«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по химии 10 класс к учебнику О.С. Габриелян (ФГОС)

Рабочая программа реализуется в учебниках О. С. Габриелян «Химия. Базовый уровень» для 10, 11 классов. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования и Требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1»

КГКОУ Ш № 1

Школа при Федеральном казенном учреждении

«Исправительная колония № 8»





Рабочая программа

рассмотрена на методическом совете

Протокол №_____

От»___»____________20___г.

Согласовано

Член методического совета


_____________Т.В. Травкина

«___»_____________20____г.

Утверждаю

Директор школы


______________Зуева Ж.Ф.

От «___»_________20___ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для средней школы

(10 класс)

(авторская линия Габриелян О.С. (ФГОС))











Автор-составитель:

Веретенникова А.С, учитель химии








г. Комсомольск-на-Амуре


2020 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа реализуется в учебниках О. С. Габриеляна «Химия. Базовый уровень» для 10, 11 классов. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования и Требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования.

При изучении химии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды деятельности обучающихся на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать химическую информацию в устной и письменной форме и др. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа по химии состоит из четырех разделов.

  1. Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учетом специфики химии (содержание, особенности в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности), представлены в виде развернутого описания личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической и эстетической.

  2. Содержание среднего (полного) общего образования по химии на базовом уровне, которое представляет собой первую ступень конкретизации положений Фундаментального ядра содержания образования по химии. При отборе содержания учитывалось, что значительная часть химических знаний, представленных в Фундаментальном ядре, освоено обучаемыми в основной школе.

  3. Поурочно-тематическое планирование — следующая ступень конкретизации содержания образования по химии. Основная функция примерного тематического планирования — организационно-планирующая — предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса.

  4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    Вклад учебного предмета в достижение целей среднего (полного) общего образования

        Среднее (полное) общее образование — третья, заключительная ступень общего образования. Содержание среднего (полного) общего образование направлено на решение двух задач:

    1. Завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом об образовании (в редакции 2007 г.).

    2. Реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

      Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

    Главные цели среднего (полного) общего образования:

    • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

    • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

    • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

    Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

    1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

    2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

    3) выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

    4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

    Цели изучения химии в средней (полной) школе:

    • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;

    • формирование у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

    • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;

    • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

          Ценностные ориентиры содержания курса химии в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценность» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

          Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:

          • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

          • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;

          • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

          В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:

          • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

          • понимания необходимости здорового образа жизни;

          • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

          • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

          Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.

          Ценностные ориентации курса направлены на воспитание у обучающихся:

          • правильного использования химической терминологии и символики;

          • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

          • способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

          Общая характеристика учебного предмета

            Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии, как науки, и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

          • «Вещество» — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

          • «Химическая реакция» — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

          • «Применение веществ» — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

          • «Язык химии» — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических и органических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного или русского языка на язык химии и обратно.

          Результаты изучения предмета

                Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

            1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

            2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

            3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

            Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

            1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

            2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

            3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

            4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

            5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

            В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне научиться:

            1) в познавательной сфере — а) давать определения изученным понятиям;

            б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

            в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

            г) классифицировать изученные объекты и явления;

            д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

            е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

            ж) структурировать изученный материал;

            з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;

            и) описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;

            к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

            2) в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

            3) в трудовой сфере — проводить химический эксперимент;

            4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

            Место курса химии в базисном учебном плане

                    В Базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или химию, как на базовом, так и на углубленном уровне.

                    Рабочая программа по химии для среднего (полного) общего образования составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательного учреждения: 1 ч в неделю (35 ч за год обучения) на базовом уровне — при очной, очно-заочной форме обучения, 0,5 часа в неделю (18 часов за год обучения + зачёты) — при очно-заочной форме обучения и 0,25 ч в неделю (9 ч за года обучения + зачёты) или 12 зачётов в год — при заочной форме обучения.

                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

                    10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (35 ч за год обучения, 1 ч в неделю)

                    Особенности изучения химии на базовом уровне

                    Курс рассчитан на изучение химии в объеме 1 ч в неделю. Тщательный отбор содержания химии на базовом уровне изучения позволил:

                    • сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет, как в советской, так и в российской школе;

                    • освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;

                    • максимально сократить в содержании учебной дисциплины описательную часть, носящую сугубо частный характер и уместную, скорее, для профильных школ и классов;

                    • включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.

                    Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии.

                    Первая — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе — общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение в 11 классе содержания предмета позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии, как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

                    Вторая — это межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.

                      Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, в курсе была реализована и еще одна — интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствовать идеям гуманизации в обучении.

                      В структурировании курса органической химии авторы исходили из идеи развития учащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием. Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь, такой подход позволяет и глубже изучить сами классы органических соединений. Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея целеполагания, т. е. ответа на резонный вопрос ученика: «А зачем мне, не химику, это нужно?».

                      ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. 10 КЛАСС (1 ч в неделю всего 35 часов)

                      Введение (1 ч)

                      М е т о д ы н а у ч н о г о п о з н а н и я. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

                      Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории, проведения химического эксперимента.

                      Тема 1. Теория строения органических соединений (3ч)

                      Т е о р и я с т р о е н и я о р г а н и ч е с к и х с о е д и н ен и й. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия и изомеры.

                      Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.

                      Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул органических соединений.

                      Тема 2. Углеводороды и их природные источники (9 ч)

                      А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение.

                      А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

                      Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

                      А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.

                      А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.

                      Н е ф т ь и с п о с о б ы е е п е р е р а б о т к и. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг.

                      Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

                      Лабораторные опыты. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».

                      Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (8 ч)

                      С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (гидратацией этилена) и применение этанола. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

                      Ф е н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.

                      А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы.

                      К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.

                      С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека.

                      Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мылá. Применение жиров.

                      У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы.

                      Сахароза как представитель дисахаридов.

                      Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.

                      Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического производства Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и изделий из них.

                      Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

                      Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (8 ч)

                      А м и н ы. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических. Осно́вность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.

                      А м и н о к и с л о т ы. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами и кислотами). Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона.

                      Б е л к и. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.

                      Н у к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации.

                      Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и о р г ан и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах.

                      Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол — этилен — этиленгликоль — этиленгликолят меди (II); этанол — этаналь — этановая кислота.

                      Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

                      Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.

                      Тема 5. Химия и жизнь (4 ч)

                      П л а с т м а с с ы и в о л о к н а. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк).

                      Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.

                      В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

                      Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета.

                      Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

                      Р е ш е н и е з а д а ч п о о р г а н и ч е с к о й х и м и и. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.

                      Демонстрации. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу (сырое мяса, сырой картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

                      Лабораторные опыты. 15. Знакомство в образцами пластмасс, волокон и каучуков.

                      Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.




Календарно-тематическое планирование по химии

10А, 10 Б, 10 В классы (по 1 часу в неделю, всего 35 часов)


п/п

Тема урока

Содержание урока

Вид деятельности обучаемого

Дата (план/факт)

10 А

10 Б

10 В

ВВЕДЕНИЕ

1

Методы научного познания

Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод. Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории, проведения химического эксперимента

Использовать основные интеллектуальные операции (формулировать гипотезу, проводить анализ и синтез, обобщение, выявлять причинно-следственные связи), проводить эксперимент и фиксировать его результаты с помощью родного языка и языка химии

09/01/20

09/02/20

09/02/20

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

2

Предмет органической химии

Предмет органической химии. Становление органической химии как науки. Витализм и его крах. Демонстрации. Коллекция природных, искусственных и синтетических органических соединений, материалов и изделий из них. Определение элементного состава органических соединений. Плавление, обугливание и горение органических веществ (на примере сахарозы). Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений

Различать предметы органической и неорганической химии, минеральные и органические вещества. Классифицировать органические вещества по их происхождению на природные, искусственные и синтетические. Проводить и наблюдать химический эксперимент

09/08/20

09/09/20

09/09/20

3

Теория строения органических соединений

Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Валентность. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы органических веществ. Изомерия. Виды изомерии. Понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах органических веществ. Лабораторные опыты. 2. Изготовление моделей молекул органических соединений

Объяснять причины многообразия органических веществ и особенности строения атома углерода. Различать понятия «валентность» и «степень окисления», оперировать ими. Отражать состав и строение органических соединений с помощью структурных формул и моделировать их молекулы. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Называть изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова

09/15/20

09/16/20

09/16/20

4

Изомерия и её виды

09/22/20

09/23/20

09/23/20

ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

5

Природный газ как источник углеводородов

Природный газ, его состав и направления использования в качестве топлива и химического сырья. Конверсия метана. Демонстрации. Коллекция веществ и материалов, получаемых на основе природного газа

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки природного газа. Устанавливать зависимость между объемами добычи природного газа в РФ и бюджетом. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью. Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с природным газом в быту и на производстве

09/29/20

09/30/20

09/30/20

6

Предельные углеводороды. Алканы

Значение природного газа и иных предельных углеводородов в качестве топлива и химического сырья. Метан и другие алканы как составная часть природного газа. Химические свойства метана, обуславливающие его применение (горение, пиролиз, галогенирование). Гомологи метана, изомерия и номенклатура. Дегидрирование этана. Демонстрации. Шаростержневые и объемные модели молекул первых представителей класса алканов. Физические свойства газообразных (пропан-бутановая смесь в зажигалке), жидких (бензин) и твердых (парафин) алканов: агрегатное состояние, растворимость в воде. Горение пропан-бутановой смеси (зажигалка). Отношение алканов к раствору перманганата калия и бромной воде

Определять принадлежность веществ к различным типам (предельным или непредельным) и классам углеводородов. Называть их по международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства важнейших представителей, наблюдать и описывать демонстрационный эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств углеводородов в гомологических рядах. Различать понятия «изомер» и «гомолог»

10/06/20

10/07/20

10/07/20

7

Этиленовые углеводороды или алкены

Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Основные понятия химии высокомоекулярных соединений. Реакции полимеризации. Полиэтилен и области его применения. Качественные реакции на непредельные соединения: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия. Получение этилена дегидратацией этанола и дегидрированием этана. Демонстрации. Шаростержневая и объемная модели молекулы этилена. Горение этилена. Коллекция «Полиэтилен и изделия из него». Лабораторные опыты. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Называть по международной номенклатуре алкены с помощью родного языка и языка химии. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения этилена. Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент. Устанавливать зависимость между типом строения углеводорода и его химическими свойствами на примере логических связей: предельный — реакции замещения, непредельный — реакции присоединения

10/13/20

10/14/20

10/14/20

8

Диеновые углеводороды. Каучуки

Каучук и его свойства. Вулканизация каучука. Резина. Изопрен как мономер природного каучука. Синтетический каучук. 1,3-бутадиен как мономер дивинилового и бутадиенового синтетических каучуков. Иные химические свойства диенов: галогенирование. Демонстрации. Модели (шаростержневые и объемная) молекул 1,3-бутадиена и 2-метил-1,3-бутадиена (изопрена). Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекции «Каучуки», «Резина и изделия из нее»

Называть по международной номенклатуре диены. Характеризовать строение, свойства и области применения 1,3-бутадиена. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент

10/20/20

10/21/20

10/21/20

9

Ацетиленовые углеводороды или алкины

Высокотемпературное пламя ацетилена как одна из областей его применения. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: галогенирование, гидрогалогенирование (хлорвинил и поливинилхлорид, его применение), гидратация (реакция М. Г. Кучерова), тримеризация (реакция Н. Д. Зелинского). Демонстрации. Модели (шаростержневая и объемная) молекулы ацетилена. Горение ацетилена. Лабораторные опыты. 4. Получение и свойства ацетилена

Называть по международной номенклатуре алкины с помощью родного языка и языка химии. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения ацетилена. Наблюдать, самостоятельно проводить и описывать химический эксперимент. Различать особенности реакций присоединения у ацетилена от реакций присоединения этилена

11/06/20

11/09/20

11/09/20

10

Ароматические углеводороды или арены

Открытие бензола, его свойства и первые области применения. Установление химического строения бензола. Формула Кекуле. Химические свойства бензола: галогенирование, нитрование. Демонстрации. Объемная модель молекулы бензола. Горение бензола. Отношение бензола к бромной (иодной) воде и раствору перманганата калия (на примере технических растворителей, содержащих арены)

Характеризовать особенности строения, свойства и области применения бензола с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать, и описывать демонстрационный химический эксперимент

11/10/20

11/11/20

11/11/20

11

Нефть и способы ее переработки

Нефть, ее состав, физические свойства. Экологические последствия разлива нефти и способы борьбы с ними. Процессы переработки нефти: ректификация, крекинг. Продукты переработки нефти и их использование. Демонстрации. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Лабораторные опыты. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки нефти. Устанавливать зависимость между объемами добычи нефти в России и бюджетом государства. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью. Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с нефтепродуктами в быту и на производстве

11/17/20

11/18/20

11/18/20

12

Обобщение и систематизация знаний об углеводородах

Классификация углеводородов по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов

Классифицировать углеводороды по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Описывать генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии

11/24/20

11/25/20

11/25/20

13

Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды»

Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности

12/01/20

12/02/20

12/02/20

ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

14

Спирты

Этиловый спирт и его свойства. Окисление этанола (ферментативное, оксидом меди (II)). Химические свойства этанола: дегидратация, взаимодействие с натрием, горение. Получение этанола гидратацией этилена, брожением сахаров. Гомологический ряд одноатомных спиртов, изомерия, номенклатура. Многоатомные спирты: глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Демонстрации. Модели (шаростержневые и объемные) молекул спиртов: метанола, этанола и глицерина. Горение этанола. Взаимодействие этанола с натрием. Получение этилена из этанола. Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина

Называть по международной номенклатуре спирты. Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения этанола и глицерина с помощью родного языка и языка химии. Классифицировать спирты по их атомности. Наблюдать, самостоятельно про- водить и описывать химический эксперимент

12/08/20

12/09/20

12/09/20

15

Каменный уголь

Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Демонстрации. Коллекция «Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического производств

Характеризовать происхождение и основные направления использования и переработки каменного угля. Устанавливать зависимость между объемами добычи каменного угля в РФ и бюджетом. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью. Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с каменным углем и продуктами коксохимического производства в быту и промышленности

12/15/20

12/16/20

12/16/20

16

Фенол

Строение молекулы и физические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере фенола. Химические свойства фенола, подтверждающие взаимное влияние атомов: кислотные свойства, реакции галогенирования, нитрования. Получение фенола из каменноугольной смолы. Демонстрации. Объемная модель молекулы фенола. Растворимость фенола в воде при комнатной температуре и при нагревании. Взаимодействие фенола с раствором щелочи и бромной водой. Качественная реакция на фенол с хлоридом железа (III)

Характеризовать особенности строения и свойства фенола на основе взаимного влияния атомов в молекуле, а также способы получения и области применения фенола с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать, и описывать демонстрационный химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде

12/22/20

12/23/20

12/23/20

17

Альдегиды

Производство и использование строительных и отделочных материалов на основе полимеров из фенолоформальдегидных смол и их аналогов. Формальдегид, его строение и физические свойства. Химические свойства формальдегида: гидрирование, окисление. Гомологический ряд альдегидов, изомерия, номенклатура. Качественная реакция на альдегидную группу. Получение формальдегида и ацетальдегида из соответствующих спиртов.

Демонстрации. Модели (шаростержневые и объемные) молекул метаналя и этаналя. Ознакомление с коллекцией пластмасс и изделий из них. Лабораторные опыты. 8. Свойства формальдегида

Характеризовать особенности свойств формальдегида и ацетальдегида на основе строения молекул, способы получения и их области применения с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде

01/12/21

01/13/21

01/13/21

18

Карбоновые кислоты

Карбоновые кислоты в природе и в быту. Химические свойства карбоновых кислот в сравнении со свойствами соляной кислоты (взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями). Уксусная кислота как слабый электролит, ионные уравнения реакций с ее участием. Реакция этерификации. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, изомерия, номенклатура. Получение уксусной кислоты.

Демонстрации. Модели (шаростержневые и объемные) молекул муравьиной и уксусной кислот. Образцы некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, олеиновой, стеариновой. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Получение сложного эфира реакцией этерификации. Лабораторные опыты. 9. Свойства уксусной кислоты

Характеризовать особенности свойств карбоновых кислот на основе строения их молекул, а также способы получения и области применения уксусной кислоты с помощью родного языка и языка химии. Различать общее, особенное и единичное в строении и свойствах органических (уксусной кислоты) и неорганических кислот. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде

01/19/21

01/20/21

01/20/21

19

Сложные эфиры. Жиры

Изучение состава жиров. Жиры растительного и животного происхождения, различия в их составе. Гидролиз жиров и их омыление. Мыла. Гидрирование жидких жиров. Производство твердых жиров на основе растительных масел. Понятие о сложных эфирах. Сложные эфиры одноосновных карбоновых кислот и одноатомных спиртов. Реакция этерификации. Сложные эфиры в природе. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Демонстрации. Коллекция пищевых жиров и масел. Растворимость жиров в органических и неорганических растворителях. Изготовление мыла. Коллекция образцов природных пахучих эфирных масел. Коллекция жидких и твердых моющих средств. Сравнение моющих свойств растворов мыла и стирального порошка Лабораторные опыты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

Характеризовать особенности свойств жиров на основе строения их молекул, а также классификации жиров по их составу и происхождению и производство твердых жиров на основе растительных масел. На основе реакции этерификации характеризовать состав, свойства и области применения сложных эфиров. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде

01/26/21

01/27/21

01/27/21

20

Углеводы, их классификация. Глюкоза. Химические свойства глюкозы.

Состав углеводов, их нахождение и роль в природе. Значение углеводов в технике, быту, производстве. Классификация углеводов: моно-, ди- и полисахариды. Двойственность функции органического вещества на примере глюкозы (альдегидоспирт). Химические свойства глюкозы, доказывающие двойственность ее функции: гидрирование, взаимодействие с гидроксидом меди (II), окисление (реакция «серебряного зеркала»). Брожение глюкозы. Фотосинтез. Сахароза как представитель дисахаридов. Полисахариды: крахмал, целлюлоза. Сравнение их строения и свойств. Качественная реакция на крахмал. Демонстрации. Коллекция крахмалосодержащих продуктов питания и продуктов на основе сахарозы. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Лабораторные опыты. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала

Характеризовать состав углеводов и их классификацию на основе способности к гидролизу. Описывать свойства глюкозы как вещества с двойственной функцией (альдегидоспирта). Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств важнейших представите- лей моно-, ди- и полисахаридов. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии

02/02/21

02/03/21

02/03/21

21

Дисахариды и полисахариды Химические свойства углеводов.

02/09/21

02/10/21

02/10/21

ТЕМА 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

22

Амины. Анилин

Природные красители как производные анилина. Открытие и структура анилина. Аминогруппа. Основные свойства анилина. Бромирование анилина. Получение анилина. Реакция Н. Н. Зинина. Демонстрации. Модели (шаростержневые и объемные) молекул метиламина и анилина. Физические свойства анилина: агрегатное состояние, цвет, запах, отношение к воде. Взаимодействие анилина с кислотами. Взаимодействие газообразных метиламина и хлороводорода. Отношение анилина к бромной (иодной) воде. Коллекция анилиновых красителей и препаратов на основе анилина

Характеризовать особенности строения и свойства анилина на основе взаимного влияния атомов в молекуле, а также способы получения и области применения анилина с помощью родного языка и языка химии. Наблюдать, и описывать демонстрационный химический эксперимент. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами в быту и окружающей среде

02/16/21

02/17/21

02/17/21

23

Аминокислоты

Аминокапроновая кислота. Полиамидные волокна, капрон. Реакция поликонденсации. Понятие об аминокислотах. Аминокислоты как бифункциональные амфотерные соединения. Физические свойства аминокислот. Классификация и номенклатура аминокислот. Дипептиды. Пептидная связь. Способы получения аминокислот. Аминокислоты в природе. Демонстрации. Аптечные препараты, содержащие аминокислоты. Упаковки от продуктов, содержащих аминокислоты и их соли (продукты питания, содержащие вещества с кодами Е620 — глутаминовая кислота, Е621 — глутаминат натрия, Е622—525 — глутаминаты других металлов, Е640 — глицин, Е641 — лейцин). Доказательства амфотерности аминокислот

Описывать свойства аминокислот, как бифункциональных амфотерных соединений. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств аминокислот. Наблюдать и описывать демонстрационный химический эксперимент

02/26/21

02/24/21

02/24/21

24

Белки

Белки как биополимеры, их строение (первичная, вторичная и третичная структуры), химические свойства (денатурация, гидролиз, качественные реакции — биуретовая и ксантопротеиновая). Биологические функции белков: строительная, ферментативная, защитная.

Демонстрации. Денатурация раствора куриного белка под действием температуры, растворов солей тяжелых металлов и этанола. Горение птичьего пера, шерстяной нити и кусочка натуральной кожи. Цветные реакции белков. Лабораторные опыты. 14. Свойства белков

Описывать структуры и свойства белков, как биополимеров. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли и химических свойств белков. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент

03/02/21

03/03/21

03/03/21

25

Понятие о нуклеиновых кислотах

ДНК и РНК как биополимеры. Общая схема строения нуклеотида. Сравнение строения, нахождение в клетке и функций ДНК и РНК. Демонстрации. Модель молекулы ДНК. Образцы продуктов, полученных из трансгенных форм растений и животных. Лекарственные средства и препараты, изготовленные с помощью генной инженерии

Описывать структуру и состав нуклеиновых кислот, как полинуклеотидов. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе раскрытия биологической роли этих кислот в передаче и хранении наследственной информации

03/09/21

03/10/21

03/10/21

26

Генетическая связь между классами органических соединений

Понятие о генетической связи и генетическом ряде на примере взаимопереходов между классами углеводородов и кислород- и азот содержащих соединений. Иллюстрация генетической связи на примере органических соединений различных классов, содержащих два атома углерода. Демонстрации. Переход: этанол этилен этиленгликоль

Устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами представителей классов углеводородов и кислород- и азотсодержащих соединений. Описывать генетические связи между классами углеводородов с помощью родного языка и языка химии

03/16/21

03/17/21

03/17/21

27

Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений»

Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для подтверждения строения и свойств различных органических соединений, а также их идентификации с помощью качественных реакций

03/23/21

03/24/21

03/24/21

28

Обобщение и систематизация знаний о кислород- и азотсодержащих органических соединениях

Классификация кислород- и азотсодержащих органических соединений по наличию функциональных групп. Составление формул и названий кислород- и азотсодержащих органических соединений, их гомологов и изомеров. Свойства представителей важнейших классов этих соединений, их получение и применение. Генетическая связь между различными классами кислород- и азотсодержащих органических соединений и углеводородов. Подготовка к контрольной работе. Решение расчетных задач

Классифицировать кислород- и азотсодержащие органические соединения по наличию функциональных групп. Составлять формулы и давать названия кислород- и азотсодержащим органическим соединениям. Описывать свойства представителей важнейших классов этих соединений, их получение и применение с помощью родного языка и языка химии. Устанавливать генетическую связь между различными классами кислород- и азотсодержащих органических соединений и углеводородов

04/06/21

04/07/21

04/07/21

29

Контрольная работа № 2 по теме «Кислород- и азотсодержащие органические вещества»

Проводить рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов, а также кислород- и азотсодержащих органических веществ. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности

04/13/21

04/14/21

04/14/21

ТЕМА 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

30

Пластмассы и волокна

Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк). Демонстрации. Коллекция синтетических и искусственных полимеров, пластмасс и изделий из них. Коллекция синтетических и искусственных волокон и изделий из них. Распознавание натуральных волокон (хлопчатобумажного и льняного, шелкового и шерстяного) и искусственных волокон (ацетатного, вискозного) по отношению к нагреванию и химическим реактивам (концентрированным кислотам и щелочам). Лабораторные опыты. 15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков

Характеризовать реакции полимеризации и поликонденсации как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Описывать отдельных представителей пластмасс и волокон, их строение и классификацию с помощью родного языка и языка химии

04/20/21

04/21/21

04/21/21

31

Ферменты

Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Значение ферментов для жизнедеятельности живых организмов. Применение ферментов в промышленности. Демонстрации. Лекарственные средства, содержащие ферменты: «Пепсин», «Мезим», «Фестал» и др. Стиральные порошки (упаковки), содержащие ферменты. Действие сырого и вареного картофеля или мяса на раствор пероксида водорода

На основе межпредметных связей с биологией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов, как биологических катализаторов. Раскрывать их роль в организации жизни на Земле, а также в пищевой и медицинской промышленности

04/27/21

04/28/21

04/28/21

32

Витамины

Понятие о витаминах. Нормы потребления витаминов и их функции. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Демонстрации. Образцы витаминных препаратов, в том числе поливитамины. Фотографии животных и людей с различными формами авитаминозов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты

На основе межпредметных связей с биологией раскрывать биологическую роль витаминов и их значение для сохранения здоровья человека

05/04/21

05/05/21

05/05/21

33

Гормоны

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Демонстрации. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Коллекция гормональных препаратов

На основе межпредметных связей с биологией раскрывать химическую природу гормонов и их роль в организации гуморальной регуляции деятельности организма человека

05/11/21

05/12/21

05/12/21

34

Лекарства

Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Демонстрации. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

Раскрывать роль лекарств от фармакотерапии до химиотерапии. Осваивать нормы экологического и безопасного обращения с лекарственными препаратами. Формировать внутреннее убеждение о неприемлемости даже однократного применения наркотических веществ

05/18/21

05/19/21

05/19/21

35

Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной) и волокон (хлопчатобумажного, вискозного, ацетатного, капронового, из натуральной шерсти и натурального шелка)

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации пластмасс и волокон с помощью качественных реакций

05/25/21

05/26/21

05/26/21



План зачётов по химии (АМООД СИЗО-2).



10 Г класс.


№зачёта

Тема зачёта

Дата

1

Теория строения органических соединений

23.09.20

2

Природный газ. Алканы

07.10.20

3

Непредельные углеводороды

21.10.20

4

Ароматические углеводороды

25.11.20

5

Нефть и способы её переработки

09.12.20

6

Спирты

23.12.20

7

Каменный уголь. Фенол

03.02.21

8

Альдегиды и карбоновые кислоты

17.02.21

9

Сложные эфиры, жиры, углеводороды

17.03.21

10

Амины и аминокислоты

07.04.21

11

Белки и нуклеиновые кислоты

21.04.21

12

Химия и жизнь (ферменты, гормоны, витамины, лекарства)

19.05.21


КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

10 КЛАСС

Контрольная работа в 10 классе №1 по теме «Углеводороды и их природные источники»

Вариант 1

1.Определите углеводород, лишний в данном ряду:

а) С7Н8 б) С6Н6 в) С8Н10 г) С5Н6

2. Гомологом пентана может быть:

а) С3Н8 б) С2Н4 в) С6Н6 г) С7Н12

3.Третичный атом углерода имеется в молекуле:

а) этана б) 2,2-диметилпропана в)2-метилпропана г) пропана

4.Укажите формулу, которая может соответствовать диеновому углеводороду:

а) С2Н6 б) С8Н14 в) С12Н26 г) С6Н6

5. Слабые кислотные свойства проявляют:

а) алканы б) алкены в) алкины г) арены

6.Цис-транс-изомеры имеет:

а) этен б) пентен- в)2-метилпентен-2 г) пентен-1

7. Допишите уравнение реакции и определите её тип:

С6Н5—СН3 + Br2

а) обмен б) присоединение в) полимеризация г) замещение

8. Атомы углерода в sp-гибридном состоянии содержатся в молекуле

а) аренов б) алкинов в) альдегидов г) алканов

9. Промышленным процессом переработки каменного угля является:

а) ректификация б) электролиз в) коксование г) крекинг

10.Из 7,8г бензола получено 8,61г нитробензола. Выход продукта реакции составил:

а) 70% б) 65% в) 80% г) 78%.

11. Осуществите превращения, укажите условия их проведения и назовите продукты реакции:

CH4 → CH3Br → CH3-CH3 → CH2 = CH2

Вариант 2

1.Определите углеводород, лишний в данном ряду:

а) С5Н6 б) С8Н10 в)С6Н6 г) С7Н8

2. Гомологом пентана может быть:

а) С7Н12 б) С6Н6 в) С2Н4 г) С3Н8

3.Третичный атом углерода имеется в молекуле:

а) пропана б) 2-метилпропана в) 2,2-диметилпропана г) этана

4.Укажите формулу, которая может соответствовать диеновому углеводороду:

а) С8Н14 б ) С2Н6 в) С6Н г) С12Н26

5. Слабые кислотные свойства проявляют:

а) алкены б) алканы в) арены г) алкины

6.Цис-транс-изомеры имеет:

а) пентен-2 б) этен в) пентен-1 г) 2-метилпентен-2

7. Допишите уравнение реакции и определите её тип:

С6Н5─СН3 + Br2

а) присоединение б) обмен в) замещение г) полимеризация

8. Атомы углерода в sp-гибридном состоянии содержатся в молекуле

а) алкинов б) аренов в) алканов г) альдегидов

9. Промышленным процессом переработки каменного угля является:

а) крекинг б) коксование в) электролиз г) ректификация

10.Из 7,8г бензола получено 8,61г нитробензола. Выход продукта реакции составил:

а) 65 % б) 70% в) 78% г) 80%.

11. Осуществите превращения, укажите условия их проведения и назовите продукты реакции:

CH4 → CH3Br → CH3-CH3 → CH2 = CH2


Контрольная работа в 10 классе №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

Вариант 1

1.Укажите формулу предельного одноатомного спирта:

а) C3H8O2 б) C5H12O в) C2H4O2 г) C3H6O.

2. Какое вещество не содержит карбонильной группы:

а) муравьиная кислота б) формальдегид в) этанол г) уксусный альдегид.

Составьте для него межклассовый изомер и назовите его.

3. Допишите реакцию и укажите её название:

CH = CH + H2O → HgSO4, кислота--

а) реакция Вагнера б) реакция Зелинского в) реакция Кучеров г) реакция Вюрца.

4. Какое вещество даёт реакцию «серебряного» зеркала? Напишите эту реакцию:

а) этаналь б) этанол в) фенол г) уксусная кислота.

5. Составьте формулы веществ по названию:

а) 4-метилгексанол-2 б) 3-этилфенол в) этилметилкетон г) 3-метилпентаналь.

Для вещества в) составьте изомеры и назовите их.

6. Какие из перечисленных веществ реагируют с этаналем: муравьиная кислота, водород, циановодород, магний, бром, гидроксид меди(II)? Составьте уравнения этих реакций.

7.Какой объём водорода (н.у.) выделиться при взаимодействии 200г 40% раствора этанола с натрием?

Вариант 2

1.Осуществите цепочку превращений. Укажите условия протекания реакций и назовите полученные вещества.

CH2=CH2 CH3-CH2OH → CH3-COH → CH3-COOH → CH2Cl-COOH → CH2Cl-COOCH3

2.При сгорании органического вещества массой 6,9г образовалось 13,2г углекислого газа и 8,1г воды. Плотность этого вещества по воздуху 1,59. Определите молекулярную формулу вещества, напишите структурные формулы возможных изомеров.

3. Даны вещества:

а) CH3-COOH б) C6H5-COOH в) CH3-CH=CH-COOH г) C2H5-COOH

д) (C2H5-COO)2Ca е) C17H33-COOH ж) H-COOC2H5 з) CH3-COOC3H7

и) C17H35-COOH к) CH2Cl-COOH

--Найдите межклассовый изомер веществу г. Назовите эти вещества по систематической и тривиальной номенклатуре

-- Получите вещество а из этаналя. Напишите уравнение реакции.

-- Напишите уравнение реакции вещества б с гидроксидом калия.

--Напишите уравнение реакции образования сложного эфира из глицерина и трёх молекул кислоты и. Какое агрегатное состояние имеет данный жир?

-- Напишите уравнение гидролиза вещества з. Назовите продукты реакции.

Итоговая контрольная работа в 10 классе №3 по органической химии за 10 класс

1. Составьте формулы веществ по названию. К веществу диэтиловый эфир напишите 2 изомера и 2 гомолога. Назовите их.

а) 2,3-диметил-3-хлорпентан, д) этиловый эфир уксусной кислоты

б) хлорциклобутан, е) 4-аминовалериановая кислота

в) метилбензол (толуол) ж) пропиламин

г) диэтиловый эфир

2. Осуществите превращения и укажите условия их протекания.

C2H5OH → C2H5COH → CH3COOH→ CH2Cl-COOH → NH2-CH2-COOH→ NH2-CH2-COONa

3. При бромировании 4,6 г толуола в присутствии катализатора было получено 5,3 г 4-бромтолуола. Определите массовую долю выхода указанного продукта реакции. Какой изомер бромтолуола может также получиться при этом (напишите его формулу)?


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УМК

«Химия. 10 класс. Базовый уровень»

1. Химия. 10 класс. Учебник. Базовый уровень (автор О. С. Габриелян). 192 с.

2. Методическое пособие. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова). 224 с.

3. Книга для учителя. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков). 240 с.

4. Рабочая тетрадь. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова). 160 с.

5. Контрольные и проверочные работы. 10 класс. Базовый уровень (авторы О. С. Габриелян, П. Н. Березкин и др.). 256 с.

6. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова). 400 с.



Полезные образовательные сайты

  1. Химия Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

  2. Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

  3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»  http://him.1september.ru

  4. ChemNet: портал фундаментального химического образования  http://www.chemnet.ru

  5. АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru

  6. Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru

  7. Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru

  8. WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru

  9. Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru

  10. Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru

  11. Мир химии http://chem.km.ru

  12. Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru

  13. Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/

  14. Электронная библиотека по химии и техникеhttp://him.1september.ru

  15. Банк педагогического опыта. Методические разработки уроков химии соросовских учителей. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/index.html

  16. Химия: Коллекция материалов для учителя химии: тематические планы, проверочные работы, медиа-уроки, материалы олимпиад. http://sysmanova.narod.ru


Медиаресурсы:

  1. Единые образовательные ресурсы с сайта www. school-coolection.edu.ru (единой коллекции образовательных ресурсов)

  2. Учебное электронное издание «Виртуальная лаборатория» Химия 8-11класс

  3. Химия «Полный иллюстрированный курс ХИМИЯ - из серии «Проверь себя»

  4. «Химия для всех 21: «Решение задач» Самоучитель

  5. Химия 8-11 классы


Средства обучения.

  1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Серия инструктивных таблиц по химии

  2. Серия таблиц по органической химии

2.Информационно-комуникативные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.

  2. электронная библиотека по химии.

3. Технические средства обучения.

  1. Экран

  2. Ноутбук

  3. Мультимедийный проектор

  4. Колонки

  5. Принтер

Коллекции:

  • Топливо

  • Нефть

  • Стекло

  • Пластмассы

  • Полезные ископаемые

Оборудование:

  • Штатив для пробирок

  • Лабораторные штативы

  • Пробирки

  • Прибор для подтверждения закона сохранения массы веществ

  • Прибор для изучения состава воэдуха

  • Держатели для пробирок

  • Газоотводные трубки

  • Спиртовки

  • Весы аптекарские

  • Таган

  • Треугольник фарфоровый

  • Сетки металлические

  • Ложечки для сжигания веществ

  • Колбы различных объёмов

  • Стаканы химические

  • Стеклянные цилиндры

  • Стеклянные пипетки

  • Стеклянные трубочки

  • Воронки

  • Фарфоровая посуда

Учебные таблицы:

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

  • Таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде

  • Электрохимический ряд напряжения металлов

  • Плакаты по химии для 8-11 класов

  • Портреты выдающихся учёных – химиков


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее