2.Пояснительная записка
Литературное чтение** как учебный предмет, в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно – нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Уроки литературного чтения дают возможность при восприятии художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств. Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации, когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Особенности организации учебного процесса младших школьников дают возможность педагогу так спланировать учебно-воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическую направленность.
_____________________________________________________
** Изучение предметов предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» реализуется в рамках изучения предметов русский язык и литературное чтение, т.к. русский язык является родным.
УМК «Литературное чтение. 2 класс»
Рабочая программа по литературному чтению соответствует УМК «Школа России» и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы по литературному чтению для 4 класса Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой Л.А. Виноградской. Сборник рабочих программ «Школа России» для 1-4 классов. Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.- Просвещение, 2011г. в соответствии с учебным планом МАОУ Домодедовской СОШ № 9 на 2018-2019 учебный год, годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год.
1. Литературное чтение. Учебник. 2класс. В2ч. Ч.1(сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,Л.А. Виноградская), М., Просвещение, 2015 г.
Литературное чтение. Учебник. 2класс. В2ч. Ч.2(сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,Л.А. Виноградская), М., Просвещение, 2015 г.
М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М: Просвещение, 2015.
4.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др.2 класс. Изд. «ВАКО», Москва, 2014г.
5.Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. Изд. «ВАКО», Москва, 2014г.
Педагогическая целесообразность использования авторской программы предмета «Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной заключается в том, что в рамках изучения литературного чтения есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по литературному чтению на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы начального общего образования.
Особенность рабочей программы состоит в том, что она разработана с использованием компьютерной поддержки и заключается в том, что компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике, что будет способствовать всестороннему развитию личности младшего школьника. При реализации данной программы используются формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников; технология проектной деятельности, технология групповой работы.
Целями изучения «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-экологических и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; формирование эколого - читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; обогащение нравственного - экологического опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, осуществления стратегии устойчивого развития школьника.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
При организации работы с учащимися приоритетными являются следующие формы и методы организации деятельности обучающихся, в том числе и нетрадиционные:
Формы | Методы педагогические технологии | Формы работы с обучающимися |
Урок - игра Урок - презентации Урок – беседа Урок - путешествие | Проблемно-поисковый -практический; -объяснительно-иллюстративный; -частично- поисковый; -наблюдение; -информативный -здоровье сберегающие технологии | -фронтальная; -парная; -групповая; -индивидуальная
|
Приоритетные виды и формы контроля
При организации работы с учащимися приоритетными являются следующие виды и формы контроля:
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению после каждого раздела есть задания "Проверь себя".
Итоговый контроль для проверки читательских умений при самостоятельной работе с текстом подбирается текст и к нему составляются задания.
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету.
Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями.
Оценивание навыка чтения младшего школьника:
способ чтения;
правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Оценивание навыка чтения
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного;
неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Чтение наизусть
Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
правильная постановка логического ударения;
соблюдение пауз;
правильный выбор темпа;
соблюдение нужной интонации;
безошибочное чтение.
Оценка «5» – выполнены правильно все требования.
Оценка «4» – не соблюдены 1–2 требования.
Оценка «3» – допущены ошибки по 3 требованиям.
Оценка «2» – допущены ошибки более чем по 3 требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
своевременно начинать читать свои слова;
подбирать правильную интонацию;
читать безошибочно;
читать выразительно.
Оценка «5» – выполнены все требования.
Оценка «4» – допущены ошибки по 1 какому-то требованию.
Оценка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям.
Оценка «2» – допущены ошибки по 3 требованиям.
Пересказ
Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» – не может передать содержание прочитанного.
Место предмета в базисном (учебном плане)
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно – нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Срок реализации программы - 1 год.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой на предмет «Литературное чтение» во 2 классе отводится по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
Структура рабочей программы:
1.Титульный лист
2.Пояснительная записка
3.Планируемые результаты освоение учебного курса
4.Основное содержание курса
5.Календарно-тематическое планирование, с определением основных видов учебной деятельности
6.Материально-техническое, методическое обеспечение
3. Планируемые результаты
Предметные:
Виды речевой и читательской деятельности. Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на титулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения ( чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, пери- одически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и миро- вой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться
участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Личностные
Будут созданы условия:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
4. Основное содержание курса
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1
| Самое великое чудо на свете | 5 | 5 |
2 | Устное народное творчество | 15 | 15 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | 8 |
4 | Русские писатели | 14 | 14 |
6 | О братьях наших меньших | 12 | 12 |
7 | Из детских журналов | 9 | 9 |
8 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | 9 |
9 | Писатели детям | 17 | 17 |
10 | Я и мои друзья | 10 | 10 |
11 | Люблю природу русскую. Весна | 10 | 10 |
12 | И в шутку, и в серьёз | 14 | 14 |
13 | Литература зарубежных стран | 23 | 23 |
| ИТОГО | 136 | 136 |
Самое великое чудо на свете (5ч)
Прогнозирование содержания раздела, планирование работы с произведением на уроке. Рассказ о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, размышление над прочитанным.
Обсуждение в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.
Сравнение высказывания великих людей о книге и чтении: нахождение общего и отличия
Устное народное творчество (15ч)
Объяснение смысла пословиц, соотнесение пословиц с содержанием произведения и жизненным опытом.
Придумывание рассказа по пословице; соотнесение содержания рассказа с пословицей. Характеристика героев сказки, соотнесение качества с героями сказок. Называние других русских народных сказок; перечисление героев сказок. Соотнесение пословиц и сказочного текста, определение последовательности событий. Рассказывание сказки (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнение стихов разных поэтов на одну тему; выбор понравившихся, объяснение своего выбора. Различать стихотворный и прозаический текст.
Сравнение художественного и научно-познавательного текста.
Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы.
Русские писатели (14ч)
Сравнение авторских и народных произведений. Отличать басню от стихотворения и рассказа, знание особенностей басенного текста.
Соотнесение пословицы и смысла басенного текста. Характеристика героев басни с опорой на текст.
Нахождение авторского сравнения и подбор своего сравнения.
Составление устно текста-описание героя и текста-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.
Восприятие на слух художественные произведения.
Самоконтроль в процессе чтения, самостоятельная оценка своих достижений.
О братьях наших меньших (12ч)
Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Определение последовательности событий.
Составление плана, подробный пересказ по плану произведения.
Умение видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.
Определение и характеристика главных героев произведения.
Выражение своего собственного отношения к героям, нравственная оценка поступков. Выбор книг по темам и авторам.
Из детских журналов (9ч)
Восприятие на слух прочитанного. Отличие журнала от книги, ориентирование в разделах журнала.
Нахождение интересных и нужных статей в журнале, нужную информацию по заданной теме.
Работа в паре и группе, в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределение ролей; нахождение и обработка информации в соответствии с заявленной темой, придумывание необычных вопросов для детского журнала и ответов к ним.
Рисование иллюстраций для собственного детского журнала, составление своих рассказов и стихов для детского журнала.
Люблю природу русскую. Зима (9ч)
Сравнение произведений разных авторов на одну тему. Рисование словесных картин зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Подбор музыкального сопровождения к текстам. Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте.
Чувство ритма и мелодики стихотворения, чтение стихотворений наизусть. Понимание особенности были и сказочного текста.
Объяснение лексического значения некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
Определение особенности юмористического произведения; характеристика героя, используя слова-антонимы, нахождение слов, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.
Рассказ о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно чтение юмористических эпизодов из произведения.
Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана, высказывать своё мнение.
Чтение текстов в паре, организация взаимоконтроля.
Писатели детям (17ч)
Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста
Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Приемы смешного в литературных произведениях. Связь названия с темой текста, мысль текста. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение, ответы на вопросы.
Я и мои друзья (10ч)
Оценочные высказывания о прочитанном произведении. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Современные юмористические произведения для детей. Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведений. Герой произведения. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.
Люблю природу русскую. Весна (10ч)
Сравнение произведений разных авторов на одну тему. Рисование словесных картин природы с опорой на текст стихотворения.
Подбор музыкального сопровождения к текстам. Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте.
Чувство ритма и мелодики стихотворения, чтение стихотворений наизусть. Понимание особенности были и сказочного текста.
Объяснение лексического значения некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
Определение особенности юмористического произведения; характеристика героя, используя слова-антонимы, нахождение слов, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.
Рассказ о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно чтение юмористических эпизодов из произведения.
Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана, высказывать своё мнение.
Чтение текстов в паре, организация взаимоконтроля.
И в шутку, и в серьёз (14)
Чтение произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя, особенности юмористического произведения. Заголовок произведения. Герои произведения; Характеристика их поступков, используя слова с
Литература зарубежных стран (23ч)
Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Высказывание оценочных суждений. Пересказ текста, деление текста на части. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Создание условий для сравнения характеров героев Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Чтение вслух доступного теста целыми словами.
5.Календарно--тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | № в теме | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся, направленных на формирование УУД | Планируемые сроки | Календарные сроки | |
План | Факт | |||||
1 | 1 | Введение. Знакомство с учебником. | предметные.. ориентироваться в учебнике по литературному чтению, рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. метапредметные знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. |
|
|
|
| ||||||
2 | 1 | Самое великое чудо на свете. Игра «Крестики-нолики». | предметные планировать работу с произведением на уроке. находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. составлять список прочитанных книг. участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». готовить выступление на заданную тему. метапредметные размышлять над прочитанным. обсуждать в паре и группе высказывания великих людей о книге и о чтении. сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия личностные учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. -обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. |
|
|
|
3 | 2 | Самое великое чудо на свете. |
|
| ||
4 | 3 | Библиотеки. Проект: «О чем может рассказать школьная библиотека». |
|
| ||
5 | 4 | Старинные и современные книги. |
|
|
| |
| ||||||
6 | 1 | Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. | предметные находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме, слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. распределить загадки и пословицы по тематическим группам. сочинять скороговорки, считалки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. метапредметные умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. -находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами личностные читать вслух с постепенным переходом про себя. читать, выражая настроение произведения. |
|
|
|
7 | 2 | Русские народные песни. |
|
| ||
8 | 3 | Потешки и прибаутки. |
|
| ||
9 | 4 | Скороговорки, считалки, небылицы. |
|
|
| |
10 | 5 | Загадки, пословицы, поговорки. Проверка техники чтения. |
|
| ||
11 | 6 | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | предметные.. воспринимать художественные произведения; приводить примеры русских народных сказок о животных; производить сравнительный анализ народных сказок «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль». научиться различать сказки авторские и народные; давать характеристику главным героям по названию произведения. научиться ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них; различать сказку о животных и волшебную сказку с героями животными. Иметь представление о том, что в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних – благородный . научиться определять жанр литературного произведения; подтверждать своѐ мнение строчками из текста. метапредметные умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. -находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. - развивает эстетические чувства –стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения. |
|
| |
12 | 7 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». |
|
| ||
13 | 8 | Сказка «У страха глаза велики». |
|
|
| |
14 | 9 | Сказка «Лиса и тетерев». |
|
| ||
15 | 10 | Сказка «Лиса и журавль». |
|
|
| |
16 | 11 | Сказка «Каша из топора». |
|
| ||
17 | 12 | Сказка «Гуси-лебеди». |
|
|
| |
18 | 13 | Сказка «Гуси-лебеди». |
|
| ||
19 | 14 | Викторина по сказкам. «Проверь себя и оцени свои достижения». |
|
| ||
20 | 15 | КВН «Обожаемые сказки». |
|
| ||
| ||||||
21 | 1 | Люблю природу русскую. Осень | предметные Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. метапредметные Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Личностные Оценивать свой ответ. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
22 | 2 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». |
|
| ||
23 | 3 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» |
|
| ||
24 | 4 | А.Фет «Ласточки пропали…» |
|
| ||
25 | 5 | «Осенние листья»- тема для поэтов. |
|
|
| |
26 | 6 | В.Берестов «Хитрые грибы». |
|
| ||
27 | 7 | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» |
|
| ||
28 | 8 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» |
|
| ||
| ||||||
29 | 1 | Русские писатели А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | предметные Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. метапредметные Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. личностные Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
|
|
30 | 2 | Стихи А. Пушкина.
|
|
| ||
31 | 3 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки. |
|
|
| |
32 | 4 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
|
| ||
33 | 5 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
|
|
| |
34 | 6 | Обобщение по теме «Сказки Пушкина».
|
|
| ||
35 | 7 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
|
|
|
| |
36 | 8 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
|
|
| ||
37 | 9 | Л. Толстой «Старый дед и внучек» |
|
| ||
38 | 10 | Л. Толстой «Филиппок» |
|
| ||
39 | 11 | Л. Толстой «Филиппок» |
|
|
| |
40 | 12 | Л. Толстой «Котёнок», «Правда, всего дороже»
|
|
|
| |
41 | 13 | Весёлые стихи |
|
| ||
42 | 14 | Обобщение по разделу «Русские писатели» Тест. |
|
|
| |
| ||||||
43 | 1 | «О братьях наших меньших» | предметные Научиться видеть прекрасное в простом; устно выражать своѐ отношение к содержанию прочитанного. Научиться анализировать и выделять общее в произведениях различных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; анализировать иллюстрации. иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь». Пересказывать подробно по плану произведение. Определять героев произведения; характеризовать их. метапредметные Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. личностные Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. -обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. старается сдерживать себя. высказывать просьбы, предложения, несогласие |
|
|
|
44 | 2 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» |
|
| ||
45 | 3 | В.Берестов «Кошкин щенок» |
|
| ||
46 | 4 | Домашние животные |
|
| ||
47 | 5 | М.Пришвин «Ребята и утята» |
|
|
| |
48 | 6 | М.Пришвин «Ребята и утята» |
|
| ||
49 | 7 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
|
| ||
50 | 8 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» |
|
| ||
51 | 9 | Б.Житков «Храбрый утёнок» |
|
|
| |
52 | 10 | В.Бианки «Музыкант» |
|
| ||
53 | 11 | В.Бианки «Сова» |
|
| ||
54 | 12 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Тест. |
|
| ||
| ||||||
55 | 1 | «Из детских журналов» | предметные Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале, нужную информацию по заданной теме. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. метапредметные Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. |
|
|
|
56 | 2 | Д.Хармс «Игра» |
|
| ||
57 | 3 | Д.Хармс «Вы знаете?..» |
|
| ||
58 | 4 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» |
|
| ||
59 | 5 | Д.Хармс «Что это было?» |
|
|
| |
60 | 6 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
|
| ||
61 | 7 | Ю.Владимиров «Чудаки» |
|
| ||
62 | 8 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
|
| ||
63 | 9 | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Тест.
|
|
|
| |
| ||||||
64 | 1 | Зима. Люблю природу русскую. | предметные Научиться работать с иллюстрациями; выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике; изучать фрагмент с помощью рамки; сравнивать начало и концовку литературного произведения; определять точку зрения героев. Научиться анализировать и выделять общее в стихотворениях и сказках о зиме; читать стихотворения наизусть. Научиться сравнивать точки зрения разных героев стихотворения; объяснять название произведения. метапредметные Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. осуществляет поиск необходимой информации; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - находит необходимую информацию в учебнике. оформляет свою мысль в устной речи; -обосновывает высказанное суждение; - старается договариваться, уступать, находить общее решение личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес чтению, ведению диалога с автором. |
|
|
|
65 | 2 | Стихи о первом снеге. |
|
|
| |
66 | 3 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» |
|
| ||
67 | 4 | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» |
|
| ||
68 | 5 | Сказка «Два Мороза» |
|
| ||
69 | 6 | С.Михалков «Новогодняя быль» |
|
|
| |
70 | 7 | А.Барто «Дело было в январе» |
|
| ||
71 | 8 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
|
| ||
72 | 9 | Игра «Поле чудес» |
|
| ||
| ||||||
73 | 1 | Писатели детям. | предметные Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.
метапредметные сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. осуществляет поиск необходимой информации; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес чтению, ведению диалога с автором. организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. |
|
|
|
74 | 2 | К.Чуковский «Путаница» |
|
| ||
75 | 3 | К.Чуковский «Радость» |
|
| ||
76 | 4 | К. Чуковский «Федорино горе» |
|
| ||
77 | 5 | К. Чуковский «Федорино горе» |
|
|
| |
78 | 6 | С.Маршак «Кот и лодыри» |
|
| ||
79 | 7 | С.Маршак «Мой секрет», «Сила воли» |
|
| ||
80 | 8 | С.Михалков «Мой щенок» |
|
| ||
81 | 9 | А.Барто «Верёвочка» |
|
|
| |
82 | 10 | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» |
|
| ||
83 | 11 | А.Барто «Вовка добрая душа» |
|
| ||
84 | 12 | Н.Носов «Затейники» |
|
| ||
85 | 13 | Н.Носов «Живая шляпа» |
|
|
| |
86 | 14 | Н.Носов «Живая шляпа» |
|
| ||
87 | 15 | Н.Носов «На горке» |
|
| ||
88 | 16 | Н.Носов «На горке» |
|
| ||
89 | 17 | Обобщение по разделу «Писатели- детям». Тест. |
|
|
| |
| ||||||
90 | 1 | Я и мои друзья. | предметные Научиться обнаруживать в тексте разные точки зрения на одну проблему; Анализировать секреты «смешного» устно высказывать своѐ мнение. Научиться пользоваться толковым словарѐм для объяснения значения слов; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; перечитывать текст и находить в нѐм нужные фрагменты Иметь представление о секрете «смешного» – путанице. Научиться устно выражать своѐ отношение к содержанию прочитанного. . Научиться объяснять причину смешного в литературном произведении; анализировать точки зрения героев на одну проблему. Научиться пользоваться толковым словарѐм для объяснения значения слов; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; проводить грань между выдумкой и обманом; чувствовать шутливую, ироническую интонацию прозаического текста и понимать, что же хотел сказать автор. метапредметные сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. осуществляет поиск необходимой информации; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; учится высказывать своѐ предположение (версию), - находит необходимую информацию в учебнике. оформляет свою мысль в устной речи; -обосновывает высказанное суждение; - старается договариваться, уступать, находить общее решение личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес чтению, ведению диалога с автором. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
|
|
|
91 | 2 | Стихи о дружбе и обидах |
|
| ||
92 | 3 | Н.Булгаков «Анна, не грусти» |
|
| ||
93 | 4 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
|
|
| |
94 | 5 | В.Осеева «Волшебное слово» |
|
| ||
95 | 6 | В.Осеева «Волшебное слово» |
|
| ||
96 | 7 | В.Осеева «Хорошее» |
|
| ||
97 | 8 | В.Осеева «Почему?» |
|
|
| |
98 | 9 | В.Осеева «Почему?» |
|
| ||
99 | 10 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Тест. |
|
|
|
| Люблю природу русскую. Весна (10 ч) | |||||
100 | 1 | Люблю природу русскую. Весна. | предметные Научиться ориентироваться в тексте; выделять средства художественной выразительности; находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц; работать с иллюстрациями; изучать фрагмент с помощью лупы. Научиться делить текст на части по смыслу; сравнивать между собой два мнения на одну проблему; находить строки, в которых автор высказывает своѐ мнение; анализировать и подтверждать точку зрения каждого героя. метапредметные сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. осуществляет поиск необходимой информации; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; учится высказывать своѐ предположение (версию), - находит необходимую информацию в учебнике. оформляет свою мысль в устной речи; -обосновывает высказанное суждение; - старается договариваться, уступать, находить общее решение личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес чтению, ведению диалога с автором. |
|
|
|
101 | 2 | Стихи Ф. Тютчева о весне. |
|
|
| |
102 | 3 | Стихи А.Плещеева о весне. |
|
| ||
103 | 4 | А.Блок «На лугу» |
|
|
| |
104 | 5 | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» |
|
| ||
105 | 6 | И.Бунин «Матери». |
|
|
| |
106 | 7 | А.Плещеев «В бурю» |
|
| ||
107 | 8 | Е. Благинина «Посидим в тишине» |
|
| ||
108 | 9 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел»
|
|
| ||
109 | 10 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Тест. |
|
|
| |
| И в шутку и в серьез (14ч) | |||||
110 |
1 | И в шутку и в серьез. | предметные Научиться обнаруживать в тексте разные точки зрения на одну проблему; Анализировать секреты «смешного»4 устно высказывать своѐ мнение. Научиться пользоваться толковым словарѐм для объяснения значения слов; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; перечитывать текст и находить в нѐм нужные фрагменты Иметь представление о секрете «смешного» – путанице. Научиться устно выражать своѐ отношение к содержанию прочитанного. . Научиться объяснять причину смешного в литературном произведении; анализировать точки зрения героев на одну проблему. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. метапредметные сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; -осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. осуществляет поиск необходимой информации; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; личностные положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес чтению, ведению диалога с автором |
|
|
|
111 | 2 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
|
| ||
112 | 3 | Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха |
|
| ||
113 | 4 | Б.Заходер Песенки Винни-Пуха |
|
|
| |
| ||||||
114 | 5 | Э. Успенский «Чебурашка». Тест |
|
| ||
115 | 6 | Э. Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» |
|
| ||
116 | 7 | Стихи Э.Успенского |
|
| ||
117 | 8 | Стихи В.Берестова |
|
|
| |
118 | 9 | Стихи И.Токмаковой |
|
| ||
119 | 10 | Г.Остер «Будем знакомы» |
|
| ||
120 | 11 | Г.Остер «Будем знакомы» |
|
| ||
121 | 12 | В.Драгунский «Тайное становится явным» |
|
|
| |
122 | 13 | В.Драгунский «Тайное становится явным» |
|
| ||
123 | 14 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Тест. |
|
| ||
| Литература зарубежных стран (13ч) | |||||
124 | 1 | Литература зарубежных стран | предметные Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). метапредметные Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. личностные Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
|
125 | 2 | Американская и английские народные песенки |
|
|
| |
126 | 3 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» |
|
| ||
127 | 4 | Ш.Перро «Кот в сапогах» |
|
| ||
128 | 5 | Ш.Перро «Кот в сапогах» |
|
| ||
129 | 6 | Ш.Перро «Красная Шапочка» |
|
|
| |
130 | 7 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» |
|
| ||
131 | 8 | Э. Хогарт «Мафин и паук» |
|
| ||
132 | 9 | Э. Хогарт «Мафин и паук» |
|
| ||
133 | 10 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».Тест. |
|
|
| |
134 | 11 | КВН «Цветик-семицветик» |
|
| ||
135 | 12 | Проект: «Мой любимый писатель - сказочник». |
|
| ||
136 | 13 | Проект: «Мой любимый писатель - сказочник». |
|
| ||
| Итого: 136 ч. |
6. Материально-техническое, методическое обеспечение.
Для учащихся:
1. Литературное чтение. Учебник. 2класс. В2ч. Ч.1(сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,Л.А. Виноградская), М., Просвещение, 2015 г.
Литературное чтение. Учебник. 2класс. В2ч. Ч.2(сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,Л.А. Виноградская), М., Просвещение, 2015 г.
М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М: Просвещение, 2015.
Для учителя:
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др.2 класс. Изд. «ВАКО», Москва, 2014г.
Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. Изд. «ВАКО», Москва, 2014г.
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Л.А.Ефросинина. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.
Портреты детских писателей: XIX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2015.
Портреты детских писателей: XX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2015.