Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «История» основного общего образования для 5-9 классов разработана на основе авторской программы «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г. (далее - Рабочая программа).
Общие цели изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Учитывая общие цели истории в основной школе, определены цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений.
Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в обществе с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «История» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Вентана-Граф».
Учебно – методический комплект:
1. Программа «История», 5-9 классы, Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год.
5 класс:
1. Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н.Майков. М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.: ил.
2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М. : Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.
3. Майков А.Н. История: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.; ил.
4. Ванина Э. В. История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Э. В. Ванина, А. К. Данилова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 112 с.; ил.
5. Майков А.Н. История: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.
6. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.
6 класс:
1. Искорская Л.В.,Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История средних веков: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Искорская Л.В. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил.
2. Баранов П.А., Ерамолаева Л.К., Лебедева И.М. и др. История России: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2014. – 288с.: ил.
3. Баранов П.А. История Средних веков: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.
4. Баранов П.А. История России : 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М. : Вентана-Граф, 2012. – 112 с.
5. Лебедков А.М. История средних веков : 6 класс : методические рекомендации / Лебедков А.М. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 64 с.
7 класс:
1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2012. – 358с.: ил.
2. Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М. и др. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России: 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 621с.: ил.
3.Баранов П.А. История России: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М. : Вентана-Граф, 2012. – 112 с.
4.Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Андреевская Т. П. Всеобщая история: проектирование учебного курса: 7 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 64 с.
8 класс:
1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Носков В.В. М. : Вентана-Граф, 2014. – 320с.: ил.
2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Лазукова Н.Н.: Вентана-Граф, 2013. – 336с.: ил
9 класс:
1. Хейфец В.Л.,Хейфец Л.С. под редакцией Мясникова В.С. Всеобщая история. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Хейфец В.Л. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил.
2. Измозник В.С.,Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 352с.: ил.
Общая характеристика учебного курса
Школьный предмет «История» относиться к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5-9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XXI века. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. группировка учебного материала в курсе «Всеобщей истории» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» - по хронологичексо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективный подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Знакомство с историей начинается в 5 классе с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических
В дальнейшем изучении курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, в терминологии и понятийном аппарате, формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Особое значение придается реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развить у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.
Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначность оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных слоев историко-культурного наследия прошлого, наличии развернутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, освещении процесса исторического складывания многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействию толерантности.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом: в 5 классе 14 % учебного времени отводиться на пропедевтический курс «Введение в историю», 86% часов на курс «Всеобщая история». В 6, 7, 8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходиться 30% учебного времени, курс «История России» - 70 % часов.
Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой, работа с документами. Контроль достижения результатов в 5-9 классах включает по 8 тестовых работ, за каждый год обучения (2 контрольных тестирования в четверть).
Содержание учебного курса
Содержание учебного курса «История» по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год, «Всеобщая история» на стр. 11-46. «История России» на стр. 123-156.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
5 класс | |||
«Всеобщая история» (70ч) | |||
I. | Введение в историю | 10 | Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины. Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания |
II. | История Древнего мира | 60 |
|
1. | Раздел I. Первобытный мир | 4 | Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Характеризовать основные занятия древнейших людей. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя», «скульптура», «обряд», «магия», «миф». |
2. | Раздел II. Древний Восток | 12 | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по карте границы древних государств. Раскрывать роль достижения письменности, науки и особенности памятников культуры, религиозных верований в жизни народов Древнего Востока, Извлекать информацию из источника литературного характера. |
3. | Раздел III. Древняя Греция | 20 | Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции. Определять территориальные изменения и показывать границы государств. |
4. | Раздел IV. Древний Рим | 20 | Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства. Понимать основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире |
Итого: |
| 68 |
|
6 класс | |||
«Всеобщая история» (28ч) | |||
1. | Раздел I. Средневековый мир в V–XI вв. | 14 | Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта |
1.1 | Рождение средневековой Европы | 2 | Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств. |
1.2 | Западная Европа в V–XI вв. | 7 | Различать типы земледелия: мотыжное, подсечно-огневое, пашенное. Различать три основных значения понятия «церковь». Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия. |
1.3 | Византия и славяне | 3 | Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. |
1.4 | Арабы в IV–XI вв. | 2 | Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. |
2. | Раздел II. Средневековый мир XII–XV вв. | 14 | Раскрывать историческое значение Средневековой эпохи в XII–XV вв. |
2.1 | Средневековое общество Европы | 3 | Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории |
2.2 | Развитие европейских государств в XII–XV вв. | 5 | Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. |
2.3 | Культура средневекового мира | 3 | Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Уметь давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. |
2.4 | Государства Азии в эпоху Средневековья | 3 | Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. |
«История России» (40ч) | |||
1. | Введение | 1 | Знать определение исторической науки. Уметь разделять исторические источники по группам. Называть способы и единицы измерения времени в исторической науке. Объяснять, как пользоваться исторической картой |
2. | Тема 1. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IXв.) | 5 | Называть основные занятия людей в древности. Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны. Объяснять, как природные условия влияли на образ жизни и занятия восточных славян. |
3. | Тема 2. Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.) | 10 | Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. |
4. | Тема 3. Раздробленность на Руси (вторая треть XII — XIII в.) | 9 | Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать последствия распада Руси на отдельные княжества. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. |
5. | Тема 4. На пути к единому государству. XIV — начало XVI в. | 12 | Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. |
6. | Родной край с древности до начала XVI в. | 2 | Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Знать памятники культуры Древней Руси, исторические памятники этого периода в родном крае. |
7. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — всеобщая история» |
Итого: |
| 68 |
|
7 класс | |||
«Всеобщая история» (26ч) | |||
1 | Раздел I. Переход от Средневековья к Новому времени | 6 | Локализировать исторические события на карте. Извлекать информацию из исторического источника. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях. |
2. | Раздел II. Европа и Северная Америка во второй половине XVI — XVIII в | 17 | Понимать своеобразие социальной структуры общества. Показывать по карте ход военных действий и территориальные изменения по итогам войны. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа международно-правового характера. |
2.1 | Западная Европа во второй половине XVI — первой половине XVII в. | 5 | Характеризовать политическое устройство Испании и особенности её социально-экономического развития. Понимать своеобразие социальной структуры испанского общества. Определять причины упадка Испании в конце XVI — XVIII в. Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрывать понятия: «новые дворяне», «огораживание». |
2.2 | Западная Европа в середине XVII в. | 3 | Раскрывать причины Английской революции. Использовать историческую карту при характеристике внутреннего положения в стране Составлять хронологическую таблицу. |
2.3 | Восемнадцатый век | 5 | Давать комментарии к схеме государственного управления Великобритании. Давать оценку сложившейся в Великобритании парламентской системы. Раскрывать предпосылки промышленного переворота и его сущность. Определять последствия аграрной революции и промышленного переворота |
2.4 | Европа в эпоху Великой французской революции | 4 | Определять причины неудач реформ во Франции накануне революции. Раскрывать противоречия, которые привели к Великой французской революции. Давать характеристику деятельности исторической личности. Раскрывать влияние Великой французской революции на международные отношения в Европе. |
3. | Раздел III. Многоликий Восток
| 3 | Определять причины упадка Османской империи. Сравнивать положение двух ближневосточных держав — Османской империи и Персии. Выделять характерные черты в развитии Китая и Японии в Новое время. |
«История России» (42ч) | |||
1. | Введение | 1 | Объяснять значение понятий: «история», «исторические источники», «исторический документ», «памятник» (в исторической науке), «исторический факт», «дата»; единицы измерения времени в истории: тысячелетие, век, год. Знать, какие события относятся к курсу всеобщей истории, а какие — к курсу истории России. |
2. | Тема 1. Российское государство в XVI в. | 7 | Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Знать основные события внутриполитической жизни. |
3. | Тема 2. Россия в конце XVI — начале XVII в. | 4 | Различать понятия «наследственный царь» и «выборный царь». Выстраивать хронологию событий, опираясь на текст учебника. |
4. | Тема 3. XVII век — век старых традиций и новых веяний | 8 | Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в. Понимать, что русские землепроходцы и мореходы внесли большой вклад в Великие географические открытия. |
5. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Давать характеристику памятникам культуры изучаемой эпохи. Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа |
6. | Тема 4. Россия при Петре I | 8 | Составлять характеристику Петра, используя памятку. Использовать историческую карту и схемы для уяснения хода исторических событий, военных действий и др. Сравнивать органы власти и управления в России в XVII в. и в первой четверти XVIII в. |
7. | Тема 5. Российская империя в 1725–1762 гг. | 3 | Сравнивать понятия «революция» и «дворцовый переворот». Объяснять, используя хронологическую таблицу правления династии Романовых. Составлять описания памятников культуры. Знать имена выдающихся деятелей культуры и их достижения. |
8. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Группировать материал ранее изученных тем. Группировать имена исторических деятелей по заданным признакам: государственные деятели, военачальники, художники, архитекторы и т. д. |
9. | Тема 6. Россия во второй половине XVIII в. | 4 | Объяснять значение понятия «просвещённый абсолютизм». Выстраивать имена исторических деятелей середины XVIIIв.в хронологическом порядке. Показывать на исторической карте передвижения войск и места сражений во время русско-турецких войн; а также территории, присоединённые к России после их окончания. |
10. | Тема 7. Культура России во второй половине XVIII в | 2 | Называть достижения в области образования, книжного дела, литературы. Объяснять, какое значение имеет образование для страны. Определять, какое произведение архитектуры, живописи появилось раньше, позже. |
11. | Родной край в XVI -XVIII веке. | 2 | Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: факты из истории героического прошлого родной земли; факты из истории культуры родного края; факты из истории развития ремесла и др. |
12. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Составлять простейшую синхронистическую таблицу «Россия и Европа» для любого исторического отрезка времени. Устанавливать соответствие между сражавшимися друг с другом полководцами России и европейских стран. Устанавливать соответствие между деятелями культуры России и их современниками в Европе. |
Итого: |
| 68 |
|
8 класс | |||
«Всеобщая история» (24 ч) | |||
1.1 | Европа в эпоху Наполеона Бонапарта | 2 | Определять характерные черты Консульства. Раскрывать сущность мероприятий Наполеона во внутренней политике. Работать с исторической картой. Устанавливать причины крушения наполеоновской империи. |
1.2. | Европа после Венского конгресса | 4 | Давать характеристику направлений общественной мысли XIX в. Различать понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм». Объяснять особенности социально-экономического развития германских государств и Австрийской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между революциями в различных странах. |
1.3. | Европа во второй половине XIX — начале XX в. | 8 | Устанавливать причины восстановления во Франции императорской власти. Определять характерные черты развития Второй империи. |
1.4 | Две Америки | 3 | Различать характерные черты развития Севера, Юга и Запада США. Объяснять причины Гражданской войны и подводить её итоги. |
1.5 | Страны Востока | 3 | Выявлять факты, свидетельствующие о распаде Османской империи в первой половине XIX в. Объяснять сущность политики танзимата и причины её неудачи. |
1.6 | Развитие науки и культуры в XIX — начале XX в. | 2 | Раскрывать характерные черты художественных направлений: романтизма, реализма, импрессионизма. Используя интернет-ресурсы, подготавливать сообщение о деятеле культуры, видеоряд о произведениях живописи |
1.7 | Первая мировая война | 2 | Анализировать процесс формирования военно-политических блоков в Европе в конце XIX — начале XX в. Объяснять причины кризисов в международных отношениях в конце XIX — начале XX в. Составлять хронологическую таблицу. |
«История России» (44ч) | |||
1. | Тема 1. Российская империя в первой половине XIX в. | 17 | Различать виды источников исторических знаний по истории XIX в.; Описывать границы Российской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями; анализировать произведения общественно-политической мысли. |
2. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Систематизировать знания по сквозным вопросам содержания (экономика, политика, социальные отношения и культура); доказывать теоретические положения фактами; давать характеристику экономического, политического, социального и культурного развития. |
3. | Тема 2. Российская империя во второй половине XIX в. | 12 | Комментировать государственный документ, формулировать и обобщать его основные положения; давать историческую оценку государственных мероприятий, фиксировать её в виде таблицы (задание 2 параграфа учебника); составлять план источника; извлекать необходимую информацию из тематической карты |
4. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Отбирать материал для систематизации и обобщения знаний об историческом периоде; давать обобщённую характеристику исторического периода; определять противоречия в развитии страны; осуществлять самоанализ результатов изучения материала главы |
5. | Тема 3. Россия в конце XIX — начале XX в. | 10 | Определять особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе памятки; заполнять сравнительные таблицы, самостоятельно определяя линии сравнения; аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения, в том числе статистические таблицы, карты-схемы, диаграммы; |
6. | Наш регион в XIX — начале XX в. | 2 | Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: факты из истории героического прошлого родной земли; факты из истории культуры родного края; факты из истории развития ремесла и др. |
7. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Отбирать из главы учебника и систематизировать сведения для обобщённой характеристики развития России; выявлять характерные черты, особенности, проблемы исторического развития страны в изучаемый период |
Итого: |
| 68 |
|
9 класс | |||
«Всеобщая история» (24 ч) | |||
1. | Раздел I. Последствия Первой мировой войны | 3 | Подводить итоги Первой мировой войны. Давать аргументированную оценку Версальско-Вашингтонской системы. Раскрывать цели создания международной организации: Лиги Наций. Определять по карте, какие территориальные изменения произошли в Европе после Первой мировой войны, и делать выводы. |
2. | Раздел II. Страны мира в межвоенный период (1919–1939) | 8 | Выявлять причины возникновения и роста популярности фашизма в Италии. Раскрывать суть и характер реформ Муссолини. Устанавливать взаимосвязь между фашистской идеологией и политикой расизма и антисемитизма. |
3. | Раздел III. Вторая мировая война | 4 | Раскрывать суть тактики блицкрига и её роль на первом этапе войны. Характеризовать «новый порядок» на оккупированной немцами территории. Анализировать статистические данные и делать выводы. Составлять хронологическую таблицу военных действий. Определять по карте ход военных действий. |
4. | Раздел IV. На пути к многополярному миру | 10 | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику США в послевоенные годы. Раскрывать суть планов «новых рубежей» и «великого общества». Выявлять взаимосвязь между внешнеполитическим курсом государства и ситуацией внутри страны. Подготавливать сообщение об исторической личности, давать оценку её деятельности. |
«История России» (44ч) | |||
1. | Введение | 1 | Обсуждение задач курса истории России. Планирование самостоятельной деятельности по курсу. Самоанализ необходимых для изучения курса умений и опорных знаний. |
2. | Россия в 1917–1921 гг. | 4 | Раскрывать значение свержения самодержавия в стране; характеризовать основные социально-политические силы в 1917 г.; моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным историческим событиям; |
3. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Давать развёрнутый устный ответ с использованием основной учебной информации и справочного аппарата учебника, дополнительных источников информации (словарь, памятки, интернет-ресурсы, |
4. | Советское государство и общество в 1920–1930-х гг. | 6 | Давать историческую оценку и сравнительную характеристику государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны. Аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения; анализировать исторические фотографии |
5. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Определять противоречия и успехи в развитии страны. Высказывать суждения о художественных достоинствах произведений искусства; аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения. |
6. | Тема 3. СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. | 8 | Привлекать знания из курса всеобщей истории; осуществлять самоанализ своих знаний по теме. Изучать ход войны на основе комплексного анализа данных тематической карты, картосхемы, изобразительных источников; давать сравнительный анализ документов; привлекать знания, полученные в процессе изучения других предметов; составлять хронологическую таблицу. |
7. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Привлекать знания из курса «Всеобщая история»; изучать ход войны на основе комплексного анализа данных картосхем, изобразительных и документальных источников; составлять хронологическую таблицу; аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; выявлять причинно-следственные связи. |
8. | Тема 4. СССР в 1945 — первой половине 1960-х гг. | 5 | Привлекать знания из курса всеобщей истории; давать комментарий и анализ фотодокументов, плакатов; давать характеристику политического строя; давать историческую оценку государственных мероприятий и выявлять их последствия для страны; составлять хронологическую таблицу |
9. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Самостоятельно находить, систематизировать и излагать дополнительную информацию по изучаемой теме; характеризовать политику советского руководства в области культуры и идеологии; выражать своё мнение о процессах, происходивших в стране |
10. | Тема 5. СССР в 1964–1991 гг. | 7 | Определять особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе данных таблицы; давать историческую оценку государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны. Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; комментировать и анализировать фотодокументы и плакаты; обобщать материал темы в форме таблицы. |
11. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Привлекать знания из курса всеобщей истории; раскрывать противоречивый характер международной политики |
12. | Тема 6. Российская Федерация в 1991 г. — начале XXI в. | 4 | Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; оценивать последствия проводимых в стране реформ. |
13. | Наш регион в XX — начале XXI в. | 2 | Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края».Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: — факты из истории героического прошлого родной земли; — факты из истории культуры родного края; — факты из истории развития ремесла и др. |
14. | Итоговое повторение и обобщение. | 2 | Формулировать в форме эссе собственное мнение о месте и роли в мире современной России; осуществлять самоанализ результатов изучения курса |
Итого: |
| 68 |
|
Итого 5-9 класс |
| 382 |
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 , класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785
Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 декабря 2010 г. № 189 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Примерная программа по предмету: Рабочая программа по учебному курсу «История» основного общего образования для 5-9 классов разработана на основе авторской программы «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014
УМК:
- В.Л. Хейфец Всеобщая история: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.Л. Хейфец, К.М. Севиринов, Л.С. Хейфец; под
общ. ред. В.С. Мясникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014.- 320 с.
- Измозик В.С. История России: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под. общ.
ред. чл.корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 352 с.: ил.
-История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Т.П. Андриевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков. – М.: Вентана –Граф, 2012 .- 265с.
- Комплект настенных исторических карт.
- Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари).__
Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения в 9 классе из расчёта 2 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется программа по истории в объеме 68 часов.
Цели: :
В процессе изучения всеобщей истории в 9 классе обучающиеся:
— овладеют комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
— сформируют умения применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
— овладеют навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
— сформируют умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
— овладеют приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по историческ ой тематике;
— сформируют умения оценивать различные исторические версии;
— сформируют умения использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и
настоящего;
— сформируют умения сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных
общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;
— сформируют представления об особенностях современного глобального общества.
Задачи:
- сформировать историческое мышление обучающихся.
- научить объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
- сформировать знания о развитии общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
- научить пользоваться историческими терминами и понятиями, знать важнейшие даты исторических событий
Программа по истории 9 класса рассчитана на 68 учебных часов и включает в себя: Всеобщую историю (24 часа) и историю России (44 часа).
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные:
▪ готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;
▪ осознание и осмысление истории, духовных ценностей и достижений народов и государств зарубежных стран в XX в.;
▪ осознанное принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
▪ приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национа льному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
▪ готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Метапредметные:
▪ поиск обобщенных способов решения задач, в том числе, осуществление развернутого информационного поиска, постановка его на ос нове новых
(учебных и познавательных) задач;
▪ критическое оценивание и интерпретирование информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречий в информационных
источниках;
▪ использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а так- же противоречий,
выявленных в информационных источниках;
▪ поиск и использование критических аргументов в отношении действий и суждений другого; содержательное отношение к критическим зам ечаниям в
отношении собственного суждения, принятие их как ресурс для собственного развития;
▪ развернутое, логичное и точное изложение своей точки зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
▪ овладение различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическую беседу;
▪ составление плана, тезисов, конспекта любых источников информации, включая учебную лекцию;
▪ создание аргументированного эссе; ▪ самостоятельное создание хронологических, генеалогических, обобщающих и сравнительных таблиц, логических
схем;
▪ оценивание собственных действий, учебных достижений.
Предметные:
на базовом уровне:
в области предметного знания:
— овладение и активное использование комплекса знаний об основных этапах, ключевых событиях истории человечества в новейшее время;
— раскрытие истории человечества как многоаспектного процесса взаимодействия государств и народов во всех сферах общественной жизни, в том
числе и в современном глобальном мире;
— соотнесение исторических событий с действиями и поступками исторических личностей ХХ в.;
— описание условий существования, основных занятий, образа жизни человека в ХХ в.;
— изложение приводимых в учебной литературе оценок исторических деятелей, характеристика и оценка значения преобразований, войн, революций и
других исторических событий;
в области предметных умений и навыков:
— определение причин и следствий событий истории человечества в 1914—2015 гг.;
— умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
— умение оценивать роль личности в истории ХХ в., приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
— умение на конкретных примерах демонстрировать, сравнивать и обобщать события истории новейшего времени;
— умение сравнивать исторические пути развития разных стран в 1914__
— использование навыков проектной деятельности, умение вести диалог и участвовать в дискуссии по исторической тематике в услови ях открытого
информационного общества;
— умение составлять описание исторических объектов и памятников ХХ в. на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
— умение излагать круг дискуссионных вопросов всеобщей истории ХХ в. и существующие в науке их современные версии и трактовки;
— умение отбирать и анализировать необходимый материал из разных исторических и иных источников, обосновывать свою точку зрения ; в области
работы с историческими источниками:
— работа с разными видами исторических источников, а так- же их критический анализ; извлечение из них информации, осуществление атрибуции
источника;
— сопоставление различных исторических документов, их характеристика;
— использование исторической карты для определения событий и процессов новейшей истории;
— извлечение и чтение информации из исторической карты, карты-схемы, привязка исторического события к месту и времени, использование данной
информации в работе с остальными историческими источниками;
— работа с иллюстративным материалом, соотнесение полученных данных с историческими событиями (явлениями, процессами);
— обзорное использование информации Интернета, телевидения при изучении деятельности современных политических лидеров зарубежны х стран и
отбор необходимой информации; в области формирования субъектной позиции обучающихся:
— обоснование собственной точки зрения по ключевым вопросам истории новейшего времени;
— применение полученного знания при анализе современной мировой политики — уважительное отношение к историко-культурному наследию
различных стран и народов.
Используемый учебно-методический комплект:
- В.Л. Хейфец Всеобщая история: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.Л. Хейфец, К.М. Севиринов, Л.С. Хейфец; под
общ. ред. В.С. Мясникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014.- 320 с.
- Измозик В.С. История России: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под. общ.
ред. чл.корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 352 с.: ил.
-История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Т.П. Андриевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков. – М.: Вентана –Граф, 2012 .- 265с.
- Комплект настенных исторических карт.
- Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
9б класс
| 9б класс
| ||
1. | Введение. | 1 | - |
2. | На рубеже эпох. | 2 | 1 |
3. | Страны мира в межвоенный период(1919-1939) | 8 | - |
4. | Вторая мировая война и ее отголоски.
| 2 | - |
5. | На пути к многополярному миру(1945-начало21 века) | 11 | 1 |
6. | Вводный урок по истории России. | 1 | - |
7. | Россия в 1917-1921 гг. | 6 | - |
8. | Советское государство и общество в 1920-30 гг. | 10 | 1 |
9. | СССР в Великой Отечественной войне | 11 | - |
10. | СССР в 1945-первой половине 60хгг. | 6 | - |
11. | СССР в 1964-1991гг. | 5 | - |
12. | :.Российская Федерация в 1991г.-начале 21 века.( 3 часа) | 3 | 1 |
13. | Повторение | 2 | - |
Календарно-тематическое планирование по истории 9 класс на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план 9б | Дата факт 9б | |
1. | Вводный инструктаж по технике безопасности Введение в курс « История Новейшего времени 1917-начало 21 века» | 1 | 04.09 |
| |
Раздел 1. На рубеже эпох( 2 часа) | |||||
2. | Итоговая контрольная за курс 8 класса. | 1 | 06.09 |
| |
3. | Мир после Первой мировой войны. | 1 | 11.09 |
| |
Раздел 2. Страны мира в межвоенный период( 1919-1939)-(8 часов) | |||||
4. | Италия в период фашистской диктатуры Муссолини. | 1 | 13.09 |
| |
5. | Германия: от Веймарской республики к Третьему рейху. | 1 | 18.09 |
| |
6. | США: Великая американская депрессия и «новый курс» Рузвельта. | 1 | 20.09 |
| |
7. | Великобритания: традиции и новизна в политическом курсе страны. | 1 | 25.09 |
| |
8. | Франция: консолидация левых сил. | 1 | 27.09 |
| |
9. | Страны Азии: на пути к модернизации. | 1 | 02.10 |
| |
10. | Международные отношения в 20-30гг. 20 века. | 1 | 04.10 |
| |
11. | Наука, техника и культура в 20-30 гг. 20 века. | 1 | 09.10 |
| |
Раздел 3: Вторая мировая война и ее отголоски.( 2 часа) | |||||
12. | Военные действия в 1939-1942гг. | 1 | 11.10 |
| |
13. | Ноябрь 1942-сентябрь 1945: от коренного перелома до окончания войны. Начало « холодной войны». | 1 | 16.10 |
| |
Раздел 4: на пути к многополярному миру(1945-начало21 века)-( 11 часов) | |||||
14. | США в 1945-1960гг: иллюзии реальность. | 1 | 18.10 |
| |
15. | США в 1970-2000гг:достижения и просчеты «демократической империи». | 1 | 23.10 |
| |
16. | Страны Западной Европы в середине 1940-1960гг. | 1 | 25.10 |
| |
17. | Страны Западной Европы в 1970гг.-начале 21 века | 1 | 06.11 |
| |
18. | Страны Восточной Европы(1945-1969). | 1 | 08.11 |
| |
19. | Страны Восточной Европы в 1970-2000гг:между прошлым и будущим. | 1 | 13.11 |
| |
20. | Страны Азии: выбор путей развития. | 1 | 15.11 |
| |
21. | Страны Латинской Америки: между авторитаризмом и демократией. | 1 | 20.11 |
| |
22. | Международные отношения во второй половине 20-21 века. | 1 | 22.11 |
| |
23. | Наука, техника, культура во второй половине 20 начале 21 века. | 1 | 27.11 |
| |
24. | Повторительно-обучающий урок. Контрольная работа. | 1 | 29.11 |
| |
Раздел 5:Россия в 1917-1921 гг.( 7 часов) | |||||
25 | Вводный урок по истории России. | 1 | 04.12 |
| |
26. | Вторая российская революция: новая власть- старые проблемы. | 1 | 06.12 |
| |
27. | Вторая российская революция: новая власть- старые проблемы. | 1 | 11.12 |
| |
28. | Октябрьское вооруженное восстание: на путик Гражданской войне. | 1 | 13.12 |
| |
29. | Россия в годы Гражданской войны и интервенции.(1918-22гг). | 1 | 18.12 |
| |
30. | Россия в годы Гражданской войны и интервенции.(1918-22гг). | 1 | 20.12 |
| |
31. | Россия в 1917-1921гг. | 1 | 25.12 |
| |
Раздел 6:Советское государство и общество в 1920-30 гг - (10часов) | |||||
32. | СССР в 1920е гг: выбор пути. | 1 | 27.12 |
| |
33. | СССР в 1920гг: выбор пути. | 1 | 10.01 |
| |
34. | Борьба за власть в партии большевиков. | 1 | 15.01 |
| |
35. | СССР в 1930гг: создание государственного социализма. | 1 | 17.01 |
| |
36. | Политическая система страны в 1930гг. | 1 | 22.01 |
| |
37. | Политическая система страны в 1930гг. | 1 | 24.01 |
| |
38. | Внешняя политика СССР в 1920-30гг. | 1 | 29.01 |
| |
39. | Культура в 1920-30гг. | 1 | 31.01 |
| |
40. | Контрольная работа по разделу «Советское общество в1920-30гг.» | 1 | 05.02 |
| |
41. | Советское государство и общество в 1920-1930гг. | 1 | 07.02 |
| |
Раздел 7: СССР в Великой Отечественной войне(11 часов) | |||||
42. | СССР накануне ВОВ. | 1 | 12.02 |
| |
43. | Начало войны. | 1 | 14.02 |
| |
44. | Боевые действия 1941-42гг. | 1 | 26.02 |
| |
45. | Боевые действия 1941-42гг. | 1 | 28.02 |
| |
46. | За линией фронта. | 1 | 05.03 |
| |
47. | Советский тыл в годы ВОВ. | 1 | 12.03 |
| |
48. | От Волги до Днепра. | 1 | 14.03 |
| |
49. | От Волги до Днепра. | 1 | 19.03 |
| |
50. | Освобождение:1944-1945гг. | 1 | 21.03 |
| |
51. | Освобождение:1944-1945гг. | 1 | 26.03 |
| |
52. | СССР в Великой Отечественной войне: 1941-45гг. | 1 | 28.03 |
| |
Раздел 8 :СССР в 1945-первой половине 60хгг.( 6 часов) | |||||
53. | СССР в послевоенный период1945-53гг. | 1 | 09.04 |
| |
54. | Жизнь советских людей в 1946-53гг. | 1 | 11.04 |
| |
55. | Советское государство и общество в 1953-64гг. | 1 | 16.04 |
| |
56. | Советское государство и общество в 1953-64гг | 1 | 18.04 |
| |
57. | Общественная и духовная жизнь в СССР: период «оттепели». | 1 | 23.04 |
| |
58. | Внешняя политика СССР в 1953-1964гг. | 1 | 25.04 |
| |
Раздел 9 :СССР в 1964-1991гг.(5часов) | |||||
59. | Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1991 гг. | 1 | 07.05 |
| |
60. | Общественно-политическая и культурная жизнь страны. | 1 | 14.05 |
| |
61. | Советская внешняя политика в 60-80 гг 20 века. | 1 | 16.05 |
| |
62. | Советское государство и общество в 1985-1991гг. | 1 | 21.05 |
| |
63. | Советское государство и общество в 1985-1991гг. | 1 | 23.05 |
| |
Раздел 10 :.Российская Федерация в 1991г.-начале 21 века.( 3 часа) | |||||
64. | Контрольная работа итоговая. | 1 | 28.05 |
| |
65. | Внешняя политика СССР и России в конце 20 века. | 1 | 30.05 |
| |
66. | Россия в начале 21 века: проблемы и перспективы развития. | 1 | 04.06 |
| |
67. | Повторение материала. | 1 | 06.06 |
| |
68. | Повторение материала. | 1 | 07.06 |
|
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|