Министерство образования Камчатского края
Краевое государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
«Паланский колледж»
СОГЛАСОВАНО Методическим советом Протокол № 1 20.09.2016 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор КГПОБУ «Паланский колледж» ________________ « »__________2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
«АСТРОНОМИЯ»
35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»,
15.01.05 «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))
Профиль обучения:
Технический.
ПАЛАНА-2020
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Астрономия» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах соответствующей ОПОП СПО (ППКРС/ППССЗ) и профиля профессионального образования
Организация - разработчик:
Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Паланский колледж»
Составитель программы учебной дисциплины
Преподаватель физики высшей категории _________ Файзуллина Р.С.
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. Результаты освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
3. СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. Характеристика основных видов деятельности обучения на уровне учебных действий |
|
5. условия реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
6. Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Астрономия»
Область применения программы:
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.
Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Программа общеобразовательной учебной дисциплины может быть использована для профессии\специальности
35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»,
15.01.05 «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))
Профиль обучения:
Технический.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики
В результате изучения учебного предмета "Астрономия" на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, - и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
Технический профиль:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины:
Для одаренных детей***;
Базовый уровень**;
Для студентов, испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем*.
Программа предусматривает оценку достижений обучающихся с помощью реализации комплекта контрольно-измерительных материалов (КИМ) по результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия» для профессии
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Программа предполагает использование деятельностные технологии и методы обучения:
- ИКТ;
- Проблемное обучение;
- Кейс-метод;
- Исследовательская проектная деятельность;
- Метод проектов;
- Веб- квест- технология;
- Деловые игры;
- Здоровьесберегающая технология.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Астрономия
Личностными результатами изучения учебной дисциплины «Астрономия» являются:
-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки
-умение использовать достижения современной науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;
-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Метапредметными результатами изучения учебной дисциплины «Астрономия» являются:
-использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
-умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
-умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Предметными результатами изучения учебной дисциплины «Астрономия» являются:
-формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
-владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;
-владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
-умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-формирование умения решать задачи;
-формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
-формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические занятия | 2 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
в том числе: |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Предмет астрономии |
| 2 |
| |
Тема 1. Предмет астрономии | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. История развития отечественной космонавтики. | ** | ||
Лабораторные работы | * |
| ||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Внеаудиторная (самостоятельнаЯ) работа обучающихся Практическое применение астрономических исследований.*** Достижения современной космонавтики** Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина.* | 1 | |||
Раздел 2. Основы практической астрономии |
| 6 | ||
Тема 2. Основы практической астрономии | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | ** | ||
Лабораторные работы | * |
| ||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся Созвездие (восходящее и заходящее)*** Созвездие (незаходящее, невосходящее)** Созвездие (зодиакальное)* | 3 | |||
Раздел 3. Строение Солнечной системы |
| 2 | ||
Тема 3. Строение Солнечной системы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. | ** | ||
Лабораторные работы | * |
| ||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся Проблема «Солнце — Земля»*** Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд)** Запуск искусственных небесных тел* | 1 | |||
Раздел 4. Законы движения небесных тел
|
| 6 |
| |
Тема 4. Законы движения небесных тел | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Законы Кеплера.. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | ** | ||
Лабораторные работы | * |
| ||
Практические занятия Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе Определение массы небесных тел | 2 | |||
Контрольные работы | * | |||
Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся Движение небесных тел под действием сил тяготения*** Корабль космический** Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе* | 3 | |||
Раздел 5. Природа тел Солнечной системы |
| 8 | ||
Тема 5. Природа тел Солнечной системы | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. | ** | ||
Лабораторные работы | * |
| ||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся Космические лучи*** Астероидная опасность** Метеоры, болиды и метеориты* | 4 | |||
Раздел 6. Солнце и звезды |
| 6 | ||
Тема 6. Солнце и звезды | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | ** | ||
Контрольные работы | * |
| ||
Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся Солнечная активность и ее влияние на Землю*** Цефеиды — маяки Вселенной** Модели звезд* | 3 |
Раздел 7. Наша Галактика — Млечный Путь |
| 2 |
| |
Тема 7 Наша Галактика — Млечный Путь | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | ** | ||
Лабораторные работы | * |
| ||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся Галактики***. Галактики**. Галактики*. | 1 | |||
Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной |
| 2 | ||
Тема 8. Строение и эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Разнообразие мира галактик. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | ** | ||
Лабораторные работы | * |
| ||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана***. Квазары**. Квазары*. | 1 | |||
Раздел 9. Жизнь и разум во Вселенной |
| 5 | ||
Тема 9. Жизнь и разум во Вселенной | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | ** | ||
Контрольные работы | 1 |
| ||
Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся Космос- путешествие в пространстве и времени | 2 | |||
Всего: | 57
|
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
№№ | Содержание курса (обучения) | Характеристика учебных действий обучающихся |
1 | Введение в астрономию | Представление об астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Представление Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Представление об изменении вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба).
|
2 | Основы практической астрономии | Вычисление горизонтальных систем координат. Установление связи систем координат созвездий по карте Звездного неба. Определение экваториальной системы координат. Определение географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Установление связи времени с географической долготой. |
3 | Строение Солнечной системы. | Представление о движении планет, конфигурации планет, периодах обращения планет. Представления о развитии Солнечной системы. Приведение примеров в развитии представлений Солнечной системы. Установление связи между законами астрономии и физики. Применение законов в учебном материале. . Использование Интернета для поиска информации. |
4 | Законы движения небесных тел | Решение задач с применением законов Кеплера. Обобщение законов Кеплера и законов Ньютона. Определение расстояний до тел Солнечной системы. Определение размеров небесных тел. Вычисление расстояний в Солнечной системе. Вычисление размеров небесных тел с помощью астрономических величин |
5 | Природа тел Солнечной системы | Понятие системы «Земля-Луна». Влияние Луны на жизнь на Земле. Проведение сравнительного анализа Земли и Луны. Определение планет Солнечной системы. Проведение сравнительного анализа планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов. Определение астероидов и метеоритов, комет и метеоров. Установление основных закономерностей в системе «Земля-Луна». Проведение сравнительного анализа планет Солнечной системы. Оформление таблиц при сравнительном анализе. Проведение сравнительного анализа между небольшими телами в Солнечной системе. Оформление таблиц при сравнительном анализе. Использование интернета для поиска информации. |
6 | Солнце и звезды | Изложение общих сведений о Солнце. Изучение термоядерного синтеза при изучении внутреннего строение Солнца. Источники энергии. Объяснение влияния солнечной активности на Землю Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Определение расстояний до звёзд. Определение пространственной скорости звёзд. Изучение эффекта Доплера. Применение эффекта Доплера. Проведение классификации звёзд. Изучение диаграммы «Спектр-светимость». Изучение развития звёзды |
7 | Наша Галактика — Млечный Путь | Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях . Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы. |
8 | Строение и эволюция Вселенной | Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. |
9 | Жизнь и разум во Вселенной | Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д. |
|
|
|
5.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект наглядных пособий;
- наличие рабочих тетрадей по астрономии;
- наличие учебников по количеству учащихся;
- раздаточный материал для контрольных работ,
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- комплекты учебных таблиц, портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, принтер лазерный, интерактивная доска; плакаты по темам «Астрономия»; электронные уроки и тесты по темам: « Уроки физики Кирилла и Мефодия – 10,11», «Физика в школе» , «Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ»; комплект интерактивных учебных пособий «Наглядная физика»
комплект электроснабжения кабинета физики;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Велья-минова, Е. К. Страута. М; «Дрофа», 2018
«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». Проверочные и контрольные работы к учебнику. Н.Н.Гомулина. «Дрофа», 2018
Для преподавателей:
«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. М; «Дрофа», 2018
«Астрономия. Базовый уровень. 11 класс » методическое пособие к учебнику. М.А.Кунаш. М; «Дрофа», 2018
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общие компетенции | Элементы технологии формирования общих компетенций (на учебных занятиях) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; • смысл физического закона Хаббла; • основные этапы освоения космического пространства; • гипотезы происхождения Солнечной системы; • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
| ОК 1-10 | Имитационные (игровые и неигровые); системно-деятельностная (рефлексивная); групповые; коммуникативная;ИКТ; | - выполнение домашней работы; -индивидуальные контрольные задания; -тестирование; -физический диктант; - экспертная оценка на практических занятиях (при решении задач); -проектная работа внеаудиторная самостоятельная работа.
|
Уметь приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
|
|
| - выполнение домашней работы; -индивидуальные контрольные задания; -тестирование; -физический диктант; - экспертная оценка на практических занятиях (при решении задач); -проектная работа внеаудиторная самостоятельная работа.
|
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением | |
БЫЛО | СТАЛО |
Основание: Подпись лица, внесшего изменения
|
|
8