ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по географии в 9-б классе (обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 26.07.2019 года);
2.Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2016 года № 237 с изменениями от 30.08.2019 года.
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от25.12.2013№ 72, изменений № 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81, в ред. изменений, утв.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 года № 8).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельностьпо адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5.Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год.
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
Учебно-методического комплекса программа по географии С.В. Курчиной («Классическая линия» (5-9 кл.) Москва, «Дрофа» 2018год, учебника по географии для 9 класса «География. Россия: «Природа, население , хозяйство», В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – 6-е изд., стереотип.- :М, Дрофа, 2018., включённого в Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Изучение географии России направлено на: -освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; -овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; -воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; -формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательные: -необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: -познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; -сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; -ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах; -соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей Воспитательные: - воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности; - воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны; - коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать. Развивающие: - развитие интеллектуальных особенностей личности; - различие способности личности справляться с различными задачами; - развитие коммуникативной компетенции учащихся. Коррекционные: работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА | Предмет «География» является составной частью предметной области «Общественные науки». Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета «География» в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 9-б классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год, утвержденным приказом № ___ от 30.08.2019, рабочая программа составлена на 68 часов в год с учетом выходных и праздничных дней.
|
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами и конспектируется учащимися. При изучении районов России отводится время для изучения географии Ростовской области (региональный компонент). |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Раздел 1.Хозяйство России. | |
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; - анализировать, обобщать географическую информацию - составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации - различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства; - анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; - объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; | - приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; - оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата; - самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов. |
Раздел 2.Районы России. | |
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны; -сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов. | - создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; - оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов; |
Раздел 3. Россия в мире.
| |
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; - оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. | -объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества; - оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
I. РАЗДЕЛ. Хозяйство России.
| |||
1. 2. 3. 4.
| Общая характеристика хозяйства. Практическая работа №1 Характеристика ГП России. Промышленность Практическая работа №2 Размещение основных районов топливной промышленности. Практическая работа №3 Нанесение на карту крупных энергетических центров. Тестирование по теме «Промышленность» Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Практическая работа №4 Определение по карте размещения отраслей АПК. Практическая работа № 5 Характеристика сельского хозяйства отдельных районов. Тестирование по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» Сфера услуг. Практическая работа №6 Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны Практическая работа №7 Показатели жилищного хозяйства.
Тестирование по теме «Сфера услуг»
| 27 часов
| Знакомство с устройством России, государственной территорией, работа со схемой «Административно-территориальное устройство России», Знакомство с топливно-энергетическим комплексом России, работа со схемой «Состав ТЭК», запись в тетрадь, просмотр презентации о проблемах ТЭК, обсуждение, работа с таблицами «Виды энергии», «Гидроэнергетические ресурсы России», работа с картой, нахождение на ней энергетических центров России, выполнение практической работы, работа с тестами, формирование понятий «конструкционные материалы», «металлургический комплекс», работа с таблицей ,формирование понятия «агропромышленный комплекс», составление схемы с записью в тетрадь «Состав АПК», выполнение практической работы, изучение отраслей земледелия и животноводства и их географии, работа с картой, нахождение основных районов сельского хозяйства России, знакомство с инфраструктурным комплексом России, его составом посредством просмотра презентации и конспектирования, работа с учебником и схемами, формирование понятия «сфера обслуживания», «различные виды связи», выполнение тестирования.
|
РАЗДЕЛ 2. Районы России. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Европейский Север. Практическая работа №8 Особенности географического положения Европейского Севера. Европейский Северо-Запад. Практическая работа № 9 ЭГП Европейского Северо-Запада. Тестирование по темам «Европейский Север», «Европейский Северо-Запад» Центральная Россия. Практическая работа № 10Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов. Европейский Юг. Практическая работа №11 Особенности ЭГП Ростовской области. Поволжье. Практическая работа №12 Хозяйство Поволжья. Урал. Практическая работа №13 Особенности географического положения Урала. Тестирование по темам «Поволжье», «Урал». Западная Сибирь. Практическая работа №14 Население и хозяйство Западной Сибири. Восточная Сибирь. Практическая работа №15 ЭГП Восточной Сибири. Дальний Восток. Практическая работа №16 Особенности природы Дальнего Востока. Тестирование по разделу «Районы России»
| 35часов | Знакомство с понятиями «районирование, «экономические районы», «ТПК», работа с примерами территориальных комплексов, работа с картой эк.районов, Работа с картой Европейского Севера, выявление особенностей ЭГП, природных ресурсов и условий Европейского Северо-Запада. Работа с таблицами и картами плотности населения, рассмотрение динамики населения Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока, составление таблицы «Городское и сельское население», работа с картой «Санкт-Петербургская агломерация», знакомство с понятием «свободные экономические зоны»,выполнение практических работ, ответы на вопросы, работа с тестами, просмотр презентаций, работа в тетради и контурных картах, заполнение картосхем, работа с картами плотности населения, изучение народов и религий каждого из районов России, работа со схемами в учебнике, ответы на вопросы в учебнике, ответы на вопросы географического диктанта, сравнение европейской и азиатской частей России, тестирование по итогам изучения темы «Районы России» |
РАЗДЕЛ 3.Россия в мире. | |||
| Практическая работа №17 Транспортные коридоры России. Итоговое тестирование по курсу. | 6 часов
| Работа с картой, знакомство с экономическими связями России, выполнение практической работы, работа с тестами. |
Формы организации учебных занятий.
-Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
-Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.
-Урок комплексного применения знаний и умений.
-Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
-Урок контроля знаний и умений.
-Урок коррекции знаний, умений и навыков.
-Урок комбинированный.
-Урок решения практических задач.
-Урок-презентация
-Урок – лекция.
-Урок – зачет.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
№ п/п | Название контрольных работ. | Дата проведения |
1 | Тестирование по теме «Общая характеристика хозяйства» | 19.09. |
2 | Тестирование по теме «Промышленность» | 17.10. |
3 | Тестирование по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» | 14.11. |
4 | Тестирование по теме «Сфера услуг» | 12.12. |
5 | Тестированиепо темам «Европейский Север», «Европейский Северо-Запад». | 21.01. |
6 | Тестирование по темам «Поволжье», «Урал». | 12.03. |
7 | Тестирование по разделу «Районы России» | 07.05. |
8 | Итоговое тестирование по курсу. | 28.05. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ п/п | Название практических работ. | Дата проведения |
1 | Практическая работа №1 ГП России. | 05.09. |
2 | Практическая работа №2 Размещение основных районов топливной промышленности | 24.09. |
3 | Практическая работа №3 Нанесение на карту крупных энергетических центров | 03.10. |
4 | Практическая работа №4 Определение по карте размещения отраслей АПК. | 22.10. |
5 | Практическая работа № 5 Характеристика сельского хозяйства отдельных районов. | 12.11. |
6 | Практическая работа №6 Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны | 28.11. |
7 | Практическая работа №7 Показатели жилищного хозяйства. | 10.12. |
8 | Практическая работа №8 Особенности географического положения Европейского Севера | 19.12. |
9 | Практическая работа № 9 ЭГП Европейского Северо-Запада | 14.01. |
10 | Практическая работа № 10Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов . | 30.01. |
11 | Практическая работа №11 Особенности ЭГП Ростовской области. | 06.02. |
12 | Практическая работа №12 Хозяйство Поволжья. | 25.02. |
13 | Практическая работа №13Особенности географического положения Урала | 27.02. |
14 | Практическая работа №14 Население и хозяйство Западной Сибири. | 31.03. |
15 | Практическая работа №15 ЭГП Восточной Сибири. | 02.04. |
16 | Практическая работа №16 Особенности природы Дальнего Востока | 21.04. |
17 | Практическая работа №17 Особенности природы Дальнего Востока | 23.04. |
18. | Практическая работа №18 Транспортные коридоры России. | 26.05. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 «Б» КЛАССЕ.
№ урока | Содержание учебного материала
| Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
|
| по плану | по факту | ||
РАЗДЕЛ 1. - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.-27 часов. | |||||
1. | 1.Общая характеристика хозяйства. Введение. Особенности хозяйства России. | вводный урок | 1 | 03.09. |
|
2. | Географическое положение как фактор развития хозяйства.Практическая работа №1 ГП России. | урок решения практических задач | 1 | 05.09. |
|
3. | Человеческий капитал и качество населения. | комбинированный урок | 1 | 10.09. |
|
4. | Трудовые ресурсы и экономически активное население. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 12.09. |
|
5. | Природно-ресурсный капитал, производственный капитал. | урок решения практических задач | 1 | 17.09. |
|
6. | Тестирование по теме «Общая характеристика хозяйства» | урок контроля знаний и умений | 1 | 19.09. |
|
7. | 2.Промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Газовая промышленность.Практическая работа №2 Размещение основных районов топливной промышленности | комбинированный урок | 1 | 24.09. |
|
8. | Нефтяная промышленность. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 26.09. |
|
9. | Угольная промышленность. | комбинированный урок | 1 | 01.10. |
|
10. | Электроэнергетика.Практическая работа №3 Нанесение на карту крупных энергетических центров | комбинированный урок | 1 | 03.10. |
|
11. | Чёрная и цветная металлургия. | комбинированный урок | 1 | 08.10. |
|
12. | Химическая промышленность. | комбинированный урок | 1 | 10.10. |
|
13. | Лесная промышленность. | комбинированный урок | 1 | 15.10. |
|
14. | Тестирование по теме «Промышленность» | урок контроля знаний и умений | 1 | 17.10. |
|
15. | 3.Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство.Практическая работа №4 Определение по карте размещения отраслей АПК. | комбинированный урок |
| 22.10. |
|
16. | Растениеводство. | урок решения практических задач | 1 | 24.10. |
|
17. | Животноводство. | комбинированный урок | 1 | 07.11. |
|
18. | Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс.Практическая работа № 5 Характеристика сельского хозяйства отдельных районов. | комбинированный урок | 1 | 12.11. |
|
19. | Тестирование по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» | урок контроля знаний и умений | 1 | 14.11. |
|
20. | 4.Сфера услуг. Транспорт. Железнодорожный и автомобильный транспорт. | комбинированный урок | 1 | 19.11. |
|
21. | Воздушный транспорт. | комбинированный урок | 1 | 21.11. |
|
22. | Морской транспорт | урок актуализации знаний и умений | 1 | 26.11. |
|
23. | Внутренний водный транспорт.Практическая работа №6Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны
| урок решения практических задач | 1 | 28.11. |
|
24. | Связь. | комбинированный урок | 1 | 03.12. |
|
25. | Наука и образование. | комбинированный урок
| 1 | 05.12. |
|
26. | Жилищное хозяйство.Практическая работа №7 Показатели жилищного хозяйства.
| урок решения практических задач | 1 | 10.12. |
|
27. | Тестирование по теме «Сфера услуг» | урок контроля знаний и умений | 1 | 12.12. |
|
РАЗДЕЛ 2. РАЙОНЫ РОССИИ- 35 часов. | |||||
28. | Европейская и азиатская часть России. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 17.12. |
|
29. | 1.Европейский Север. Географическое положение. Особенности природы.Практическая работа №8 Особенности географического положения Европейского Севера | урок решения практических задач | 1 | 19.12. |
|
30. | Население. | комбинированный урок | 1 | 24.12. |
|
31. | Хозяйство. | комбинированный урок | 1 | 26.12. |
|
32. | 2.Европейский Северо-Запад. Географическое положение, особенности природы.Практическая работа № 9 ЭГП Европейского Северо-Запада. | урок решения практических задач | 1 | 14.01. |
|
33. | Население и хозяйство. | комбинированный урок | 1 | 16.01. |
|
34. | Тестирование по темам «Европейский Север», «Европейский Северо-Запад» | урок контроля знаний и умений | 1 | 21.01. |
|
35. | 3.Центральная Россия. Географическое положение, особенности природы. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 23.01. |
|
36. | Население. | комбинированный урок | 1 | 28.01. |
|
37. | Хозяйство.Практическая работа № 10 Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов . | урок решения практических задач | 1 | 30.01. |
|
38. | 4.Европейский Юг. Географическое положение. | урок-лекция | 1 | 04.02. |
|
39. | Особенности природы. Практическая работа №11 Особенности ЭГП Ростовской области. | урок решения практических задач | 1 | 06.02. |
|
40. | Население. | комбинированный урок | 1 | 11.02. |
|
41. | Хозяйство. | комбинированный урок | 1 | 13.02. |
|
42. | 5.Поволжье Географическое положение и особенности природы.
| урок овладения новыми знаниями | 1 | 18.02. |
|
43. | Население. | комбинированный урок | 1 | 20.02. |
|
44. | Хозяйство.Практическая работа №12 Хозяйство Поволжья. | урок решения практических задач | 1 | 25.02. |
|
45. | 6.Урал. Географическое положение.Практическая работа №13Особенности географического положения Урала. | урок решения практических задач | 1
| 27.02. |
|
46. | Особенности природы. | комбинированный урок | 1 | 03.03. |
|
47. | Население. | комбинированный урок | 1
| 05.03. |
|
48. | Хозяйство. | комбинированный урок | 1 | 10.03. |
|
49. | Тестирование по темам «Поволжье», «Урал». | урок контроля знаний и умений | 1 | 12.03. |
|
50. | 7.Западная Сибирь. Географическое положение и особенности природы. | комбинированный урок | 1 | 17.03. |
|
51. | Население. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 19.03. |
|
52. | Хозяйство.Практическая работа №14 Население и хозяйство Западной Сибири. | урок решения практических задач | 1 | 31.03. |
|
53. | 8.Восточная Сибирь. Географическое положение.Практическая работа №15ЭГП Восточной Сибири. | урок решения практических задач | 1 | 02.04. |
|
54. | Особенности природы. | комбинированный урок | 1 | 07.04. |
|
55. | Население. | урок-презентация | 1 | 09.04. |
|
56. | Хозяйство. | комбинированный урок | 1 | 14.04. |
|
57. | 9.Дальний Восток. Географическое положение. | комбинированный урок | 1 | 16.04. |
|
58. | Особенности природы.Практическая работа №16 Особенности природы Дальнего Востока. | урок решения практических задач | 1 | 21.04. |
|
59. | Практическая работа №17 Особенности природы Дальнего Востока | урок овладения новыми знаниями | 1 | 23.04. |
|
60. | Население. | комбинированный урок | 1 | 28.04. |
|
61. | Хозяйство. | комбинированный урок | 1 | 30.04. |
|
62. | Тестирование по разделу «Районы России» | урок контроля знаний и умений | 1 | 07.05. |
|
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В МИРЕ.- 6 часов. | |||||
63. | Россия и мировое хозяйство. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 12.05. |
|
64. | Торговые партнёры России. | комбинированный урок | 1 | 14.05. |
|
65, 66. | Россия в системе мировых транспортных коридоров. | комбинированный урок | 2 | 19.05, 21.05. |
|
67. | Практическая работа №18Транспортные коридоры России. | урок решения практических задач |
| 26.05. |
|
68. | Итоговое тестирование. | урок контроля знаний и умений |
| 28.05. |
|