РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ХОЗЯЮШКА»
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Хозяюшка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Хозяюшка» рассчитана на детей с 10 до 15 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 70 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часу, всего 70 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.
Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи:
Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, в частности рукоделия.
Развитие эстетического чувства и художественной инициативы учащихся.
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи.
4. Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, человечности, милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- закреплять ткань в пяльцах;
- вдевать нитку в иголку;
-завязывать узелок;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); - использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
- отбор лучших работ для портфолио.
Содержание программы: В программу включены техники вязания крючком, спицами, техника художественной вышивки и бисероплетения. Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Главное – освоить технологию творчества и сформировать знания и умения выполнять различные технологические операции.
Также девочки познакомятся с техникой ручной художественной вышивки – одним из древних видов рукоделия. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утончённостью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, её истории и культуры. Дети познакомятся с основными орнаментами разных национальных культур. Особенно девочки любят вышивку крестиком (из опыта работы кружка), это объясняется тем, что в продаже появилось много материалов именно для этого вида рукоделия. Разделы «Вышивка гладью» и «Вышивка крестиком» после апробирования разделила и поставила в учебном плане далеко друг от друга, чтобы дети не уставали от однообразной деятельности.
Четвертый год с девочками работаем с бисером. Девочки стараются освоить технику бисероплетения во всех её тонкостях – с двумя иглами на леске, на проволоке и т.д..Этот вид рукоделия наиболее актуален в подростковой среде. Девочки изготавливают подарки из бисера, стекляруса на праздники, для дискотек. К каждому большому празднику члены кружка для себя плетут комплекты украшений (колье, браслеты, серьги, броши).
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 года.
Определение трудных понятий:
На занятиях дети познакомятся с новыми терминами, которые должны будут пополнить их запас знаний. Девочки научатся пользовать специальной терминологией, необходимой при работе. Трудные слова они будут записывать в блокноты или тетради (например, орнамент, раппорт, композиция, мотив и др.). Эти слова при частом их использовании должны органично войти в лексику.
Перечень оборудования, необходимого для выполнения Программы:
Ножницы – 15 шт.
Пяльцы разных размеров – 15 шт.
Компьютер
4.Ткань белая «вафелька».
5. Набор цветных ниток мулине .
6. Иглы №2, №3.
7. Ножницы с тупыми концами.
6. Карандаши простые.
7. Калька, копировальная бумага.
8. Тетрадь в клеточку.
9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).
10. Образцы рисунков для вышивания.
11. Иллюстрации вышивок в различной технике.
Литература, используемая при проведении занятий:
Учебники по технологии В.Д.Симоненко с 5 по 9 классы.
Журналы «Валя-Валентина» 2004-2007г.
Книга Н.Г.Сергеевой «Татарская вышивка» Казань.: Магариф, 2005г.
4. Книга Е.Стальная «Цветы и деревья из бисера». – М.: Мартин, 2005г.
5. Книга Л.М.Аполозова «Украшения из бисера» - М.: Культура и традиции, 1999г.
6. Книга Л.А.Божко «Бисер. Уроки мастерства.» - М.: Мартин, 2004г.
Книга Л.А.Божко «Бисер» - М.: Мартин, 2005г.
Список литературы.
1. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия ,1994.
2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
3. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.
4. Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994 .
5. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.
6. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.
7. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.
Учебно-тематическое планирование
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Техника безопасности при раб. с инструмент. | 1 |
|
|
2 | Техника бисероплетения | 1 | Виды бисера, стеклярус, рубка | Способы нанизывания
|
3 | Плетение простейших браслетов | 1 | Цветовое сочетание, чтение схемы
| Набор бисера на нитке.
|
4 | Плетение на проволоке цветов | 1 | Виды плетения на проволоке
| Плетение лепестков и сборка их в цветы
|
5 | Плетение на проволоке цветов | 1 | Виды плетения на проволоке
| Плетение лепестков и сборка их в цветы
|
6 | Плетение на проволоке цветов | 1 | Виды плетения на проволоке
| Плетение лепестков и сборка их в цветы
|
7 | Плетение на леске. Плетение жгута. | 1 | Счёт при плетении, чтение схемы
| Изготовление жгута из бисера и рубки. |
8 | Плетение на леске. Плетение жгута. | 1 | Счёт при плетении, чтение схемы
| Изготовление жгута из бисера и рубки. |
9 | Плетение на леске. Плетение жгута. | 1 | Счёт при плетении, чтение схемы
| Изготовление жгута из бисера и рубки. |
10 | Плетение на проволоке деревьев | 1 | Виды плетения на проволоке
| Плетение веток и сборка их в деревья
|
11 | Плетение на проволоке деревьев | 1 | Виды плетения на проволоке
| Плетение веток и сборка их в деревья
|
12 | Плетение на проволоке деревьев | 1 | Виды плетения на проволоке
| Плетение веток и сборка их в деревья
|
13 | Плетение на проволоке деревьев | 1 | Виды плетения на проволоке
| Плетение веток и сборка их в деревья
|
14 | Плетение колье на выбор (разной степени сложности ) | 1 | Плетение колье на иголке с использованием лески, чтение схемы | Плетение колье без под плетения |
15 | Выполнение под плетения | 1 | Под плетение при помощи одной иглы и двумя иголками | Свободная работа на произвольную тему, |
16 | Вышивка. Композиционное построение узоров. | 1 | Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка
| Расположение узора на изделии |
17 | Вышивка. Композиционное построение узоров | 1 | Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка
| Расположение узора на изделии |
18 | Вышивка. Композиционное построение узоров | 1 | Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка
| Расположение узора на изделии |
19 | Вышивка. Композиционное построение узоров | 1 | Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка
| Расположение узора на изделии |
20 | Вышивка. Композиционное построение узоров | 1 | Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка
| Расположение узора на изделии |
21 | Вышивка. Композиционное построение узоров | 1 | Растровая сетка, увеличение и уменьшение рисунка
| Расположение узора на изделии |
22 | Изучение видов швов. | 1 | Раппорт Орнамент | Двухсторонняя гладь. Стебельчатый шов, атласная гладь, штриховая гладь, мережка. |
23 | Изучение видов швов. | 1 | Раппорт Орнамент | Двухсторонняя гладь. Стебельчатый шов, атласная гладь, штриховая гладь, мережка. |
24 | Подбор цветовой гаммы. | 1 | Цветовой тон. | Художественная гладь |
25 | Подбор цветовой гаммы. | 1 | Цветовой тон. | Художественная гладь |
26 | Подбор цветовой гаммы. | 1 | Цветовой тон. | Художественная гладь |
27 | Подбор цветовой гаммы. | 1 | Цветовой тон. | Художественная гладь |
28 | Выполнение узора на ткани. | 1 | Выбор темы для вышивки
| Вышивка по выбранной теме |
29 | Выполнение узора на ткани. | 1 | Выбор темы для вышивки
| Вышивка по выбранной теме |
30 | Выполнение узора на ткани. | 1 | Выбор темы для вышивки
| Вышивка по выбранной теме |
31 | Выполнение узора на ткани. | 1 | Выбор темы для вышивки
| Вышивка по выбранной теме |
32 | Выполнение узора на ткани. | 1 | Выбор темы для вышивки
| Вышивка по выбранной теме |
33 | Выполнение узора на ткани. | 1 | Выбор темы для вышивки
| Вышивка по выбранной теме |
34 | Вышивка крестом | 1 | Инструменты, приспособления, материалы | Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)
|
35 | Вышивка крестом | 1 | Инструменты, приспособления, материалы | Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)
|
36 | Вышивка крестом | 1 | Инструменты, приспособления, материалы | Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)
|
37 | Вышивка крестом | 1 | Инструменты, приспособления, материалы | Выполнение шва (особенности выполнения шва, закрепление нити)
|
38 | Чтение схемы. | 1 | Условные обозначения цветов | Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений |
39 | Чтение схемы. | 1 | Условные обозначения цветов | Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений |
40 | Чтение схемы. | 1 | Условные обозначения цветов | Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений |
41 | Чтение схемы. | 1 | Условные обозначения цветов | Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений |
42 | Чтение схемы. | 1 | Условные обозначения цветов | Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений |
43 | Чтение схемы. | 1 | Условные обозначения цветов | Зашифровка рисунка с помощью условных обозначений |
44 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
45 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
46 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
47 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
48 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
49 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
50 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
51 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
52 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
53 | Работа на канве с крупными клетками | 1 | Выполнение простых рисунков | Выполнение на канве рисунков «Воздушные шарики», «Тюльпаны» и др. |
54 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
55 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
56 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
57 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
58 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
59 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
60 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
61 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
62 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
63 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
64 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
65 | Работа по канве на свободную тему | 1 | Выбор рисунка для работы | Работе по темам «Весна», «День рождения», «Подарок для ветерана»
|
66 | Подготовка к выставке работ кружковцев ко Дню Победы | 1 |
| Оформление выставочных работ: подбор рамок |
67 | Подготовка к выставке работ кружковцев ко Дню Победы | 1 |
| Оформление выставочных работ: подбор рамок |
68 | Подготовка к выставке работ кружковцев ко Дню Победы | 1 |
| Оформление выставочных работ: подбор рамок |
ВСЕГО: 68 часов