Пояснительная записка
Курс «Химия в быту» позволяет учащимся получить ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов у учащихся, а также раскрытию его индивидуальных способностей, воспитанию и развитию личности учащегося, формированию научного мировоззрения.
Программа курса рассчитана для учащихся 8 классов с целью знакомства с химическими веществами, используемыми в быту. Нахождение в природе, получение этих веществ, их значимость в жизни человека.
Курс рассчитан на 34 часа. Срок проведения – 1 учебный год.
Содержание учебного курса
Тема 1. Химия пищи (3 часа)
Жиры, углеводы, белки, соли, витамины в пище. Опасные вещества в пище. Кулинарная обработка пищи. Консервирование продуктов. Кулинарные профессии. Химик – технолог
Тема 2. Моющие средства в быту(2часа)
Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.
Тема 3. Химия и косметика. (3 часа)
Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение. Профессии парфюмера, косметолога, парикмахера.
Тема 4. Химия и лекарства. (3 часа)
Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
Тема 5. Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ. (2часа)
Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков.
Тема 6. Химия на приусадебном участке. (2часа)
Состав и структура почвы. Минеральные удобрения. Химические средства защиты растений. Профессии агронома, садовода, овощевода.
Тема 7. Химия – помощник туриста. (3 часа)
Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг костра. Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии. Посуда туриста. Профессии туроператора, экскурсовода.
Тема 8. Краски. (3 часа)
Состав красок, их классификация. Маркировка красок. Процессы, происходящие при высыхании красок.
Тема 9. Вода – самое распространенное вещество на планете (4 часа)
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды
Тема 10. Школьная жизнь (1 час)
Мел, известь, техника безопасности при побелке
Тема 11. Бумага (3 часа)
От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Тема 12. Стекло (3 часа)
Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.
Тема 13. Керамика (2 часа)
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов
Тематическое планирование
Раздел/тема урока |
Количество часов |
Тема 1. Химия пищи | 3 |
Жиры, углеводы, белки, соли, витамины в пище. Опасные вещества в пище. | 1 |
Кулинарная обработка пищи. Консервирование продуктов. | 1 |
Кулинарные профессии. Химик – технолог | 1 |
Тема 2. Моющие средства в быту | 2 |
Из истории моющих средств. Чем и как стирать, белить, крахмалить. | 1 |
Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной. | 1 |
Тема 3. Химия и косметика. | 3 |
Носители запаха. Волшебные превращения причесок. | 1 |
Пудры и аэрозоли. Крема и их назначение.
| 1 |
Профессии парфюмера, косметолога, парикмахера. | 1 |
Тема 4. Химия и лекарства. | 3 |
Экскурсия по аптечке. Антибиотики. Витамины. | 2 |
Химия и техника безопасности в вашем доме. Профессия фармацевта. | 1 |
Тема 5. Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ. | 2 |
Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков. | 1 |
Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков. | 1 |
Тема 6. Химия на приусадебном участке. | 2 |
Состав и структура почвы. Минеральные удобрения. | 1 |
Химические средства защиты растений. Профессии агронома, садовода, овощевода. | 1 |
Тема 7. Химия – помощник туриста. | 3 |
Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг костра. | 1 |
Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии. | 1 |
Посуда туриста. Профессии туроператора, экскурсовода. | 1 |
Тема 8. Краски. | 3 |
Состав красок, их классификация. Маркировка красок. | 2 |
Процессы, происходящие при высыхании красок. | 1 |
Тема 9. Вода – самое распространенное вещество на планете | 4 |
Морская и пресная вода
| 1 |
Вода в организме
| 1 |
Роль воды в процессах жизнедеятельности организма человека, растения. Значение воды. | 1 |
Экологические проблемы чистой воды | 1 |
Тема 10. Школьная жизнь | 1 |
Мел, известь, техника безопасности при побелке | 1 |
Тема 11. Бумага | 3 |
Виды бумаги | 1 |
От пергамента и шелковых книг до наших дней. | 1 |
Изделия из бумаги | 1 |
Тема 12. Стекло | 3 |
История стеклоделия. | 1 |
Получение стекла. | 1 |
Применение стекла | 1 |
Тема 13. Керамика | 2 |
Из истории керамики. | 1 |
Виды глин, используемые для изделий. Фарфоровые и фаянсовые изделия. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
1. Повысить свой общекультурный уровень;
2. Научится находить необходимый материал в различных источниках (книги, справочники, Интернет и др.);
3. Создавать и представлять доклады в форме презентаций;
4. Пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие химические опыты. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;
использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий
проводить простейшие исследования свойств веществ
оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента
готовить водные растворы;
распознавать кислотные и щёлочные среды растительными индикаторами
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания
обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.