«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по географии ОВЗ

Основой государственной образовательной политики вляется развитие специальных условий для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора оптимальных средств помощи такому ребенку.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 189 г.Новосибирска



Рассмотрено

Руководитель О

Голубь Т.Б./________/

Протокол № __ от «_ »____ 201_

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Мангирова М.В. /_______/


Утверждаю

Директор

Шаталов Е.В. /_________/

Приказ №___ от _____









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ

5 - 9 классы

/срок реализации5 лет/

















Учитель географии

МБОУ СОШ № 189

Сидоркина Светлана Юрьевна





пояснительная записка


Основой государственной образовательной политики является развитие специальных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора оптимальных средств помощи такому ребенку.

Нормативно-правовые акты разных уровней образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки, в том числе - педагогической поддержки данной части населения.

Рабочая программа учебного курса «География» для 6-9 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263).

  • адаптированная программа по географии, предназначенная для детей с ОВЗ.

  • Федеральный государственный образовательный стан­дарт общего образования.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  • Требования к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном обра­зовательном стандарте общего образования второго по­коления.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. -  М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Базисный учебный план.

  • Примерная программа основного общего образования по географии, разработанной Российской академией об­разования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по об­разованию (Примерные программы по учебным предметам. География.5-9 классы –М.; Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения)

  • Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10).

  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков (Стандарты второго поколения)2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС для детей с ОВЗ
(Федеральный уровень)

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон «Об образовании лиц с ОВЗ (специальном образовании)»

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  • Конвенция ООН о правах инвалидов

  • Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • Проекты стандартов начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

Цель  изучения курса «География»: 

1.дать обучающимся с ОВЗ оптимальный объем знаний для получения ими общего географического образования, необходимого для их социальной адаптации и реабилитации; расширять представления детей ОВЗ об окружающем мире.

2. создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы всеми  обучающимися

Задачи:

Образовательные:

  • Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края.

  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

  • Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  •  Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.


Сроки реализации программы

Обучение географии рассчитано на пять лет с 5 по 9 класс.5,6 класс 1 час в неделю, 7-9 два часа в неделю..

Учебный материал расположен по годам обучения: 5 класс География начальный курс (35ч), 6 класс — «Начальный курс физической географии» (35 ч), 7 класс — «География материков и океанов» (70), 8 класс — «География России .Природа.» (72 ч), 9 класс — «География России. Хозяйство» (68 ч).

Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.




1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ, КУРСА

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально­ экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географическихподходах к устойчивому развитию территорий.

Задачами изучения географии в основной школе являются:формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства наразных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

Раздел «География. Начальный курс» (5-­6 кл) – 70ч..)— это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Окружающий мир» . Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику визучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложитьосновы жизненно важных компетенций.

Главная цель раздела заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, еецелостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты. Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:сформировать у учащихся знания об основных географическихпонятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географическихособенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

научить приемам ориентирования на местности, работы с картойи статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону,своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологическойкультуры, бережного отношения к окружающей среде.

Курс рассчитан на 70 учебных часов с учетом регионального компонента, который предусматривает изучение части учебного материала в контексте изучения географических объектов своего региона и активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу а также предполагается самостоятельная работа учащихся как индивидуально, так и в группах в рамках факультативных занятий.

Раздел «География. Материки, океаны и страны»7 класс (72 учебных часов)­является логическим продолжением предшествующего раздела«География. Начальный курс" для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал.

Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством. Этим и определяется главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовыйкомплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человекав разных природных условиях. Для достижения главной цели раздела, изучение географии наэтой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:продолжить формирование у учащихся знаний и представленийо географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному.В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;

создать образные комплексные географические представления окрупных частях земной поверхности: океанах, материках, странахи их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственнойдеятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

продолжить развитие картографической грамотности учащихся,навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации ипрезентации разнообразной географической информации.

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство», 8-9 класс ,(140 учебных часов) является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». 

Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. 

Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческийи воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-­экономические и экологические процессы;

сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов; 

сформировать представления о географических аспектах современных социально­-экономическихи экологических проблем страны;

продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующихактивному и социально­ответственному поведению в российском пространстве;


  • 3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» ВУЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  • Рабочая программа линии УМК «Классическая линия» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе соответствии с требованиями «ФГОС ООО» второго поколения изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280,из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 (72 часа) и (68 часов)9 классах.В соответствии с учебным планом курсу «География» на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению ккурсу«География» курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.


