РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
«На пути к грамотности»
для преподавания в 8 классе
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа кружка по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
учебным планом Лицея;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов . (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010);
с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Программа кружка «На пути к грамотности» предназначена для учащихся 8 класса, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа кружка составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.
В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Структура курса:
Программа включает 5 разделов:
1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ.
2. Построение сжатого изложения.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5.Тренировочные тесты в формате ОГЭ.
Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Цель изучения курса
Данный кружок нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
повысить уровень логического мышления учащихся;
создать условия для формирования языковой компетенции ;
восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
выработать навык комплексного анализа текста;
совершенствовать навыки работы над изложением.
Развивающие задачи курса:
развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
способствовать развитию речи учащихся;
совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса учащиеся должны знать:
принципы русской орфографии и пунктуации;
основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях кружка);
применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 8 класса предложен кружок «На пути к грамотности», который рассчитан на 34 часа: 1 ч в неделю.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография.( 14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5.Тестирование. (4 часа)
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка
«НА ПУТИ К ГРАМОТНОСТИ»
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Введение. | 1 | 1 |
|
2 | Построение сжатого изложения. | 5 | 4 | 1 |
3 | Орфография. | 14 | 11 | 3 |
4 | Пунктуация. | 10 | 8 | 2 |
5 | Тестирование. | 4 |
| 4 |
| Итого | 34 | 24 | 10 |
Календарно-тематическое планирование кружка "На пути к грамотности"
34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Коли чест во часов |
Форма занятия | Планируемая | Фак тическая | ||||||
1 | 1.1 | I. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. | 1 | Вводное занятие |
|
| |||||
2 | 2.1 | II. Построение сжатого изложения. «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». | 5 | Систематизация знаний |
|
| |||||
3 | 2.2 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
4 | 2.3 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
5 | 2.4 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
6 | 2.5 |
Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения». |
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
7 | 3.1 | III. Орфография. Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). | 14 | Систематизация знаний |
|
| |||||
8 | 3.2 | Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
9 | 3.3 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
10 | 3.4 | Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
11 | 3.5 | Чередующиеся гласные. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
12 | 3.6 | Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов».
|
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
13 | 3.7 | Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения. |
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
14 | 3.8 | Правописание Н, НН в разных частях речи. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
15 | 3.9 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
16 | 3.10 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
17 | 3.11 | Правописание производных предлогов. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
18 | 3.12 | Правописание союзов. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
19 | 3.13 | Правописание частиц. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
20 | 3.14 |
ТЕСТОВАЯ РАБОТА по разделу «Орфография» . |
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
21 | 4.1 | IV. Пунктуация Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма). | 10 | Систематизация знаний |
|
| |||||
22 | 4.2 | Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
23 | 4.3 | Знаки препинания в ССП. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
24 | 4.4 | Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 7. |
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
25 | 4.5 | Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
26 | 4.6 | Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
27 | 4.7 | Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат, |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
28 | 4.8 | Тире в предложении. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
29 | 4.9 | Двоеточие в предложении. |
| Систематизация знаний |
|
| |||||
30 | 4.10 | Тестовая работа по разделу «Пунктуация». |
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
31 | 5.1 | V. Тестирование. Пробный тест в формате ОГЭ. | 4 | Контроль знаний и умений |
|
| |||||
32 | 5.2 | Пробный тест в формате ОГЭ. |
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
33 | 5.3 | Работа над ошибками. |
| Контроль знаний и умений |
|
| |||||
34 | 5.4 | Работа над ошибками. |
| Контроль знаний и умений |
|
|
Список литературы для учителя
1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2013.
2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ. - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
3. Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ 9 класс. - М.: Экзамен, 2012.
4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС. 9 класс. - М.: Национальное образование, 2012.
5. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Русский язык. Сборник текстов - М.: Дрофа, 2010.
6. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. - М.: Линка-Пресс, 2010.
7. Корчагина Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011
8. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2004.
9. А.Б.Малюшкин. Русский язык. Комплексный анализ текста. - М.: Сфера, 2003.
10. С.А.Диденко, Л.В.Диденко. Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение. - М.: МарТ, 2005.
11. Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская. Оценка качества подготовки выпускников по русскому языку. - М.: Дрофа, 2000.
12. Л.М.Серегина, О.А.Хорт. Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007.
13. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова. Русский язык. Анализ текста. - Санкт-Петербург: Сага, 2004.
Список литературы для учащихся
1. Баранова М.М. Полный справочник для подготовки к ГИА. Русский язык. М, «Астрель», 2013.
2. Корчагина. Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011
3. Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки и ГИА, М. «Астрель»,2011
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь для 8 класс.М. «Эксмо», 2013
5 Цыбулько И.П. ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.
М, «Национальное образование», 2014
Общедоступные ресурсы международной сети Интернет
http://fipi.ru
http://gia.edu.ru