Приложение к Адаптированной общеобразовательной программе
начального образования (АОП НОО)
Специальная индивидуальная программа коррекции речи (СИПКР):
коррекция НР
Классы:1
Количество часов (всего):131
Количество часов (в неделю):4
Срок реализации: 1 год,
Учитель-логопед: Елисеева Оксана Николаевна
Пояснительная записка
Обоснование
Программа написана на основании заявления родителей, заключения и рекомендаций ТПМПК (АООП НОО для учащихся с ЗПР (вариант 7.2).) и адресована учащемуся для коррекции недостатков устной речи НР (III уровень), профилактике нарушений письменной речи. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в успешном освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития.
Речевой статус учащегося
Учащийся по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования является обучающимся с ОВЗ, смешанная парциальная недостаточность, дефицитарность зрительного анализатора; рекомендовано обучение по АООП для учащихся с ЗПР (вариант 7.2). Обучающийся говорит на русском языке. Недостатки речи у взрослых членов семьи отсутствуют. Звукопроизношение – межзубный сигматизм, свистящий сигматизм, параротацизм, параламбдацизм; отмечены трудности фонематического анализа и синтеза (определение количества, последовательности звуков).
Уровень пассивного и активного словаря не соответствует возрасту (не сформированы обобщающие понятия, бедный предметный словарь, речь недостаточна распространена прилагательными, местоимениями, наречиями).
Также затруднено образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах («ведер» вместо ведра, «окнов» вместо окна), допускает ошибки при согласовании существительных и числительных («5 ручки», «5 ухов», «два ручки»); Матвей допускает ошибки в образовании детенышей животных «собачонок», «хрюшка», «лягушка», «зайчик»; не понимает инструкции и не может по аналогии образовать существительные уменьшительно-ласкательной формы
При составлении рассказа по картинке, по серии картинок, необходимы наводящие вопросы учителя-логопеда, в связной речи отсутствуют выразительные и языковые средства
Симптоматика заикания отсутствует
Матвей находится на надомном обучении, посещает индивидуальные занятия по коррекции НР.
Психологические особенности ребенка: Учащийся быстро утомляется, наблюдается пресыщаемость учебной нагрузки, низкий уровень зрительной и слуховой памяти.
Цель программы: коррекция НР, включающая нормализацию звукопроизношения, фонематической стороны речи (восприятие, анализ и синтез), грамматики (словоизменении, словообразование), синтаксиса (пересказ, составление рассказов), познавательной сферы (развитие познавательных процессов).
Задачи программы
Коррекционно-обучающие:
1.Коррекция дефектов произношения (межзубный сигматизм, свистящий сигматизм, параротацизм, параламбдацизм).
2.Формирование полноценных фонематических процессов.
3.Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
4.Повышение уровня общего речевого развития с помощью обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования; формирование умения адекватного употребления слов в самостоятельной речи.
5.Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.
6.Формирование умений и навыков построения связного высказывания.
7.Формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Развивающие:
Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
Формировать потребность в самопознании, саморазвитии;
Воспитательные:
Содействовать дальнейшему развитию коммуникативной деятельности через успешное овладение навыками устной речи;
Закладывать основу общественной активности личности, гражданской позиции, культуру общения и поведения в социуме.
Отличительные особенности программы
Данная программа адресована учащемуся первого класса начальной школы, с ориентировкой задач, решение которых необходимо для достижения языковой компетентности (развитие на фонематическом, грамматическом, синтаксическом уровнях), но вместе с тем, подразумевает многоплановую деятельность:
развитие и коррекция речи по максимально индивидуальным коррекционно-развивающим направлениям (нр III уровень).
использование мнемотаблиц, схем, таблиц, моделей.
По продолжительности: длительная (1 год). Планируемая периодичность встреч 4 раза в неделю (понедельник, вторник, среда, четверг).
По масштабу решаемых задач: специальная.
Основные детерминанты воздействия: игра с правилами, упражнения; визуализация коррекционного обучения.
Оценка эффективности коррекционной программы осуществляется с точки зрения различных уровней:на уровне постановки целей и задач; на уровне разрешения реальных трудностей развития.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта обучающегося.
Планируемые результаты программы В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания;
Методическое обеспечение программы
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия-игры.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); практический (выполнение упражнений по образцам, данным учителем-логопедом);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение готовой информации; репродуктивный – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности; продуктивный – создание новых образов действительности в играх и упражнениях.
Содержание программы:I. Коррекционный блок
1 блок – развитие познавательной сферы; 2 блок - развитие звукопроизношения и фонематических процессов.
3 блок – развитие грамматического строя речи; 4 блок – развитие связной речи.
Акцент в работе над звуковой культурой речи детей постепенно смещается от обучения правильному произношению звуков, к обучению звуковому анализу слов, словообразованию, словоизменению, построению фраз, предложений, рассказов.
Учебно-тематический план 4 раза в неделю
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | 1 блок - Развитие познавательной сферы «Светофор компьютерной мысли» | 5 |
2 | 2 блок – Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов» | 30 |
3 | 3 блок – Развитие грамматического строя речи «Занимательная грамматика» | 33 |
4 | 4 блок – Развитие связной речи «Путешествие в интерактивное царство-государство рассказов и сказок» | 14 |
| Всего | 131 |
Календарно-тематическое планирование
п\п | Тема логопедического занятия | Дата | Примечание | Содержание | |
план | факт | ||||
Развитие познавательной сферы «Светофор компьютерной мысли» (5 часов) | |||||
1 | Включаем восприятие! | 3.09 |
|
| Игры и упражнения |
2 | Включаем внимание! | 4.09 |
|
| Игры и упражнения Мой любимый фрукт» «Не собьюсь» «Наблюдательность» Упражнение «Муха 1» «Мой день Рождения» |
3 | Включаем память! | 5.09 |
|
| Игры и упражнения «Запомни цифры, описания, картинки, фигуры, постройки» «Тайны» памяти |
4 | Включаем мышление! | 6.09 |
|
| Игры и упражнения «Четвертый, пятый лишний», «Найди такой же». «Найди сходство», «Найди различия» |
5 | Включаем воображение! | 10.09 |
|
| Приём фантазирования Дж. Родари «Круги по воде» Игры и упражнения. |
Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов» | |||||
6 | Неречевые звуки (живая природа). | 11.09 |
|
| Презентации «Живая природа», игры и упражнения. «Узнай по голосу». |
7 | Речевые звуки. Буквы | 12.09 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
8 | Буква А. Звук [А]. Постановка [р ] | 13.09 |
|
| Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?»«Где спрятался звук?»«Каждому свое место» «Где звук?» |
9 | Буква О. Звук [О] Постановка [р ] | 17.09 |
|
| Игры и упражнения на постановку [р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?» «Перевёртыши» «Цепочка» «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» |
10 | Буква У. Звук [У] Постановка [р ] | 18.09 |
|
| Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?» «Где спрятался звук?» «Каждому свое место» «Где звук?» |
11 | Буква Э. Звук [Э] Постановка [р ] | 19.09 |
|
| Игры и упражнения на постановку [р]: «Перевёртыши» «Цепочка» «Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?» «Что изменилось?» |
12 | Буква Ы. Звук [Ы] Постановка [р ] | 20.09 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в : «Составь схему», «Сравни слова», «Я знаю пять слов», «Чего не стало», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок» |
13 | Буква Я. Звук [ЙА]. Автоматизация звука [р ] | 24.09 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию[р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?» «Перевёртыши» «Цепочка» «Какой звук чаще всего слышим?»,«Что исчезло?» «Что изменилось?» |
14 | Буква Ю. Звук [ЙУ]. Автоматизация звука [р ] | 25.09 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] : «Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» |
15 | Буква Ё. Звук [ЙО] Автоматизация [р ] в слогах | 26.09 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в слогах: «Составь схему», «Путаница», «Чего не стало», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок» |
16 | Буква Е. Звук [Е] Автоматизация [р ] в слогах | 27.09 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок, «Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение» |
17 | Буква И. Звук [И] Автоматизация [р ] в словах | 1.10 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах и предложениях «Закончи слово», «Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» |
18 | Буквы [Б,П,В, Ф] Автоматизация [р ] в словах | 2.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в словах: «Закончи предложение», «Домино», «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке» |
19 | Буквы [Г, К, Д, Т] Автоматизация [р ] в словах | 3.10 |
|
| Игры и упражнения на постановку мягкого звука [р] : игры с мячом,«Путаница», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы», «Намотай клубок» |
20 | Буквы [З, С, Ж, Ш] Автоматизация [р ] в словах | 4.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?» «Каждому звуку свое место» |
21 | Буквы [С,Ш,З,Ж] Автоматизация [р ] в словах | 8.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] : «Где звук?», «Составь схему», «Внимательные ушки» «Посчитай слово»,«Чего не стало», «Назови с разной интонацией» «Собери бусы»,«Намотай клубок» «Светофор», |
22 | Буквы [Ч] Автоматизация [р ] в словах | 9.10 |
|
| Игры и упражнения на постановку [р]: «Звуковые ячейки», «Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место», «Где звук?» |
23 | Буквы [Ц] Автоматизация [р ] в словах, предложениях | 10.10 |
|
| Игры и упражнения на постановку [р] в словах: «Чего не стало»,«Назови с разной интонацией», «Собери бусы» «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик» |
24 | Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях | 11.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?», «Каждому звуку свое место» |
25 | Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях | 15.10 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах, предложениях «ВОЛШЕБНИКИ», «ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО», « ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА», «ИСПРАВЬ ОШИБКИ», «ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО», «Конец слова за тобой» |
26 | Буквы [Л,Л] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях | 16.10 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [Р] «Найди по звуку слово» «Назови слово, которое отличается от остальных», игры с мячом, «Я знаю пять слов», «Зашифруй, угадай, подбери, составь, придумай, запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв», «Путаница» |
27 | Буквы [Л,Л”] Автоматизация [р ] в словах, предложениях | 17.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях, текстах «Придумай предложение», «Нос, живот, колени», «Звуковые ячейки»,«Кто больше?», «Каждому свое место», «Конец слова за тобой», «Составь схему», «Мышка в норке» составление слогов со звуками [л, л’,р], |
28 | Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах | 18.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка», «Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»,«Каждому свое место» «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» ,заучивание и отработка скороговорок, чистоговорок |
29 | Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах | 22.10 |
|
| |
30 | Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах | 23.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок, Рассказ «Что вкуснее?» «Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение
|
31 | Буквы [Р,Р”] Автоматизация [р ] в предложениях, текстах | 24.10 |
|
| |
32 | Буквы [Л, Л’,Р,Р’] Автоматизация [р ] в текстах | 25.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Л,Л’,Р,Р’] в ТЕКСТАХ: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка», «Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», |
33 | Автоматизация [р ] в текстах | 29.10 |
|
| Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место» «Где звук?» |
34 | Автоматизация [р ] в текстах | 30.10 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» |
35 | Автоматизация [р ] в текстах | 31.10 |
|
| Презентации, игры и упражнения: «ОХОТНИКИ», «АЛФАВИТ», «НАЙДИ КАРТИНКИ», «ВОЛШЕБНИКИ», «ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» |
36 | «Ну- ка звуки встаньте в ряд!» | 1.11 |
|
| Программа «Редакторы», «Закончи предложение», «Усядемся на пригорке, да расскажем вам чистоговорки…» |
Развитие грамматического строя речи «Занимательная грамматика» | |||||
37 | Слова-приятели (синонимы) | 12.11 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
38 | Слова-неприятели (антонимы) | 13.11 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
39 | Слова-сорняки | 14.11 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
40 | Слова-«близнецы» (омонимы) | 15.11 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
41 | Антонимы в предложениях | 19.11 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
42 | Фразеологизмы | 20.11 |
|
| Знакомство с выражениями («Золотые руки, повесить нос, остался с носом) и использование их в собственной речи. |
43 | Фразеологизмы | 21.11 |
|
| Знакомство с выражениями («Как селедка в бочке, яблоку негде упасть, собачья жизнь») и использование их в собственной речи. |
44 | Фразеологизмы | 22.11 |
|
| Знакомство с выражениями («Заруби себе на носу, пороть чепуху, бить баклуши») и употребление их в собственной речи. |
45 | «Ласковые» слова | 26.11 |
|
| Моделирование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («увеличительный» суффикс -ищ-) . |
46 | Игровое занятие «Слепой текст» | 27.11 |
|
| Моделирование глаголов с разными оттенками значений. Подбор слов к звуковой схеме. |
47 | «Какая страница! Глагол и частица!» | 28.11 |
|
| Усвоение категорий числа, лица, рода и времени глаголов. Правильное употребление грамматической формы глагола. |
48 | «Волшебный мир слов – признаков»» | 29.11 |
|
| Моделирование относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний). |
49 | Многозначные слова. | 3.12 |
|
| Понимание и объяснение многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет). |
50 | Игровое занятие «Скажи наоборот» | 4.12 |
|
| Понимание и объяснение слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки). |
51 | Обобщающие понятия слов. | 5.12 |
|
| Понимание и объяснение обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.). |
52 | «Слова-родственники» | 6.12 |
|
| Работа с деформированным текстом. Упражнения «Вставь пропущенную букву в слова», «Подбери родственное проверочное слово», «Найди родственные слова в тексте» |
53 | Практическое употребление наречий
| 10.12 |
|
| Введение в активную речь пространствен-ных наречий (вверху— внизу, впереди —сзади, слева — справа). |
54 | Творческая игра «Редакторы слов» | 11.12 |
|
| Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов) |
55 | Одушевленные и неодушевленные предметы | 12.12 |
|
| Упражнение в постановке вопросов КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? – подготовка к овладению диалогической речью. |
56 | «Особенные слова»
| 13.12 |
|
| Понимание и объяснение несклоняемых слов (кофе, какао, меню). |
57 | «Говорю правильно» | 17.12 |
|
| Игры и упражнения на преодоление аграмматизмов и недостатков произношения |
58 | «Частички слова» | 18.12 |
|
| Деление слов на слоги на стыке морфем, например: мыш – ка, (а не мы – шка), стир – ка ( а не сти – рка) |
59 | Игра «Лесная школа предлогов»
| 19.12 |
|
| Игра «Лесная школа предлогов». Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? |
60
| Игровая программа «ПРИставкой быть ПРЕкрасно» | 20.12 |
|
| Словообразование при помощи приставок. |
61 | Сложные предложения | 24.12 |
|
| Составления сложносочиненного предложения с союзами а, и (при сравнении предметов). Составления предложения со словами сначала , а потом .... Составления сложноподчиненного предложения с союзами чтобы, потому что. |
Развитие связной речи «Путешествие в интерактивное царство-государство рассказов и сказок» | |||||
62 | Моделирование предложений «Сказка продолжается» | 25.12 |
|
| Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
|
63 | Занятие - игра «Путешествие по сказкам» | 26.12 |
|
| Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня) отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как? |
64 | «Занимательная грамматика» | 27.12 |
|
| Повторить, обобщить изученный материал. |
65 | Игровая программа «Я говорю, ты слушай». | 10.01 |
|
| Самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них; заучивание и инсценирование диалогов; пересказ текста с включением диалога действующих лиц. |
66 | Конкурс стихов «В мире красоты» | 14.01 |
|
| Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой. |
67 | Логопедическая викторина «Слова и картинки» | 15.01 |
|
| Заучивание двустиший с опорой на предметные, сюжетные картинки. |
68 | «Лучший рассказ» | 16.01 |
|
| Придумывание рассказов по знакомой наглядной ситуации. |
69 | Рассказы-описания «Лучик вашего внимания» | 17.01 |
|
| Составление рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана. |
70 | Рассказы по серии сюжетных картинок. «Я начну, а ты продолжи» | 21.01 |
|
| Умение разбираться в последовательности событий с помощью серии картинок. |
71 | Занятие-викторина «Цепочка» | 22.01 |
|
| Пересказ художественных текстов.
|
72 | Выборочные рассказы «Рисую свой рассказ» | 23.01 |
|
| Обучение выборочному пересказу произведения с опорой на наглядность. Умение анализировать произведение. |
73 | Краткий пересказ «Что могут волшебники?» | 24.01 |
|
| Учить находить главную мысль рассказа, составлять план, пересказывать по плану. Познакомить с правилами общения с взрослыми, сверстниками в школе и на улице. |
74 | Творческое рассказывание «Сказка не кончается» | 28.01 |
|
| Знакомство с жанром художественной литературы - сказка |
75 | Описательный рассказ «Моя любимая игрушка» | 29.01 |
|
| Знакомство с визуальной моделью (алгоритм) |
76 | «Мое увлечение» | 30.01 |
|
| |
77 | «Мой любимый учитель» | 31.01 |
|
|
Развитие звукопроизношения и фонематических процессов «Путешествие в интерактивное царство-государство звуков и слов» | |||||
78 | Звук [Э] Постановка звука [р ] | 9.02 |
|
| Игры и упражнения на постановку [р]: «Перевёртыши» «Цепочка» |
79 | Звук [Ы] Постановка звука [р ] | 12.02 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в : «Составь схему», «Сравни слова», «Я знаю пять слов»,«Чего не стало», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы», «Намотай клубок» |
80 | Звук [ЙА]. Автоматизация звука [р ] | 13.02 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию[р]: «Что добавилось?» «Отгадайте, кого я называю?» «Перевёртыши» «Цепочка» |
81 | Звук [ЙУ]. Автоматизация звука [р ] | 14.02 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] : «Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» |
82 | Звук [ЙО] Автоматизация звука [р ] в слогах | 16.02 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в слогах: «Составь схему», «Путаница», «Чего не стало», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы»,«Намотай клубок» |
83 | Звук [Е] Автоматизация звука [р ] в слогах | 26.02 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок, «Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение» |
84 | Звук [И] Автоматизация звука [р ] в словах | 27.02 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах и предложениях «Закончи слово», «Если бы мы были волшебниками», «Если бы звук л исчез из русского языка», проговаривание чистоговорок, «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» |
85 | [Б,П,В, Ф] Автоматизация звука [р ] в словах | 28.02 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в словах: «Закончи предложение», «Домино», «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке» |
86 | [Г, К, Д, Т] Автоматизация звука [р ] в словах | 2.03 |
|
| Игры и упражнения на постановку мягкого звука [р] : игры с мячом,«Путаница», «Назови с разной интонацией», «Собери бусы», «Намотай клубок» |
87 | [З, С, Ж, Ш] Автоматизация звука [р ] в словах | 5.03 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?» «Каждому звуку свое место» |
88 | [С,Ш,З,Ж] Автоматизация звука [р ] в словах | 6.03 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] : «Где звук?», «Составь схему», «Внимательные ушки» «Посчитай слово»,«Чего не стало», «Назови с разной интонацией»,«Собери бусы»,«Намотай клубок» «Светофор», |
89 | [Ч] Автоматизация звука [р ] в словах | 7.03 |
|
| Игры и упражнения на постановку [р]: «Звуковые ячейки», «Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место», «Где звук?» |
90 | [Ц] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях | 9.03 |
|
| Игры и упражнения на постановку [р] в словах: «Чего не стало»,«Назови с разной интонацией», «Собери бусы» «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик» |
91 | [Л,Л”] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях | 12.03 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]: «Цепочка», «Домино», «Поезд», «Закрой фишкой», «Светофор», «Волшебный домик»,«Звуковые ячейки», «Где спрятался звук?», «Каждому звуку свое место» |
92 | [Л,Л”] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях | 13.03 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [р] в словах, предложениях «ВОЛШЕБНИКИ», «ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО», « ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА», «ИСПРАВЬ ОШИБКИ», «ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО», «Конец слова за тобой» |
93 | [Л,Л”] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях | 14.03 |
|
| Игры и упражнения на автоматизацию звука [Р] «Найди по звуку слово», «Назови слово, которое отличается от остальных», игры с мячом, «Я знаю пять слов», «Зашифруй, угадай, подбери, составь, придумай, запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв», «Путаница» |
94 | [Л,Л” ] Автоматизация звука [р ] в словах, предложениях | 16.03 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях, текстах «Придумай предложение», «Нос, живот, колени», «Звуковые ячейки»,«Кто больше?», «Каждому свое место», «Конец слова за тобой», «Составь схему», «Мышка в норке» составление слогов со звуками [л, л’,р], |
95 | [Р,Р”] Автоматизация звука [р ] в предложениях, текстах | 19.03 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка», «Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?»,«Каждому свое место» «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» ,заучивание и отработка скороговорок, чистоговорок |
96 | [Р,Р”] Автоматизация звука [р ] в предложениях, текстах | 20.03 |
|
| |
97 | [Р,Р”] Автоматизация звука [р] в предложениях, текстах | 21.03 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р] в предложениях: «Закончи предложение», проговаривание чистоговорок, Рассказ «Что вкуснее?» «Домино» «Четвертый лишний»,«Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?», «Кто больше слов со звуком [р] назовет за 1 минуту?», «Ушки на макушке», «Придумай предложение
|
98 | [Р,Р”] Автоматизация звука [р ] в предложениях, текстах | 23.03 |
|
| |
99 | [Л,Л’,Р,Р’] Автоматизация звука [р ] в текстах | 2.04 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Л,Л’,Р,Р’] в ТЕКСТАХ: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка», «Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», |
100 | Автоматизация звука [р ] в текстах | 3.04 |
|
| Комплекс артикуляционных упражнений для звука [р ]. Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [р]:«Кто больше?», «Где спрятался звук?», «Каждому свое место» «Где звук?» |
101 | Автоматизация звука [р ] в текстах | 4.04 |
|
| Игры и упражнения на закрепление положения органов артикуляции звука [Р] в предложениях: «Дополни стихи»,отгадывание и заучивание загадок, «Цепочка»,«Закончи слово», «Светофор», «Волшебный домик», «Что вокруг?», «Кто больше?» |
102 | «Ну- ка звуки встаньте в ряд!» | 6.04 |
|
| Презентации, игры и упражнения: «ОХОТНИКИ», «АЛФАВИТ», «НАЙДИ КАРТИНКИ», «ВОЛШЕБНИКИ»,«ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО», Программа «Редакторы», «Закончи предложение», «Усядемся на пригорке, да расскажем вам чистоговорки…» |
Развитие грамматического строя речи «Занимательная грамматика» | |||||
103 | Слова-приятели (синонимы) | 9.04 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
104 | Слова-приятели (антонимы) | 10.04 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
105 | Слова-сорняки | 11.04 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
106 | Слова-«близнецы» (омонимы) | 13.04 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
107 | Антонимы в предложениях | 16.04 |
|
| Презентации, игры и упражнения |
108 | Слова с переносным значением (фразеологизмы) | 17.04 |
|
| Знакомство с выражениями («Золотые руки, повесить нос, остался с носом) и использование их в собственной речи. |
109 | Слова с переносным значением (фразеологизмы) | 18.04 |
|
| Знакомство с выражениями («Как селедка в бочке, яблоку негде упасть, собачья жизнь») и использование их в собственной речи. |
110 | Слова с переносным значением (фразеологизмы) | 19.04 |
|
| Знакомство с выражениями («Заруби себе на носу, пороть чепуху, бить баклуши») и употребление их в собственной речи. |
111 | Употребление существительных «Ласковые слова». | 20.04 |
|
| Моделирование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («увеличительный» суффикс -ищ-) . |
112 | Игровое занятие «Слепой текст» | 23.04 |
|
| Моделирование глаголов с разными оттенками значений. Подбор слов к звуковой схеме. |
113 | «Какая страница! Глагол и частица!» | 24.04 |
|
| Усвоение категорий числа, лица, рода и времени глаголов. Правильное употребление грамматической формы глагола. |
114 | «Волшебный мир слов – признаков»» | 25.04 |
|
| Моделирование относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний). |
115 | Многозначные слова. Игра «Оглянись вокруг» | 27.04 |
|
| Понимание и объяснение многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет). |
116 | Слова с переносным значением. Игра «Скажи наоборот» | 30.04 |
|
| Понимание и объяснение слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки). |
117 | Обобщающие понятия слов. | 4.05 |
|
| Понимание и объяснение обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.). |
118 | Родственные слова. Состав слова. «Слова-родственники» | 7.05 |
|
| Работа с деформированным текстом. Упражнения «Вставь пропущенную букву в слова», «Подбери родственное проверочное слово», «Найди родственные слова в тексте» |
119 | Практическое употребление наречий
| 8.05 |
|
| Введение в активную речь пространствен-ных наречий (вверху— внизу, впереди —сзади, слева — справа). |
120 | Словоизменение Творческая игра «Редакторы слов» | 11.05 |
|
| Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов) |
121 | Одушевленные и неодушевленные предметы Игра «Кто? Что?» | 14.05 |
|
| Упражнение в постановке вопросов КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? – подготовка к овладению диалогической речью. |
122 | Несклоняемые слова «Особенные слова»
| 15.05 |
|
| Понимание и объяснение несклоняемых слов (кофе, какао, меню). |
123 | «Говорю правильно» | 16.05 |
|
| Игры и упражнения на преодоление аграмматизмов и недостатков произношения |
124 | Слоговая структура слова «Частички слова» | 18.05 |
|
| Деление слов на слоги на стыке морфем, например: мыш – ка, (а не мы – шка), стир – ка ( а не сти – рка) |
125 | Пространственные предлоги.
| 21.05 |
|
| Игра «Лесная школа предлогов». Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? |
126 | Игровая программа «ПРИставкой быть ПРЕкрасно» | 22.05 |
|
| Словообразование при помощи приставок. |
127 | Сложные предложения | 23.05 |
|
| Составления сложносочиненного предложения с союзами а, и (при сравнении предметов). Составления предложения со словами сначала , а потом .... Составления сложноподчиненного предложения с союзами чтобы, потому что. |
Развитие связной речи «Путешествие в интерактивное царство-государство рассказов и сказок» | |||||
128 | Моделирование предложений «Сказка продолжается» | 25.05 |
|
| Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно). |
129 | Занятие - игра «Путешествие по сказкам» | 28.05 |
|
| Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня) отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как? |
130 | «Занимательная грамматика» | 29.05 |
|
| Повторить, обобщить изученный материал. |
131 | Игровая программа «Я говорю, ты слушай». | 30.05 |
|
| Самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них; заучивание и инсценирование диалогов; пересказ текста с включением диалога действующих лиц. |
Список литературы
1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.46с.
2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.163с.
3.Сборник. «150 тестов, игр, упражнений».- АСТ, М., - 2002г.189с.
4. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.231с.
5.Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.239с.