«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа и ктп по истории 9 класс вентана-граф

ПОДРОБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС ИЗД. ВЕНТАНА-ГРАФ

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «История» основного общего образования для 5-9 классов разработана на основе авторской программы «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г. (далее - Рабочая программа).

Общие цели изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Учитывая общие цели истории в основной школе, определены цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений.

Цель:

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. 

Задачи:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в обществе с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «История» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Вентана-Граф».

Учебно – методический комплект:

1. Программа «История», 5-9 классы, Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год.

5 класс:

1. Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н.Майков. М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.: ил.

2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М. : Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.

3. Майков А.Н. История: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.; ил.

4. Ванина Э. В. История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Э. В. Ванина, А. К. Данилова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 112 с.; ил.

5. Майков А.Н. История: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.

6. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.

6 класс:

1. Искорская Л.В.,Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История средних веков: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Искорская Л.В. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил.

2. Баранов П.А., Ерамолаева Л.К., Лебедева И.М. и др. История России: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2014. – 288с.: ил.

3. Баранов П.А. История Средних веков: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.

4. Баранов П.А. История России : 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М. : Вентана-Граф, 2012. – 112 с.

5. Лебедков А.М. История средних веков : 6 класс : методические рекомендации / Лебедков А.М. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 64 с.

7 класс:

1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2012. – 358с.: ил.

2. Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М. и др. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России: 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 621с.: ил.

3.Баранов П.А. История России: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М. : Вентана-Граф, 2012. – 112 с.

4.Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М.: Вентана-Граф, 2012.

5. Андреевская Т. П. Всеобщая история: проектирование учебного курса: 7 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 64 с.

8 класс:

1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Носков В.В. М. : Вентана-Граф, 2014. – 320с.: ил.

2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Лазукова Н.Н.: Вентана-Граф, 2013. – 336с.: ил

9 класс:

1. Хейфец В.Л.,Хейфец Л.С. под редакцией Мясникова В.С. Всеобщая история. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Хейфец В.Л. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил.

2. Измозник В.С.,Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 352с.: ил.

Общая характеристика учебного курса

Школьный предмет «История» относиться к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5-9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XXI века. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. группировка учебного материала в курсе «Всеобщей истории» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» - по хронологичексо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.

Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективный подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Знакомство с историей начинается в 5 классе с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических

В дальнейшем изучении курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, в терминологии и понятийном аппарате, формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Особое значение придается реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развить у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.

Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначность оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных слоев историко-культурного наследия прошлого, наличии развернутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, освещении процесса исторического складывания многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействию толерантности.

Описание места учебного курса в учебном плане

Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом: в 5 классе 14 % учебного времени отводиться на пропедевтический курс «Введение в историю», 86% часов на курс «Всеобщая история». В 6, 7, 8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходиться 30% учебного времени, курс «История России» - 70 % часов.

Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой, работа с документами. Контроль достижения результатов в 5-9 классах включает по 8 тестовых работ, за каждый год обучения (2 контрольных тестирования в четверть).

Содержание учебного курса

Содержание учебного курса «История» по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год, «Всеобщая история» на стр. 11-46. «История России» на стр. 123-156.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование

разделов, тем

Часы учебного времени

Характеристика основных видов деятельности учащихся

5 класс

«Всеобщая история» (70ч)

I.

Введение в историю

10

Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины. Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам.

Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания

II.

История Древнего мира

60


1.

Раздел I. Первобытный мир

4

Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Характеризовать основные занятия древнейших людей. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя», «скульптура», «обряд», «магия», «миф».

2.

Раздел II. Древний Восток

12

Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по карте границы древних государств. Раскрывать роль достижения письменности, науки и особенности памятников культуры, религиозных верований в жизни народов Древнего Востока, Извлекать информацию из источника литературного характера.

3.

Раздел III. Древняя Греция

20

Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции. Определять территориальные изменения и показывать границы государств.

4.

Раздел IV. Древний Рим

20

Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства. Понимать основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире

Итого:


68


6 класс

«Всеобщая история» (28ч)

1.

Раздел I. Средневековый мир в V–XI вв.

14

Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта

1.1

Рождение средневековой Европы

2

Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств.

1.2

Западная Европа

в V–XI вв.

7

Различать типы земледелия: мотыжное, подсечно-огневое, пашенное. Различать три основных

значения понятия «церковь». Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия.

1.3

Византия и славяне

3

Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования.

1.4

Арабы в IV–XI вв.

2

Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого.

2.

Раздел II. Средневековый мир XII–XV вв.

14

Раскрывать историческое значение Средневековой эпохи в XII–XV вв.

2.1

Средневековое общество Европы

3

Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории

2.2

Развитие европейских государств в XII–XV вв.

5

Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека.

2.3

Культура средневекового мира

3

Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Уметь давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания.

2.4

Государства Азии в эпоху Средневековья

3

Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая.

«История России» (40ч)

1.

Введение

1

Знать определение исторической науки.

Уметь разделять исторические источники по группам.

Называть способы и единицы измерения времени в исторической науке.

Объяснять, как пользоваться исторической картой

2.

Тема 1. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IXв.)

5

Называть основные занятия людей

в древности.

Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны. Объяснять, как природные условия влияли на образ жизни и занятия восточных славян.

3.

Тема 2. Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.)

10

Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений.

4.

Тема 3. Раздробленность на Руси (вторая треть XII — XIII в.)

9

Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества.

Знать последствия распада Руси на отдельные княжества. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь.

5.

Тема 4. На пути к единому государству. XIV — начало XVI в.

12

Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель.

Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали.

6.

Родной край с древности до начала XVI в.

2

Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края».

Знать памятники культуры Древней Руси, исторические памятники этого периода в родном крае.

7.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — всеобщая история»

Итого:


68


7 класс

«Всеобщая история» (26ч)

1

Раздел I. Переход от Средневековья к Новому времени

6

Локализировать исторические события на карте. Извлекать информацию из исторического источника. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях.

2.

Раздел II. Европа и Северная Америка во второй половине XVI — XVIII в

17

Понимать своеобразие социальной структуры общества. Показывать по карте ход военных действий и территориальные изменения по итогам войны. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа международно-правового характера.

2.1

Западная Европа во второй половине XVI — первой половине XVII в.

5

Характеризовать политическое устройство Испании и особенности её социально-экономического развития. Понимать своеобразие социальной структуры испанского общества. Определять причины упадка Испании в конце XVI — XVIII в. Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрывать понятия: «новые дворяне», «огораживание».

2.2

Западная Европа в середине XVII в.

3

Раскрывать причины Английской революции. Использовать историческую карту при характеристике внутреннего положения в стране Составлять хронологическую таблицу.

2.3

Восемнадцатый век

5

Давать комментарии к схеме государственного управления Великобритании. Давать оценку сложившейся в Великобритании парламентской системы. Раскрывать предпосылки промышленного переворота и его сущность. Определять последствия аграрной революции и промышленного переворота

2.4

Европа в эпоху Великой французской революции

4

Определять причины неудач реформ во Франции накануне революции. Раскрывать противоречия, которые привели к Великой французской революции. Давать характеристику деятельности исторической личности. Раскрывать влияние Великой французской революции на международные отношения в Европе.

3.

Раздел III. Многоликий Восток


3

Определять причины упадка Османской империи. Сравнивать положение двух ближневосточных держав — Османской империи и Персии. Выделять характерные черты в развитии Китая и Японии в Новое время.

«История России» (42ч)

1.

Введение

1

Объяснять значение понятий:

«история», «исторические источники», «исторический документ», «памятник» (в исторической науке), «исторический факт», «дата»; единицы измерения времени в истории: тысячелетие, век, год. Знать, какие события относятся к курсу всеобщей истории, а какие — к курсу истории России.

2.

Тема 1. Российское государство в XVI в.

7

Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Знать основные события внутриполитической жизни.

3.

Тема 2. Россия в конце XVI — начале XVII в.

4

Различать понятия «наследственный царь» и «выборный царь».

Выстраивать хронологию событий, опираясь на текст учебника.

4.

Тема 3. XVII век — век старых традиций и новых веяний

8

Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в. Понимать, что русские землепроходцы и мореходы внесли большой вклад в Великие географические открытия.

5.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Давать характеристику памятникам культуры изучаемой эпохи. Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа

6.

