Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов детей с нарушениями слуха ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от «_____» августа 2020
Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко
| УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7
____________ / И.П. Попова
Приказ №____ от «___» ___________2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География»
7-Б класс
(для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.
г. Азов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 7-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями) разработана на основе типовой программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы.: /Под редакцией В.В. Воронковой.- Москва: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2017. - Сборник. 1; допущенной Министерством образования и науки РФ), в соответствии с
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),
2.Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
Т.М.Лифанова, Е.М.Соломина, География , 7 класс, учебник по географии для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы- 10-е издание, Москва, Просвещение, 2017 год.
Бороздина Т.А.: Уроки географии в 7 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017.
Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь 7 класс Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2017.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная - дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. -Помочь усвоить правила поведения в природе. -Воспитательная-воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах деятельности. -Развивающая – развитие познавательных процессов, развитие умения анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. -Коррекционная- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь. |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)» Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 7-б классе отводится 2 часа в неделю. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 69 часов с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
-осознание единства географического пространства-России как единой среды проживания населяющих её народов;
-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся-к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в
группе;
-владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
Познавательные УУД:
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
-Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму
-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его.
-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Предметные результаты освоения учебного предмета География.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
РАЗДЕЛ 1. Введение. | |
- объяснять, для чего изучают географию России. | - анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию; |
РАЗДЕЛ 2. Особенности природы и хозяйства России. | |
- Знать и понимать: положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; -пояса освещенности, в которых расположена наша страна; -природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря; -природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
| - Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
|
РАЗДЕЛ 3. Природные зоны России. | |
- Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне; Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне; Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; Правила поведения в природе; Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе. | -Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; Делать несложные макеты изучаемых природных зон; Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов |
1. | РАЗДЕЛ - ВВЕДЕНИЕ. | 1 час |
|
2. | РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Практическая работа №1Нанесение изученных объектов на к/к России. Практическая работа 2Составление таблицы «Промышленность» Тестирование по разделу.
| 12 часов |
Практические работы Тест |
3. | РАЗДЕЛ 3 – ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ. Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России. Зона арктических пустынь Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Практическая работа 3Работа с физической картой, картой природных зон. Проверочная работа по теме «Зона арктических пустынь» Зона тундры Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Практическая работа4 «Работа с картой» Тестирование по теме «Зона тундры» Лесная зона Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Значение леса. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. .Практическая работа 5 Типичные животные лесов Практическая работа 6.Нанесение городов на контурные карты. Практическая работа 7 Нанесение на контурные карты изучаемых объектов Тестирование по теме «Лесная зона» Степи Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зоны: Воронеж, Курск, Омск. Города степной зоны: Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Охрана природы зоны степей. Практическая работа 8 Нанесение на контурную карту городов.
Полупустыни и пустыни Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь. Практическая работа 9. Реки и озёра Субтропики Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы . Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи, Новороссийск. Высотная поясность в горах Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Население. Хозяйство. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы. Практическая работа 10.Работа с физической картой. Практическая работа 11. Нанесение городов на контурные карты. Итоговое тестирование.
| 56 часов |
Практическая работа
Проверочная работа
Практическая работа Тестирование
Практические работы Тестирование
Практическая работа
Практическая работа
Практические работы Тестирование |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 «Б» КЛАССЕ (ИН)
№ урока | Содержание учебного материала
| Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
|
| по плану | по факту | ||
РАЗДЕЛ 1. - ВВЕДЕНИЕ – 1 час. | |||||
1. | Введение. Что мы будем изучать. | вводный урок | 1 | 03.09. |
|
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ. - 12 часов. | |||||
2. | Географическое положение России на карте мира. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 04.09. |
|
3. | Европейская и азиатская части России. Практическая работа №1Нанесение изученных объектов на к/к России. | урок решения практических задач | 1 | 10.09. |
|
4. | Административное деление России. | комбинированный урок | 1 | 11.09. |
|
5. | Разнообразие рельефа. | урок-презентация | 1 | 17.09. |
|
6. | Полезные ископаемые, их основные месторождения. | комбинированный урок | 1 | 18.09. |
|
7.
| Климат России. | комбинированный урок | 1 | 24.09. |
|
8. | Водные ресурсы России, их использование. | комбинированный урок | 1 | 25.09. |
|
9. | Население России. Народы России. | комбинированный урок |
1 |
01.10. |
|
10. | Промышленность – основа хозяйства., её отрасли. Практическая работа 2Составление таблицы «Промышленность» | урок решения практических задач | 1 | 02.10. |
|
11. | Сельское хозяйство, его отрасли. | комбинированный урок | 1 | 08.10. |
|
12. | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | комбинированный урок | 1 | 09.10. |
|
13. | Тестирование по разделу. | урок контроля знаний и умений | 1 | 15.10. |
|
РАЗДЕЛ 3. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ - 56часов. | |||||
14. | Размещение природных зон на территории России. | комбинированный урок
| 1 | 16.10.
|
|
15. | Карта природных зон России. Практическая работа 3Работа с физической картой, картой природных зон. | комбинированный урок | 1 | 22.10.
|
|
16. | Зона арктических пустынь. Положение на карте. | комбинированный урок | 1 | 23.10. |
|
17. | Климат. | комбинированный урок | 1 | 05.11. |
|
18. | Растительный и животный мир. | комбинированный урок | 1
| 06.11.
|
|
19. | Население и его основные занятия. | урок актуализации знаний и умений | 1 | 12.11. |
|
20. | Северный морской путь. | комбинированный урок | 1 | 13.11. |
|
21. | Проверочная работа по теме «Зона арктических пустынь» | урок актуализации знаний и умений | 1 | 19.11. |
|
22. | Зона тундры. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | комбинированный урок |
1 | 20.11. |
|
23. | Климат. Водоёмы тундры. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 26.11. |
|
24. | Растительный мир. | комбинированный урок | 1 | 27.11. |
|
25. | Животный мир.Практическая работа4 «Работа с картой» | комбинированный урок | 1 | 03.12. |
|
26. | Хозяйство. население и его основные занятия. | урок решения практических задач
| 1 |
04.12. |
|
27. | Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар. | комбинированный урок | 1 | 10.12. |
|
28. | Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь. | комбинированный урок | 1 | 11.12.
|
|
29. | Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. | комбинированный урок | 1 | 17.12. |
|
30. | Тестирование по теме «Зона тундры» | урок контроля знаний и умений | 1 | 18.12. |
|
31. | Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | комбинированный урок | 1 | 24.12. |
|
32. | Климат. | комбинированный урок | 1 | 25.12. |
|
33. | Реки, озёра, каналы. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.01. |
|
34. | Растительный мир. Хвойные леса (тайга) | комбинированный урок | 1 | 21.01. |
|
35. | Смешанные и лиственные леса. | комбинированный урок | 1 | 22.01. |
|
36. | Животный мир. Практическая работа 5 Типичные животные лесов | урок решения практических задач
| 1 |
28.01. |
|
37. | Пушные звери. Значение леса. | комбинированный урок | 1 | 29.01. |
|
38. | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. | комбинированный урок | 1 | 04.02. |
|
39. | Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | урок комплексного применения знаний и умений | 1 | 05.02. |
|
40. | Города Центральной России. Практическая работа 6.Нанесение городов на контурные карты. | урок решения практических задач
| 1 | 11.02. |
|
41. | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. |
урок овладения новыми знаниями |
1 |
12.02.
|
|
42. | Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 18.02. |
|
43. | Западная Сибирь. | урок овладения новыми знаниями |
1 |
19.02.
|
|
44. | Восточная Сибирь. | комбинированный урок | 1 | 25.02. |
|
45. | Дальний Восток.Практическая работа 7 Нанесение на контурные карты изучаемых объектов | урок решения практических задач
| 1 | 26.02. |
|
46. | Заповедники и заказники Лесной зоны. Охрана леса. | комбинированный урок | 1 | 04.03. |
|
47. | Тестирование по теме «Лесная зона» | урок контроля знаний и умений | 1 | 05.03. |
|
48. | Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | урок- лекция | 1 | 11.03. |
|
49. | Растительный и животный мир. | урок контроля знаний и умений | 1 | 12.03. |
|
50. | Хозяйство. Население и его основные занятия. | урок решения практических задач
|
1 | 18.03. |
|
51. | Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Ростов-на-Дону, Краснодар.Практическая работа 8 Нанесение на контурную карту городов. | урок решения практических задач
| 1 | 19.03. |
|
52. | Охрана природы степей. | комбинированный урок | 1 | 01.04.
|
|
53. | Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 02.04. |
|
54. | Климат. Реки.Практическая работа 9. Реки и озёра. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 08.04. |
|
55. | Растительный и животный мир. | комбинированный урок | 1 | 09.04. |
|
56. | Население и его основные занятия. | комбинированный урок | 1 | 15.04. |
|
57. | Города зоны полупустынь и пустынь. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 16.04. |
|
58. | Зона субтропиков. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые | урок - презентация | 1 | 22.04. |
|
59. | Население и его основные занятия. Города. | комбинированный урок | 1 | 23.04. |
|
60. | Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Практическая работа 10.Работа с физической картой. | урок решения практических задач
| 1 | 29.04. |
|
61. | Особенности природы. | комбинированный урок | 1 | 30.04. |
|
62. | Сельское хозяйство Северного Кавказа. | комбинированный урок | 1 | 06.05. |
|
63. | Города Урала. | комбинированный урок | 1 | 07.05. |
|
64. | Экологические проблемы Урала. | комбинированный урок | 1 | 13.05. |
|
65. | Алтайские горы. | комбинированный урок | 1 | 14.05. |
|
66, 67. | Хозяйство. Население и его основные занятия. | комбинированный урок | 2 | 20.05. 21.05. |
|
68. | Горы Восточной Сибири. Города Восточной Сибири. Практическая работа 11. Нанесение городов на контурные карты | комбинированный урок | 1 | 27.05. |
|
69. | Итоговое тестирование. | урок контроля знаний и умений | 1 | 28.05. |
|