«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа кружка "Хозяюшка"

Рабочая программа для кружка "Хозяюшка"(девочки).

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ХОЗЯЮШКА»

Пояснительная записка

 

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Хозяюшка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Хозяюшка» рассчитана на детей с 10 до 15 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 70 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часу, всего 70 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

            Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.

Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Задачи:

  1. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, в частности рукоделия.

  2. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся.

  3. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.

4. Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.


  1. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.



Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты.

Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети научатся:

- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;

- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- закреплять ткань в пяльцах;

- вдевать нитку в иголку;

-завязывать узелок;

- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); - использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;


Формы подведения итогов реализации программы:

- подготовка и проведение выставок детских работ;

- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

- отбор лучших работ для портфолио.

Содержание программы: В программу включены техники вязания крючком, спицами, техника художественной вышивки и бисероплетения. Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Главное – освоить технологию творчества и сформировать знания и умения выполнять различные технологические операции.

Также девочки познакомятся с техникой ручной художественной вышивки – одним из древних видов рукоделия. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утончённостью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, её истории и культуры. Дети познакомятся с основными орнаментами разных национальных культур. Особенно девочки любят вышивку крестиком (из опыта работы кружка), это объясняется тем, что в продаже появилось много материалов именно для этого вида рукоделия. Разделы «Вышивка гладью» и «Вышивка крестиком» после апробирования разделила и поставила в учебном плане далеко друг от друга, чтобы дети не уставали от однообразной деятельности.

Четвертый год с девочками работаем с бисером. Девочки стараются освоить технику бисероплетения во всех её тонкостях – с двумя иглами на леске, на проволоке и т.д..Этот вид рукоделия наиболее актуален в подростковой среде. Девочки изготавливают подарки из бисера, стекляруса на праздники, для дискотек. К каждому большому празднику члены кружка для себя плетут комплекты украшений (колье, браслеты, серьги, броши).


Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

Определение трудных понятий:

На занятиях дети познакомятся с новыми терминами, которые должны будут пополнить их запас знаний. Девочки научатся пользовать специальной терминологией, необходимой при работе. Трудные слова они будут записывать в блокноты или тетради (например, орнамент, раппорт, композиция, мотив и др.). Эти слова при частом их использовании должны органично войти в лексику.

Перечень оборудования, необходимого для выполнения Программы:


  1. Ножницы – 15 шт.

  2. Пяльцы разных размеров – 15 шт.

  3. Компьютер

4.Ткань белая «вафелька».

5. Набор цветных ниток мулине .

6. Иглы №2, №3.

7. Ножницы с тупыми концами.

6. Карандаши простые.

7. Калька, копировальная бумага.

8. Тетрадь в клеточку.

9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).

10. Образцы рисунков для вышивания.

11. Иллюстрации вышивок в различной технике.

Литература, используемая при проведении занятий:

  1. Учебники по технологии В.Д.Симоненко с 5 по 9 классы.

  2. Журналы «Валя-Валентина» 2004-2007г.

  3. Книга Н.Г.Сергеевой «Татарская вышивка» Казань.: Магариф, 2005г.

4. Книга Е.Стальная «Цветы и деревья из бисера». – М.: Мартин, 2005г.

5. Книга Л.М.Аполозова «Украшения из бисера» - М.: Культура и традиции, 1999г.

6. Книга Л.А.Божко «Бисер. Уроки мастерства.» - М.: Мартин, 2004г.

  1. Книга Л.А.Божко «Бисер» - М.: Мартин, 2005г.

Список литературы.

1. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия ,1994.

2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

3. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.

4. Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994 .

5. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.

6. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.

7. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.


Учебно-тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Техника безопасности при раб. с инструмент.

1



2

Техника бисероплетения

1

Виды бисера, стеклярус, рубка

Способы нанизывания


3

Плетение простейших браслетов

1

Цветовое сочетание, чтение схемы


Набор бисера на нитке.


4

Плетение на проволоке цветов

1

Виды плетения на проволоке


Плетение лепестков и сборка их в цветы


5

Плетение на проволоке цветов

1

Виды плетения на проволоке


Плетение лепестков и сборка их в цветы


6

Плетение на проволоке цветов

1

Виды плетения на проволоке


Плетение лепестков и сборка их в цветы


7

Плетение на леске. Плетение жгута.

1

Счёт при плетении, чтение схемы


Изготовление жгута из бисера и рубки.

8

Плетение на леске. Плетение жгута.

1

Счёт при плетении, чтение схемы


Изготовление жгута из бисера и рубки.

9

Плетение на леске. Плетение жгута.

1

Счёт при плетении, чтение схемы


Изготовление жгута из бисера и рубки.

10

Плетение на проволоке деревьев

1

Виды плетения на проволоке


Плетение веток и сборка их в деревья


11

Плетение на проволоке деревьев

1

Виды плетения на проволоке


Плетение веток и сборка их в деревья


12

Плетение на проволоке деревьев

1

Виды плетения на проволоке


Плетение веток и сборка их в деревья


13

Плетение на проволоке деревьев

1

Виды плетения на проволоке


Плетение веток и сборка их в деревья


14

Плетение колье на выбор (разной степени сложности )

1

Плетение колье на иголке с использованием лески, чтение схемы

Плетение колье без под плетения

15

Выполнение под плетения

1

Под плетение при помощи одной иглы и двумя иголками

Свободная работа на произвольную тему,

16

Вышивка. Композиционное построение узоров.

1

Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка


Расположение узора на изделии

17

Вышивка. Композиционное построение узоров

1

Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка


Расположение узора на изделии

18

Вышивка. Композиционное построение узоров

1

Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка


Расположение узора на изделии

19

Вышивка. Композиционное построение узоров

1

Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка


Расположение узора на изделии

20

Вышивка. Композиционное построение узоров

1

Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка


Расположение узора на изделии

21

Вышивка. Композиционное построение узоров

1

Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка


Расположение узора на изделии

22

Изучение видов швов.

1

Раппорт Орнамент

Двухсторонняя гладь. Стебельчатый шов, атласная гладь, штриховая гладь, мережка.

23

Изучение видов швов.

1

Раппорт Орнамент

Двухсторонняя гладь. Стебельчатый шов, атласная гладь, штриховая гладь, мережка.

24

Подбор цветовой гаммы.

1

Цветовой тон.

Художественная гладь

25

Подбор цветовой гаммы.

1

Цветовой тон.

Художественная гладь

26

Подбор цветовой гаммы.

1

Цветовой тон.

Художественная гладь

27

Подбор цветовой гаммы.

1

Цветовой тон.

Художественная гладь

28

Выполнение узора на ткани.

1

Выбор темы для вышивки


Вышивка по выбранной теме

29

Выполнение узора на ткани.

1

Выбор темы для вышивки


Вышивка по выбранной теме

30

Выполнение узора на ткани.

1

Выбор темы для вышивки


Вышивка по выбранной теме

31

Выполнение узора на ткани.

1

Выбор темы для вышивки


Вышивка по выбранной теме

32

Выполнение узора на ткани.

1

Выбор темы для вышивки


Вышивка по выбранной теме

33

Выполнение узора на ткани.

1

Выбор темы для вышивки


Вышивка по выбранной теме

34

Вышивка крестом

1

Инструменты, приспособления, материалы

Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)


35

Вышивка крестом

1

Инструменты, приспособления, материалы

Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)


36

Вышивка крестом

1

Инструменты, приспособления, материалы

Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)


37

Вышивка крестом

1

Инструменты, приспособления, материалы

Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)


38

Чтение схемы.

1

Условные обозначения цветов

Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений

39

Чтение схемы.

1

Условные обозначения цветов

Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений

40

Чтение схемы.

1

Условные обозначения цветов

Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений

41

Чтение схемы.

1

Условные обозначения цветов

Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений

42

Чтение схемы.

1

Условные обозначения цветов

Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений

43

Чтение схемы.

1

Условные обозначения цветов

Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений

44

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

45

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

46

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

47

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

48

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

49

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

50

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

51

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

52

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

53

Работа на канве с крупными клетками

1

Выполнение простых рисунков

Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др.

54

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


55

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


56

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


57

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


58

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


59

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


60

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


61

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


62

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


63

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


64

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


65

Работа по канве на свободную тему

1

Выбор рисунка для работы

Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»


66

Подготовка к выставке работ кружковцев ко Дню Победы

1


Оформление выставочных работ: подбор рамок

67

Подготовка к выставке работ кружковцев ко Дню Победы

1


Оформление выставочных работ: подбор рамок

68

Подготовка к выставке работ кружковцев ко Дню Победы

1


Оформление выставочных работ: подбор рамок


ВСЕГО: 68 часов






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее