«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по географии для 9 класса (обучающиеся с нарушением слуха)

Рабочая прогамма по географии для 9 класса (для детей с нурушением слуха)

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по географии в 9-б классе (обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 26.07.2019 года);

2.Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2016 года № 237 с изменениями от 30.08.2019 года.

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от25.12.2013№ 72, изменений № 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81, в ред. изменений, утв.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 года № 8).

4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельностьпо адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5.Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год.

  1. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.

  2. Учебно-методического комплекса программа по географии С.В. Курчиной («Классическая линия» (5-9 кл.) Москва, «Дрофа» 2018год, учебника по географии для 9 класса «География. Россия: «Природа, население , хозяйство», В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – 6-е изд., стереотип.- :М, Дрофа, 2018., включённого в Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.








МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение географии России направлено на:

-освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

-овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

-воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательные:

-необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

-познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

-сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

-ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

-соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Коррекционные:

работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Предмет «География» является составной частью предметной области «Общественные науки».

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета «География» в перечне обязательных предметов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 9-б классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год, утвержденным приказом № ___ от 30.08.2019, рабочая программа составлена на 68 часов в год с учетом выходных и праздничных дней.


СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами и конспектируется учащимися. При изучении районов России отводится время для изучения географии Ростовской области (региональный компонент).





Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Раздел 1.Хозяйство России.

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать географическую информацию

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации

- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;


- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов.


Раздел 2.Районы России.

- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;


Раздел 3. Россия в мире.


- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Раздел (тема) программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

I. РАЗДЕЛ. Хозяйство России.


1.




2.













3.












4.










Общая характеристика хозяйства.

Практическая работа №1 Характеристика ГП России.


Промышленность

Практическая работа №2

Размещение основных районов топливной промышленности.

Практическая работа №3

Нанесение на карту крупных энергетических центров.

Тестирование по теме «Промышленность»


Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

Практическая работа №4 Определение по карте размещения отраслей АПК.

Практическая работа № 5 Характеристика сельского хозяйства отдельных районов.

Тестирование по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»


Сфера услуг.

Практическая работа №6

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны

Практическая работа №7

Показатели жилищного хозяйства.


Тестирование по теме «Сфера услуг»



27 часов



Знакомство с устройством России, государственной территорией, работа со схемой «Административно-территориальное устройство России»,

Знакомство с топливно-энергетическим комплексом России, работа со схемой «Состав ТЭК», запись в тетрадь, просмотр презентации о проблемах ТЭК, обсуждение, работа с таблицами «Виды энергии», «Гидроэнергетические ресурсы России», работа с картой, нахождение на ней энергетических центров России, выполнение практической работы, работа с тестами, формирование понятий «конструкционные материалы», «металлургический комплекс», работа с таблицей ,формирование понятия «агропромышленный комплекс», составление схемы с записью в тетрадь «Состав АПК», выполнение практической работы, изучение отраслей земледелия и животноводства и их географии, работа с картой, нахождение основных районов сельского хозяйства России, знакомство с инфраструктурным комплексом России, его составом посредством просмотра презентации и конспектирования, работа с учебником и схемами,

формирование понятия «сфера обслуживания», «различные виды связи», выполнение тестирования.



РАЗДЕЛ 2. Районы России.

1.





2.










3.








4.






5.





6.










7.






8.





9.

Европейский Север.

Практическая работа №8

Особенности географического положения Европейского Севера.

Европейский Северо-Запад.

Практическая работа № 9

ЭГП Европейского Северо-Запада.


Тестирование по темам

«Европейский Север», «Европейский Северо-Запад»


Центральная Россия.

Практическая работа № 10Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов.


Европейский Юг.

Практическая работа №11

Особенности ЭГП Ростовской области.


Поволжье.

Практическая работа №12

Хозяйство Поволжья.


Урал.

Практическая работа №13

Особенности географического положения Урала.

Тестирование по темам «Поволжье», «Урал».


Западная Сибирь.

Практическая работа №14

Население и хозяйство Западной Сибири.


Восточная Сибирь.

Практическая работа №15

ЭГП Восточной Сибири.


Дальний Восток.

Практическая работа №16

Особенности природы Дальнего Востока.

Тестирование по разделу «Районы России»





35часов

Знакомство с понятиями «районирование, «экономические районы», «ТПК», работа с примерами территориальных комплексов, работа с картой эк.районов, Работа с картой Европейского Севера, выявление особенностей ЭГП, природных ресурсов и условий Европейского Северо-Запада.


Работа с таблицами и картами плотности населения, рассмотрение динамики населения Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока, составление таблицы «Городское и сельское население», работа с картой «Санкт-Петербургская агломерация», знакомство с понятием «свободные экономические зоны»,выполнение практических работ, ответы на вопросы, работа с тестами, просмотр презентаций, работа в тетради и контурных картах, заполнение картосхем, работа с картами плотности населения, изучение народов и религий каждого из районов России, работа со схемами в учебнике, ответы на вопросы в учебнике, ответы на вопросы географического диктанта, сравнение европейской и азиатской частей России, тестирование по итогам изучения темы «Районы России»

РАЗДЕЛ 3.Россия в мире.


Практическая работа №17 Транспортные коридоры России.

Итоговое тестирование по курсу.


6

часов


Работа с картой, знакомство с экономическими связями России, выполнение практической работы, работа с тестами.

Формы организации учебных занятий.

-Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

-Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.

-Урок комплексного применения знаний и умений.

-Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

-Урок контроля знаний и умений.

-Урок коррекции знаний, умений и навыков.

-Урок комбинированный.

-Урок решения практических задач.

-Урок-презентация

-Урок – лекция.

-Урок – зачет.


ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.


п/п

Название контрольных работ.

Дата проведения

1

Тестирование по теме «Общая характеристика хозяйства»

19.09.

2

Тестирование по теме «Промышленность»

17.10.

3

Тестирование по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

14.11.

4

Тестирование по теме «Сфера услуг»

12.12.

5

Тестированиепо темам «Европейский Север», «Европейский Северо-Запад».

21.01.

6

Тестирование по темам «Поволжье», «Урал».

12.03.

7

Тестирование по разделу «Районы России»

07.05.

8

Итоговое тестирование по курсу.

28.05.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.


п/п

Название практических работ.

Дата проведения

1

Практическая работа №1 ГП России.

05.09.

2

Практическая работа №2

Размещение основных районов топливной промышленности

24.09.

3

Практическая работа №3

Нанесение на карту крупных энергетических центров

03.10.

4

Практическая работа №4 Определение по карте размещения отраслей АПК.

22.10.

5

Практическая работа № 5 Характеристика сельского хозяйства отдельных районов.

12.11.

6

Практическая работа №6 Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны

28.11.

7

Практическая работа №7

Показатели жилищного хозяйства.

10.12.

8

Практическая работа №8

Особенности географического положения Европейского Севера

19.12.

9

Практическая работа № 9

ЭГП Европейского Северо-Запада

14.01.

10

Практическая работа № 10Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов .

30.01.

11

Практическая работа №11

Особенности ЭГП Ростовской области.

06.02.

12

Практическая работа №12

Хозяйство Поволжья.

25.02.

13

Практическая работа №13Особенности географического положения Урала

27.02.

14

Практическая работа №14

Население и хозяйство Западной Сибири.

31.03.

15

Практическая работа №15 ЭГП Восточной Сибири.

02.04.

16

Практическая работа №16

Особенности природы Дальнего Востока

21.04.

17

Практическая работа №17

Особенности природы Дальнего Востока

23.04.

18.

Практическая работа №18 Транспортные коридоры России.

26.05.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 «Б» КЛАССЕ.


урока

Содержание учебного материала


Форма организации учебных занятий

Кол-во часов

Дата проведения



по плану

по факту

РАЗДЕЛ 1. - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.-27 часов.

1.

1.Общая характеристика хозяйства.

Введение. Особенности хозяйства России.

вводный урок

1

03.09.


2.

Географическое положение как фактор развития хозяйства.Практическая работа №1 ГП России.

урок решения практических задач

1

05.09.


3.

Человеческий капитал и качество населения.

комбинированный урок

1

10.09.


4.

Трудовые ресурсы и экономически активное население.

урок овладения новыми знаниями

1

12.09.


5.

Природно-ресурсный капитал, производственный капитал.

урок решения практических задач

1

17.09.


6.

Тестирование по теме «Общая характеристика хозяйства»

урок контроля знаний и умений

1

19.09.


7.

2.Промышленность.

Топливно-энергетический комплекс. Газовая промышленность.Практическая работа №2

Размещение основных районов топливной промышленности



комбинированный урок



1



24.09.


8.

Нефтяная промышленность.

урок овладения новыми знаниями

1

26.09.


9.

Угольная промышленность.

комбинированный урок

1

01.10.


10.

Электроэнергетика.Практическая работа №3

Нанесение на карту крупных энергетических центров

комбинированный урок

1

03.10.


11.

Чёрная и цветная металлургия.

комбинированный урок

1

08.10.


12.

Химическая промышленность.

комбинированный урок

1

10.10.


13.

Лесная промышленность.

комбинированный урок

1

15.10.


14.

Тестирование по теме «Промышленность»

урок контроля знаний и умений

1

17.10.


15.

3.Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство.Практическая работа №4 Определение по карте размещения отраслей АПК.



комбинированный урок


22.10.


16.

Растениеводство.

урок решения практических задач


1

24.10.


17.

Животноводство.

комбинированный урок

1

07.11.


18.

Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс.Практическая работа № 5 Характеристика сельского хозяйства отдельных районов.

комбинированный урок

1

12.11.


19.

Тестирование по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс»

урок контроля знаний и умений

1

14.11.


20.

4.Сфера услуг.

Транспорт. Железнодорожный и автомобильный транспорт.

комбинированный урок

1

19.11.


21.

Воздушный транспорт.

комбинированный урок

1

21.11.


22.

Морской транспорт

урок актуализации знаний и умений


1

26.11.


23.

Внутренний водный транспорт.Практическая работа №6Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны


урок решения практических задач

1

28.11.


24.

Связь.

комбинированный урок

1

03.12.


25.

Наука и образование.

комбинированный урок


1

05.12.


26.

Жилищное хозяйство.Практическая работа №7

Показатели жилищного хозяйства.



урок решения практических задач

1

10.12.


27.

Тестирование по теме «Сфера услуг»

урок контроля знаний и умений

1

12.12.


РАЗДЕЛ 2. РАЙОНЫ РОССИИ- 35 часов.

28.

Европейская и азиатская часть России.

урок овладения новыми знаниями

1

17.12.


29.

1.Европейский Север.

Географическое положение. Особенности природы.Практическая работа №8

Особенности географического положения Европейского Севера

урок решения практических задач

1

19.12.


30.

Население.

комбинированный урок

1

24.12.


31.

Хозяйство.

комбинированный урок

1

26.12.


32.

2.Европейский Северо-Запад.

Географическое положение, особенности природы.Практическая работа № 9

ЭГП Европейского Северо-Запада.

урок решения практических задач

1

14.01.


33.

Население и хозяйство.

комбинированный урок

1

16.01.


34.

Тестирование по темам

«Европейский Север», «Европейский Северо-Запад»

урок контроля знаний и умений

1

21.01.


35.

3.Центральная Россия.

Географическое положение, особенности природы.

урок овладения новыми знаниями

1

23.01.


36.

Население.

комбинированный урок

1

28.01.


37.

Хозяйство.Практическая работа № 10 Сравнительная характеристика хозяйств двух экономических районов .

урок решения практических задач

1

30.01.


38.

4.Европейский Юг.

Географическое положение.

урок-лекция

1

04.02.


39.

Особенности природы. Практическая работа №11

Особенности ЭГП Ростовской области.

урок решения практических задач

1

06.02.


40.

Население.

комбинированный урок

1

11.02.


41.

Хозяйство.

комбинированный урок

1

13.02.


42.

5.Поволжье

Географическое положение и особенности природы.



урок овладения новыми знаниями


1


18.02.


43.

Население.

комбинированный урок

1

20.02.


44.

Хозяйство.Практическая работа №12

Хозяйство Поволжья.

урок решения практических задач

1

25.02.


45.

6.Урал.

Географическое положение.Практическая работа №13Особенности географического положения Урала.

урок решения практических задач



1




27.02.


46.

Особенности природы.

комбинированный урок


1

03.03.


47.

Население.

комбинированный урок

1


05.03.


48.

Хозяйство.

комбинированный урок

1

10.03.


49.

Тестирование по темам «Поволжье», «Урал».

урок контроля знаний и умений

1

12.03.


50.

7.Западная Сибирь.

Географическое положение и особенности природы.


комбинированный урок


1

17.03.


51.

Население.

урок овладения новыми знаниями

1

19.03.


52.

Хозяйство.Практическая работа №14

Население и хозяйство Западной Сибири.

урок решения практических задач

1

31.03.


53.

8.Восточная Сибирь.

Географическое положение.Практическая работа №15ЭГП Восточной Сибири.

урок решения практических задач

1

02.04.


54.

Особенности природы.

комбинированный урок

1

07.04.


55.

Население.

урок-презентация

1

09.04.


56.

Хозяйство.

комбинированный урок

1

14.04.


57.

9.Дальний Восток.

Географическое положение.

комбинированный урок

1

16.04.


58.

Особенности природы.Практическая работа №16

Особенности природы Дальнего Востока.

урок решения практических задач

1

21.04.


59.

Практическая работа №17

Особенности природы Дальнего Востока

урок овладения новыми знаниями

1

23.04.


60.

Население.

комбинированный урок

1

28.04.


61.

Хозяйство.

комбинированный урок

1

30.04.


62.

Тестирование по разделу «Районы России»

урок контроля знаний и умений

1

07.05.


РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В МИРЕ.- 6 часов.

63.

Россия и мировое хозяйство.

урок овладения новыми знаниями

1

12.05.


64.

Торговые партнёры России.

комбинированный урок

1

14.05.


65,

66.

Россия в системе мировых транспортных коридоров.

комбинированный урок

2

19.05,

21.05.


67.

Практическая работа №18Транспортные коридоры России.

урок решения практических задач


26.05.


68.

Итоговое тестирование.

урок контроля знаний и умений


28.05.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее