрывок), «Сказка о царе Салтане…», стихи («Зимний вечер», «Няне», «Вот севет, тучи нагоняя…); К.Г.Паустовский «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов (5 ч)
Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» «Чародейкою Зимою»; А.Н.Майков. «Осень; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»; И.С.Никитин. «Русь», «Утро»; И.З.Суриков. «Детство»; С.Д.Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
С.А.Есенин. «О Родине» (отрывки). «Нивы сжаты, рощи голы..», «О березе» (отрывки), «Береза», «Бабушкины сказки».
С.Я.Маршак. «Урок родного языка», «Ландыш».
Произведения Л.Н.Толстого (10 ч)
Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А.Некрасова (7 ч)
Стихи «Крестьянские дети», «Зеленый Шум», «Мороз, Красный нос» (отрывок), «Мороз – воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядреный....
Произведения А.П.Чехова (6 ч)
Рассказы «Белолобый», «Ванька», «Степь».
Сказки зарубежных писателей.(5 ч)
Стихи русских поэтов.(7 ч)
И. Никитин «Русь», «Утро», «Помню я: бывало няня…», И. Суриков «Детство», С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка (7 ч)
Сказка «Умнее всех», рассказы «Приемыш», «Постойко».
Произведения А.И.Куприна (6 ч)
«Барбос и Жулька», «Собачье счастье», «Синяя звезда».
Стихи С.А.Есенина. (7 ч)
Произведения К.Г. Паустовского (10 ч)
«Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я.Маршака. (4 ч)
Рассказы Л.Пантелеева (8 ч)
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П.Гайдара (6ч)
«Горячий камень», «Тимур и его команда» (отдельные главы); С.Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М.Пришвина (6 ч)
«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка».
Произведения зарубежных писателей (7 ч)
Ш.Перро. «Подарки феи»; Ц.Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж.Лондон «Волк»; Э.Сетон-Томпсон «Чинк».
Повторение (3 ч)
Виды и формы контроля знаний и умений обучающихся и регулярность его проведения находится в разделе 3.
Планируемые результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Личностными результатами обучающихся являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметными результатами обучающихся являются:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет.
Раздел «Творческая деятельность»
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
рассказывать сказки от лица героя;
рассказывать о героях произведения;
создавать истории с героями произведений.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы)
Раздел «Чтение: работа с информацией»
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно и выразительно текст целыми вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги по изученным темам;
пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
3. Тематическое планирование, календарно-тематическое планирование рабочей программы учебного предмета
«Литературное чтение» 3 класс
№ п.п. |
Наименование разделов, тем |
Количество часов, отведённых на эту тему |
Контрольные и проверочные работы | |
1. | Устное народное творчество | 17 | | |
Проверочная работа « Устное народное творчество» | | 1ч | ||
Проверочная работа «Былины» | | 1ч | ||
2. | Басни | 5 | | |
Проверочная работа «Басни» | | 1ч | ||
3. | Произведения А. С. Пушкина | 10 | | |
Проверочная работа «Произведения А.С.Пушкина» | | 1ч | ||
4. | Стихи русских поэтов | 5 | | |
Проверочная работа «Стихи русских поэтов» | | 1ч | ||
5. | Произведения Л.Толстого | 10 | | |
Проверочная работа «Произведения Л.Н.Толстого» | | 1ч | ||
6. | Произведения Н.Некрасова | 7 | | |
Проверочная работа «Стихи русских поэтов» | | 1ч | ||
7. | Произведения А.П.Чехова | 6 | | |
Проверочная работа «Произведения А.П.Чехова» | | 1ч | ||
8. | Сказки зарубежных писателей | 5 | | |
9. | Стихи русских поэтов | 7 | | |
Проверочная работа «Стихи русских поэтов» | | 1ч | ||
10. | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка | 7 | | |
Проверочная работа «Рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка» | | 1ч | ||
11. | Произведения А.Куприна | 6 | | |
Проверочная работа «Произведения А.И.Куприна» | | 1ч | ||
12. | Стихи С.Есенина | 7 | | |
Проверочная работа «Стихи С.А.Есенина» | | 1ч | ||
13. | Произведения К.Г.Паустовского | 10 | | |
Проверочная работа «Рассказы К.Г.Паустовского» | | 1ч | ||
14. | Произведения С.Маршака | 4 | | |
15. | Рассказы Л.Пантелеева | 8 | | |
Проверочная работа «Рассказы Л.Пантелеева» | | 1ч | ||
16. | Произведения А.Гайдара | 6 | | |
17. | Произведения М.Пришвина | 6 | | |
18. | Произведения зарубежных писателей | 7 | | |
Проверочная работа «Произведения зарубежных писателей» | | 1ч | ||
19. | Повторение | 3 | | |
Итоговая контрольная работа по изученным темам | | 1ч | ||
Итого:
|
136 ч |