«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. 38 часов.

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Министерство образования Камчатского края


Краевое государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Паланский колледж»



СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Протокол № 1

20.09.2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор КГПОБУ «Паланский колледж»

________________

« »__________2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА


«АСТРОНОМИЯ»




35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»,

15.01.05 «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))

Профиль обучения:

Технический.













ПАЛАНА-2020




Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Астрономия» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах соответствующей ОПОП СПО (ППКРС/ППССЗ) и профиля профессионального образования





Организация - разработчик:

Краевое государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Паланский колледж»



Составитель программы учебной дисциплины


Преподаватель физики высшей категории _________ Файзуллина Р.С.











СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. Результаты освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. Характеристика основных видов деятельности обучения на уровне учебных действий


5. условия реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6. Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




1. паспорт ПРОГРАММЫ общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Астрономия»

    1. Область применения программы:

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.

Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом Примерной

основной образовательной программы среднего общего образования,

одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Программа общеобразовательной учебной дисциплины может быть использована для профессии\специальности

35.01.14 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»,

15.01.05 «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))

Профиль обучения:

Технический.


В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.

    1. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики

В результате изучения учебного предмета "Астрономия" на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов

электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения

расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

-понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, - и роль физики в решении этих проблем;

- решать практико-ориентированные качественные и расчетные задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:

Технический профиль:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины:

  1. Для одаренных детей***;

  2. Базовый уровень**;

  3. Для студентов, испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем*.

Программа предусматривает оценку достижений обучающихся с помощью реализации комплекта контрольно-измерительных материалов (КИМ) по результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия» для профессии

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Программа предполагает использование деятельностные технологии и методы обучения:

- ИКТ;

- Проблемное обучение;

- Кейс-метод;

- Исследовательская проектная деятельность;

- Метод проектов;

- Веб- квест- технология;

- Деловые игры;

- Здоровьесберегающая технология.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Астрономия

Личностными результатами изучения учебной дисциплины «Астрономия» являются:

-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки

-умение использовать достижения современной науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

-умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;

-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


Метапредметными результатами изучения учебной дисциплины «Астрономия» являются:

-использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

-умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

-умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;


Предметными результатами изучения учебной дисциплины «Астрономия» являются:

-формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

-владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;

-владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

-умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

-формирование умения решать задачи;

-формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

-формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.







3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

2

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет астрономии


2


Тема 1.

Предмет астрономии

Содержание учебного материала

2

1

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах.

История развития отечественной космонавтики.

**

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Внеаудиторная (самостоятельнаЯ) работа обучающихся

Практическое применение астрономических исследований.***

Достижения современной космонавтики**

Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина.*

1

Раздел 2.

Основы практической астрономии


6

Тема 2.

Основы практической астрономии

Содержание учебного материала

6

1

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

**

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

Созвездие (восходящее и заходящее)***

Созвездие (незаходящее, невосходящее)**

Созвездие (зодиакальное)*

3

Раздел 3.

Строение Солнечной системы


2

Тема 3.

Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала

2

1

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

**

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся

Проблема «Солнце — Земля»***

Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд)**

Запуск искусственных небесных тел*

1

Раздел 4.

Законы движения небесных тел



6


Тема 4.

Законы движения небесных тел

Содержание учебного материала

4

1

Законы Кеплера.. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

**

Лабораторные работы

*


Практические занятия

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Определение массы небесных тел

2

Контрольные работы

*

Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся

Движение небесных тел под действием сил тяготения***

Корабль космический**

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе*

3

Раздел 5.

Природа тел Солнечной системы


8

Тема 5.

Природа тел Солнечной системы

Содержание учебного материала

8

1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.

**

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся

Космические лучи***

Астероидная опасность**

Метеоры, болиды и метеориты*

4

Раздел 6.

Солнце и звезды


6

Тема 6.

Солнце и звезды

Содержание учебного материала

6

1

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

**

Контрольные работы

*


Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся

Солнечная активность и ее влияние на Землю***

Цефеиды — маяки Вселенной**

Модели звезд*

3


Раздел 7.

Наша Галактика — Млечный Путь


2


Тема 7

Наша Галактика — Млечный Путь

Содержание учебного материала

2

1

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

**

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся

Галактики***.

Галактики**.

Галактики*.

1

Раздел 8.

Строение и эволюция Вселенной


2

Тема 8.

Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

2

1

Разнообразие мира галактик. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

**

Лабораторные работы

*


Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся

Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана***.

Квазары**.

Квазары*.

1

Раздел 9.

Жизнь и разум во Вселенной


5

Тема 9.

Жизнь и разум во Вселенной

Содержание учебного материала

4

1

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски

жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные

возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

**

Контрольные работы

1


Внеаудиторная (самостоятельная ) работа обучающихся

Космос- путешествие в пространстве и времени

2

Всего:

57




4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


№№

Содержание курса (обучения)

Характеристика учебных действий обучающихся

1

Введение в астрономию

Представление об астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Представление Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил).

Представление об изменении вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба).


2

Основы практической астрономии

Вычисление горизонтальных систем координат.

Установление связи систем координат созвездий по карте Звездного неба.

Определение экваториальной системы координат.

Определение географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой).

Установление связи времени с географической долготой.

3

Строение Солнечной системы.

Представление о движении планет, конфигурации планет, периодах обращения планет.

Представления о развитии Солнечной системы.

Приведение примеров в развитии представлений Солнечной системы.

Установление связи между законами астрономии и физики.

Применение законов в учебном материале.

.

Использование Интернета для поиска информации.

4

Законы движения небесных тел

Решение задач с применением законов Кеплера.

Обобщение законов Кеплера и законов Ньютона.

Определение расстояний до тел Солнечной системы.

Определение размеров небесных тел.

Вычисление расстояний в Солнечной системе.

Вычисление размеров небесных тел с помощью астрономических величин

5

Природа тел Солнечной системы

Понятие системы «Земля-Луна». Влияние Луны на жизнь на Земле.

Проведение сравнительного анализа Земли и Луны.

Определение планет Солнечной системы.

Проведение сравнительного анализа планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов.

Определение астероидов и метеоритов, комет и метеоров.

Установление основных закономерностей в системе «Земля-Луна».

Проведение сравнительного анализа планет Солнечной системы. Оформление таблиц при сравнительном анализе.

Проведение сравнительного анализа между небольшими телами в Солнечной системе. Оформление таблиц при сравнительном анализе.

Использование интернета для поиска информации.

6

Солнце и звезды

Изложение общих сведений о Солнце.

Изучение термоядерного синтеза при изучении внутреннего строение Солнца. Источники энергии.

Объяснение влияния солнечной активности на Землю

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабаты­вать и предъявлять информацию в соответствии с поставленны­ми задачами.

Определение расстояний до звёзд.

Определение пространственной скорости звёзд.

Изучение эффекта Доплера. Применение эффекта Доплера.

Проведение классификации звёзд.

Изучение диаграммы «Спектр-светимость». Изучение развития звёзды

7

Наша Галактика — Млечный Путь

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечно­го экрана. Использование Интернета для поиска изображений космиче­ских объектов и информации об их особенностях

. Понимание роли космических исследований, их научного и эко­номического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы.

8

Строение и эволюция Вселенной

Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Ис­пользование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной.

9

Жизнь и разум во Вселенной

Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д.




5. условия реализации ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины

5.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект наглядных пособий;

- наличие рабочих тетрадей по астрономии;

- наличие учебников по количеству учащихся;

- раздаточный материал для контрольных работ,

- многофункциональный комплекс преподавателя;

- комплекты учебных таблиц, портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, принтер лазерный, интерактивная доска; плакаты по темам «Астрономия»; электронные уроки и тесты по темам: « Уроки физики Кирилла и Мефодия – 10,11», «Физика в школе» , «Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ»; комплект интерактивных учебных пособий «Наглядная физика»

комплект электроснабжения кабинета физики;

технические средства обучения;

демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

вспомогательное оборудование;

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;

библиотечный фонд


5.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов:

  1. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Велья-минова, Е. К. Страута. М; «Дрофа», 2018

  1. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». Проверочные и контрольные работы к учебнику. Н.Н.Гомулина. «Дрофа», 2018

Для преподавателей:

  1. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. М; «Дрофа», 2018

  2. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс » методическое пособие к учебнику. М.А.Кунаш. М; «Дрофа», 2018

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

  4. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм.



6. Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общие компетенции

Элементы технологии формирования общих компетенций

(на учебных занятиях)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

• смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы;

• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;



ОК 1-10

Имитационные (игровые и неигровые);

системно-деятельностная (рефлексивная);

групповые;

коммуникативная;ИКТ;

- выполнение домашней работы;

-индивидуальные контрольные задания;

-тестирование;

-физический диктант;

- экспертная оценка на практических занятиях (при решении задач);

-проектная работа

внеаудиторная самостоятельная работа.


Уметь

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов

электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения

расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.





- выполнение домашней работы;

-индивидуальные контрольные задания;

-тестирование;

-физический диктант;

- экспертная оценка на практических занятиях (при решении задач);

-проектная работа

внеаудиторная самостоятельная работа.









ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица, внесшего изменения











8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее