Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №15 им. Н.И. Дементьева
Рассмотрена на заседании МС от «____»__________20 г. Утверждена Приказ по школе от «____» __________20 г. Директор школы___________ Е.М. Демидова
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 9 классов
основного общего образования
Составил
Бульдин Александр Валерьевич
учитель информатики
МОУ ООШ №15
им. Н.И. Дементьева
Согласовано
Заместитель директора по УВР _____
С.П. Лебедева
« »_________2019 г.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения предмета
«Информатика» в 9 классе
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формы и методы контроля достижения
планируемых результатов
Виды контроля:
входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 16,
контрольных работ – 4,
творческих проектов – 2.
Формы организации учебного процесса
В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета информатики в 8 классе основной школы по ФГОС определена следующими тематическими блоками (разделами):
моделирование и формализация;
алгоритмизация и программирование;
обработка числовой информации в электронных таблицах;
коммуникационные технологии.
Раздел 1. Моделирование и формализация
Цели изучения курса информатики в 9 классе. Техника безопасности и организация рабочего места. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.1
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Раздел 2. Алгоритмизация и программирование
Алгоритмические конструкции (вызов вспомогательного алгоритма, ветвление, повторение). Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Рекурсивные вызовы. Обрабатываемые объекты: числа, массивы, цепочки, совокупности, списки, деревья, графы. Алгоритмы: Евклида, перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно, примеры алгоритмов сортировки, перебора (построения выигрышной стратегии в дереве игры). Алгоритм как средство автоматизации информационного процесса. 2
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Раздел 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах
Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) представления информации, точность представления. 3
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Раздел 4. Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Тематическое планирование базового курса информатики
по ФГОС в 9 классе с определением видов учебной деятельности
№ | Название темы | Количество часов | Характеристика видов | ||
общее | теория | прак-тика | |||
1. | Моделирование и формализация | 10 | 5 | 5 | Аналитическая деятельность: - осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; - оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; - определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; - анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; - определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: - строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); - преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; - исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; - работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; - создавать однотабличные базы данных; - осуществлять поиск записей в готовой базе данных; - осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. |
2. | Алгоритмизация и программирование | 11 | 5 | 6 | Аналитическая деятельность: - выделять этапы решения задачи на компьютере; - осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; - сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: - исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; - разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; - разрабатывать программы для обработки одномерного массива: - (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; - подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; - нахождение суммы всех элементов массива; - нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; - сортировка элементов массива и пр.). |
3. | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 7 | 3 | 4 | Аналитическая деятельность: - анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; - определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; - выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: - создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; - строить диаграммы и графики в электронных таблицах. |
4. | Коммуникационные технологии | 6 | 3 | 2 | Аналитическая деятельность: - выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; - анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; - приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; - анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; - распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; - оценивать предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: - осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; - определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; - проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; - создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. |
| Итого: | 34 | 16 | 18 |
|
Поурочное планирование,
9 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)
№ | Сроки изучения | Тема урока | Практикум | Формы и виды контроля | Примечание | ||
9 «А» | 9 «Б» | ||||||
Раздел 1. Моделирование и формализация (10 час.) | |||||||
1. |
|
| Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Моделирование как метод познания. Моделирование и формализация. |
| Фронтальный опрос |
| |
2. |
|
| Знаковые модели: словесные модели, математические модели. Компьютерный эксперимент. | П/р №1 «Компьютерный эксперимент» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
3. |
|
| Построение математической модели. Её программная реализация. | П/р №2 «Математическая модель» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
4. |
|
| Графические информационные модели. Графы. | П/р №3 «Генеалогическое дерево семьи» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
5. |
|
| Использование графов при решении задач. | Проект «Моя родословная» | Фронтальный опрос |
| |
6. |
|
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. |
| Фронтальный опрос |
| |
7. |
|
| Что такое СУБД. Интерфейс СУБД. СУБД Access. Создание базы данных. | П/р №4«Создание БД» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
8. |
|
| Обработка данных в СУБД. Запросы на выборку данных. | П/р №5 «Создание запросов на выборку». | Фронтальный опрос, п/р |
| |
9. |
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». |
| Теоретический диктант |
| |
10. |
|
| Контрольная работа №1 |
| Компьютерное тестирование |
| |
Раздел 2. Алгоритмизация и программирование (11 час.) | |||||||
11. |
|
| Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. |
| Фронтальный опрос |
| |
12. |
|
| Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел, вывод массива. | П/р №6 «Создание массива и вывод на экран» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
13. |
|
| Нахождение суммы, произведения, среднего значения элементов данной конечной числовой последовательности или массива. | П/р №7 «Обработка массива» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
14. |
|
| Нахождение минимального (максимального) элемента массива. | П/р №8 «Поиск в массиве элементов по условию» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
15. |
|
| Знакомство с постановками сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения. Алгоритмы сортировки массива. | П/р №9 «Сортировка | Фронтальный опрос, п/р |
| |
16. |
|
| Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. | П/р №10 «Работа в среде Кумир с исполнителями» | Фронтальный опрос, к/р |
| |
17. |
|
| Вспомогательные алгоритмы. Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робота. | П/р №11 «Вспомогатель-ный алгоритм» | Фронтальный опрос |
| |
18. |
|
| Процедуры и функции. | П/р №12 «Рекурсивный алгоритм» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
19. |
|
| Управление. Обратная связь. |
| Фронтальный опрос |
| |
20. |
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и элементы программирования». |
| Теоретический диктант |
| |
21. |
|
| Контрольная работа №2 |
| Компьютерное тестирование |
| |
Раздел 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (7 час.) | |||||||
22. |
|
| Электронные таблицы. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание его элементов. |
| Фронтальный опрос, п/р |
| |
23. |
|
| Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. | П/р №13 «Обработка | Фронтальный опрос, п/р |
| |
24. |
|
| Формулы с встроенными функциями. | П/р №14 «Логические | Фронтальный опрос |
| |
25. |
|
| Сортировка, фильтрация и поиск данных. | П/р №15 «Сортировка и фильтрация» | Практическая работа |
| |
26. |
|
| Построение диаграмм и графиков. | П/р №16 «Графики и | Практическая работа |
| |
27. |
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Электронные(динамические) таблицы». |
| Практическая работа |
| |
28. |
|
| Контрольная работа №3 |
| Контрольная работа. |
| |
Раздел 4. Коммуникационные технологии (5 час.) | |||||||
29. |
|
| Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Виды деятельности в сети Интернет. |
| Фронтальный опрос |
| |
30. |
|
| Интернет – сервисы. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. Скорость передачи данных. |
| Фронтальный опрос |
| |
31. |
|
| Приемы безопасности в сети Интернет. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Организация личного информационного пространства. |
| Фронтальный опрос, п/р |
| |
32. |
|
| Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. | Проект «Создание информационного объекта в виде веб-сайта» | Фронтальный опрос, п/р |
| |
33. |
|
| Экономические, правовые и этические аспекты использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Размещение сайта в Интернете. |
| Фронтальный опрос |
| |
34. |
|
| Контрольная работа №4 по теме «Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии» |
| Контрольная работа |
|
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Печатные пособия | ||
1 | Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. | К |
2 | Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. | Д |
7 | Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php | Д |
К – комплект на весь класс, Ф-для фронтальной работы, | ||
Технические средства обучения (средства ИКТ) | ||
1 | Персональные компьютеры - моноблоки RoverBook Centro | 11 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Принтер | 1 |
5 | Точка доступа для WiFi подключений к локальной сети | 1 |
6 | Устройства ввода – клавиатура и мышь | 11 |
7 | Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофоны и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией | 6 |
8 | Комплект для проведения вебинаров и телеконференций | 1 |
9 | Документ-камера | 1 |
10 | Сканер | 1 |
Программные средства | ||
1 | Операционная система Windows 7/Linux | Установлены на каждом ПК в кабинете |
2 | Пакет Microsoft Office 2007 | |
3 | Антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus | |
4 | Программа-архиватор WinRar | |
5 | Программа контентной фильтрации InternetCensor | |
6 | Комплект учебных Миров НИИСИ РАН: исполнители Водолей, Кузнечик, Черепаха, школьный алгоритмический язык Кумир | |
7 | Система программирования - Паскаль АBC | |
8 | Браузеры Internet Explorer и Mozilla Firefox | |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
1 | Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) | 1 |
2 | Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/) | 1 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
1 | Заготовки для практикума | На каждом ПК в кабинете |
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Индивидуальный маршрут обучения
9 класс
Фамилия, имя учащегося | Особенности учащегося | Коррекционная работа |
Андреев Даниил | Трудности в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, бедный словарный запас | - карточки с индивидуальными заданиями - схема, алгоритм ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - работа в паре, группе |
Махова Елизавета | Имеет проблемы с сосредоточением внимания, трудность в воспроизведении материала, медленный темп работы | - карточки с индивидуальными заданиями - схема ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - задания на развитие памяти и внимания |
Лютов Даниил | Трудности в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - пересказ пройденного материала -карточки с индивидуальными заданиями -схема, алгоритм ответа или выполнения задания -работа в паре, группе |
Львов Алексей | Имеет проблемы с сосредоточением внимания, трудность в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - карточки с индивидуальными заданиями - схема ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - задания на развитие памяти и внимания |
Смирнов Андрей | медленный темп работы, трудности в воспроизведении материала, вызванные рассеянностью внимания | -карточки с индивидуальным заданием - ответы с опорой -задания на внимание - индивидуальные, посильные задания -дополнительное объяснение заданий -работа в паре, группе |
Забегайло Максим | Имеет проблемы с сосредоточением внимания, трудность в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - пересказ пройденного материала -карточки с индивидуальными заданиями -схема, алгоритм ответа или выполнения задания -работа в паре, группе |
1 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.
2 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.
3 Содержание Примерной программы по информатике 2010 г.