Тематическое планирование

5 класс

Тема


Рабочая программа

1

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

5

2

КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ

5

3

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

9

4

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

5

5

ПРИРОДА ЗЕМЛИ

10


Практические работы

5

Итого

35













6 класс

Тема


Рабочая программа

1

ВВЕДЕНИЕ

1

2

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

9

2.1

План местности

4

2.2

Географическая карта

5

3

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ.

22

3.1

Литосфера

5

3.2

Гидросфера

6

3.3

Атмосфера

7

3.4

Биосфера. Географическая оболочка.

4

4

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ.

3

Практические работы

10

Итого

35























7 класс

1

ВВЕДЕНИЕ

2

2

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛИ

9

2.1

Литосфера и рельеф Земли

2

2.2

Атмосфера и климаты Земли

2

2.3

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

2

2.4

Географическая оболочка

3

3

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

3

4

ОЕАНЫ И МАТЕРИКИ

50

4.1

Океаны

2

4.2

Южные материки

1

4.3

Африка

10

4.4

Австралия

4

4.5

Океания

1

4.6

Южная Америка

7

4.7

Антарктида

1

4.8

Северные материки

1

4.9

Северная Америка

7

4.10

Евразия

16

5

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

2

Практические работы

13

Итого

70
















































8 класс

Тема


Рабочая программа а

1

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

1

2

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА

5

3

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

18

3.1

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

4

3.2

Климат и климатические ресурсы

4

3.3

Внутренние воды и водные ресурсы

3

3.4

Почвы и почвенные ресурсы

3

3.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4

4

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

33

4.1

Природное районирование

6

4.2

Природа регионов России

27

5

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

6

Практические работы

9

Итого

72







9 класс

Тема


Рабочая программа

1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА

33

1.1

Место России в мире

4

1.2

Население Российской Федерации

5

1.3

Географические особенности экономики России

3

1.4

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

1

1.5

Машиностроительный комплекс

3

1.6

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

3

1.7

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

7

1.8

Агропромышленный комплекс (АПК)

3

1.9

Инфраструктурный комплекс

4

2

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА

26

2.1

Районирование России. Общественная география крупных регионов.

1

2.2

Западный макрорегион – Европейская Россия

1

2.3

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

6

2.4

Европейский Север

3

2.5

Европейский юг – Северный Кавказ

3

2.6

Поволжье

3

2.7

Урал

3

2.8

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

6

Практические работы

11

Итого

68


  • 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
    География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно- ­научного, так и естественно­научного знания. В ней реализуются такие сквозныенаправления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных иобщественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

  • Вклад географии в достижение целей основного общего образования
    Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально­ экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

  • Изучение географии в основной школе должно обеспечить:формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-­смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

  • формирование целостной картины мира через познание многообразия современногогеографического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

  • понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
    понимание взаимосвязи между природными и социально­-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстроизменяющемся глобальном мире;

  • приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

  • формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

  • Содержание курса географии в основной школе позволяет сформировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: 

  • описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

  • Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально­экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально­-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды еѐ географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения вокружающей среде.

  • 5. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ, И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ», КУРСА.

  • Система оценки достижения обучающихся с ЗПР планируемых результатов освоенияадаптированной основной образовательной программы основного общего образования длядетей с ОВЗ

  • Особенностями системы оценки являются:комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательныхпрограмм в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качестваобразования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария ипредставлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующейдинамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устнымиработами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы,самоанализ, самооценка, наблюдения и др..

  • Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-­нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировкив мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, еёместе и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования:

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительногои заботливого отношения к членам своей семьи;

  • развитие эмоционально­-ценностного отношения к природе, эстетического сознания черезосвоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • Метапредметныерезультаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

  • Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать 

  • конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использовании информационно­ коммуникационных технологий (ИКТ­компетенции).

  • Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
    формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм;

  • формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности 

  • Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты какодного из «языков» международного общения;
    овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  • 6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
    Выпускник научится:

  • •выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; 

  • •ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять 

  • недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • •представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико­-ориентированных задач;

  • •использовать различные источники географической информации картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решенияразличных учебных и практико-­ориентированных задач: выявление географических зависимостейи закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • •проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • •различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • •использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • •оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • •различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • •использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-­ориентированных задач;

  • •описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; •различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • •устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • •объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; 

  • •приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • •различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • •оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;•использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико­-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • •различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ееотдельных регионов;

  • •оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • •объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • •оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; 

  • •использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • •различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещениянаселения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровнежизни населения;

  • •использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико­-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • •находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера,узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • •различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  • •использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальнойструктуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; 

  • •объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • •сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • •сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; 

  • •уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; 

  • •описывать погоду своей местности; 

  • •объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • •давать характеристику рельефа своей местности; 

  • •уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • •приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

  • •оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • •создавать простейшие географические карты различного содержания;
    •моделировать географические объекты и явления;

  • •работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • •подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • •ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • •использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровьяи соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • •приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально­экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • •воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно­популярной литературе и средствах массовой информации;

  • •составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • •сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • •оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • •объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально­-экономическими факторами;

  • •оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленныемировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а такжеразвитием глобальной коммуникационной системы;

  • •давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы сточки зрения их доступности;

  • •делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • •наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • •давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • •показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • •выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численностинаселения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • •оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  • •объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • •обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • •выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • •объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • •оценивать социально-­экономическое положение и перспективы развития России.

  • 7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» ПО ТЕМАМ.

  • Тема: Источники географической информации.

  • Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска иизвлечения информации, необходимой для решения учебных и практико­ ориентированных задач;анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информациисодержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-­ориентированных задач.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационныхприборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;моделировать географические объекты и явленияпри помощи компьютерных программ.

  • Тема: Природа Земли и человек

  • Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств ,условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдениянорм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально­экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практическогоиспользования географических знаний в различных областяхдеятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информациюгеографического содержания в научно­популярной литературе и СМИ;

  • создавать письменные тексты и устные сообщенияо географических явлениях на основе нескольких источниковинформации, сопровождать выступление презентацией.

  • Тема: Население Земли.

  • Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами иявлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчѐты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-­экономических и геоэкологических проблем человечества,стран и регионов;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

  • Тема: Материки, океаны и страны.

  • Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зренияо причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельныхрегионови стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-­экономическими факторами.

  • Тема: Особенности географического положения России.

  • Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и еѐ отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико­-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленныегеополитическими и мировымигеодемографическими,геоэкономическимипроцессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

  • Тема: Природа России.

  • Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения ихкомпонентов.

  • Тема: Население России.

  • Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
    анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и еѐ отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-­ориентированных задач в контексте реальной жизни.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населенияРоссии, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и еѐ динамику.

  • Тема: Хозяйство России.

  • Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико­ориентированных задач в контексте реальной жизни.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

  • Тема:Районы России

  • Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально­ экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

  • самостоятельно пользоватьсяисточникаминформациисвязанные с изучением природы,населения и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщенияо географических особенностях отдельных районов Россиии их частей на основе нескольких источников информации,сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально­-экономическое положение и перспективы развития регионов;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

  • Тема: Россия в современном мире

  • Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для определения места страныв мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-­экономическое положение и перспективы развития России.

  • Примерные темы практических работ

  • Работа с картой «Имена на карте».

  • Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

  • Определение координат географических объектов по карте.Определение положения объектов относительно друг друга.

  • Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

  • Определение азимута.

  • Ориентирование на местности.Составление плана местности.

  • Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

  • Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

  • Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

  • Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

  • Описание объектов гидрографии.Ведение дневника погоды.

  • Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений) .

  • Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

  • Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

  • Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

  • Изучение природных комплексов своей местности.

  • Описание основных компонентов природы океанов Земли.

  • Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.Описание основных компонентов природы материков Земли.Описание природных зон Земли.Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. оценивание динамики изменения границ России и их значения.Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

  • Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

  • Описание элементов рельефа России.Построение профиля своей местности.Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России .Описание объектов гидрографии России.Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.Описание характеристики климата своего региона.Составление прогноза погоды на основе различных источников.

  • Описание основных компонентов природы России.Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.источников информации.

  • Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
    Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.Определение особенностей размещения крупных народов России.Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

  • Чтение и анализ половозрастных пирамид.

  • Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.

  • Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

  • Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.

  • Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

  • Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.

  • Описание основных компонентов природы своей местности

  • Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.

  • Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.

  • Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.

  • Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.

  • Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.

  • Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.

  • 8.Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся. 

  • Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

  • При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географическойтерминологии, самостоятельность ответа.

  • Система оценки достижения обучающихся с ОВЗ планируемых результатов освоенияадаптированной основной образовательной программы начального общего образованиядля детей с ОВЗ

  • Особенностями системы оценки являются:
    комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательныхпрограмм в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
    сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качестваобразования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария ипредставлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующейдинамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устнымиработами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы,самоанализ, самооценка, наблюдения и др..Устный ответ.

  • Оценка "5" ставится, если ученик: 

  • 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,взаимосвязей; 

  • 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделятьглавные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливатьмежпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творческиприменять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно,обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логическойпоследовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;

  • формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; приответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;

  • правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно ирационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительнуюлитературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

  • 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем натворческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет потребованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами играфиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуюттребованиям

  • 4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильныйответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведенииизученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности прииспользовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает однунегрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно притребовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;

подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросыучителя. 

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основаниифактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.

Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основныеправила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 

3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 

4. ответ самостоятельный; 

5. наличие неточностей в изложении географического материала; 

6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательностиизложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах иобобщениях;

7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителявосполняются сделанные пропуски;

8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемыхгеографических явлений;

9. понимание основных географических взаимосвязей;

10. знание карты и умение ей пользоваться;

11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 

Оценка "3" ставится, если ученик: 

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, непрепятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 

3.показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения

аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 

4.допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятийдал недостаточно четкие; 

5.не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытовили допустил ошибки при их изложении; 

6.испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различныхтипов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтвержденииконкретных примеров практического применения теорий; 

7.отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение вэтом тексте; 

8.обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текстаучебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну­две грубые ошибки. 

9.слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы вобласти географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.скудныгеографические представления, преобладают формалистические знания;

11.знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик: 

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 

не делает выводов и обобщений. 

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределахпоставленных вопросов; или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решениюконкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не можетисправить даже при помощи учителя. 

имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализаответа, самоанализ, предложение оценки. 

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов; 

допустил не более одного недочета. 

Оценка "4" ставится, если ученик:

выполнил работу полностью, но допустил в ней: 

не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 

не более двух грубых ошибок; 

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 

или не более двух­-трех негрубых ошибок; 

или одной негрубой ошибки и трех недочетов 

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­-пяти недочетов. 

Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму,при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы. 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10­-15 мин.

Оценка «5» ­ 10 правильных ответов, «4» ­ 7­9, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-­40 мин.

Оценка «5» ­ 18­-20 правильных ответов, «4» ­ 14­-17, «3» ­ 10­-13, «2» ­ менее 10 правильныхответов.

Оценка качества выполненияпрактических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдениемнеобходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобралинеобходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые дляпроведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме исамостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее направильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристикеотдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы изприложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знаниеосновного теоретического материала и овладение умениями,необходимыми длясамостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошоподготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнениеработы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиесяпоказали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельнойработе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этойработы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностьюрасходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала иотсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошоподготовленных учащихся неэффективны из­-за плохой подготовки учащегося.

Оценка КИМ итоговых работ и срезов остаточных знаний

Для итогового контроля используется контрольно-­измерительный (КИМ)представленный в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Этопозволит уже с 5 класса обучать школьников работе с тестовым материалом, что будетчрезвычайно полезным при подготовке к ГИА и ЕГЭ.Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока — при проверке домашнегозадания, закреплении материала, контроле и оценке знаний.

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытойформы с кратким ответом из части В.

За каждое правильно выполненное задание под литерой Вначисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу(связный ответ или минисочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. За каждыйкритерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Ответы на задания части С в 6 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставитьоценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценокзаданий ОГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;60­-80% ­ оценка «4»;40—60% ­ оценка «3»;0—40% — оценка «2».


Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Всегеографические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно иаккуратно, ноесть небольшие помарки или не указано местоположение 2-­3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильноуказаныосновные географические объекты.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» ­ правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использованиевопределенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристикегеографическихтерриторий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе
практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» ­ правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности виспользовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» ­ правильное использование основных источников знаний; допускаютсянеточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» ­ неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаютсясущественные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованиемкартатласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами споследующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градуснойсетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира иудобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, этопоможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу попредложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работуизлишней информации).
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работуможет быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковойручкой черного цвета.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу.

Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самойкарты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов,расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следуеториентироватьсяна градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границыгосударств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, чтопоможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключениясоставляют лишь теиз них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи вмасштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом сданным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут бытьобозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе“Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие картыможно оформлять шариковой ручкой черного цвета.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оцениваетсяучителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание нетолько правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения.

Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Перечень практических работ

5­й класс
Практическая работа

1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском)

Практическая работа 2. Земля во Вселенной

Практическая работа 3. Ориентирование по плану и карте

Практическая работа 4. План местности

Практическая работа 5. Природа Земли

6­й класс

Практическая работа 1 Изображение здания школы в масштабе.

Практическая работа 2. Определение направлений и азимутов по плану местности

Практическая работа 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки

Практическая работа 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Практическая работа 5. Составление описания форм рельефа.

Практическая работа 6 Составление описания внутренних вод.

Практическая работа 7Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

Практическая работа 8Построение розы ветров

Практическая работа 9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Практическая работа 10 Составление характеристики природного комплекса (ПК).


7 класс

Практическая работа 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Практическая работа 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).

Практическая работа 3. Характеристика климата по климатическим картам.

Практическая работа 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.

Практическая работа 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов

Практическая работа 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.

Практическая работа 7. . Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

Практическая работа 8 Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору)

Практическая работа 9 . Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору).

Практическая работа 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.

Практическая работа 11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки

Практическая работа 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.

Практическая работа 13 Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов.

.

8 класс

Практическая работа 1. .Характеристика географического положения России.

Практическая работа 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Практическая работа 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Практическая работа 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

Практическая работа 5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

Практическая работа 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

Практическая работа 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

Практическая работа 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Практическая работа 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

Практическая работа 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Практическая работа 11 Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа 12 Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Практическая работа 13 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.


9 класс

Практическая работа 1.. Анализ административно-территориального деления России

Практическая работа 2. . Сравнение географического положения России с другими странами.

Практическая работа 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России.

Практическая работа 4. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Практическая работа 5. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

. Практическая работа 6 Характеристика угольного бассейна

России.

Практическая работа 7Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.

Практическая работа 8. Определение главных районов животноводства.

Практическая работа 9. Выявление и анализ условий для

развития хозяйства Европейского Севера.

Практическая работа 10. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.

9.МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Список литературы для обучающих и педагогов

Учебник для

Перечень литературы для педагогов
5-­6 кл. УМК «Классическая линия». География. Начальный курс. 5-­6 классы.
общеобразовательных учреждений.М.: Просвещение,2016-2017

География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5­-6 класс. Пособие дляучителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2015

Рабочие программы. География. УМК «Классическая линия» 5-­9 классы. Пособие для учителейобщеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2014

Дополнительная литература для учащихся:

Томилин А. Н. География для детей­ М.: АСТ, 2009

Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

Большой географический атлас.­ М.: Олма­ Пресс, 2002

Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006

Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

Интернет­ресурсы:

Сайт Интернет­поддержки УМК «Сферы» www.spheres.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ ­ Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ ­ Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm ­ Россия, как система 

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml ­ Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html ­ Города России
http://www.national­geographic.ru

http://www.gao.spb.ru

http://www.solarviews.com http://www.sgm.ru http://www.fmm.ru http://www.mchs.gov.ru

http://www.paleo.ru/museum http://www.ocean.ru http://www.lin.irk.ru http://www.pogoda.ru

http://www.gismeteo.ru http://www.geoman.ru http://www.heritage.unesco.ru http://www.rgо.ru

http://.igras.ru/index.php?r=21

Технические средства обучения:

1.Мультимедийный проектор.

2.Экран.

3.Компьютер

4.Выход в Интернет

Комплект настенных карт (тематических и контурных).

Постоянные и временные экспозиции

Электронные носители информации:

Банк презентаций к урокам географии.

Коллекция тематических видеофильмов.

Электронные географические карты.

Дидактический материал:

Карточки с заданиями для проверки усвоения учебного материала.
Занимательный материал по предмету.

Демонстрационные коллекции (гербарий, образцы минералов и горных пород и др.).

Демонстрационные пособия




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее