«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"

Настоящая Рабочая учебная программа по дисциплине «Менеджмент» разработана в соответствии с Типовой учебной программой по специальности 0814000 «Технология полимерного производства» регистрационный № 545 от 18 сентября 2013 года.

Программа дисциплины предусматривает изучение практического содержания управления организацией во всех его проявлениях, формирует комплекс знаний об управлении, вырабатывает конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности. Изучение предмета будет способствовать комплексному овладению знаниями по управлению организацией в условиях развития рыночных отношений.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

Павлодар технологиялық колледжі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский технологический колледж


Бекiтемiн Дир. ОI жөнiндегi орынбасары

__________ Ш.У.Бектурганова 2016 ж. «____»_________________


Оқу жұмыс бағдарламасы

Рабочая учебная программа


Оқытушы Иманбаева Акмарал Мерекеновна

Преподавателя

Жұмыс бағдарламасы Менеджмент пәні бойнша жұмыс бағдарламасы типтiк бағдарлама негізінде құрастырылған.

Рабочая программа разработана на основании типовой программы по дисциплине Менеджмент

2013 ж. «18» қырқүйек тіркеу № 545

Регистрационный № 545 от 18 сентября 2013 г

0814000__Полимер өндіру технологиясы __ мамандығы

Для специальности 0814000 Технология полимерного производства


Оқыту сағаттарын бөлу

Распределение учебного времени

курс

Барлық сағат/всего часов

Оның ішінде/из них

Теориялық сабақ/теоретических ханятий

Зертхана жұмысы/лабораторные работы

Тәжірибе сабағы/практические занятия

Курстық жұмыстар/

курсовых работ

Сем.№1

Сем.№2

Сем.№1

Сем.№2

Сем.№1

Сем.№2

Сем.№1

Сем.№2

II

32

32









Топтарда оқылатын пән

Предмет изучается в группах

Оқу жылы/учебный год

Курстың нөмірі/номер курса

Топтың шифрі/шифр группы

2016-2017

II

ПП-21


Социально – экономических

дисциплин циклдiк – әдiстемелiк

Комиссиясы отырысында қаралды

2016 ж. «_» ________ № _ хаттама

ЦӘК төрайымы ______/Байтлесова Д.Т./


СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

3

2

Тематический план

4

3

Содержание учебной программы

6

4

Цели дидактического процесса

12

5

Контрольные задания




17

6

Литература

25


































  1. Пояснительная записка


Настоящая Рабочая учебная программа по дисциплине «Менеджмент» разработана в соответствии с Типовой учебной программой по специальности 0814000 «Технология полимерного производства» регистрационный № 545 от 18 сентября 2013 года.

Программа дисциплины предусматривает изучение практического содержания управления организацией во всех его проявлениях, формирует комплекс знаний об управлении, вырабатывает конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности. Изучение предмета будет способствовать комплексному овладению знаниями по управлению организацией в условиях развития рыночных отношений.

Особое внимание уделяется практической стороне обучения, за счет чего обеспечивается тесная связь теории с практикой управления.

На изучение дисциплины по рабочей программе отводится – 32 часов, их них на изучение теории – 32.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны иметь представление о современной теории менеджмента. В рамках дисциплины ставится задача развития у учащихся системного мышления, умений критического анализа, формирования навыков организационной деятельности.

В результате изучения предмета обучающиеся должны

знать:

- современные требования к структуре управления фирмы;

- документы, определяющие права, обязанности и ответственность менеджеров;

- сущность и выгоды стратегического планирования;

- качества менеджера, структуру личности, мотивы поведения и деятельности, основные типы темперамента личности и особенности их поведения и деятельности;

- причины конфликтных ситуаций и пути их разрешения;

- технологию принятия решений, материальное стимулирование.

уметь:

- применять полученные знания по основам менеджмента с целью решения технических, экономических, организационных и социальных задач, стоящих перед коллективом;

- вырабатывать соответствующий стиль руководств, приобретать авторитет, владеть приемами профессиональной этики, культуры речи, делегировать полномочия, определять типы темперамента личности подчиненных с целью выработки индивидуального подхода к ним, выделять неформальных лидеров коллектива и влиять на них, решать конфликтные ситуации, контролировать и оценивать подчиненных;

- ставить цели и задачи перед коллективом, принимать решения в различных ситуациях.



  1. Тематический план


Сабақтың №

урока

Бөліммен тақараптың №

раздела темы



Бөлімдер мен тақырыптардың аттары

Наименование раздела и темы урока

Сағат саны

Кол-во часов

Барлығы

Всего

Теоретические


Тәжиреб

Практические


I.

Сущность менеджмента. Объект управления.

8

8


1.

1.1.

Менеджмент, как вид деятельности в системе управления..

2

2


2

1.1.1.

Эволюция развития менеджмента

2

2


3

1.2.

Зарубежный опыт подготовки менеджеров

2

2


4

1.3.

Фирма (предприятие) как объект управления

2

2



II.

Функции и процесс менеджмента

18

18


5.

2.1.

Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента

2

2


6.

2.2.

Организация и полномочия. Власть и личное влияние

2

2


7

2.3.

Контроль в системе менеджмента

2

2


8

2.4.

Мотивация деятельности в системе менеджмента

2

2


9

2.5.

Модель эффективного руководителя

2

2


10

2.6.

Групповая динамика

2

2


11

2.7.

Коммуникации в организации

2

2


12

2.8.

Теория принятия управленческих решений

2

2


13

2.9.

Управление персоналом предприятия и формирование кадровой политики

2

2



III.

Этика и культура управленческой деятельности

6

6


14

3.1.

Культура предпринимательства

2

2


15

3.2.

Проявление личности в деятельности и в общении

2

2


16

3.3.

Этика и культура взаимоотношений

2

2




ИТОГО

32

32

















3. Содержание учебной программы

Раздел 1 Сущность менеджмента. Объект управления.


Тема 1.1 Менеджмент, как вид деятельности в системе управления.

Понятие «менеджер», иерархия менеджмента, стратегия и основные направления эффективного современного управления. Менеджмент как система принятия комплекса управленческих решений по эффективному функционированию организации. Критический анализ и конструктивный синтез в процессе управления. Применение основных положений, составляющих основу менеджмента, при изучении экономических дисциплин.

Тема 1.1.1 Эволюция развития менеджмента.

Школы управления – школа научного управления (концепция Ф.В. Тейлора), административная школа (француз А. Файоль), школа человеческих отношений (Э. Мэйо), школа науки управления.


Тема 1.2 Зарубежный опыт подготовки менеджеров

Различия в подходах японской и американской моделей менеджмента. Подготовка специалистов в сфере управления и бизнеса в Казахстане и за рубежом.


Тема 1.3. Фирма (предприятие) как объект управления

Системное изучение предприятия и управления им. Подсистема управления. Структура организации, ее элементы. Виды структур: линейная, функциональная, матричная, смешанная, дивизиональная. Внутренняя и внешняя среда предприятия.


Раздел 2 Функции в процессе менеджмента.


Тема 2.1 Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента.

Сущность и этапы планирования. Оценка и анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегических альтернатив.

Тема 2.2 Организация и полномочия. Власть и личное влияние.

Понятие и проблемы делегирования ответственности, виды полномочий. Регламентирование и нормирование управленческой деятельности. Понятие лидерства и власти. Баланс власти. Формы власти и влияния.


Тема 2.3 Контроль в системе менеджмента

Необходимость контроля. Разновидности, процесс, этапы и характеристики контроля. Информационное обеспечение контроля.


Тема 2.4 Мотивация деятельности в системе менеджмента

Современные теории мотивации. Потребность и вознаграждение. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивация и компенсация.


Тема 2.5 Модель эффективного руководителя

Тип руководителей. Черты современного менеджера. «Решетка менеджмента». Понятие стиля руководства и подходы к выделению стилей руководства. Стиль, ориентированный на реальность – самый эффективный стиль руководства. Выработка ценных установок. Жизненная позиция.


Тема 2.6 Групповая динамика

Понятие группы. Развитие неформальных организаций. Факторы, влияющие на эффективность работы групп. Горизонтальное и вертикальное деление труда, предпринимательство в системе менеджмента.

Тема 2.7 Коммуникации в организации

Понятие коммуникаций, элементов и этапов коммуникационного процесса. Информационные перегрузки, искажение сообщений. Обратная связь. Пути совершенствования коммуникации в организациях. Становление базы данных в Республике Казахстан по различным аспектам рыночной экономики.


Тема 2.8 Теория принятия управленческих решений

Понятие управленческого решения. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Построение алгоритма принятия рационального решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений, качество управленческих решений, качество управленческих решений и пути повышения. Модели и методы принятия решений.

Тема 2.9 Управление персоналом предприятия и формирование кадровой политики

Блоки системы управления персоналом. – организация, подбор персонала, переговоры, заключение контрактов, процесс обучения, повышение квалификации, тренировка, переаттестация. Организация условий труда и отдыха, предотвращение и разрешение конфликтов, перевод и увольнение, эффективность исполнений заданий в срок, в полном объеме и соответствующего качества.

Раздел 3 Этика и культура управленческой деятельности


Тема 3.1 Культура предпринимательства

Культура предпринимательства как потенциальная проблема. Корпоративная культура и успех предприятия. Взаимосвязь между культурой предпринимательства и стратегией развития предприятия. Социальная и юридическая ответственность. Культура основных видов управленческих работ.


Тема 3.2 Проявление личности в деятельности и в общении

Понятие личности и коллектива. Структура личности. Потребности, как источник активности личности. Основные типы темперамента личности, особенности их поведения. \интеллектуальный склад личности и способность к общению. Стресс.


Тема 3.3 Этика и культура взаимоотношений

Внешний атрибуты, манера поведения, культура речи, этика обращения с людьми. Воспитание уверенности в себе. Противодействие стрессовым состояниям. Культура досуга и здоровый образ жизни. Бизнес и деловая этика. Концепция деловой этики.










4. Цели дидактического процесса

Кол-во часов


Основные вопросы, темы

Цели дидактического процесса

Состав методического комплекса

Представления

(обучающийся должен иметь представление)

Знания

(обучающийся должен знать)

Умения

(обучающийся должен уметь)

Навыки

(обучающийся должен владеть навыками


1

8

Раздел 1 Сущность менеджмента. Объект управления.




Менеджмент, как вид деятельности в системе управления. Эволюция развития менеджмента. Зарубежный опыт подготовки менеджеров.

Фирма (предприятие) как объект управления


Понятия о менеджменте, менеджере, организация, структура организации, эволюция менеджмента

Школы менеджмента, виды организационной структуры, японскую и американскую модели менеджмента

Различия в подходах японской и американской моделей менеджмента, выделять внешнюю и внутреннюю среду организации

Разрабатывать дерево целей

Учебник, лекция

2

18

Раздел 2 Функции в процессе менеджмента.





Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента.

Организация и полномочия. Власть и личное влияние. Контроль в системе менеджмента

Мотивация деятельности в системе менеджмента

Модель эффективного руководителя

Групповая динамика

Коммуникации в организации

Теория принятия управленческих решений

Управление персоналом предприятия и формирование кадровой политики


Понятия о функциях менеджмента, планировании, лидерстве и власти, контроле, мотивации, стилях руководства, коммуникациях, управленческих решениях

Основы организации работы коллектива исполнителей, особенности менеджмента в области профессиональной деятельности, сущность и этапы планирования, формы власти и влияния, этапы контроля, современные теории мотивации, этапы коммуникационного процесса, модели и методы принятия решений, систему управления персоналом

Давать оценку деловым и межличностным отношениям в коллективе, использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность

Осуществление различных видов деятельности, применять правила делового стиля

Учебник, лекция,

3

6

Раздел 3 Этика и культура управленческой деятельности




Культура предпринимательства, проявление личности в деятельности и в общении, этика и культура взаимоотношений


Понятия о культуре предпринимательства, потребностях, стрессе, деловой этике

Структуру личности, типы темперамента личности, культуру речи, манеру поведения, культуру досуг

Определять основные типы темперамента личности

Применение знаний этики делового общения, правил делового стиля

Учебник, лекции,







5. Контрольные задания

Раздел 1 Сущность менеджмента. Объект управления.


Тема 1.1 Менеджмент, как вид деятельности в системе управления.

  1. Понятие «менеджер», иерархия менеджмента.

  2. стратегия и основные направления эффективного современного управления.

  3. Менеджмент как система.

Тема 1.1.1 Эволюция развития менеджмента.

  1. Школа научного управления (концепция Ф.В. Тейлора).

  2. Административная школа (француз А. Файоль).

  3. Школа человеческих отношений (Э. Мэйо).

  4. Школа науки управления.


Тема 1.2 Зарубежный опыт подготовки менеджеров

  1. Различия в подходах японской и американской моделей менеджмента.

  2. Подготовка специалистов в сфере управления и бизнеса в Казахстане и за рубежом.


Тема 1.3. Фирма (предприятие) как объект управления

  1. Системное изучение предприятия и управления им.

  2. Подсистема управления.

  3. Структура организации, ее элементы.

  4. Виды структур: линейная, функциональная, матричная, смешанная, дивизиональная.

  5. Внутренняя и внешняя среда предприятия.


Раздел 2 Функции в процессе менеджмента.


Тема 2.1 Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента.

  1. Сущность и этапы планирования.

  2. Оценка и анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегических альтернатив.

Тема 2.2 Организация и полномочия. Власть и личное влияние.

  1. Понятие и проблемы делегирования ответственности, виды полномочий.

  2. Регламентирование и нормирование управленческой деятельности.

  3. Понятие лидерства и власти. Баланс власти.

  4. Формы власти и влияния.


Тема 2.3 Контроль в системе менеджмента

  1. Необходимость контроля.

  2. Разновидности, процесс, этапы и характеристики контроля.

  3. Информационное обеспечение контроля.


Тема 2.4 Мотивация деятельности в системе менеджмента

  1. Современные теории мотивации.

  2. Потребность и вознаграждение.

  3. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

  4. Мотивация и компенсация.


Тема 2.5 Модель эффективного руководителя

  1. Тип руководителей.

  2. Черты современного менеджера. «Решетка менеджмента».

  3. Понятие стиля руководства и подходы к выделению стилей руководства.

  4. Стиль, ориентированный на реальность – самый эффективный стиль руководства.

Тема 2.6 Групповая динамика

  1. Понятие группы. Развитие неформальных организаций.

  2. Факторы, влияющие на эффективность работы групп.

  3. Горизонтальное и вертикальное деление труда.

  4. Предпринимательство в системе менеджмента.

Тема 2.7 Коммуникации в организации

  1. Коммуникация. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

  2. Информационные перегрузки, искажение сообщений. Обратная связь.

  3. Пути совершенствования коммуникации в организациях.

Тема 2.8 Теория принятия управленческих решений

  1. Понятие управленческого решения.

  2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

  3. Построение алгоритма принятия рационального решения.

  4. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений, качество управленческих решений,

  5. Модели и методы принятия решений.

Тема 2.9 Управление персоналом предприятия и формирование кадровой политики

  1. Блоки системы управления персоналом.

  2. Организация условий труда и отдыха.

  3. Предотвращение и разрешение конфликтов, перевод и увольнение.

  4. Эффективность исполнений заданий в срок, в полном объеме и соответствующего качества.

Раздел 3 Этика и культура управленческой деятельности


Тема 3.1 Культура предпринимательства

  1. Культура предпринимательства как потенциальная проблема.

  2. Корпоративная культура и успех предприятия.

  3. Взаимосвязь между культурой предпринимательства и стратегией развития предприятия.

  4. Социальная и юридическая ответственность.

  5. Культура основных видов управленческих работ.


Тема 3.2 Проявление личности в деятельности и в общении

  1. Понятие личности и коллектива. Структура личности.

  2. Потребности, как источник активности личности.

  3. Основные типы темперамента личности, особенности их поведения.

  4. Интеллектуальный склад личности и способность к общению.

  5. Стресс.


Тема 3.3 Этика и культура взаимоотношений

  1. Внешний атрибуты: манера поведения, культура речи, этика обращения с людьми.

  2. Воспитание уверенности в себе. Противодействие стрессовым состояниям.

  3. Культура досуга и здоровый образ жизни.

  4. Бизнес и деловая этика. Концепция деловой этики.












6. Литература и средства обучения


1. Басовский. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002

2. А.К. Бельгибаев Менеджмент, Алматы, 2005

3. М.Мескон. М. Альберт. Ф. Хедоури Основы менеджмента М.: Дело, 1997

4.С. К. Дамитов Основы современного менеджмента Алматы, 2012

5. А. К. Казанцева, В.И. Маскон Основы менеджмента

6. С. К. Дамитов Основы современного менеджмента Алматы ,2012

7. Менеджмент Учебник Москва, Юриспруденция, 2008

8. Конституция Республики Казахстан

9.Закон о предприятии и предпринимательской деятельности





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее