Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 1 г. Азова
Утверждена
приказом директора МБОУ ВСОШ № 1
от «01» сентября 2017г. № 85
_____________________Кирсанов А.В.
Рабочая программа
по астрономии
Класс 11а
Учитель: Харсеева Екатерина Михайловна
Срок реализации: 2017 - 2018 учебный год
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания методического Заместитель директора по УВР
совета МБОУ ВСОШ № 1 от 31 .08. 2017 г. Гаврильченко Е.В. __________
Руководитель МС ________Симакова Л.Б. 31. 08. 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса разработана на основе:
основной образовательной программы (ООП) среднего общего образования;
учебного плана МБОУ ВСОШ № 1;
положения о рабочей программе по предмету МБОУ ВСОШ № 1;
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта примерной программы учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.), рекомендованная письмом департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263;
Учебник: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов,
Е.К.Страут М.: Дрофа, 2017г.
Цели и задачи
Цель образовательной программы школы: Подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со сформированными компетентностями, освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно – деятельностного подхода.
Для достижения целей решаются следующие задачи:
Обеспечить соответствие образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся.
Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися.
Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно – технического творчества, проектной и учебно – исследовательской деятельности.
Цели и задачи
Изучение физика на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о фундаментальных физических законах классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики,
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты; применять полученные знания для объяснения движения небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; для практического использования физических знаний при обеспечении безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств,
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В рабочей программе представлены содержание физического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения астрономии в 11 классе 34 учебных недель из расчёта по 1 учебному часу в неделю в 11 классе. В соответствии с расписанием, годовым учебным планом - графиком, утвержденным приказом от 01.09.2017 г. №85, программа составлена на 32 часа для 11 а класса ( 34 часа по годовому учебному плану-графику 2 часа - праздничные дни 23.02.18, 09.03.18)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов
|
1 | АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ | 2 |
2 | ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ | 5 |
3 | СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ | 7 |
4 | ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ | 8 |
5 | СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ | 5 |
6 | СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 4 |
7 | ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ | 1 |
Итого |
| 32 |
Календарно-тематическое планирование по астрономии 11 а класс
№ п/п | Тема раздела, урока
| Дата проведения | Тип урока
| Виды учебной деятельности | Домашнее задание | |
план | факт | |||||
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч | ||||||
1 | Что изучает астрономия. | 01.09 |
| Урок изучения нового материала | Урок-семинар. Работа с учебником. | Ок |
2 | Наблюдения – основа астрономии | 08.09 |
| Урок применения теоретических знаний | Работа с учебником | Ок |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч. | ||||||
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 15.09 |
| Урок применения теоретических знаний | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 22.09 |
| Урок применения теоретических знаний | Работа с учебником | Ок |
5 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | 29.09 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником | Ок |
6 | Движение и фазы Луны. | 06.10 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
7 | Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 13.10 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч. | ||||||
8 | Развитие представлений о строении мира | 20.10 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
9 | Конфигурации планет. | 27.10 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
10 | Синодический период | 10.11 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
11 | Законы движения планет Солнечной системы | 17.11 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
12 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 24.11 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 01.12 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
14 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 08.12 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч. | ||||||
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 15.12 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
16 | Земля и Луна - двойная планета | 22.12 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
17 | Две группы планет | 12.01 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
18 | Природа планет земной группы | 19.01 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
19 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | 26.01 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
20 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 02.02 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
21 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | 09.02 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
22 | Метеоры, болиды, метеориты | 16.02 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч | ||||||
23 | Солнце, состав и внутреннее строение | 02.03 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
24 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | 16.03 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
25 | Физическая природа звезд | 06.04 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
26 | Переменные и нестационарные звезды. | 13.04 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
27 | Эволюция звезд | 20.04 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч. | ||||||
28 | Наша Галактика | 27.04 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
29 | Другие звездные системы — галактики | 04.05 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
30 | Космология начала ХХ в. | 11.05 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
31 | Основы современной космологии | 18.05 |
| Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | Ок |
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч. | ||||||
32 | Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 25.05 |
| Урок - конференция | Ведение проблемного диалога. | Ок |