Тема 4. Россия при

Петре I

8

Составлять характеристику Петра, используя памятку. Использовать историческую карту и схемы для уяснения хода исторических событий, военных действий и др. Сравнивать органы власти и управления в России в XVII в. и в первой четверти XVIII в.

7.

Тема 5. Российская империя в 1725–1762 гг.

3

Сравнивать понятия «революция» и «дворцовый переворот».

Объяснять, используя хронологическую таблицу правления династии Романовых. Составлять описания памятников культуры. Знать имена выдающихся деятелей культуры и их достижения.

8.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Группировать материал ранее изученных тем. Группировать имена исторических деятелей по заданным признакам: государственные деятели, военачальники, художники, архитекторы и т. д.

9.

Тема 6. Россия во второй половине XVIII в.

4

Объяснять значение понятия «просвещённый абсолютизм».

Выстраивать имена исторических деятелей середины XVIIIв.в хронологическом порядке. Показывать на исторической карте передвижения войск и места сражений во время русско-турецких войн; а также территории, присоединённые к России после их окончания.

10.

Тема 7. Культура России во второй половине XVIII в

2

Называть достижения в области образования, книжного дела, литературы.

Объяснять, какое значение имеет образование для страны.

Определять, какое произведение архитектуры, живописи появилось раньше, позже.

11.

Родной край в XVI -XVIII веке.

2

Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: факты из истории героического прошлого родной земли; факты из истории культуры родного края; факты из истории развития ремесла и др.

12.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Составлять простейшую синхронистическую таблицу «Россия и Европа» для любого исторического отрезка времени. Устанавливать соответствие между сражавшимися друг с другом полководцами России и европейских стран. Устанавливать соответствие между деятелями культуры России и их современниками в Европе.

Итого:


68


8 класс

«Всеобщая история» (24 ч)

1.1

Европа в эпоху Наполеона Бонапарта

2

Определять характерные черты Консульства. Раскрывать сущность мероприятий Наполеона во внутренней политике. Работать с исторической картой. Устанавливать причины крушения наполеоновской империи.

1.2.

Европа после Венского конгресса

4

Давать характеристику направлений общественной мысли XIX в. Различать понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм». Объяснять особенности социально-экономического развития германских государств и Австрийской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между революциями в различных странах.

1.3.

Европа во второй половине XIX — начале XX в.

8

Устанавливать причины восстановления во Франции императорской власти. Определять характерные черты развития Второй империи.

1.4

Две Америки

3

Различать характерные черты развития Севера, Юга и Запада США. Объяснять причины Гражданской войны и подводить её итоги.

1.5

Страны Востока

3

Выявлять факты, свидетельствующие о распаде Османской империи в первой половине XIX в. Объяснять сущность политики танзимата и причины её неудачи.

1.6

Развитие науки и культуры в XIX — начале XX в.

2

Раскрывать характерные черты художественных направлений: романтизма, реализма, импрессионизма. Используя интернет-ресурсы, подготавливать сообщение о деятеле культуры, видеоряд о произведениях живописи

1.7

Первая мировая война

2

Анализировать процесс формирования военно-политических блоков в Европе в конце XIX — начале XX в. Объяснять причины кризисов в международных отношениях в конце XIX — начале XX в. Составлять хронологическую таблицу.

«История России» (44ч)

1.

Тема 1. Российская империя в первой половине XIX в.

17

Различать виды источников исторических знаний по истории XIX в.; Описывать границы Российской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями; анализировать произведения общественно-политической мысли.

2.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Систематизировать знания по сквозным вопросам содержания (экономика, политика, социальные отношения и культура); доказывать теоретические положения фактами; давать характеристику экономического, политического, социального и культурного развития.

3.

Тема 2. Российская империя во второй половине XIX в.

12

Комментировать государственный документ, формулировать и обобщать его основные положения; давать историческую оценку государственных мероприятий, фиксировать её в виде таблицы (задание 2 параграфа учебника); составлять план источника;

извлекать необходимую информацию из тематической карты

4.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Отбирать материал для систематизации и обобщения знаний об историческом периоде; давать обобщённую характеристику исторического периода; определять противоречия в развитии страны; осуществлять самоанализ результатов изучения материала главы

5.

Тема 3. Россия в конце XIX — начале XX в.

10

Определять особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе памятки; заполнять сравнительные таблицы, самостоятельно определяя линии сравнения; аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения, в том числе статистические таблицы, карты-схемы, диаграммы;

6.

Наш регион в XIX — начале XX в.

2

Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: факты из истории героического прошлого родной земли; факты из истории культуры родного края; факты из истории развития ремесла и др.

7.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Отбирать из главы учебника и систематизировать сведения для обобщённой характеристики развития России; выявлять характерные черты, особенности, проблемы исторического развития страны в изучаемый период

Итого:


68


9 класс

«Всеобщая история» (24 ч)

1.

Раздел I. Последствия Первой мировой войны

3

Подводить итоги Первой мировой войны. Давать аргументированную оценку Версальско-Вашингтонской системы. Раскрывать цели создания международной организации: Лиги Наций. Определять по карте, какие территориальные изменения произошли в Европе после Первой мировой войны, и делать выводы.

2.

Раздел II. Страны мира в межвоенный

период (1919–1939)

8

Выявлять причины возникновения и роста популярности фашизма в Италии. Раскрывать суть и характер реформ Муссолини. Устанавливать взаимосвязь между фашистской идеологией и политикой расизма и антисемитизма.

3.

Раздел III. Вторая мировая война

4

Раскрывать суть тактики блицкрига и её роль на первом этапе войны. Характеризовать «новый порядок» на оккупированной немцами территории. Анализировать статистические данные и делать выводы. Составлять хронологическую таблицу военных действий. Определять по карте ход военных действий.

4.

Раздел IV. На пути к многополярному миру

10

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику США в послевоенные годы. Раскрывать суть планов «новых рубежей» и «великого общества». Выявлять взаимосвязь между внешнеполитическим курсом государства и ситуацией внутри страны. Подготавливать сообщение об исторической личности, давать оценку её деятельности.

«История России» (44ч)

1.

Введение

1

Обсуждение задач курса истории России. Планирование самостоятельной деятельности по курсу. Самоанализ необходимых для изучения курса умений и опорных знаний.

2.

Россия в 1917–1921 гг.

4

Раскрывать значение свержения самодержавия в стране; характеризовать основные социально-политические силы в 1917 г.; моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным историческим событиям;

3.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Давать развёрнутый устный ответ с использованием основной учебной информации и справочного аппарата учебника, дополнительных источников информации (словарь, памятки, интернет-ресурсы,

4.

Советское государство и общество в 1920–1930-х гг.

6

Давать историческую оценку и сравнительную характеристику государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны.

Аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения; анализировать исторические фотографии

5.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Определять противоречия и успехи в развитии страны. Высказывать суждения о художественных достоинствах произведений искусства; аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения.

6.

Тема 3. СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

8

Привлекать знания из курса всеобщей истории; осуществлять самоанализ своих знаний по теме. Изучать ход войны на основе комплексного анализа данных тематической карты, картосхемы, изобразительных источников; давать сравнительный анализ документов; привлекать знания, полученные в процессе изучения других предметов; составлять хронологическую таблицу.

7.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Привлекать знания из курса «Всеобщая история»; изучать ход войны на основе комплексного анализа данных картосхем, изобразительных и документальных источников; составлять хронологическую таблицу; аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; выявлять причинно-следственные связи.

8.

Тема 4. СССР в 1945 — первой половине 1960-х гг.

5

Привлекать знания из курса всеобщей истории; давать комментарий и анализ фотодокументов, плакатов; давать характеристику политического строя; давать историческую оценку государственных мероприятий и выявлять их последствия для страны; составлять хронологическую таблицу

9.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Самостоятельно находить, систематизировать и излагать дополнительную информацию по изучаемой теме; характеризовать политику советского руководства в области культуры и идеологии; выражать своё мнение о процессах, происходивших в стране

10.

Тема 5. СССР в 1964–1991 гг.

7

Определять особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе данных таблицы; давать историческую оценку государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны. Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; комментировать и анализировать фотодокументы и плакаты;

обобщать материал темы в форме таблицы.

11.

Итоговое повторение и обобщение.

1

Привлекать знания из курса всеобщей истории; раскрывать противоречивый характер международной политики

12.

Тема 6. Российская Федерация в 1991 г. — начале XXI в.

4

Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; оценивать последствия проводимых в стране реформ.

13.

Наш регион в XX — начале XXI в.

2

Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края».Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам:

— факты из истории героического прошлого родной земли;

— факты из истории культуры родного края;

— факты из истории развития ремесла и др.

14.

Итоговое повторение и обобщение.

2

Формулировать в форме эссе собственное мнение о месте и роли в мире современной России; осуществлять самоанализ результатов изучения курса

Итого:


68


Итого 5-9 класс


382





















Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 9 , класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785

  • Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 декабря 2010 г. № 189 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Примерная программа по предмету: Рабочая программа по учебному курсу «История» основного общего образования для 5-9 классов разработана на основе авторской программы «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014


УМК:

- В.Л. Хейфец Всеобщая история: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.Л. Хейфец, К.М. Севиринов, Л.С. Хейфец; под

общ. ред. В.С. Мясникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014.- 320 с.

- Измозик В.С. История России: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под. общ.

ред. чл.корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 352 с.: ил.

-История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Т.П. Андриевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков. – М.: Вентана –Граф, 2012 .- 265с.

- Комплект настенных исторических карт.

- Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари).__


Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения в 9 классе из расчёта 2 часа в неделю.

В соответствии с этим реализуется программа по истории в объеме 68 часов.



Цели: :

В процессе изучения всеобщей истории в 9 классе обучающиеся:

— овладеют комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

— сформируют умения применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

— овладеют навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

— сформируют умения вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

— овладеют приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по историческ ой тематике;

— сформируют умения оценивать различные исторические версии;

— сформируют умения использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и

настоящего;

— сформируют умения сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных

общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

— сформируют представления об особенностях современного глобального общества.


Задачи:

- сформировать историческое мышление обучающихся.

- научить объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

- сформировать знания о развитии общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

- научить пользоваться историческими терминами и понятиями, знать важнейшие даты исторических событий

Программа по истории 9 класса рассчитана на 68 учебных часов и включает в себя: Всеобщую историю (24 часа) и историю России (44 часа).


Планируемые результаты освоения курса:

Личностные:

▪ готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;

▪ осознание и осмысление истории, духовных ценностей и достижений народов и государств зарубежных стран в XX в.;

▪ осознанное принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

▪ приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национа льному

достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

▪ готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,

религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Метапредметные:

▪ поиск обобщенных способов решения задач, в том числе, осуществление развернутого информационного поиска, постановка его на ос нове новых

(учебных и познавательных) задач;

▪ критическое оценивание и интерпретирование информации с разных позиций, распознавание и фиксирование противоречий в информационных

источниках;

▪ использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а так- же противоречий,

выявленных в информационных источниках;

▪ поиск и использование критических аргументов в отношении действий и суждений другого; содержательное отношение к критическим зам ечаниям в

отношении собственного суждения, принятие их как ресурс для собственного развития;

▪ развернутое, логичное и точное изложение своей точки зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

▪ овладение различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическую беседу;

▪ составление плана, тезисов, конспекта любых источников информации, включая учебную лекцию;

▪ создание аргументированного эссе; ▪ самостоятельное создание хронологических, генеалогических, обобщающих и сравнительных таблиц, логических

схем;

▪ оценивание собственных действий, учебных достижений.

Предметные:

на базовом уровне:

в области предметного знания:

— овладение и активное использование комплекса знаний об основных этапах, ключевых событиях истории человечества в новейшее время;

— раскрытие истории человечества как многоаспектного процесса взаимодействия государств и народов во всех сферах общественной жизни, в том

числе и в современном глобальном мире;

— соотнесение исторических событий с действиями и поступками исторических личностей ХХ в.;

— описание условий существования, основных занятий, образа жизни человека в ХХ в.;

— изложение приводимых в учебной литературе оценок исторических деятелей, характеристика и оценка значения преобразований, войн, революций и

других исторических событий;

в области предметных умений и навыков:

— определение причин и следствий событий истории человечества в 1914—2015 гг.;

— умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

— умение оценивать роль личности в истории ХХ в., приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;

— умение на конкретных примерах демонстрировать, сравнивать и обобщать события истории новейшего времени;

— умение сравнивать исторические пути развития разных стран в 1914__

— использование навыков проектной деятельности, умение вести диалог и участвовать в дискуссии по исторической тематике в услови ях открытого

информационного общества;

— умение составлять описание исторических объектов и памятников ХХ в. на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

— умение излагать круг дискуссионных вопросов всеобщей истории ХХ в. и существующие в науке их современные версии и трактовки;

— умение отбирать и анализировать необходимый материал из разных исторических и иных источников, обосновывать свою точку зрения ; в области

работы с историческими источниками:

— работа с разными видами исторических источников, а так- же их критический анализ; извлечение из них информации, осуществление атрибуции

источника;

— сопоставление различных исторических документов, их характеристика;

— использование исторической карты для определения событий и процессов новейшей истории;

— извлечение и чтение информации из исторической карты, карты-схемы, привязка исторического события к месту и времени, использование данной

информации в работе с остальными историческими источниками;

— работа с иллюстративным материалом, соотнесение полученных данных с историческими событиями (явлениями, процессами);

— обзорное использование информации Интернета, телевидения при изучении деятельности современных политических лидеров зарубежны х стран и

отбор необходимой информации; в области формирования субъектной позиции обучающихся:

— обоснование собственной точки зрения по ключевым вопросам истории новейшего времени;

— применение полученного знания при анализе современной мировой политики — уважительное отношение к историко-культурному наследию

различных стран и народов.

Используемый учебно-методический комплект:

- В.Л. Хейфец Всеобщая история: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.Л. Хейфец, К.М. Севиринов, Л.С. Хейфец; под

общ. ред. В.С. Мясникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014.- 320 с.

- Измозик В.С. История России: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под. общ.

ред. чл.корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 352 с.: ил.

-История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Т.П. Андриевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков. – М.: Вентана –Граф, 2012 .- 265с.

- Комплект настенных исторических карт.

- Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари).













Тематическое планирование



№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

9б класс



9б класс


1.

Введение.

1

-

2.

На рубеже эпох.

2

1

3.

Страны мира в межвоенный период(1919-1939)

8

-

4.

Вторая мировая война и ее отголоски.


2

-

5.

На пути к многополярному миру(1945-начало21 века)

11

1

6.

Вводный урок по истории России.

1

-

7.

Россия в 1917-1921 гг.

6

-

8.

Советское государство и общество в 1920-30 гг.

10

1

9.

СССР в Великой Отечественной войне

11

-

10.

СССР в 1945-первой половине 60хгг.

6

-

11.

СССР в 1964-1991гг.

5

-

12.

:.Российская Федерация в 1991г.-начале 21 века.( 3 часа)

3

1

13.

Повторение

2

-









Календарно-тематическое планирование по истории 9 класс на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности

Введение в курс « История Новейшего времени 1917-начало 21 века»

1

04.09


Раздел 1. На рубеже эпох( 2 часа)

2.

Итоговая контрольная за курс 8 класса.

1

06.09


3.

Мир после Первой мировой войны.

1

11.09


Раздел 2. Страны мира в межвоенный период( 1919-1939)-(8 часов)

4.

Италия в период фашистской диктатуры Муссолини.

1

13.09


5.

Германия: от Веймарской республики к Третьему рейху.

1

18.09


6.

США: Великая американская депрессия и «новый курс» Рузвельта.

1

20.09


7.

Великобритания: традиции и новизна в политическом курсе страны.

1

25.09


8.

Франция: консолидация левых сил.

1

27.09


9.

Страны Азии: на пути к модернизации.

1

02.10


10.

Международные отношения в 20-30гг. 20 века.

1

04.10


11.

Наука, техника и культура в 20-30 гг. 20 века.

1

09.10


Раздел 3: Вторая мировая война и ее отголоски.( 2 часа)

12.

Военные действия в 1939-1942гг.

1

11.10


13.

Ноябрь 1942-сентябрь 1945: от коренного перелома до окончания войны. Начало « холодной войны».

1

16.10


Раздел 4: на пути к многополярному миру(1945-начало21 века)-( 11 часов)

14.

США в 1945-1960гг: иллюзии реальность.

1

18.10


15.

США в 1970-2000гг:достижения и просчеты «демократической империи».

1

23.10


16.

Страны Западной Европы в середине 1940-1960гг.

1

25.10


17.

Страны Западной Европы в 1970гг.-начале 21 века

1

06.11


18.

Страны Восточной Европы(1945-1969).

1

08.11


19.

Страны Восточной Европы в 1970-2000гг:между прошлым и будущим.

1

13.11


20.

Страны Азии: выбор путей развития.

1

15.11


21.

Страны Латинской Америки: между авторитаризмом и демократией.

1

20.11


22.

Международные отношения во второй половине 20-21 века.

1

22.11


23.

Наука, техника, культура во второй половине 20 начале 21 века.

1

27.11


24.

Повторительно-обучающий урок. Контрольная работа.

1

29.11


Раздел 5:Россия в 1917-1921 гг.( 7 часов)

25

Вводный урок по истории России.

1

04.12


26.

Вторая российская революция: новая власть- старые проблемы.

1

06.12


27.

Вторая российская революция: новая власть- старые проблемы.

1

11.12


28.

Октябрьское вооруженное восстание: на путик Гражданской войне.

1

13.12


29.

Россия в годы Гражданской войны и интервенции.(1918-22гг).

1

18.12


30.

Россия в годы Гражданской войны и интервенции.(1918-22гг).

1

20.12


31.

Россия в 1917-1921гг.

1

25.12


Раздел 6:Советское государство и общество в 1920-30 гг - (10часов)

32.

СССР в 1920е гг: выбор пути.

1

27.12


33.

СССР в 1920гг: выбор пути.

1

10.01


34.

Борьба за власть в партии большевиков.

1

15.01


35.

СССР в 1930гг: создание государственного социализма.

1

17.01


36.

Политическая система страны в 1930гг.

1

22.01


37.

Политическая система страны в 1930гг.

1

24.01


38.

Внешняя политика СССР в 1920-30гг.

1

29.01


39.

Культура в 1920-30гг.

1

31.01


40.

Контрольная работа по разделу «Советское общество в1920-30гг.»

1

05.02


41.

Советское государство и общество в 1920-1930гг.

1

07.02


Раздел 7: СССР в Великой Отечественной войне(11 часов)

42.

СССР накануне ВОВ.

1

12.02


43.

Начало войны.

1

14.02


44.

Боевые действия 1941-42гг.

1

26.02


45.

Боевые действия 1941-42гг.

1

28.02


46.

За линией фронта.

1

05.03


47.

Советский тыл в годы ВОВ.

1

12.03


48.

От Волги до Днепра.

1

14.03


49.

От Волги до Днепра.

1

19.03


50.

Освобождение:1944-1945гг.

1

21.03


51.

Освобождение:1944-1945гг.

1

26.03


52.

СССР в Великой Отечественной войне: 1941-45гг.

1

28.03


Раздел 8 :СССР в 1945-первой половине 60хгг.( 6 часов)

53.

СССР в послевоенный период1945-53гг.

1

09.04


54.

Жизнь советских людей в 1946-53гг.

1

11.04


55.

Советское государство и общество в 1953-64гг.

1

16.04


56.

Советское государство и общество в 1953-64гг

1

18.04


57.

Общественная и духовная жизнь в СССР: период «оттепели».

1

23.04


58.

Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.

1

25.04


Раздел 9 :СССР в 1964-1991гг.(5часов)

59.

Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1991 гг.

1

07.05


60.

Общественно-политическая и культурная жизнь страны.

1

14.05


61.

Советская внешняя политика в 60-80 гг 20 века.

1

16.05


62.

Советское государство и общество в 1985-1991гг.

1

21.05


63.

Советское государство и общество в 1985-1991гг.

1

23.05


Раздел 10 :.Российская Федерация в 1991г.-начале 21 века.( 3 часа)

64.

Контрольная работа итоговая.

1

28.05


65.

Внешняя политика СССР и России в конце 20 века.

1

30.05


66.

Россия в начале 21 века: проблемы и перспективы развития.

1

04.06


67.

Повторение материала.

1

06.06


68.

Повторение материала.

1

07.06










Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту






























































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее