«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа коррекции недоразвития речи при ЗПР

Данная рабочая программа позволит спланировать коррекционный индивидуальный маршрут при недоразвитии речи учащихся с ЗПР

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки


Приложение к Адаптированной общеобразовательной программе

начального образования (АОП НОО)



Специальная индивидуальная программа коррекции речи (СИПКР):

коррекция НР






Классы:1

Количество часов (всего):131

Количество часов (в неделю):4

Срок реализации: 1 год,

Учитель-логопед: Елисеева Оксана Николаевна









Пояснительная записка

Обоснование

Программа написана на основании заявления родителей, заключения и рекомендаций ТПМПК (АООП НОО для учащихся с ЗПР (вариант 7.2).) и адресована учащемуся для коррекции недостатков устной речи НР (III уровень), профилактике нарушений письменной речи. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в успешном освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития.

Речевой статус учащегося

Учащийся по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования является обучающимся с ОВЗ, смешанная парциальная недостаточность, дефицитарность зрительного анализатора; рекомендовано обучение по АООП для учащихся с ЗПР (вариант 7.2). Обучающийся говорит на русском языке. Недостатки речи у взрослых членов семьи отсутствуют. Звукопроизношение – межзубный сигматизм, свистящий сигматизм, параротацизм, параламбдацизм; отмечены трудности фонематического анализа и синтеза (определение количества, последовательности звуков).

Уровень пассивного и активного словаря не соответствует возрасту (не сформированы обобщающие понятия, бедный предметный словарь, речь недостаточна распространена прилагательными, местоимениями, наречиями).

Также затруднено образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах («ведер» вместо ведра, «окнов» вместо окна), допускает ошибки при согласовании существительных и числительных («5 ручки», «5 ухов», «два ручки»); Матвей допускает ошибки в образовании детенышей животных «собачонок», «хрюшка», «лягушка», «зайчик»; не понимает инструкции и не может по аналогии образовать существительные уменьшительно-ласкательной формы

При составлении рассказа по картинке, по серии картинок, необходимы наводящие вопросы учителя-логопеда, в связной речи отсутствуют выразительные и языковые средства

Симптоматика заикания отсутствует

Матвей находится на надомном обучении, посещает индивидуальные занятия по коррекции НР.

Психологические особенности ребенка: Учащийся быстро утомляется, наблюдается пресыщаемость учебной нагрузки, низкий уровень зрительной и слуховой памяти.

Цель программы: коррекция НР, включающая нормализацию звукопроизношения, фонематической стороны речи (восприятие, анализ и синтез), грамматики (словоизменении, словообразование), синтаксиса (пересказ, составление рассказов), познавательной сферы (развитие познавательных процессов).

Задачи программы

Коррекционно-обучающие:

1.Коррекция дефектов произношения (межзубный сигматизм, свистящий сигматизм, параротацизм, параламбдацизм).

2.Формирование полноценных фонематических процессов.

3.Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.




4.Повышение уровня общего речевого развития с помощью обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования; формирование умения адекватного употребления слов в самостоятельной речи.


5.Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.


6.Формирование умений и навыков построения связного высказывания.


7.Формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.


Развивающие:

  • Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

  • Формировать потребность в самопознании, саморазвитии;

Воспитательные:

  • Содействовать дальнейшему развитию коммуникативной деятельности через успешное овладение навыками устной речи;

  • Закладывать основу общественной активности личности, гражданской позиции, культуру общения и поведения в социуме.

Отличительные особенности программы

Данная программа адресована учащемуся первого класса начальной школы, с ориентировкой задач, решение которых необходимо для достижения языковой компетентности (развитие на фонематическом, грамматическом, синтаксическом уровнях), но вместе с тем, подразумевает многоплановую деятельность:

  • развитие и коррекция речи по максимально индивидуальным коррекционно-развивающим направлениям (нр III уровень).

  • использование мнемотаблиц, схем, таблиц, моделей.

По продолжительности: длительная (1 год). Планируемая периодичность встреч 4 раза в неделю (понедельник, вторник, среда, четверг).

По масштабу решаемых задач: специальная.

Основные детерминанты воздействия: игра с правилами, упражнения; визуализация коррекционного обучения.

Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется с точки зрения различных уровней:на уровне постановки целей и задач; на уровне разрешения реальных трудностей развития.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающегося.

Планируемые результаты программы В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания;

Методическое обеспечение программы

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия-игры.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); практический (выполнение упражнений по образцам, данным учителем-логопедом);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение готовой информации; репродуктивный – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности; продуктивный – создание новых образов действительности в играх и упражнениях.

Содержание программы:I. Коррекционный блок

1 блок – развитие познавательной сферы; 2 блок - развитие звукопроизношения и фонематических процессов.

3 блок – развитие грамматического строя речи; 4 блок – развитие связной речи.

Акцент в работе над звуковой культурой речи детей постепенно смещается от обучения правильному произношению звуков, к обучению звуковому анализу слов, словообразованию, словоизменению, построению фраз, предложений, рассказов.

Учебно-тематический план 4 раза в неделю

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

1 блок - Развитие познавательной сферы «Светофор компьютерной мысли»

5

2

2 блок – Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов»

30

3

3 блок – Развитие грамматического строя речи «Занимательная грамматика»

33

4

4 блок – Развитие связной речи «Путешествие в интерактивное царство-государство рассказов и сказок»

14


Всего

131


Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема логопедического занятия

Дата

Примечание

Содержание

план

факт

Развитие познавательной сферы «Светофор компьютерной мысли» (5 часов)

1

Включаем восприятие!

3.09



Игры и упражнения

2

Включаем внимание!

4.09



Игры и упражнения

Мой любимый фрукт» «Не собьюсь» «Наблюдательность» Упражнение «Муха 1»  «Мой день Рождения»

3

Включаем память!

5.09



Игры и упражнения «Запомни цифры, описания, картинки, фигуры, постройки» «Тайны» памяти

4

Включаем мышление!

6.09



Игры и упражнения «Четвертый, пятый лишний», «Найди такой же». «Найди сходство», «Найди различия»

5

Включаем воображение!

10.09



Приём фантазирования Дж. Родари «Круги по воде»

Игры и упражнения.

Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов»

6

Неречевые звуки (живая природа).

11.09



Презентации «Живая природа», игры и упражнения. «Узнай по голосу».

7

Речевые звуки. Буквы

12.09



Презентации, игры и упражнения

8

Буква А. Звук [А]. Постановка [р ]

13.09



Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?»«Где спрятался звук?»«Каждому свое место» 

«Где звук?» 

9

Буква О. Звук [О] Постановка [р ]

17.09



Игры и упражнения на постановку [р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?» «Перевёртыши» «Цепочка»

«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
«У кого хороший слух?» «Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?»«Что изменилось?»

10

Буква У. Звук [У] Постановка [р ]

18.09



Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?»

«Где спрятался звук?»

«Каждому свое место» 

«Где звук?» 

11

Буква Э. Звук [Э] Постановка [р ]

19.09



Игры и упражнения на постановку [р]: «Перевёртыши» «Цепочка»
«У кого хороший слух?»

«Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?»

«Что изменилось?»

12

Буква Ы. Звук [Ы] Постановка [р ]

20.09



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в : «Составь схему»,

«Сравни слова», «Я знаю пять слов»,

«Чего не стало»,

«Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок»

13

Буква Я. Звук [ЙА]. Автоматизация звука [р ]

24.09



Игры и упражнения на автоматизацию[р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?»

«Перевёртыши» «Цепочка»
«У кого хороший слух?»

«Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?»

«Что изменилось?»

14

Буква Ю. Звук [ЙУ]. Автоматизация звука [р ]

25.09



Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] :

«Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

15

Буква Ё. Звук [ЙО] Автоматизация [р ] в слогах

26.09



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в слогах: «Составь схему», «Путаница»,

«Чего не стало»,

«Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок»

16

Буква Е. Звук [Е] Автоматизация [р ] в слогах

27.09



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок,

«Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение»

17

Буква И. Звук [И] Автоматизация [р ] в словах

1.10



Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах и предложениях

«Закончи слово», «Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

18

Буквы [Б,П,В, Ф] Автоматизация [р ] в словах

2.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в словах: «Закончи предложение»,

«Домино», «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке»

19

Буквы [Г, К, Д, Т] Автоматизация [р ] в словах

3.10



Игры и упражнения на постановку мягкого звука [р] : игры с мячом,«Путаница»,

«Назови с разной интонацией», «Собери бусы», «Намотай клубок»

20

Буквы [З, С, Ж, Ш] Автоматизация [р ] в словах

4.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка»,

«Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?»

«Каждому звуку свое место» 

21

Буквы [С,Ш,З,Ж] Автоматизация [р ] в словах

8.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] : «Где звук?», «Составь схему», «Внимательные ушки» «Посчитай слово»,«Чего не стало»,

«Назови с разной интонацией»

«Собери бусы»,«Намотай клубок»

«Светофор»,

22

Буквы [Ч] Автоматизация [р ] в словах

9.10



Игры и упражнения на постановку [р]: «Звуковые ячейки», «Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место», «Где звук?» 

23

Буквы [Ц] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

10.10



Игры и упражнения на постановку [р] в словах: «Чего не стало»,«Назови с разной интонацией», «Собери бусы»

«Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»

24

Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

11.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?», «Каждому звуку свое место» 

25

Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

15.10



Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах, предложениях  «ВОЛШЕБНИКИ», «ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО», « ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»,

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ», «ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО», «Конец слова за тобой»

26

Буквы [Л,Л] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях

16.10



Игры и упражнения на автоматизацию звука [Р]

«Найди по звуку слово»

«Назови слово, которое отличается от остальных», игры с мячом,

«Я знаю пять слов», «Зашифруй, угадай, подбери, составь, придумай, запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв», «Путаница»

27

Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях

17.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях, текстах «Придумай предложение», «Нос, живот, колени», «Звуковые ячейки»,«Кто больше?», «Каждому свое место», «Конец слова за тобой», «Составь схему», «Мышка в норке»

составление слогов со звуками [л, л’,р],

28

Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах

18.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,

«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»,«Каждому свое место» «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» ,заучивание и отработка скороговорок, чистоговорок

29

Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах

22.10



30

Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах

23.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок,

Рассказ «Что вкуснее?» «Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение


31

Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах

24.10



32

Буквы [Л, Л’,Р,Р’] Автоматизация [р ] в текстах

25.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Л,Л’,Р,Р’] в ТЕКСТАХ: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,

«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик»,

33

Автоматизация [р ] в текстах

29.10



Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место» 

«Где звук?» 

34

Автоматизация [р ] в текстах

30.10



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

35

Автоматизация [р ] в текстах

31.10



Презентации, игры и упражнения: «ОХОТНИКИ», «АЛФАВИТ»,

«НАЙДИ КАРТИНКИ», «ВОЛШЕБНИКИ»,

 «ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО»

36

«Ну- ка звуки встаньте в ряд!»

1.11



Программа «Редакторы», «Закончи предложение», «Усядемся на пригорке, да расскажем вам чистоговорки…»

Развитие грамматического строя речи «Занимательная грамматика»

37

Слова-приятели (синонимы)

12.11



Презентации, игры и упражнения

38

Слова-неприятели (антонимы)

13.11



Презентации, игры и упражнения

39

Слова-сорняки

14.11



Презентации, игры и упражнения

40

Слова-«близнецы» (омонимы)

15.11



Презентации, игры и упражнения

41

Антонимы в предложениях

19.11



Презентации, игры и упражнения

42


Фразеологизмы

20.11



Знакомство с выражениями («Золотые руки, повесить нос, остался с носом) и использование их в собственной речи.

43

Фразеологизмы

21.11



Знакомство с выражениями («Как селедка в бочке, яблоку негде упасть, собачья жизнь») и использование их в собственной речи.

44

Фразеологизмы

22.11



Знакомство с выражениями («Заруби себе на носу, пороть чепуху, бить баклуши») и употребление их в собственной речи.

45

«Ласковые» слова

26.11



Моделирование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («увеличительный» суффикс -ищ-) .

46

Игровое занятие «Слепой текст»

27.11



Моделирование глаголов с разными оттенками значений. Подбор слов к звуковой схеме.

47

«Какая страница! Глагол и частица!»

28.11



Усвоение категорий числа, лица, рода и времени глаголов. Правильное употребление грамматической формы глагола.

48

«Волшебный мир слов – признаков»»

29.11



Моделирование относительных прилагательных 

(фруктовый, овощной, плодовый, осенний).

49

Многозначные слова.

3.12



Понимание и объяснение многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет).

50

Игровое занятие «Скажи наоборот»

4.12



Понимание и объяснение слов с переносным значением 

(золотая осень, золотые руки).

51

Обобщающие понятия слов.

5.12



Понимание и объяснение обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

52

«Слова-родственники»

6.12



Работа с деформированным текстом. Упражнения

«Вставь пропущенную букву в слова», «Подбери родственное проверочное слово», «Найди родственные слова в тексте»

53

Практическое употребление наречий



10.12



Введение в активную речь пространствен-ных наречий 

(вверху— внизу, впереди сзади, слева — справа).

54

Творческая игра «Редакторы слов»

11.12



Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов)

55

Одушевленные и неодушевленные предметы

12.12



Упражнение в постановке вопросов КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? – подготовка к овладению диалогической речью.

56

«Особенные слова»


13.12



Понимание и объяснение несклоняемых слов (кофе, какао, меню).

57

«Говорю правильно»

17.12



Игры и упражнения на преодоление аграмматизмов и недостатков произношения

58

«Частички слова»

18.12



Деление слов на слоги на стыке морфем, например: мыш – ка, (а не мы – шка), стир – ка ( а не сти – рка)

59

Игра «Лесная школа предлогов»


19.12



Игра «Лесная школа предлогов».

Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?

60


Игровая программа «ПРИставкой быть ПРЕкрасно»

20.12



Словообразование при помощи приставок.

61

Сложные предложения

24.12



Составления сложносочиненного предложения с союзами а, и (при сравнении предметов). Составления предложения со словами сначала , а потом ....

Составления сложноподчиненного предложения с союзами чтобы, потому что.

Развитие связной речи «Путешествие в интерактивное царство-государство рассказов и сказок»

62

Моделирование предложений «Сказка продолжается»

25.12



Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).


63

Занятие - игра «Путешествие по сказкам»

26.12



Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня) отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?

64

«Занимательная грамматика»

27.12



Повторить, обобщить изученный материал.

65

Игровая программа «Я говорю, ты слушай».

10.01



Самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них; заучивание и инсценирование диалогов; пересказ текста с включением диалога действующих лиц.

66

Конкурс стихов «В мире красоты»

14.01



Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.

67

Логопедическая викторина «Слова и картинки»

15.01



Заучивание двустиший с опорой на предметные, сюжетные картинки.

68

«Лучший рассказ»

16.01



Придумывание рассказов по знакомой наглядной ситуации.

69

Рассказы-описания «Лучик вашего внимания»

17.01



Составление рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.

70

Рассказы по серии сюжетных картинок. «Я начну, а ты продолжи»

21.01



Умение разбираться в последовательности событий с помощью серии картинок.

71

Занятие-викторина «Цепочка»

22.01



Пересказ художественных текстов.


72

Выборочные рассказы «Рисую свой рассказ»

23.01



Обучение выборочному пересказу произведения с опорой на наглядность. Умение анализировать произведение.

73

Краткий пересказ «Что могут волшебники?»

24.01



Учить находить главную мысль рассказа, составлять план, пересказывать по плану. Познакомить с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе и на улице.

74

Творческое рассказывание «Сказка не кончается»

28.01



Знакомство с жанром художественной литературы - сказка

75

Описательный рассказ «Моя любимая игрушка»

29.01



Знакомство с визуальной моделью (алгоритм)

76

«Мое увлечение»

30.01



77

«Мой любимый учитель»

31.01




Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов»

78

Звук [Э] Постановка звука [р ]

9.02



Игры и упражнения на постановку [р]: «Перевёртыши» «Цепочка»
«У кого хороший слух?», «Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?», «Что изменилось?»

79

Звук [Ы] Постановка звука [р ]

12.02



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в : «Составь схему», «Сравни слова», «Я знаю пять слов»,«Чего не стало», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы», «Намотай клубок»

80

Звук [ЙА]. Автоматизация звука [р ]

13.02



Игры и упражнения на автоматизацию[р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?» «Перевёртыши» «Цепочка»
«У кого хороший слух?» «Какой звук чаще всего слышим?», «Что исчезло?» «Что изменилось?»

81

Звук [ЙУ]. Автоматизация звука [р ]

14.02



Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] :

«Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

82

Звук [ЙО] Автоматизация звука [р ] в слогах

16.02



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в слогах: «Составь схему», «Путаница»,

«Чего не стало», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок»

83

Звук [Е] Автоматизация звука [р ] в слогах

26.02



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок, «Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение»

84

Звук [И] Автоматизация звука [р ] в словах

27.02



Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах и предложениях «Закончи слово», «Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

85

[Б,П,В, Ф] Автоматизация звука [р ] в словах

28.02



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в словах: «Закончи предложение»,

«Домино», «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке»

86

[Г, К, Д, Т] Автоматизация звука [р ] в словах

2.03



Игры и упражнения на постановку мягкого звука [р] : игры с мячом,«Путаница»,

«Назови с разной интонацией», «Собери бусы», «Намотай клубок»

87

[З, С, Ж, Ш] Автоматизация звука [р ] в словах

5.03



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка»,

«Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?»

«Каждому звуку свое место» 

88

[С,Ш,З,Ж] Автоматизация звука [р ] в словах

6.03



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] : «Где звук?», «Составь схему», «Внимательные ушки» «Посчитай слово»,«Чего не стало»,

«Назови с разной интонацией»,«Собери бусы»,«Намотай клубок»

«Светофор»,

89

[Ч] Автоматизация звука [р ] в словах

7.03



Игры и упражнения на постановку [р]: «Звуковые ячейки», «Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место», «Где звук?» 

90

[Ц] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях

9.03



Игры и упражнения на постановку [р] в словах: «Чего не стало»,«Назови с разной интонацией», «Собери бусы»

«Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»

91

[Л,Л”] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях

12.03



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?», «Каждому звуку свое место» 

92

[Л,Л”] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях

13.03



Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах, предложениях  «ВОЛШЕБНИКИ», «ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО», « ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»,

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ», «ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО», «Конец слова за тобой»

93

[Л,Л”] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях

14.03



Игры и упражнения на автоматизацию звука [Р]

«Найди по звуку слово», «Назови слово, которое отличается от остальных», игры с мячом, «Я знаю пять слов», «Зашифруй, угадай, подбери, составь, придумай, запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв», «Путаница»

94

[Л,Л” ] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях

16.03



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях, текстах «Придумай предложение», «Нос, живот, колени», «Звуковые ячейки»,«Кто больше?», «Каждому свое место», «Конец слова за тобой», «Составь схему», «Мышка в норке»

составление слогов со звуками [л, л’,р],

95

[Р,Р”] Автоматизация звука [р ] в предложениях, текстах

19.03



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,

«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»,«Каждому свое место» «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» ,заучивание и отработка скороговорок, чистоговорок

96

[Р,Р”] Автоматизация звука [р ] в предложениях, текстах

20.03



97

[Р,Р”] Автоматизация звука [р] в предложениях, текстах

21.03



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок,

Рассказ «Что вкуснее?» «Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение


98

[Р,Р”] Автоматизация звука [р ] в предложениях, текстах

23.03



99

[Л,Л’,Р,Р’] Автоматизация звука [р ] в текстах

2.04



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Л,Л’,Р,Р’] в ТЕКСТАХ: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,

«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик»,

100

Автоматизация звука [р ] в текстах

3.04



Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место» 

«Где звук?» 

101

Автоматизация звука [р ] в текстах

4.04



Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»

102

«Ну- ка звуки встаньте в ряд!»

6.04



Презентации, игры и упражнения: «ОХОТНИКИ», «АЛФАВИТ»,

«НАЙДИ КАРТИНКИ», «ВОЛШЕБНИКИ»,«ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО», Программа «Редакторы», «Закончи предложение», «Усядемся на пригорке, да расскажем вам чистоговорки…»

Развитие грамматического строя речи «Занимательная грамматика»

103

Слова-приятели (синонимы)

9.04



Презентации, игры и упражнения

104

Слова-приятели (антонимы)

10.04



Презентации, игры и упражнения

105

Слова-сорняки

11.04



Презентации, игры и упражнения

106

Слова-«близнецы» (омонимы)

13.04



Презентации, игры и упражнения

107

Антонимы в предложениях

16.04



Презентации, игры и упражнения

108

Слова с переносным значением (фразеологизмы)

17.04



Знакомство с выражениями («Золотые руки, повесить нос, остался с носом) и использование их в собственной речи.

109

Слова с переносным значением (фразеологизмы)

18.04



Знакомство с выражениями («Как селедка в бочке, яблоку негде упасть, собачья жизнь») и использование их в собственной речи.

110

Слова с переносным значением (фразеологизмы)

19.04



Знакомство с выражениями («Заруби себе на носу, пороть чепуху, бить баклуши») и употребление их в собственной речи.

111

Употребление существительных «Ласковые слова».

20.04



Моделирование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («увеличительный» суффикс -ищ-) .

112

Игровое занятие «Слепой текст»

23.04



Моделирование глаголов с разными оттенками значений. Подбор слов к звуковой схеме.

113

«Какая страница! Глагол и частица!»

24.04



Усвоение категорий числа, лица, рода и времени глаголов. Правильное употребление грамматической формы глагола.

114

«Волшебный мир слов – признаков»»

25.04



Моделирование относительных прилагательных 

(фруктовый, овощной, плодовый, осенний).

115

Многозначные слова.

Игра «Оглянись вокруг»

27.04



Понимание и объяснение многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет).

116

Слова с переносным значением.

Игра «Скажи наоборот»

30.04



Понимание и объяснение слов с переносным значением 

(золотая осень, золотые руки).

117

Обобщающие понятия слов.

4.05



Понимание и объяснение обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

118

Родственные слова. Состав слова. «Слова-родственники»

7.05



Работа с деформированным текстом. Упражнения

«Вставь пропущенную букву в слова», «Подбери родственное проверочное слово», «Найди родственные слова в тексте»

119

Практическое употребление наречий



8.05



Введение в активную речь пространствен-ных наречий 

(вверху— внизу, впереди сзади, слева — справа).

120

Словоизменение Творческая игра «Редакторы слов»

11.05



Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов)

121

Одушевленные и неодушевленные предметы

Игра «Кто? Что?»

14.05



Упражнение в постановке вопросов КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? – подготовка к овладению диалогической речью.

122

Несклоняемые слова «Особенные слова»


15.05



Понимание и объяснение несклоняемых слов (кофе, какао, меню).

123

«Говорю правильно»

16.05



Игры и упражнения на преодоление аграмматизмов и недостатков произношения

124

Слоговая структура слова «Частички слова»

18.05



Деление слов на слоги на стыке морфем, например: мыш – ка, (а не мы – шка), стир – ка ( а не сти – рка)

125

Пространственные предлоги.


21.05



Игра «Лесная школа предлогов».

Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?

126

Игровая программа «ПРИставкой быть ПРЕкрасно»

22.05



Словообразование при помощи приставок.

127

Сложные предложения

23.05



Составления сложносочиненного предложения с союзами а, и (при сравнении предметов). Составления предложения со словами сначала , а потом ....

Составления сложноподчиненного предложения с союзами чтобы, потому что.

Развитие связной речи «Путешествие в интерактивное царство-государство рассказов и сказок»

128

Моделирование предложений «Сказка продолжается»

25.05



Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).

129

Занятие - игра «Путешествие по сказкам»

28.05



Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня) отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?

130

«Занимательная грамматика»

29.05



Повторить, обобщить изученный материал.

131

Игровая программа «Я говорю, ты слушай».

30.05



Самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них; заучивание и инсценирование диалогов; пересказ текста с включением диалога действующих лиц.

Список литературы

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.46с.

2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.163с.

3.Сборник. «150 тестов, игр, упражнений».- АСТ, М., - 2002г.189с.

4. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.231с.

5.Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.239с.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее