ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по географии в 6 «Б» классе(обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)), составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 26.07.2019 года);
2.Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 30.08.2016 года № 237 с изменениями от 30.08.2019 года.
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81, в ред. изменений, утв.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 года № 8).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельностьпо адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год.
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
Учебно-методического комплекса: авторская программа по географии для 6-9 классов под ред. С.В.Курчиной, учебника по географии для 6 класса «География. Начальный курс», Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, 5-е издание, стереотипное, М.: Дрофа, 2018г, включённого в Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательные: -знакомство с основными географическими понятиями физической географии, планом, картой, различием карт по содержанию, основными географическими открытиями, географическими оболочками и их взаимосвязями. -Воспитательные: -воспитание любви к природе, окружающей среде, своей стране, интереса к предмету, положительного отношения к учёбе, экологическую культуру. -Развивающие: - развитие интеллектуальных особенностей личности; различие способности личности справляться с различными задачами;развитие коммуникативной компетенции учащихся. -Коррекционные: работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА |
Предмет «География» является составной частью предметной области «Естественно-научные предметы (Естествознание)» Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета «География» в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 6-б классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2019-2020 учебный год, утвержденным приказом № ___ от 30.08.2019, рабочая программа составлена на 68 часов в год с учетом выходных и праздничных дней.
|
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. При изучении различных оболочек Земли отводится время на региональный компонент. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Ученикнаучится | Ученик получит возможность научиться | ||
Раздел 1. Введение. | |||
-умению работать с новым учебником, контурной картой и атласом; -умению осознано строить рассказ о великих открытиях Земли. | -воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ.
| ||
Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли. | |||
-определять своё местоположение на местности при помощи приборов и правил ориентирования, расстояния на карте и плане при помощи масштаба. -определять географические координаты пунктов, абсолютные и относительные высоты. | -читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; - создавать простейшие географические карты различного содержания.
| ||
Раздел 3.Строение Земли. Земные оболочки. | |||
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; -называть и показывать основные географические литосферы, гидросферы, биосферы. - проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков. | -использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими оболочками, процессами и явлениями.
| ||
Раздел 4. Население Земли. | |||
-называть основные расы и народы мира; - проводить расчеты демографических показателей; -объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям. | -самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения. | ||
Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. | |||
-описывать процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение; -определять изменения в природе . | -прогнозировать изменения в природе в результате деятельности человека. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту основных маршрутов путешественников» Практическая работа№2. «Составление схемы Солнечной системы» Тестирование по разделу «Введение» | 4 часа |
Знакомство с курсом географии 6 класса. Работа с картой путешествий и открытий. Составление таблицы «Основные географические открытия». Ответы на вопросы учителя, учебника. Просмотр презентации. Работа со схемой «Солнечная система», выполнение практической работы, ответы на вопросы контрольного тестирования по разделу.
|
1.
2. | РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ. План местности Практическая работа№3 «Условные знаки» Практическая работа №4 «Составление плана своей местности» Географическая карта. Практическая работа№5 «Определение географических координат» Практическая работа №6 «Изображение на физических картах высот и глубин» Контрольная работа по разделу «Виды изображений земной поверхности» | 16 часов |
Знакомство с формой и размерами Земли. Формирование понятий «план», «географическая карта». Изучение основных видов географических карт, условных знаков карт и планов. Составление таблицы «План и карта». Знакомство с понятиями «параллель», «меридиан», «градусная сеть», «географические координаты». Работа с картой по определению географических координат определённых точек, изображению на физических картах высот и глубин. Выполнение практических работ и контрольной работы по разделу «Виды изображений поверхности земли». |
| РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ. Литосфера. Практическая работа №7 Сравнительная характеристика горных пород» Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту сейсмически активных поясов» Формы рельефа земной коры. Практическая работа№9 «Главные равнины и горы мира» Практическая работа №10 «Рельеф дна океанов» Тестирование по теме «Формы рельефа земной коры» Гидросфера. Практическая работа№11 «Круговороты воды» Мировой океан. Практическая работа №12 «Нанесение на контурную карту основных течений» Тестирование по теме «Мировой океан» Воды суши. Практическая работа №13 «Составление характеристики реки» Практическая работа№14 «Реки Ростовской области» Тестирование по теме«Воды суши» Атмосфера. Практическая работа №15 «Изучение годового хода температур» Практическая работа№16 «Изучение явлений природы» Практическая работа№17 «Составление характеристики климата Ростовской области» Тестирование по теме «Атмосфера» Биосфера. Практическая работа№18 «Природные зоны Ростовской области» Тестирование по разделу «Строение Земли. Земныеоболочки» |
42 часа |
Закрепление и расширение знаний об основных оболочках Земли. Знакомство с внутренним строением Земли, используя схемы в атласах и учебниках, просмотр презентаций и видеофильмов о землетрясениях и вулканах. Формирование понятий «горы», «равнины». Работа с атласом и контурными картами. Нанесение на контурные карты основных равнин и гор планеты. Выполнение практических работ по темам «Воды суши», «Атмосфера». Знакомство с составом и значением атмосферы для жизни человека. Работа с климатическими картами и картой океанов. Нанесение на контурные карты главных речных систем мира, а также морей, заливов и проливов. Формирование понятия о взаимосвязях всех оболочек Земли. Работа с учебником. Ответы на вопросы. Формирование понятия «атмосферное давление» Выполнение письменного задания по вычислению давления при подъёме в горы, работа с календарём погоды. Работа с физической картой России климатической карте по определению географического положения Ростовской области, формирование представления о климате Ростовской области. Работа с картосхемами, анализ картосхемы «Зависимость климата местности от её положения по отношению к океанам» Просмотр презентации на тему «Организмы на Земле», распределение организмов широтной зональности и высотной зональности. Знакомство с природными зонами Земли, работа с картами природных зон, работа с текстом учебника об особенностях распространения живых организмов. Формирование представлений и жизни в океане, работа с учебником, составление таблицы «Жизнь в океане» Изучение воздействия организмов на атмосферу, гидросферу, литосферу, знакомство с понятием «почва». Выполнение практических работ, ответы на вопросы тестирования по темам и разделу. |
| РАЗДЕЛ 4.НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ. Практическая работа№19 «Нанесение на контурную карту крупных городов»
| 4 часа | Работа с политической картой мира. Формирование понятия о численности населения мира. Работа в тетради. Составление схемы «Расовый состав». Выполнение практической работы. |
| РАЗДЕЛ 5.ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫНА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Итоговое тестирование. | 2 часа | Изучение стихийных явлений, происходящих в атмосфере, гидросфере, литосфере и их последствий. Работа с учебником. Просмотр видеосюжетов и презентаций, работа с тестами. |
Формы организации учебных занятий.
-Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
-Урок овладения новыми знаниями или формирование первоначальных навыков.
-Урок комплексного применения знаний и умений.
-Урок актуализации знаний и умений.
-Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
-Урок контроля знаний и умений.
-Урок коррекции знаний, умений и навыков.
-Урок комбинированный.
-Урок решения практических задач.
-Интегрированный урок.
-Урок-презентация.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
№ п/п | Название контрольных работ | Дата проведения |
1 | Тестирование по разделу «Введение» | 13.09. |
2 | Тестирование по теме «План местности» | 08.10. |
3 | Контрольная работа по разделу «Виды изображений земной поверхности» | 19.11. |
4 | Тестирование по теме «Формы рельефа земной коры» | 17.12. |
5 | Тестирование по теме «Мировой океан» | 28.01. |
6 | Тестирование по теме «Воды суши» | 25.02. |
7 | Тестирование по теме «Атмосфера» | 17.04. |
8 | Тестирование по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 08.05. |
9 | Итоговое тестирование. | 29.05. |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ п/п | Название практических работ | Дата проведения |
1 | Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту основных маршрутов путешественников» | 06.09. |
2 | Практическая работа№2. «Составление схемы Солнечной системы» | 10.09. |
3 | Практическая работа№3 «Условныезнаки» | 24.09. |
4 | Практическая работа №4 «Составление плана своей местности» | 04.10. |
5 | Практическая работа№5 «Определение географических координат» | 08.11. |
6 | Практическая работа №6 «Изображение на физических картах высот и глубин» | 12.11. |
7 | Практическая работа №7 Сравнительная характеристика горных пород» | 26.11. |
8 | Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту сейсмически активных поясов» | 03.12. |
9 | Практическая работа№9 «Главные равнины и горы мира» | 10.12. |
10 | Практическая работа №10 «Рельеф дна океанов» | 13.12. |
11 | Практическая работа№11 «Круговоротыводы» | 24.12. |
12 | Практическая работа №12 «Нанесение на контурную карту основных течений» | 21.01. |
13 | Практическая работа №13 «Составление характеристики реки» | 04.02. |
14 | Практическая работа№14 «Реки Ростовской области» | 18.02. |
15 | Практическая работа №15 «Изучение годового хода температур» | 06.03. |
16 | Практическая работа№16 «Изучение явлений природы» | 31.03. |
17 | Практическая работа№17 «Составление характеристики климата Ростовской области» | 07.04. |
18 | Практическая работа№18 «Природные зоны Ростовской области» | 24.04. |
19 | Практическая работа№19 «Нанесение на контурную карту крупных городов» | 19.05. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 «Б» КЛАССЕ.
№ урока | Содержание учебного материала
| Форма организации учебных занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
| по плану | по факту | |||
РАЗДЕЛ 1.Введение -4 часа. | |||||
1. | Открытие, изучение и преобразование Земли. | вводный урок | 1 | 03.09. |
|
2. | Открытие, изучение и преобразование Земли. Практическая работа №1 Нанесение на контурную карту основных маршрутов путешественников. | урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. | 1 | 06.09. |
|
3. | Земля- планета солнечной системы. Практическая работа№2. «СоставлениесхемыСолнечнойсистемы» | урок решения практических задач | 1 | 10.09. |
|
4. | Тестированиепоразделу «Введение». | урок контроля знаний и умений |
| 13.09. |
|
Раздел 2.Виды изображений поверхности Земли-16 часов. | |||||
5. | План местности. Понятие о плане местности. | урок овладения новыми знаниями |
1 |
17.09. |
|
6. | Масштаб. | Комбинированный урок | 1 | 20.09. |
|
7. | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа№3 «Условные знаки». | урок решения практических задач | 1 |
24.09. |
|
8. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 27.09. |
|
9. | Составлениепростейшихплановместности | комбинированный урок | 1 | 01.10. |
|
10. | Практическая работа №4 «Составление плана своей местности». | урок решения практических задач | 1 | 04.10. |
|
11. | Тестирование по теме «План местности». | урок контроля знаний и умений | 1 | 08.10. |
|
12. | Географическая карта. Форма и размеры Земли. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 11.10. |
|
13. | Географическая карта. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 15.10. |
|
14. | Градусная сеть на глобусе и карте. | Комбинированный урок | 1 | 18.10. |
|
15. | Географическая широта. | комбинированный урок | 1 | 22.10. |
|
16. | Географическая долгота. | Комбинированный урок | 1 | 25.10. |
|
17. | Географические координаты. Практическая работа№5 «Определение географических координат». | урок решения практических задач | 1 | 08.11. |
|
18. | Практическая работа №6 «Изображение на физических картах высот и глубин». | урок решения практических задач | 1 | 12.11. |
|
19. | Значение планов местности и географических карт. | комбинированный урок | 1 | 15.11. |
|
20. | Контрольная работа по разделу «Виды изображений земной поверхности». | урок контроля знаний и умений | 1 | 19.11. |
|
Раздел 3.Строение Земли. Земные оболочки-42 часа. | |||||
21. | Литосфера. Земля и её внутреннее строение. | урок овладения новыми знаниями |
1 | 22.11. |
|
22. | Горные породы и минералы. Практическая работа №7 Сравнительная характеристика горных пород». | урок решения практических задач | 1 | 26.11. |
|
23. | Движенияземнойкоры. | комбинированный урок | 1 | 29.11. |
|
24. | Вулканы, горячие источники , гейзеры . Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту сейсмически активных поясов». | Урок решения практических задач | 1 | 03.12. |
|
25. | Формы рельефа земной коры . Рельеф суши. Горы. | комбинированный урок |
1 | 06.12. |
|
26. | Равнины суши. Практическая работа№9 «Главные равнины и горы мира». | урок решения практических задач | 1 | 10.12. |
|
27. | Рельеф дна Мирового океана. Практическая работа №10 «Рельеф дна океанов». | урок решения практических задач | 1 | 13.12. |
|
28. | Тестирование по теме «Формы рельефа земной коры». | урок контроля знаний | 1 | 17.12. |
|
29. | Гидросфера. Вода на Земле | комбинированный урок | 1
| 20.12. |
|
30. | Мировой круговорот воды в природе. Практическая работа№11 «Круговоротыводы». | урок решения практических задач | 1 | 24.12. |
|
31. | Мировой океан. Части Мирового океана. | урок овладения новыми знаниями | 1 | 27.12. |
|
32. | Некоторые свойства океанических вод. | комбинированный урок | 1 | 14.01. |
|
33. | Волны в океане. | комбинированный урок | 1 | 17.01. |
|
34. | Океанические течения. Практическая работа №12«Нанесение на контурную карту основных течений». | урок решения практических задач | 1 | 21.01. |
|
35. | Изучение Мирового океана. | урок-исследование | 1 | 24.01. |
|
36. | Тестирование по теме «Мировой океан» | урок контроля знаний и умений | 1 | 28.01. |
|
37. | Воды суши.
Подземные воды. | урок овладения новыми знаниями
|
1 |
31.01. |
|
38. | Реки. Практическая работа №13 «Составление характеристики реки». | урок решения практических задач | 1 | 04.02. |
|
39. | Питание и режим рек. | комбинированный урок | 1 | 07.02. |
|
40. | Озёра. | комбинированный урок | 1 | 11.02. |
|
41. | Ледники. | комбинированный урок | 1 | 14.02. |
|
42. | Искусственные водоёмы. Водоёмы Ростовской области. Практическая работа№14 «Реки Ростовской области». | урок решения практических задач | 1 | 18.02. |
|
43. | Загрязнение гидросферы. | урок-исследование | 1 | 21.02. |
|
44. | Тестирование по теме «Воды суши». | Урок контроля знаний и умений | 1 | 25.02. |
|
45. | Атмосфера. Атмосфера:Строение, значение, изучение. | урок овладения новыми знаниями
|
1 |
28.02. |
|
46. | Температура воздуха. | комбинированный урок | 1 | 03.03. |
|
47. | Годовой ход температуры воздуха. Практическая работа №15 «Изучение годового хода температур» | урок решения практических задач |
| 06.03. |
|
48. | Атмосферное давление. | комбинированный урок | 1 | 10.03. |
|
49. | Ветер. | комбинированный урок | 1 | 13.03. |
|
50. | Водяной пар в атмосфере. Облака. | комбинированный урок | 1 | 17.03. |
|
51. | Атмосферные осадки. | комбинированный урок | 1 | 20.03. |
|
52. | Погода. Практическая работа№16 «Изучение явлений природы» | урок решения практических задач | 1 | 31.03. |
|
53. | Климат. | Комбинированный урок | 1 | 03.04. |
|
54. | Климат Ростовской области. Практическая работа№17 «Составление характеристики климата Ростовской области». | урок решения практических задач | 1
| 07.04. |
|
55. | Распределение солнечного тепла и света на Земле. | урок актуализации знаний и умений | 1 | 10.04. |
|
56. | Причины, влияющие на климат. | урок коррекции знаний, умений и навыков | 1 | 14.04. |
|
57. | Тестирование по теме «Атмосфера». | урок контроля знаний и умений | 1 | 17.04. |
|
58. | Биосфера. Разнообразие и распределение организмов на Земле. | комбинированный урок |
1 | 21.04. |
|
59. | Природные зоны Земли. Практическая работа№18 «Природные зоны Ростовской области». | урок решения практических задач | 1 | 24.04. |
|
60. | Природный комплекс. | урок овладения новыми знаниями
| 1 | 28.04. |
|
61. | Воздействие организмов на земные оболочки. | комбинированный урок | 1 | 08.05. |
|
62. | Тестирование по разделу «Строение Земли. Земныеоболочки» | урок контроля знаний и умений | 1 | 12.05. |
|
Раздел 4. НаселениеЗемли-4часа.
| |||||
63. | Человечество – единый биологический вид. | Урок овладения новыми знаниями
| 1 | 15.05. |
|
64. | Численность населения Земли. | комбинированный урок | 1 | 19.05. |
|
65. | Основные типы населённых пунктов .Практическая работа№19 «Нанесение на контурную карту крупных городов» | урок овладения новыми знаниями
| 1 | 22.05. |
|
66. | Человек – часть биосферы. | комбинированный урок |
| 26.05. |
|
Раздел 5.Влияние природы на жизнь и здоровье человека-1 час.
| |||||
67. | Стихийные природные явления.Тестирование. | комбинированный урок | 1 | 29.05. |
|