«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс к учебнику Т.Ф. Курдюмовой

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к УМК Т.Ф. Курдюмовой Т.Ф. 70 часов

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МОУ СОШ им. Н.Г.Зырина р.п. Измайлово МО «Барышский район» Ульяновская область



Согласовано: УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР решением педагогического совета

от 29.08. 2017 года протокол № 1

_________________О.В. Лазарева Приказ ОУ № 253 от 29 .08.2017г « 28» августа 2017г

Председатель ___________ Жидкова В.Т

подпись руководителя ОУ Ф.И.О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(указать учебный предмет, курс)

На 2017-2018 учебный год

Уровень образования (класс) _основное_­общее образование ,_ 7_класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)



Количество часов: всего _70_часов; в неделю _2__ часа;

Учитель: Борзова Н.И.



Программа : Рабочая программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы). Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- Москва «Дрофа», 2013 год.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Учебник:_Литература. Учебник-хрестоматия  для учащихся 9 класса  общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, М: Дрофа, 2014.________________________________________________________________________________ (указать название учебника, год издания, издательство)



Согласовано

на заседании МО учителей русского языка и литературы

МО «Барышский район»

Протокол № 1 от______.08.2017г

Руководитель МО_______________ /Борзова Н.И..

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

*Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015;

*Приказа Минобрнауки России от 17декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 );

*Приказа Министерства образования и науки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 12.2010г №1897»;

* СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 г.№19993 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10);

*Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

*Распоряжения Министерства образования и науки Ульяновской области от 25 февраля 2013г. №559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;

* Приказа Управления образования муниципального образования «Барышский район» от 03.09.2012 года № 338 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

*Устава муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п.Измайлово» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

* Календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год;

*Учебного плана на 2017-2018 учебный год;

* Положения о рабочей программе педагога (реализующего ФГОС НОО И ООО) (принят на педагогическом совете 29.08.2016 г., протокол №1, утвержден директором школы, приказ № 250 от 01.09.2016 года).













Главными целями изучения предмета «Литература» являются:


• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Модель курса помогает увидеть, как от древности до сегодняшнего времени создавались, утверждались и сменялись разные жанры эпоса, лирики и драмы. На уроках литературы в 7 классе не только изучаются конкретные жанры и их особенности (анализ каждого конкретного произведения), но и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова (специальные разделы, посвящённые истории жанров).

Ведущая проблема изучения литературы – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В 7 классе большое внимание уделяется анализу произведений. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Задачи:

  • формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением

  • Освоение литературных терминов, необходимых для анализа изучаемых произведений

  • совершенствование всех видов речевой деятельности

  • развития умения работать с разными источниками информации

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,

  • формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение разнообразными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • . Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса школьника; понимание духовной сущности произведений.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).


Место курса «Литература» в учебном плане


В 7 классе 6-идневная рабочая неделя. Согласно календарному графику в 7 классе 35 недель. На предмет «Литература» выделено 2 часа в неделю. За год – 70 часов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература»


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета «Литература». 7 класс


Роды и жанры литературы. (2ч.)

Античная литература .Гомер. «Илиада», «Одиссея».(2ч.)

Фольклор. Народный театр. «Барин». (2 ч.)

Литература эпохи Возрождения. (3ч.)

Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты.

Литература XIX века.

Басня (3 ч.)

В.А. Жуковский (2 ч.) «Перчатка» Баллада и её история.

А.С. Пушкин.(4ч.) Жанры прозы и лирики А.С. Пушкина. «К портрету Жуковского», «Элегия», «К… », «Туча», «Друзьям», «19 октября», «Моя эпитафия». «Повести Белкина» («Барышна-крестьянка»). «Дубровский»

М.Ю. Лермонтов. (4ч.) «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон…», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва». Мадригалы. Эпиграммы. Эпитафия. «Мцыри». Поэма.

Н.В. Гоголь «Ревизор» (6 ч.)

И.С. Тургенев. (2ч.) «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Дурак» и др.)


Н.А. Некрасов. (2ч.) «Размышления у парадного подъезда». Лирика. Стихотворная техника. (Трёхсложные размеры)

М. Е. Салтыков-Щедрин (3ч.) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Н.С. Лесков (4ч.) «Левша». Сказ.

А.П. Чехов. (3ч.) «Хирургия», «Жалобная книга». Юмореска.

Литература XX- начала XXI века.

Отражение духовных поисков человека в лирике XX века.(3ч.)

В.Я. Брюсов «Хвала человеку», «Труд»; И.А. Бунин «Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; К.Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего…»; И. Северянин «Не завидуй другу…»;А.Т. Твардовский «Как после мартовских метелей..», «Июль – макушка лета…»

Лирические раздумья поэтов в лирике XX века (3ч.)

Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт», Б.Ш. Окуджава «Арбатский романс», В.С. Высоцкий «Я не люблю…»,Р. Киплинг «Если…», «Заповедь)

М. Горький (2ч.) «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый год»

В,В. Маяковский (3ч.) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду». Тонический стих.

М.А. Булгаков (2ч.) «Ревизор с вышибанием»

К.Г. Паустовский «Рождение рассказа»

Ф.А. Абрамов (1ч.) «О чём плачут лошади»

А.В. Вампилов (2ч.) «Несравненный Наконечников». Эссе.

Великая Отечественная война в художественной литературе (6ч.)

А.Н. Толстой «Русский характер». М.А. Шолохов. Они сражались за Родину». В.Г. Распутин «Уроки французского».

Фантастика и детектив (4ч.)

Р.Шекли «Запах мысли». А. Конан Дойл «Пляшущие человечки». Новелла.

Итоги: жанры всех родов литературы в художественных произведениях, в устной и письменной речи. Очерк. Эссе (2ч.)



Учебно- тематический план.

Тема

Количество часов

По программе

Фактически

1

Роды и жанры литературы

2

2

2

Античная литература

2

2

3

Фольклор. Народный театр

2

2

4

Литература эпохи Возрождения

3

3

5

Литература XIX века. Басня

3

3

6

В.А. Жуковский

2

2

7

А.С. Пушкин

4

4

8

М.Ю. Лермонтов

4

4

9

Н.В. Гоголь

6

6

10

И.С. Тургенев

2

2

11

Н.А. Некрасов

2

2

12

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

3

13

Н.С. Лесков

4

4

14

А.П. Чехов

3

3

15

Литература XX- началаXXI века. Отражение духовных поисков человека в лирике XX века

3

3

16

Лирические раздумья поэтов в лирике XX века

3

3

17

М. Горький

2

2

18

В.В. Маяковский

3

3

19

М.А. Булгаков

2

2

20

Ф.А. Абрамов

1

1

21

А.В. Вампилов

2

2

22

Великая Отечественная война в художественной литературе

6

6

20

Фантастика и детектив

2

2

23

Итоги

2

2


Итого

70

70




Количество запланированных контрольных работ:


Творческих работ (классных/ домашних) – 2/2

Количество контрольных тестов – 2












Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Коли-чество

ча-сов

Тип урока

Планируемые результаты учебной деятельности

Дата




личностные

метапредметные

предметные

Дата по пла- ну

Дата

(факт-

чески)








Роды и жанры литературы

2







1-2

Богатство жанров художественного слова. Эпос, лирика, драматургия и их жанры

2

Урок «откры-тия нового знания»

Формирование стартовой мотивации к изучениию предмета

Умение самостоя- тельно искать необходимую информацию (П), умение формулировать и аргументировать свои мысли (П)

Знание структуры учебника, умение пользоваться учебником, знать определение жанра, уметь определять род и жанр изучаемого произведения





Античная литература

2






3-4

Эпос и его жанры. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Герои Троянской войны

2

Урок «откры-тия нового знания»

Формирование интереса к предмету, культуре, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение самостоя- тельно искать необходимую информацию (П), умение формулировать и аргументировать свои мысли (П)

Знание содержания изучаемых произведений, особенностей гекзаметра




Фольклор

2





5

Народный театр. «Барин». Пьеса и игра

1

Урок «откры-тия нового знания»

Формирование интереса к предмету, культуре, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П)

Знание основных жанров фольклора,


6

Р/Р. Творческая работа.

Создание собственных произведений фольклора

1

Урок развивающего контро-ля

Формирование интереса к предмету, культуре

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Умение создать собственный текст выбранного жанра



Литература эпохи Возрождения

3







7-8

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Трагедия. Герои и их судьбы

2

Урок «откры-тия нового знания»

Формирование интереса к предмету, мировой

культуре;

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П), умение построить логическую цепочку рассуждений (П). Умение оценить собственный ответ (Р) и проанализировать ответ одноклассника (Р,К)

Умение выразительно читать и комментировать афиши и фрагменты трагедии, умение высказать собственное мнение о сюжете и судьбах героев


9

Сонет. Сонеты Шекспира.

1

Урок «откры-тия нового знания»

Формирование интереса к мировой культуре. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности (сопереживания, умения сострадать)

Умение составить план ответа (П), построить речевое высказывание по проблеме (П), умение извлекать из текста необходимую информацию (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К), владение монологической и диалогической формами речи (К), умение оценить собственный ответ и внести в него коррективы (Р)

Знание определения сонета и его структуры, умение выразительно читать сонеты




Литература ХIХ








10-12

Басня.

Эзоп – Лафонтен – Лессинг – Сумароков – Крылов. Шесть столетий истории басни.

3

Урок «откры-тия нового знания»

Формирование интереса к мировой культуре

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К), владение монологической речью (К)

Знание определения басни, умение выразительно читать басни, умение выступить с сообщением по заданной теме




В.А. Жуковский

2







13-14

«Перчатка». Баллада и её история

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, формирование общей культуры в соответствии с требованиями сегодняшнего дня

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П)..Совершенствование устной и письменной речи (Р,К)

Знание особенностей жанра баллады, умение анализировать текст, характеризовать героев, умение выступить с сообщением по заданной теме



1

Урок «откры-тия нового знания»

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности (сопереживания, умения сострадать)


Знание особенностей жанра баллады, содержания баллады «Лесной царь», умение выразительно читать и анализировать поэтический текст



А.С. Пушкин

4






15

Жанры прозы и лирики А.С. Пушкина

1

Урок «откры-тия нового знания»

Формиро-вание мотивации к учебному предмету, формирование общей культуры, мировоззрения

Умение извлекать из текста необхо-димую информацию (П), владение навыками анализа текста (П) Владение навыками сопоставительного анализа (П). Рефлексия (П) Смысловое чтение (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К), владение монологической и диалогической формами речи (К). Умение проводить коррекцию собственного ответа (Р)

Знание особенностей изучаемых жанров понимание роли А.С. Пушкина в русской литературе


16

«Повести Белкина» («Барышня-крестьянка»)

1

Выработка чёткого пркедствления о о нравственных категориях и нормах поведения при общении с окружающими людьми

Умение делать небольшие доклады-сообщения (П,К)

Владение навыками анализа произведения


17

А.С. Пушкин. «Дубровский».

(Тест №1)

1

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие интереса к прозе А.С. Пушкина, выработка представления о нравственных категориях и нормах поведенис при взаимоотношении с другими людьми

Умение анализи-ровать прозаическое произведение (П) Способность к рефлексии (П), осознанному чтению (П). Самостоятельное решение проблем поискового характера (П). Умение выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации (К)

Знание текста произведения. Умение выразительно читать, создавать комментарии к прочитанному тексту. Знание понятия портрет. Умение найти разные портреты одного героя на страницах романа.


18

Р/р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина (№1)

1

Урок развивающего контро-ля

Развитие монологической речи, формирование основ коммуникативной компетенции в общении

Умение обобщать необходимую информацию (П). Планиерование, прогнозирование результата деятельности (Р). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме (К)

Умение создать собственный текст-послание



М.Ю. Лермонтов

4






19

М.Ю.монтов. «Смерть поэта», «Нет, я не Бацрон», Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва»,.

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание основных сведений о детстве и отрочестве М.Ю. Лермонтова, выразительно читать и анализировать текст


20

М.Ю. Лермонтов. Мадригалы. Эпиграммы. Эпитафия

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, формирование общей культуры и мировоззрения

Умение извлекать из текста необходимую информацию, описывать произведения живописи (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Представление об особенностях жанров: мадригалы, эпиграммы, эпитафия. Умение выразительно читать, анализировать поэтический текст


21

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Поэма.

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, формирование чувства любви к родине и патриотизма

Умение извлекать из текста необходимую информацию, (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание текста произведения, умение выразительно читать текст, умение пересказать сюжет поэмы с выделением завязки, кульминации, развязки


22

Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (Тест №2)


Комбинированный урок

Формирование чувства любви к Родине и патриотизма

Умение построить речевое высказывание (П) Планиерование, прогнозирование результата деятельности (Р). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме (К)

. Умение рассказать о романтическом герое

.



Н.В. Гоголь

6







23

Комедия «Ревизор». Афиша комедии. Композиция комедии.

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию, (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Владение навыками анализа произведения



24- 25

Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии «Ревизор»

2

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию, (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Владение навыками анализа произведения



26

Эпиграф пьесы. Её герои

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию, (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Владение навыками анализа произведения



27

Р/р. Подготовка к классному сочинению по творчеству Н.В. Гоголя.

(Тест №3)

1

Урок развивающего контро-ля

Развитие монологической речи, формирование основ коммуникативной компетенции в общении

Умение обобщать необходимую информацию (П). Планиерование, прогнозирование результата деятельности (Р). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме (К)

Умение создать собственный текст-



28

Р/р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (№2)

1

Урок развивающего контро-ля

Развитие монологической речи, формирование основ коммуникативной компетенции в общении

Умение обобщать необходимую информацию (П). Планиерование, прогнозирование результата деятельности (Р). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме (К)

Умение создать собственный текст-




И.С. Тургенев

2






29

Рассказ «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Дурак» и др.)

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками монологической речи, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П), делать устные сообщения, составлять устный портрет (К)

Знание основных сведений о жизни и творчестве И.С. Тургенева, сюжета и героев рассказа «Бежин луг»


30

Знакомство с жанром «Стихотворения в прозе» как встреча с лирической прозой. Особенности этого жанра

1

Урок «откры-тия нового знания»

Умение работать в группах, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информ-ацию (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Умение давать характеристику героев произведений, составлять комментарий к тексту. Умение выбрать эпитеты для посоянного употребления в своей речи



Н.А. Некрасов

2







31

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

1

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие интереса к творчеству Н.А. Некрасова. Формирование общей культуры и мировоззрения

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П.) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Умение выразительно читать, анализировать текст, умение оценить гражданскую позицию автора


32

Лирика. Стихотворная техника. Трёхсложные размеры стиха

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение терминами, необходимыми для анализа текста.

Умение (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание изучаемых терминов, умение применить полученные знания при анализе поэтических произведений



М.Е. Салтыков-Щедрин

3







33

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


Урок «откры-тия нового знания»

Умение работать в группах. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме, умение участвовать в коллективной беседе (К)

Знание определения гротеск, сатира, монолог, диалог, полилог. Владение навыками анализа художественного произведения


34

Сущность сатиры и формы её воплощения в прозе..Сатирические сказки Щедрина в обличии повестей и рассказов


Урок методо-логичес-кой напрв-ленно-сти

Владение монологической речью.Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения

Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли с достаточной чёткостью и полнотой в устной форме (К)

Умение характеризовать героя литературного произведения, умение находить и определять изобразительно-выразительные средства, художественное своеобразие произведения


35

Сатира как «гром негодования, гроза духа» в гротесках сказок

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Салтыкова-Щедрина (№1)


Комбинированный урок

Владение навыками монологической устной и письменной речи.

Умение построить текст в соответствии с заданными критериями (П). Умение обобщать необходимую информацию (П). Планиерование, прогнозирование результата деятельности (Р). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (К)

Умение создать собственный текст по заданной проблеме



Н.С. Лесков

4







36

«Левша». Сказ как жанр.

1

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие интереса к творчеств Ф.М. Досоевского.

Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах взаимоотношения с окружающими людьми, формирование основ коммуникативноц компетентности

Умение извлекать из текста необхо-димую информа-цию, описывать иллюстрации и соотносить их с текстом произве-дения (П). Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание основных сведений о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского, содержания фрагментов романа, Братья Карамазовы», умение создавать устный портрет героя,


37-39

Сюжет и герои сказа

3

Урок рефлек-сии

Умение работать в группах Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах взаимоотношения с окружающими людьми, формирование основ коммуникативноц компетентности

Умение извлекать из текста необхо-димую информа-цию (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Умение составлять устный портрет героя, определять авторское отношение к героям. Понимание слова в художественном произведении, его эстетической функции



А.П. Чехов

3







40

«Хирургия»

1

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие интереса к творчеству А.П. Чехова.

Формирование общей культуры и мировоззрения

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П Умение обобщать необходимую информацию (П). Планирование, прогнозирование результата деятельности (Р). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме (К).

Знание основных сведений о жизни и творчестве Чехова. Умение определять способы создания сатирического. Владение навыками анализа текста


41

«Жалобная книга». Юмореска. «Жалобная книга» и её записи как способ создания характера

1

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие творческих способностей. Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения


Умение извлекать из текста необходимую информацию (П). Способность к саморегуляции (Р). Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Умение определять способы создания саирического. Владение навыками анализа текста


42

Р/р. Творческая работа. Создание сюжетов для юморески

1

Урок развивающего контро-ля

Развитие творческих способностей Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения

Умение ставить учебную задачу (Р).Умение создать собственный текст по образцу (П). Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли (К)

Знание содержания изучаемых произведений, умение давать речевую характеристику героев, определять способы создания сатирического, владение навыками анализа текста. Умение создать текст по образцу


43

Контрольный тест (№1)по теме «Литература XIX века»

1

Урок развивающего контро-ля

Умение применить полученные знания на практике

Умение обобщать, делать выводы. Умение оценить собственный ответ и провести коррекцию знаний (Р)

Знание текстов изученных произведений, терминов



Литература XX - начала XXI века.

Отражение духовных поисков человека в лирике века





3







44-45

В.Я. Брюсов «Хвала человеку»»Труд».И.А. Бунин «Изгнание», «У птицы есть гнездо…». К.Д. Бальмонт «Бог создал мир из ничего…». И. Северянин «Не завидуй другу…».А.Т. Твардовский «Как после мартовских метелей…», «Июль – макушка лета…»

2

Урок «откры-тия нового знания»

Умение высказывать свою точку зрения. Формирование общей культуры и мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение размышлять об истинных и мнимых ценностях. Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли (К). Умение обобщать, делать выводы. (Р)

Умение давать характеристику героев, владение навыками анализа текста, устной речи


46

Чтение и анализ стихов поэтов начала XX века

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками устной речи Умение высказывать свою точку зрения Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения Умение работать в группах.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П). Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Умение сотрудничать поиске и сборе информации (К)

Знание основных сведений о жизни и творчестве поэтов. Умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение



Лирические раздумья поэтов в лирике XX века

3







47-48

Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт. Б.Ш. Окуджава «Арбатский романс». В.С. Высоцкий «Я не люблю…».Р. Киплинг «Если…», «Заповедь»

2

Урок «откры-тия нового знания»

Умение участвовать в коллективном диалоге, работать в группах.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Понимание связи поэзии и музыки . (П)

Умение анализировать лирические произведения Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Умение сотрудничать в поиске и сборе информации (К)

Умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение, владение навыками анализа текста. Умение производить сравнительный анализ произведений разных видов искусства. Умение работать над проектом


49

Р/Р Урок-концерт «От Бунина до Высоцкого»

1

Урок методологической направленности

Развитие внутреннего мира учащихся через восприятие произведений и их исполнение. Формирование общей культуры и мировоззрения в свете сегодняшнего дня

Умение извлекать из текста необхо-димую информацию, описывать иллюст-рации (П). Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли (К)

Понимание связи произведения с эпохой его написания. Умение воспринимать чувства, настроения, мысли, которые поэты передают в своих произведениях



М. Горький

2







50

М. Горький « Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль»

1

Урок «откры-тия нового знания»

Умение работать в группах.

Формирование общей культуры и мировоззрения в свете сегодняшнего дня

Умение извлекать из текста необходимую информацию . Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли (К)П).

Знание основных сведений о жизни и творчестве М. Горького, его роли в истории нашей культуры и литературы, содержания изучаемых произведений, умение анализировать текст, характеризовать героев


51

«Старый Год»

1

Урок методо-логической направ-леннос-ти

Умение высказы-вать свою точку зрения, приводя нужные аргументы, участвовать в коллективном диалоге, работать в группах. Формирование общей культуры и мировоззрения в свете сегодняшнего дня

Умение извлекать из текста нужную информациию (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Умение выразительно читать и анализировать изучаемое произведение



В.В. Маяковский

3







52-53

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

2

Урок «откры-тия нового знания»

Умение участвовать в коллективном диалоге, работать в группах, владение навыками монолоической речи и выразительного чтения. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование общей культуры и мировоззрения

Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Умение отобрать нужный материал, анализировать произведение


54

«Гимн обеду». Тонический стих

1

Урок «откры-тия нового знания»

Повышение интереса к творчеству В. Маяковского.Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование общей культуры и мировоззрения

Умение отбирать необходимый для анализа материал (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание изучаемых литературных терминов. Умение анализировать лирическое произведение



М.А. Булгаков

2







55-56

«Ревизор с вышибанием»

2

Урок «откры-тия нового знания»

Поышение интереса к творчеству М.А. Булгакова,

развитие творческого воображения. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование общей культуры и мировоззрения

Умение извлекать из текста необходимую информацию, (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Владение навыками анализа текста



Ф.А. Абрамов

1







57

Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади»

1


Владение навыками устной речи Умение высказывать свою точку зрения Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения Умение работать в группах.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение отбирать необходимый для анализа материал (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)





А.В. Вампилов

2







58

«Несравненный Наконечников»

1


Владение навыками устной речи Умение высказывать свою точку зрения Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения Умение работать в группах.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение отбирать необходимый для анализа материал (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание сюжета и героев произведения, умение выразительно читать, пересказывать фрагменты текста, анализировать эпизоды, давать характеристику героя произведения



59

Разнообразие сценических жанров пьес. Водевиль

1


Владение навыками устной речи Умение высказывать свою точку зрения Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения Умение работать в группах.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение отбирать необходимый для анализа материал (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)





Великая отечественная война в лирике и прозе

6







60

А.Н. Толстой «Русский характер

1

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие творческих способностей.

Осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства, формирование чувства любви к Родине и патриотизма

Умение нарисовать словесную картину (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Умение выразительно читать и анализировать текст, умение анализировать поэтический текст, характеризовать героя литературного произведения


61-62

М.А. Шолохов «Они сражались за Родину»

2

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие творческих способностей Осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства, формирование чувства любви к Родине и патриотизма

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание сюжета и героев произведения, умение выразительно читать, пересказывать фрагменты текста, анализировать эпизоды, давать характеристику героя произведения


63-64

В.Г. Распутин «Уроки французского»

2

Урок «откры-тия нового знания»

Развитие интереса к творчеству писателя Осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства, формирование чувства любви к Родине и патриотизма

Умение извлекать из текста необходимую информацию (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание содержания литературного произведения, умение выразительно читать, пересказывать фрагменты, анализировать эпизоды, давать характеристику героя произведения


65

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне (№2)

1

Урок развивающего контроля

Участвовать в коллективном обсуждении Осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства, формирование чувсва любви к Родине и патриотизма

Умение планировать деятельность (Р) Развитие навыков сопоставительного анализа, умение описывать

произведения живописи (П) Умение анализировать произведения литературы (П). Умение сотрудничать в поиске и сборе информации (К) Умение совершенствовать устную речь (Р)

Понимание роли искусства в годы войны, Умение воспринимать чувства, настроения, мысли, которые писатели передают в произведениях, умение анализировать произведение, умение построить собственный текст, высказав мнение по заданной проблеме



Фантастика и детектив

4







66

Р. Шекли «Запах мысли». Связь фантастики с поисками научной мысли

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками устной речи Умение высказывать свою точку зрения Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения Умение работать в группах.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение отбирать необходимый для анализа материал (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание сюжета и героев произведения, умение выразительно читать, пересказывать фрагменты текста, анализировать эпизоды, давать характеристику героя произведения



67

А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»

1

Урок «откры-тия нового знания»

Владение навыками устной речи Умение высказывать свою точку зрения Выработка чёткого представления о нравственных категориях и нормах поведения Умение работать в группах.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Умение отбирать необходимый для анализа материал (П) Умение планировать деятельность (Р). Умение выражать свои мысли в устной форме (К)

Знание сюжета и героев произведения, умение выразительно читать, пересказывать фрагменты текста, анализировать эпизоды, давать характеристику героя произведения



68

А. Конан Дойл «Пляшущие человечки»Контрольный тест

(№ 2)по теме «Литература XX века»

1

Урок развивающего контро-ля

Умение приме-нить получен-ные знания на практике

Умение обобщать, делать выводы (П). Умение анализировать собственный ответ и проводить коррекцию (Р)

Знание текстов изученных произведений, терминов



Итоги

2







69-70

Жанры всех родов литературы в художественных произведениях, в нашей устной и письменной речи.

Очерк. Эссе.


Урок методо-логичес-кой напрв-ленно-сти

Умение применять полученные знания на практике Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование общей культуры и мировоззрения

Умение находить необходимую информацию.Умение обобщать, делать выводы (П).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)Умение оценивать собственный ответ и ответ одноклассников и корректировать ответ (Р)

Знание текстов изученных произведений, терминов




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Набор иллюстративно-раздаточного материала М. «Айрис – пресс», 2003 г.

  2. Литература. 7 класс.:в 2 ч.:учебник –хрестоматия/авт. –сост. Т.В. Курдюмова. – М,: Дрофа, 2014 г.

  3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2014 г.

Планируемые результаты освоения предмета «Литература»  7 класс             

должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений:

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: роды и жанры литературы, героический эпос, жанры современного фольклора, Трагедия, сонет, жанры эпоса, лирики, драмы, басня и притча, баллада, портрет героя, рифма, афиша комедии, ремарки, стихотворение в прозе, стиль, сюжет в лироэпических произведениях, гротеск, сатира, сказ как жанр эпоса, юмореска, пародия, фельетон, шарж, карикатура, тонический стих, драматическая сценка, сюжет и аллегорические герои, водевиль, эссе.

должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • анализировать изучаемое произведение;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • создавать творческие работы

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее