ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 6-б класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями) разработана на основетиповой программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы.: /Под редакцией В.В. Воронковой.- Москва: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2017. - Сборник. 1; допущенной Министерством образования и науки РФ), в соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),
2.Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
Т.М.Лифанова, Е.М.Соломина, География , 6 класс, учебник по географии для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы- 10-е издание, Москва, Просвещение, 2017 год.
Бороздина Т.А.: Уроки географии в 6 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017.
Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь 6 класс Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2017.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательная - дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её разнообразии и сложности протекающих в ней процессов. -Показать особенности взаимодействия человека и природы. -Помочь усвоить правила поведения в природе. -Воспитательная-воспитание гражданственности, интереса к предмету, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах деятельности. -Развивающая – развитие познавательных процессов, развитие умения анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. -Коррекционная- работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета, корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)» Федеральный базисный учебный план предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 6-б классе отводится 2 часа в неделю. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2020-2021 учебный год, утвержденными приказом от _____________ № ______, рабочая программа составлена на 65 часов с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства долга перед Родиной.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях.
-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку,
- Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,
- Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
–формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Предметные результаты освоения учебного предмета География.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |
РАЗДЕЛ 1.Введение. | ||
- объяснять, для чего изучают географию -использоватьразличные источники географической информации (картографические,текстовые, видео- и фотоизображения, для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных задач. | - анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
| |
РАЗДЕЛ 2.Ориентирование на местности. | ||
-Определять горизонт,линию горизонта, стороны горизонта. Пользоваться компасом, знать правила пользования им. Ориентироваться по Солнцу, местным признакам и природным объектам. | - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
| |
РАЗДЕЛ 3.Формы поверхности Земли. | ||
-Называть и показывать равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы, различие по высоте. Землетрясения. Извержение вулканов.
| -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке. | |
Раздел 4. РАЗДЕЛ 4.Вода на Земле. | ||
-Расширение знаний о воде в природе. Роднике, его образован. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки.Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. | -Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
| |
РАЗДЕЛ 5. План и карта. | ||
-читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать условные цвета и знаки географической карты; составлять описания объектов с опорой на карту и картины. | -показать на карте объекты, обозначать их на контурной карте. | |
РАЗДЕЛ 6. Земной шар. | ||
- Давать краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планетах, Форма Земли. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. -Показывать и называть материки на глобусе и карте полушарий - Получить понятие о климате, его отличии от погоды, основных типах климата. Поясах освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. | -Рассказать о Первом кругосветном путешествии, о Первом русском кругосветном путешествии. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи)
| |
РАЗДЕЛ 7. Карта России. | ||
-называть и показывать основные географические объекты России, знать географическое положение нашей Родины на карте мира, моря, омывающие Россию, острова и полуострова, крупнейшие реи, озёра России, уметь наносить на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых России. | -определять географические координаты крайних точек России, направления течения основных рек России, соленость и глубину морей. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел (тема) программы | Количество часов | Система оценки планируемых результатов | ||
РАЗДЕЛ 1. – ВВЕДЕНИЕ. | 4 часа |
| |||
1. | Что изучает география. Наблюдения за изменениями в природе. Явления природы. Географические сведения о вашей местности и труде населения.
|
|
| ||
2. | РАЗДЕЛ 2. – ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. Горизонт. Линии горизонта. Компас. Правила пользования компасом. Ориентирование по местным признакам. Практическая работа №1-Зарисовка линии, сторон горизонта. Практическая работа №2 Схематическая зарисовка компаса. Тестирование по разделу.
| 5 часов |
Практические работы Тест | ||
3. | РАЗДЕЛ 3. – ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. Равнины, холмы. Овраги и их образование. Горы. Извержения вулканов. Практическая работа №3 Зарисовка различных форм земной поверхности.
| 3 часа |
Практическая работа | ||
4. | РАЗДЕЛ 4. – ВОДА НА ЗЕМЛЕ. Вода на Земле. Родник. Колодец. Реи. Части реки. Горные и равнинные реки. Озёра, болота. Океаны и моря. Острова. Водоёмы Ростовской области. Практическая работа №4 Зарисовка реки, озера, родника, болота. Практическая работа №5 Показ на физической карте России различных водоемов. Проверочная работа по разделу.
| 11 часов. |
Практические работы Проверочная работа | ||
5. | РАЗДЕЛ 5. – ПЛАН И КАРТА. Рисунок и план предмета. План и масштаб. Условные знаки. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Практическая работа №6 Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Практическая работа №7 Вычерчивание простейших планов. Тестирование по разделу.
| 8 часов |
Практические работы Тест | ||
6. | РАЗДЕЛ 5. – ЗЕМНОЙ ШАР. Краткие сведения о Земле, Луне, Солнце. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Глобус. Физическая карта полушарий. Первые кругосветные путешествия. Распределение суши и воды на Земле. Понятие о климате. Пояса освещённости. Основные типы климата. Практическая работа №8 Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Практическая работа №9 Оформление таблицы названий океанов и материков. Практическая работа №10 Обозначение на контурной карте материков и океанов. Тестирование по разделу
| 18 часов |
Практические работы Географический диктант Тест | ||
7. | РАЗДЕЛ 7. – КАРТА РОССИИ. Географическое положение России. Сухопутные границы. Морские границы. Моря России. Горы России. Равнины, низменности России. Реки и озёра России. Водоёмы Ростовской области. Практическая работа №11 Обозначение границ России, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. Практическая работа №12 Путешествия по нашей стране (по карте). Проверочная работа по итогам года. | 16 часов. |
Практические работы Проверочная работ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6«Б» КЛАССЕ (ИН)
№ урока | Содержание учебного материала
| Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
|
| По плану | По факту | ||
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ -4 часа. | |||||
1. | Введение. Что изучает география. | вводныйурок | 1 | 04.09. |
|
2. | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | комбинированный урок | 1 | 07.09. |
|
3. | Явления природы. | Урок овладения новыми знаниями | 1 | 11.09. |
|
4. | Географические сведения о вашей местности и труде населения. | комбинированный урок | 1 | 14.09. |
|
РАЗДЕЛ 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ- 5 часов. | |||||
5. | Горизонт. Линия горизонта. | комбинированный урок | 1 | 18.09. |
|
6. | Стороны горизонта. Практическая работа №1-Зарисовка линии, сторон горизонта. | урок решения практических задач | 1 | 21.09. |
|
7. | Компас и правила пользования им. Практическая работа №2 Схематическая зарисовка компаса. | урок решения практических задач | 1 | 25.09. |
|
8.
| Ориентирование по местным признакам природы. | комбинированный урок | 1 | 28.09. |
|
9. | Тестирование по разделу | урок контроля знаний и умений | 1 | 02.10 |
|
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. – 3 часа. | |||||
10. | Равнины, холмы. Овраги, их образование. | комбинированный урок | 1 | 05.10. |
|
11. | Горы. Землетрясения. | комбинированный урок | 1 | 09.10. |
|
12. | Извержения вулканов. Практическая работа №3 Зарисовка различных форм земной поверхности. | урок решения практических задач |
| 12.10. |
|
РАЗДЕЛ 4. ВОДА НА ЗЕМЛЕ.- 11 часов. | |||||
13. | Вода на Земле. | урок-презентация | 1 | 16.10. |
|
14. | Родник, его образование. Колодец, водопровод. | комбинированный урок | 1 | 19.10. |
|
15. | Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. | комбинированный урок | 1 | 23.10. |
|
16. | Как люди используют реки. | урок-презентация | 1 | 06.11. |
|
17. | Озёра, водохранилища, пруды, болота. | комбинированный урок | 1 | 09.11. |
|
18. | Практическая работа №4Зарисовка реки, озера, родника, болота. | урок решения практических задач |
| 13.11. |
|
19. | Океаны и моря. | комбинированный урок | 1 | 16.11. |
|
20. | Острова и полуострова. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 20.11. |
|
21. | Водоёмы Ростовской области. | урок-презентация | 1 | 23.11. |
|
22. | Практическая работа №5 Показ на физической карте России различных водоемов. | урок решения практических задач | 1 | 27.11. |
|
23. | Тестирование по разделу. | урок систематизации и обобщения знаний и умений. | 1 | 30.11. |
|
РАЗДЕЛ 5. ПЛАН И КАРТА. –8 часов. | |||||
24.
| Рисунок и план предмета.
| урок овладения новыми знаниями
урок решения практических задач | 1
1 | 04.12.
07.12. |
|
25. | План и масштаб Практическая работа №6 Вычерчивание простейших планов. | ||||
26. | План класса. План школьного участка. | комбинированный урок | 1 | 11.12. |
|
27. | Условные знаки плана местности. | комбинированный урок | 1 | 14.12. |
|
28. | План и географическая карта. | комбинированный урок | 1 | 18.12. |
|
29. | Практическая работа №7 Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. | урок решения практических задач | 1 | 21.12. |
|
30. | Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. | комбинированный урок | 1 | 25.12. |
|
31. | Тестирование по разделу. | урок контроля знаний и умений | 1 | 11.01. |
|
РАЗДЕЛ 6. ЗЕМНОЙ ШАР. – 18 часов. | |||||
32. | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.01. |
|
33. | Земля – планета. | комбинированный урок | 1 | 18.01. |
|
34. | Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель Земли | урок овладения новыми знаниями | 1 | 22.01. |
|
35. | Практическая работа №8Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. | урок решения практических задач | 1 | 25.01. |
|
36. | Физическая карта полушарий. | комбинированный урок | 1 | 29.01. |
|
37. | Распределение воды и суши на Земле. | комбинированный урок | 1 | 01.02. |
|
38. | Практическая работа №9Оформление таблицы названий океанов и материков. | урок решения практических задач | 1 | 05.02. |
|
39. | Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. | комбинированный урок | 1 |
08.02. |
|
40. | Практическая работа №10 Обозначение на контурной карте материков и океанов | урок решения практических задач | 1 | 12.02. |
|
41. | Первые кругосветные путешествия. | урок коррекции знаний, умений и навыков. | 1 | 15.02. |
|
42. | Значение Солнца для жизни на Земле. | комбинированный урок | 1 | 19.02. |
|
43. | Различие в освещении и нагревании Земли. | комбинированный урок | 1 | 22.02. |
|
44. | Понятие о климате, его отличие от погоды. | комбинированный урок | 1 | 26.02. |
|
45. | Основные типы климата. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 01.03. |
|
46. | Пояса освещённости. | урок актуализации знаний и умений | 1 | 05.03. |
|
47. | Природа тропического пояса. | комбинированный урок | 1 | 12.03. |
|
48. | Природа умеренных и холодных поясов. | комбинированный урок |
| 15.03. |
|
49. | Тестирование по разделу. | урок контроля знаний и умений |
| 19.03. |
|
РАЗДЕЛ 7. КАРТА РОССИИ. – 16 часов. | |||||
50. | Географическое положение России. Границы России. Сухопутные границы. | комбинированный урок | 1 | 29.03. |
|
51. | Границы России. Сухопутные границы. | комбинированный урок | 1 | 02.04. |
|
52. | Практическая работа №11 Обозначение границ России, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России. | урок решения практических задач | 1 | 05.04. |
|
53. | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. | комбинированный урок | 1 | 09.04. |
|
54. | Моря Северного Ледовитого океана. | комбинированный урок | 1 | 12.04. |
|
55. | Моря Тихого океана. | комбинированный урок | 1 | 16.04. |
|
56. | Моря Атлантического океана. | комбинированный урок | 1 | 19.04. |
|
57. | Острова и полуострова России. | комбинированный урок | 1 | 23.04. |
|
58. | Поверхность нашей страны. Горы: Кавказ, Урал, Алтай. | комбинированный урок | 1 | 26.04. |
|
59. | Низменности, возвышенности, плоскогорья. | комбинированный урок | 1 | 30.04. |
|
60. | Горы: Кавказ, Урал, Алтай | комбинированный урок | 1 | 07.05. |
|
61. | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | комбинированный урок | 1 | 14.05. |
|
62, 63. | Реки России. | комбинированный урок | 2 | 17.05. 21.05. |
|
64. | Озёра России. .Практическая работа №12 Путешествия по нашей стране. | урок решения практических задач | 1 | 24.05. |
|
65. | Ростовская область на карте России. Итоговое тестирование. | урок обобщения и повторения | 1 | 28.05. |
|
5