Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа
с. Новогордеевка Анучинского района Приморского края».
Согласовано Утверждаю
Зам. директора Директор МБОУ школы
по УВР с. Новогордеевка
Рабочая программа
кружка
«Почемучки»
на 2019-2020 учебный год
Юдина Нина Владимировна
первая квалификационная
категория
с.Новогордеевка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.
Чему можно научить ребенка в раннем возрасте? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлена предлагаемая программа кружковой работы «Клуб Почемучки» для учащихся 1 класса. Предлагаемый кружок разработан с усилием линии на развитие познавательных способностей учащихся. Он расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
Цель и задачи кружка
Одной из основных целей стало создание действительных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающие, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.
Задачи:
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребёнка;
Развивать коммуникативные отношения ребёнка;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Сплотить коллектив родителей и детей;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Воспитывать полезные привычки.
Основное содержание
Основное содержание кружка представлено блоками:
Окружающий мир
Вселенная. Наша планета - Земля
Неживая природа
Живая природа. Растения
Живая природа. Животные
Моё здоровье
Программа включает две составляющие:
теоретическую часть, в которой содержатся основные понятия предметов математики, русского языка, окружающего мира и литературного чтения;
практическая часть, направленная на приобретение умений и навыков работы по основным разделам обучения, а так же на развитие познавательной активности учащихся.
Место кружка в учебном плане
Кружок рассчитан на 1 час в неделю по 35 минут, всего 34 часа в год. Кружок является дополнением к занятиям внеурочной деятельности «Я – исследователь».
Формы работы
Основной формой организации кружка является игра. И связано это, как доказано психологами, с тем, что доминирующей формой деятельности 6-10-летних детей является игра. Во время практических занятий работа не должна носить скучный, однообразный характер.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках кружковой деятельности:
кружок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм факультатив должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
особе место на кружке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Сплочение родителей и детей;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам;
Развитие самостоятельности;
Научить работать с литературой;
Воспитание полезных привычек.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | дата | примечания |
Вселенная. Наша планета - Земля | |||
1 | Что представляет собой Солнечная система? |
|
|
2 | Что такое звезды? |
|
|
3 | Какой материк нашей планеты самый холодный? |
|
|
4 | Сколько на земле океанов? |
|
|
Неживая природа | |||
5 | Откуда берется дождь? |
|
|
6 | Почему появляются солнечные зайчики? |
|
|
7 | Почему небо голубого цвета? |
|
|
8 | Почему бывает радуга? |
|
|
9 | Почему снег белый? |
|
|
10 | Что такое полезные ископаемые? |
|
|
11 | Почему вода в море солёная? |
|
|
12 | Что такое смерч и торнадо? |
|
|
13 | Что такое цунами? |
|
|
Живая природа. Растения | |||
14 | Как устроено растение? |
|
|
15 | Как растения дышат? |
|
|
16 | Почему осенью листья желтеют? |
|
|
17 | Как деревья сбрасывают листья? |
|
|
18 | Почему ель зимой и летом одним цветом? |
|
|
19 | Почему арбуз - ягода? |
|
|
Живая природа. Животные | |||
20 | Кто такие земноводные? |
|
|
21 | Чем лягушка отличается от жабы? |
|
|
22 | Где и как живут рыбы? |
|
|
23 | Как видят насекомые? |
|
|
24 | Как птицы делают гнезда? |
|
|
25 | Почему птицы улетают на юг? |
|
|
26 | Зачем животным хвост? |
|
|
27 | Зачем слону хобот? |
|
|
28 | Почему у кошки глаза светятся в темноте? |
|
|
29 | Что такое "крокодиловы слезы"? |
|
|
30 | Интересные факты о животных |
|
|
Мое здоровье | |||
31 | Как мы видим? |
|
|
32 | Почему выпадают молочные зубы? |
|
|
33 | Как устроен человеческий мозг? |
|
|
|
|
|
|
Итого 33 часа |
|
|