«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по курсу "Экология Якутии" 5-6 классы

Примерная программа курса "Экология Якутии" предусматривает взаимосвязанность и преемственность формирование и развитие у учащихся УУД и национальных ценностей (патриотизм, семья, труд, природа, социальная солидарность, гражданственность, человечность), формируемых в внеурочной, внешкольной деятельности для практического решения проблемы потребительского отношения к природе, на коэволюционное - гармония человека и природы, кроющихся в разноообразных ситуациях в повседневной, общественной и личной жизни.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Рабочая программа по курсу «Экология Якутии» 5-6 классы


Пояснительная записка


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС),

в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России –в инвариантном и вариантном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.

Примерная программа «Экология Якутии» для основной школы разработана на основе Федерального закона « Об образовании в РФ»(2013),Федерального закона «Об охране окружающей среды» ст.72.Преподование основ экологических знаний в образовательных учреждениях(2013),Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2011), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения в основной школе(2013), программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования(2013),представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Основным системообразующим стержнем примерной программы является курс «Экология Якутии».Примерная программа курс предусматривает взаимосвязанность и преемственность формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий и национальных ценностей (патриотизм, семья, труд, природа, социальная солидарность, гражданственность, человечность), формируемых в внеурочной, внешкольной деятельности для практического решения проблемы потребительского отношения к природе, на коэволюционное – гармония человека и природы, кроющихся в разнообразных ситуациях в повседневной общественной и личной жизни. В совокупности такое коэволюционное отношение рассматривается как формирование экологической культуры и экологической деятельности личности и общества в целом и способствует последующему развитию и саморазвитию учащегося. Содержание примерной программы «Экология Якутии» для основного общего образования имеет специфические особенности.

Во-первых, программа направлена на деятельность самого учащегося, на его саморазвитие, самообразование, где учащиеся осознанно овладевают практическими, исследовательскими, проектными умениями.

Во-вторых, программа является средством организации образовательной (урочной и внеурочной) деятельности и направлена на формирование у школьников определенных компетенций в области окружающей среды.

В-третьих, содержание раскрывает природно-экологические особенности района.

В-четвертых, обеспечивает преемственность содержания экологического образования с учетом региональных особенностей с примерной программой начального общего образования по предмету «Окружающий мир», предназначенной для якутской национальной школы, и переход к старшей школе в соответствии с целями, задачами и требованиями ФГОС общего образования. Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ учителями. Представленная примерная программа определяется частью формируемых участниками образовательных отношений, за пределами которого, остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Рабочие программы, составленные на основе данной примерной программы, могут использоваться в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия).


Место примерной программы курса в базисном учебном плане.


Примерная программа курса «Экология Якутии» предусматривает разные формы деятельности:

- изучение курса как предмет;

- факультативные занятия;

- занятия в кружках;

- внеурочных занятий;

- проведение классных часов;

- проведение досуговых мероприятий: (экскурсий, конкурсов, викторин и.т.п.)

- организация дней экологической культуры и здоровья.

Программа изучается во внеурочной деятельности с 5-9 классы. Общее число часов в неделю 1 час в год (34ч).

Цель примерной программы курса «Экология Якутии» в основной школе формируется на региональном, локальном уровне как социально значимая, ценная в жизнедеятельности человека, живущего на территории Якутии, и на уровне требований к планируемым результатам деятельности: личностном, метапредметном и предметном.

Основные задачи:

- социализация учащихся через устойчивое развитие внеурочной, социально практической, исследовательской, проектной деятельности на основе экологического императива, экологически духовных, нравственных и моральных установок и норм народной педагогики коренных народов Республики Саха (Якутия);

- приобщение к экологической культуре как системе традиционных экологических знаний и духовно-нравственных ценностей, ответственного отношения к социоприродной среде.

- развитие познавательных, практикоориентированных качеств учащегося, связанных с освоением экологических знаний, овладением способами, методами получения новых знаний, умений.

- формирование морали и норм и правил по отношению к окружающей среде, другим людям, необходимости нравственно-эстетического поведения, основанного на императиве, т.е. границе должного и недопустимого;

- развитие чувства долга и нравственного самосознания (совести) по отнощению к окружающей среде, семье, родственникам, сверстникам, другим людям, способности формировать собственные нравственные обстоятельства, осуществлять самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм и правил ответственного отношения к окружающей среде, учению давать самооценку своим и чужим поступкам экологического отношения к социоприродной среде;

- способность выражать и отстаивать собственную позицию по улучшению состояния ближайшей природной среды, оценивать свои намерения, мысли, поступки и действия, совершаемые на основе экологического отношения;

- формирование определенных базовых национальных ценностей, универсальных учебных действий, которые принесут реальную пользу на практике.


Планируемые результаты освоения содержания курса

1.Личностные результаты:

- воспитание ответственного отношения к биосфере, к среде обитания человека и всех живых существ, сознания необходимости бережного отношения к среде обитания и к объектам природы;

- социализация учащихся в ходе коллективной работы, обеспечивающая включение их в экологическую деятельность в процессе изучения природной среды родного края;

- воспитание любви к природе родного края, к его уникальным объектам;

- развитие и формирование интереса к исследованию, экологию растений, животных и человека;

- воспитание гуманного отношения к животным, их популяциям;

- воспитание любви к двигательной активности, активному отдыху, спорту, физической культуре на основе традиций своего народа, своей малой родины (патриотизм);

- развитие духовно-нравственного отношения –милосердие к больным людям и инвалидам, чести и достоинства, отказа от вредных привычек (алкоголь, табакокурение, наркомания)

- сформированность проектных интересов и мотивов, направленных на исследование популяций животных, их численности, плотности, рождаемости, смертности, типов взаимодействия, питание;

- личное участие в пропаганде экологического поведения, в создании экологически безопасного уклада жизни в семье, школе и в общественных местах, в экологических акциях, проектах по охране природы, проектах экологических проблем села, улуса, республики.

2.Метапредметные результаты:

- освоение учащимися примерной программы «Экология Якутии» для 5-9 классов;

- овладение умениями ставить учебную задачу, решить поставленную задачу с использованием разных способов учебных действий, таких как работа в группе, участие в дискуссии, диалоге умение полно и точно выражать собственную точку зрения (гипотезы), аргументировать их в устной и письменной форме, планировать, сравнивать, различать наблюдать, рассуждать, описывать, разъяснять, характеризовать, делать выводы, обобщать, доказывать, защищать и давать объяснения;

- формирование приемов работы с разной учебной литературой, научно-популярными источниками: находить экологическую информацию из учебного пособия, научно-популярных книг, энциклопедий, словарей, справочников, периодических изданий и образовательных сайтов:

- овладение приемами исследовательской и проектной деятельности: постановка цели исследования и проекта, планирование исследовательской и структурирование проектной работы, опыта или наблюдения, фиксирование результатов и формулировка выводов;

- оценивание собственной деятельности на уровне групповой работы и на уровне личных учебных достижений и его использование в повседневной, общественной и личной жизни.

3.Предметные результаты:

в ценностно- ориентировочной сфере

- формирование представлений о биосфере как глобальной экоситемы всех живых организмов-растений, животных и человека;

- формирование экологических знаний о многообразии растений, животных, особенностей среды обитания, их взаимосвязи с природной средой;

- формирование знаний об экологии человека, различий и сходства людей, проживающих в Якутии и их приспособленности к суровым условиям конкретной местности;

- формирование знаний об экологии как современной науки, ответственного отношения к глобальным, региональными, локальным экологическим проблемам.

в познавательной сфере

- расширение и систематизация экологических знаний об экосистеме как природного комплекса, многообразие растений и их приспособленность к конкретной среде обитания, о роли растений для животных;

- систематизация и углубление экологических знаний о местообитании животных, о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

- формирование экологических знаний необходимых для решений практических задач в каждодневной жизни, для соблюдения экологических норм и правил б\о в тайге, алаасе, водоемах.

в интеллектуальной и трудовой сфере

- овладение необходимыми исследовательскими умениями: наблюдать за растениями, животными, человека и влиянию на них климата и погоды;

- освоение эколого-валеологических знаний, необходимых в жизни для оздоровления своего организма, проведение каждодневных утренних зарядок, пробежек, правильного питания;

- наблюдение за сезонной жизнью земноводных, млекопитающих, амфибий, рептилий;

в эстетической сфере

- освоение необходимыми средствами живописи, скульптуры, прикладного искусства, образа. вселенной, солнечной системы, солнца, планет, земли, луны, звезд и др;

- появление прекрасного в многообразии растений, животных, узнавание, восприятие эмоционально ценностное отношение к исчезающим, редким и охраняемым видам.

в сфере физической культуры

- расширение представлений роли и значения леса, прогулок, зарядки утром, физкультминутки на уроках, занятий спортом на свежем воздухе на оздоровление и укрепление организма человека;

Планируемые результаты воспитания и социолизации обучающихся в экологической культуры, здорового образа жизни.

- формирование ценностного отношения к окружающей среде, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи и других людей;

- освоение ценности экологической культуры;

- личное участие в пропаганде экологического поведения, в создании экологически б/о уклада жизни;

- составление экологического проекта в любой деятельности;

- моделирование правил экологического поведения и ЗОЖ;

- знание правил и норм экологической этики, законов в области экологии и здоровья;

- проектирование влияния экологически чистых природных факторов на здоровье человека;

- исследование негативного влияния компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- пропагандирование вреда курения, алкоголя, наркотиков и других ПАВ здоровью человека;

- создание рекламных видеороликов об отрицательном отношении к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и др. ПАВ;

- умение давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к решению экологических проблем на территории села;

- понимание важности спорта и физической культуры для человека и целостного организма;

- выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;

- участие в спортивных соревнованиях, туристических походах, военно-патриотических играх;

- участие в общественно значимых делах, экологических акциях, проектах по охране окружающей среды и заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих людей;

- участие в разработке и реализации исследовательских работ, проектов с определением в них экологических проблем села, нахождение путей их решения;


Основное содержание примерной программы курса «Экология Якутии»


5 класс Раздел: Я и окружающая среда

Экология как наука (2ч)

Экология как наука. Среда обитания. Экологические факторы. Экосистема. Биоценоз.

Природные среды (8ч)

Воздух. Свойства воздуха. Загрязнение атмосферы. Вода –основа жизни свойства, состав, круговорот способы экономии воды. Почвы Якутии, состав и свойства, виды почв, охрана почвы. Биоразнообразие Якутии. Изменение природной среды по сезонам года. Наблюдение за состоянием погоды. Прогнозирование погоды.

Биосфера-дом человека и всех живых существ (2ч)

Биосфера – глобальная экосистема. Виды взаимосвязей. Практическая работа «Определение видов взаимосвязей в биосфере»

Экосистема тундры (3ч)

Климат, рельеф, многообразие растений и животных. Виды взаимоотношений. Экологическая ниша. Обычаи коренных народов. Хозяйственная деятельность человека в условиях тундры. Особо охраняемые природные территории в зоне тундры.

Экосистема тайги (6)

Тайга, цвета тайги, таежные почвы. Многолетняя мерзлота Якутии. Растения и животные тайги. Виды взаимоотношений в экосистеме тайги. Влияние деятельности человека на жизнь растений и животных тайги. Лесные пожары, вырубка лесов, нашествие сибирского шелкопряда. Экологические традиции, обычаи коренных народов Якутии. Браконьерство. Техногенное загрязнение промышленными предприятиями таежной зоны. Экологические правила поведения в тайге.

Алаас-уникальная природная экосистема (6ч)

Формирование алааса. Алаас в наших ощущениях. Цвета, звуки алааса. Многообразие растений, насекомых, птиц. Наблюдение за ними. Взаимосвязь живых организмов. Развитие скотоводства, коневодства в условиях Центральной Якутии. Якутская корова и лошадь. Алаас-колыбель народа Саха. Экологические поведения в алаасе.

Экосистема водоемов Якутии (7ч)

Водоемы в наших ощущениях. Виды водоемов. Уникальные озера Якутии. Река Лена – одна из великих рек Сибири. Обитатели водоемов Якутии. Экологические проблемы и охрана водоемов. Загрязнение рек и озер Якутии. Экологические правила поведения около водоемов.

6 класс Раздел: Экология растений Якутии

Введение (3) Среда обитания растений –тундра, лесотундра, горная тайга, тайга. Взаимодействие растений и животных с окружающей их средой обитания. Условия для жизни растений в разных средах обитания Якутии.

Условия жизни растений – абиотические факторы (6ч)

От семени к растению. Растения – обитатели суши. Разнообразие жизни растений на суше.

Солнечный свет. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, обитающие на территории Республики Саха(Якутия)

Вода. Значение воды для жизни растений. Приспособленность растений к водной среде. Влаголюбивые и влагоустойчивые растения Якутии.

Тепло для жизни растений. Температура, разнообразие температурных режимов. Приспособление растений к температуре, Морозостойкие и теплолюбивые растения.

Воздух для жизни растений. Опыление и распространение семян. Охрана воздуха.

Почва и ее плодородие. Виды удобрений. Обработка и удобрение почвы. Охрана почв.

Животные и растения обитающие на территории Якутии (5ч)

Насекомые в природе родного края. Как распространяются семена растений с помощью насекомых. Значение растений для животных. Растения – хищники. Растительноядные животные.

Грибы и лишайники в жизни растений. (4ч)

Роль грибов в жизни растений. Съедобные и ядовитые грибы. Лишайники, их роль в природе, в жизни животных и человека. Загрязнение воздуха.

Растения –зимой, весной, летом и осенью. (3ч)

Приспособленность растений к временам года. Листопад и её роль в жизни растений. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. Наблюдения –основной метод работы в природе.

Агроэкосистема (3ч)

Экология культурных и сорных растений. Сенокосы и пастбища. Удобрение лугов. Пастбище оборот. Многолетние травы. Растения алааса. Влияние человека на жизнь алааса. Перерождение алааса под воздействием человека.

Жизненные формы растений (5ч)

Разнообразие жизненных форм древесных растений. Изучение условий обитания деревьев. Рациональное использование леса. Строгий надзор, проведение мер по восстановлению леса. Охрана лесов. Состояние леса, нарушения под воздействием человека. Залечивание ран на деревьях. Посадка и уход за деревьями.

Охрана растений (5ч)

Особо охраняемые природные территории Якутии. Красная книга-сигнал опасности. Растения занесенные в Красную книгу Якутии, Нахаринского наслега. Редкие и охраняемые растения. Характеристика близлежащего ландшафта (тайги, алааса). Памятники природы.


Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности по экологии в 5-6 классы



тема

5 класс

кол

час

содержание занятия

форма проведения

по плану

факт

1

Экология как наука

2





.09



экология и экологические факторы

конструктировать понятия экология и факторы

1.09


2



Биоценоз,тип питания ,экологическая ниша

экскурсия«Биогеоценоз леса»

8.09


11

Природная среда

8





3



Воздух,состав воздуха

лаб.раб.исследовать состав воздуха

15. 09


4



загрязнения воздуха

лаб.раб определить степень загрязненности воздуха в комнате

22. 09


5



вода основа жизни состав и свойства

в вЛаб.\раб исследовать свойства и состаоды

29. 09


6



рациональное использование воды,экономия воды

отображать расположение озер на модели 3 Д ручкой

6.10


7



разрушительная деятельность воды

рейды за состоянием почв

13. 10


8



почвы наслега и охрана

лаб.рабизучение состава почвы

20. 10


9



биоразнообразие Якутии

фотоконкурс»Времена года» 1 объект в разное время года

27. 10


10



наблюдение за состояние погоды

фотографирование облаков для предсказания погоды

10. 11



биосфера для человека и всех живых

2





11



биосфера и виды взаимодействий

лаб.раб.исследовать и выявить взаимосвязи

17. 11


12



биосфера-дом для всех живых

оздать спроект «Биосфера и человек»

24. 11



экосистема тундры

3





13



тундра.климат.фауна и флора

составить план описания сиспользованием литер

1.12


14



экологич.ниша в тундре

отмечать общие отличия раст и жив

8.12


15



традиции,обычаи коренных народов

встреча с Никаноровой Т.Е.-предст.корен.народ.

15. 12



экосистема тайги

6





16



леса Якутии ярусы растений

моделирование 3Д ручкой ярусов

22. 12


17



растения и животные наслега

красная книга наслега 1,2 часть

29. 12


18



влияние человека на жизнь растений

выявлять вред пожаров, вырубки,

12. 01


19



экологические традиции коренных народов

исследовать обычаи,традиции народов саха

19. 01


20



экологические правила и браконьерства

исследовать последствия злоупотребления челов

26. 01


21



создать проект по теме «Экосистема тайги»

защита проектов

02. 02



Алаас

6





22



алаас в наших ощущениях

экскурсия Структура алааса «Тыымпы балы»

09. 02


23.



растительность и животный мир алааса

фоторассказ о флоре и фауне алааса

16. 02


24



скотоводство и коневодство

моделировать проект по развитию с

2.03


25



якутская корова и лошадь

исследование разведения якутских пород

9.03


26



Алаас-колыбель народа-саха

шефство над алаасами»Тыымпы Балы»,»Элэх Кэлуйэ»,»Дьаарбаах»

16. 03


27



экологические правила поведения

организация субботника по очистке

23. 03



экосистема водоема

7





28



Водоемы поселка

экскурсия по водоемам

06. 04


29



Уникальные озера Якутии

озеро «Арыылаах»

13. 04


30



Обитатели водоемов

исследование фауны озера «Орто Куэл»

20. 04


31



очистка озер

операция «Голубое озеро»

27. 04


32



Проблемы охраны водоемов

создать проект

04. 05


33



Экологические правила поведения у водоемов

Экскурсия

11. 05


34



заключительное занятие

Поход.Сбор толокнянки

18. 05



6класс. Раздел: Экология растений Якутии







Введение

3





1



Разнообразие растений.Среда обитания

Экскурсия.Растительность леса

02. 09


2



Взаимосвязи растений и животных

находить виды взаимосвязей живых организмов

09. 09


3



Условия жизни в тайге

отображать на модели

16. 09



Условия жизни растений

6





4



растения обитатели суши

конструирование»развитие от семени к растению»

23. 09


5



солнечный свет,свето-и темнолюбивые

лаб.раб.работа с гербарием для выяснения признаков

30. 09


6



Вода.Значение воды для растений

лаб.раб.приспособленность растений

07. 10


7



Тепло температура как экофактор

выделить признаки приспособленности к изменением температ

14. 10


8



Воздух.охрана воздуха

оэкускурсия по определению загрян воздуха фонарикм

21. 10


9



Почва.Обработка и удобрение

Лаб Раб Определить состав воздуха

28. 10



Животные и ратительные обитатели

5





10



Роль насекомых в природе края

лаб.раб.Работа с коллекциями насекомых

11. 11


11



Значение растений для животных

Иллюстрация фотографий о живот

18. 11


12



Растения - хищники

Получить с Интернета информацию

25. 11


13



Растительноядные животные

Создать проет

02. 12


14



Охраняемые растения наслега

Красная Книга 1 часть

09. 12



Грибы и лишайники

4





15



Виды грибов Якутии

подготовить модели грибов

16. 12


16



Съедобные и ядовитые грибы

лаб.раб.определить грибы

23. 12


17



Лишайники и их роль

лаб.раб.Работа с коллекцией

13. 01


18



Загрязнение воздуха

определить по видовому составу лишайников

20. 01



Растения зимой.весной,летом и осенью

3





19



Приспособленностьрастений к временам года

сфотографирование в разные времена года

27. 01


20



Фенологические фазы растений

исследовать фазы растений

03. 02


21



наблюдения в природе

заполнить дневник наблюдений

10. 02


22

Агроэкосистема

3

экология культурных и сорных растений

конструировать определение

17. 02


23



агроэкосистема-сенокоссы и пастбища

указать на карте сенокосные и пастбищные угодья

24. 02


24



влияние деятельности человека на раст –ть алааса

сделать проект постройки изгороди вокруг алааса

03. 03



жизненные формы растений

5





25



Разнообразие деревьев

Экскурсия в лес

10. 03


26



изучение условий обитания в лесу

прак раб Описание типов лесов

17. 03


27



рациональное использование леса.

вычислить степень использования за год

24. 03


28



нарушение леса по вине человека

рейд по выяснению

07. 04


29



посадка и уход за саженцами

прак.раб.Посадка деревьев

14. 04



Охрана растений

5





30



ООПТ Якутии

создать проект ООПТ наслега

21. 04


31



Красная Книга 1 часть

Красная книга наслега

28. 04


32



Исчезающие и редкие растения

выявить причину

05. 05


33



Характеристика близлежащего ландшафта-алааса

Экскурсия выявление степени повреждения

12. 05


34



Памятники природы

присматривать за памятниками прирды местного значения

19. 05



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее