1. Пояснительная записка.
Цель курса: осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
При изучении курса решаются следующие задачи:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий
• овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Сведения о программе:
Программа разработана на основе программы основного общего образования по литературе. 5 – 9 классы, авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. // Рабочие программы. Литература. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ составители Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). – М.: Просвещение, 2015
Информация о внесенных изменениях:
В авторскую программу изменения не вносятся.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
На изучение литературы в 5 классе отводится 102 часа (по 3 часа в неделю).
Контрольные работы в 5 классе:
Контрольных работ - 9, сочинения: 6 (4+2), контрольное тестирование: 1, развитие речи: 13, внеклассное чтение: 9, итоговое тестирование: 1, изложение: 1
2.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета литература, являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
3. Содержание учебного предмета «Литература».
ВВЕДЕНИЕ (2ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (43ч)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (16ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Формы организации образовательного процесса:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
4. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | |
| ||||
| Введение. | 2 |
| |
1. | Писатели о роли книги в жизни человека и общества.
| 1 | 5.09 | |
2 | Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | 6.09 | |
| Устное народное творчество. | 10 |
| |
3 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | 1
| 7.09 | |
4 | Р.Р. Малые жанры фольклора. | 1 | 12.09 | |
5 | Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. | 1 | 13.09 | |
6 | Поэтика волшебной сказки «Царевна-лягушка». Р.Р. Постоянные эпитеты, гипербола, сравнение. | 1
| 14.09 | |
7 | Народная мораль в характерах и поступках героев. | 1 | 19.09 | |
8 | Волшебная сказка героического содержания «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо». | 1 | 20.09 | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Сказители. Собиратели сказок. | 1 | 21.09 | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | 26.09 | |
11 | Народные представления о справедливости, добре и зле. | 1
| 27.09 | |
12 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению. Ответ на проблемный вопрос «Нужны ли сказки современному ребенку?» | 1 | 28.09 | |
| Древнерусская литература. | 2 |
| |
13 | Летопись. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | 3.10 | |
14 | Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | 4.10 | |
| Из русской литературы XVIII века. | 2 |
| |
15 | Ломоносов М.В. – учёный, поэт, художник, гражданин. Роды и жанры литературы. | 1 | 5.10 | |
16 | «Случились вместе два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме. | 1 | 10.10 | |
| Из литературы XIX века. | 43 |
| |
| И.А. Крылов. | 5 |
| |
17 | Жанр басни. Истоки басенного жанра. Понятие об эзоповом языке. | 1 | 11.10 | |
18 | И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Своеобразие языка басен Крылова. | 1 | 17.10 | |
19 | «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков – хитрости, неблагодарности. | 1 | 18.10 | |
20 | Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». | 1
| 19.10 | |
21 | Аллегория как форма иносказания. Поучительный характер басен. | 1 | 24.10 | |
| В.А.Жуковский. | 3 |
| |
22 | В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Жуковский – сказочник. | 1 | 25.10 | |
23 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты литературной и фольклорной сказки. | 1 | 26.10 | |
24 | В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | 31.10 | |
| А.С. Пушкин. | 6 |
| |
25 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа няни. | 1 | 1.11 | |
26 | «У лукоморья дуб зеленый». Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 1 | 2.11 | |
27 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. | 1
| 7.11 | |
28 | Противопоставление добрых и злых сил в сказке. | 1 | 8.11 | |
29 | Р.Р. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. Теория литературы: литературная сказка. | 1 | 9.11 | |
30 | Вн.чт. по творчеству А. С. Пушкина. | 1 | 14.11 | |
| А.Погорельский | 2 |
| |
31 | А. Погорельский. «Чёрная курица или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
| 1
| 15.11 | |
32 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | 16.11 | |
| П. П. Ершов | 1 |
| |
33 | Вн.чт. «Конёк - Горбунок». Народный юмор, красочность и яркость языка. | 1 | 28.11 | |
| В.М. Гаршин | 1 |
| |
34 | Героическое и обыденное в сказке «Attalea Prinseps». | 1 | 29.11 | |
| М.Ю. Лермонтов | 3 |
| |
35 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Теория литературы: метафора, сравнение, эпитет. | 1
| 30.11 | |
36 | Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Патриотический пафос стихотворения. | 1 | 5.12 | |
37 | Вн.чт. М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашиб - Кериб». | 1 | 6.12 | |
| Н.В. Гоголь | 4 |
| |
38 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | 7.12 | |
39 | Сочетание комического и лирического, реального и фантастического в повести. | 1
| 12.12 | |
40 | Вн.чт. Поэтические картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством». | 1 | 13.12 | |
41 | Герои повести. Изображение конфликта темных и светлых сил. | 1 | 14.12 | |
| Н.А. Некрасов | 3 |
| |
42 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | 1 | 19.12 | |
43 | Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». | 1 | 20.12 | |
44 | Вн.чт. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | 21.12 | |
| И.С. Тургенев | 5 |
| |
45 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | 26.12 | |
46 | Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | 27.12 | |
47 | Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека. | 1 | 28.12 | |
48 | Р.Р. Характеристика литературного героя. Теория литературы: портрет, пейзаж, сравнение. | 1 | 10.01 | |
49 | Р.Р. Классное сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» | 1 | 11.01 | |
| А.А. Фет | 1 |
| |
50 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | 16.01 | |
| Л.Н. Толстой | 4 |
| |
51 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1 | 17.01 | |
52 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | 18.01 | |
53 | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. | 1 | 23.01 | |
54 | Р.Р. Классное сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1 | 24.01 | |
|
|
| 25.01 | |
| А.П. Чехов | 3 |
| |
55 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 1
| 30.01 | |
56 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | 1 | 31.01 | |
57 | Вн.чт. Рассказы А. П. Чехова. | 1 | 1.02 | |
| Русские поэты X IX века о родине и родной природе (обзор). | 2 |
| |
58 | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»; А.Н. Плещеев. «Весна»; И.С. Никитин. «Утро». | 1
| 6.02 | |
59 | А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков. «Зима»; А.В. Кольцов. «В степи». | 1 | 7.02 | |
|
|
|
| |
| Из литературы XX века. | 27 |
| |
| И.А. Бунин | 2 |
| |
60 | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | 8.02 | |
61 | Вн.чт. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | 1 | 13.02 | |
| В.Г. Короленко | 4 |
| |
62 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. | 1 | 14.02 | |
63 | Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Доброта и сострадание героев повести. | 1 | 15.02 | |
64 | Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье. | 1
| 27.02 | |
65 | Р.Р. Обучение написанию сочинения на морально-этическую тему «Что такое дружба?» | 1 | 28.02 | |
| С.А. Есенин | 1 |
| |
66 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. | 1 | 1.03 | |
| П.П. Бажов | 2 |
| |
67 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | 1 | 6.03 | |
68 | Трудолюбие и талант главного героя сказа. Стремление к совершенному мастерству. | 1 | 7.03 | |
| К. Г. Паустовский | 3 |
| |
69 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». | 1 | 13.03 | |
70 | «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 1 | 14.03 | |
71 | Р.Р. Изложение с творческим заданием. | 1 | 15.03 | |
| С. Я. Маршак | 4 |
| |
72 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | 1 | 20.03 | |
73 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | 1 | 21.03 | |
74 | Художественные особенности пьесы-сказки. | 1 | 22.03 | |
75 | Р.Р. Обучение чтению по ролям. Теория литературы: пьеса-сказка. | 1 | 27.03 | |
| А.П. Платонов | 2 |
| |
76 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой. | 1 | 28.03 | |
77 | Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1 | 29.03 | |
78 | Контрольное тестирование по творчеству С.Я. Маршака, А.П. Платонова. | 1 | 3.04 | |
| В.П. Астафьев | 2 |
| |
79 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». | 1 | 4.04 | |
80 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Р.Р. Устный отзыв о рассказе. | 1 | 5.04 | |
| К. М. Симонов | 1 |
| |
81 | К.М. Симонов. «Ради жизни на земле…». «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. | 1 | 10.04 | |
| А. Т. Твардовский | 1 |
| |
82 | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Что я знаю о войне?» | 1 | 17.04 | |
| Произведения о Родине, родной природе. | 2 |
| |
83 | И. Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка». | 1
| 18.04 | |
84 | Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». | 1 | 19.04 | |
| Писатели улыбаются | 2 |
| |
85 | Саша Чёрный. Рассказы. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор. | 1 | 24.04 | |
86 | Вн.чт. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | 25.04 | |
| Из зарубежной литературы | 16 |
| |
| Р. Л. Стивенсон | 1 |
| |
87 | Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | 1 | 26.04 | |
| Д. Дефо | 3 |
| |
88 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». | 1
| 2.05 | |
89 | Характер героя. Смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами | 1 | 3.05 | |
90 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | 8.05 | |
| Х.К. Андерсен | 4 |
| |
91 | Х,К, Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Кай и Герда. Художественная деталь. | 1 | 10.05 | |
92 | Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. | 1 | 15.05 | |
93 | Победа добра, любви и дружбы в сказке. | 1 | 16.05 | |
94 | Вн.чт. Сказки Г.Х. Андерсена. | 1 | 17.05 | |
| Ж. Санд | 1 |
| |
95 | Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Аллегория. | 1 | 22.05 | |
| М. Твен | 2 |
| |
96 | М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Черты характера Тома. | 1 | 23.05 | |
97 | Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена. | 1 | 24.05 | |
| Д. Лондон | 5 |
| |
98 | Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка. Характер мальчика. | 1
| 25.05 | |
99 | Мастерство писателя в изображении жизни северного народа. | 1 | 26.05 | |
100 | Р.Р. Классное сочинение «Мой любимый герой – фантазер и путешественник». | 1 | 29.05 | |
101 | Итоговый тест по теме «Обобщение пройденного». | 1 | 30.05 | |
102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения. | 1 | 31.05 | |
| ИТОГО
| 102 часа
| Сочинения: 6 (4+2) Контрольное тестирование: 1 Развитие речи: 13 Внеклассное чтение: 9 Итоговое тестирование: 1 Изложение: 1
|
5. Примечания
Специфика класса.
Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. В 5 классе интегрировано обучаются дети по адаптированной общеобразовательной программе с задержкой психического развития.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения для обучающихся по адаптированной программе с задержкой психического развития. Особенности коррекции в том, что темп изучения материала небыстрый, достаточно много времени отводится на обработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Задания разнообразны по форме и содержанию, включают в себя игровые моменты.
Для детей с ЗПР при изучении учебного курса литература ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи.
Снижены критерии оценки работ учащихся с ОВЗ, по сравнению с учащимися, обучающимися по основной общеобразовательной программе.
Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности этапов, тщательный отбор материала и приёмов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы психологического комфорта – необходимые условия эффективного планирования и проведения уроков литературы, где имеются дети с ОВЗ.
16