Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №15 им. Н.И. Дементьева
Рассмотрена на заседании МС от «____»__________20 г. Утверждена Приказ по школе от «____» __________20 г. Директор школы___________ Е.М. Демидова
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 5-6 классов
основного общего образования
Составил
Бульдин Александр Валерьевич
учитель информатики
МОУ ООШ №15 им. Н.И. Дементьева
Согласовано
Заместитель директора по УВР _____
С.П. Лебедева
« »_________2019 г.
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 5-6 классов составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. с учетом примерной программы по информатике, которая составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цели рабочей программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общепредметных понятий, таких как «информация», «информационные процессы»;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи рабочей программы:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Нормативные документы
Программа преподавания пропедевтического курса учебного предмета «Информатика» для обучающихся 5-х и 6-х классов составлена в соответствии с
Законом «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении введения в действие ФГОС ООО»;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/) из Реестра примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ (http://fgosreestr.ru/node/2068);
Образовательной программой основного общего образования МОУ ООШ №15 им. Н.И. Дементьева (Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от 28.08.2019 г. Утверждена директором школы 01.09.2019 г.);
на основе
Авторской программы по информатике для 5, 6 класса Л.Л. Босовой (ФГОС), 2013 г.,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Учебного плана общеобразовательного учреждения;
с учетом
Методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2019-2020 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)
Общая характеристика учебного курса
Программа ориентирована на использование учебника «Информатика-5», «Информатика-6» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне).
Место учебного курса в учебном плане
Информатика изучается в 5, 6 классах основной школы, за счет часов части базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в каждом классе.
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в 5–9 классах.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5, 6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья используются методы и формы обучения, которые помогают ему освоить общеобразовательную программу и обеспечивают педагогическую поддержку. При преподавании учебного предмета к данному учащемуся применяется индивидуальный подход. Содержание учебного материала отбирается с учетом его возможностей и должно соответствовать обязательным результатам обучения (минимальный уровень трудности). Факты, формулы, правила рассматриваются без доказательств, делается акцент не на заучивание, а на умение пользоваться правилами, большее внимание уделяется формированию вычислительной культуры. Трудные понятия формируются с использованием большого количества примеров (по возможности, опирающихся на жизненные представления). Учебный материал излагается с учетом принципов доступности, наглядности и занимательности. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы ученик мог работать в индивидуальном темпе, усваивая материал на доступном уровне трудности. Для формирования прочных навыков используются карточки консультанты с описанием алгоритмов действий.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л. Л.,Босова А. Ю. Информатика: поурочные разработки для 5 класса. Методическое пособие, БИНОМ, 2017
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л. Л.,Босова А. Ю. Информатика: поурочные разработки для 6 класса. Методическое пособие, БИНОМ, 2017
Босова Л.Л.,Босова А.Ю., Брондарева И.М. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л.Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»:
файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
демонстрационные работы;
текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);
презентации по отдельным темам;
интерактивные тесты;
логические игры;
авторские видеоуроки;
виртуальные лаборатории.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Операционная система Windows 7.
Пакет офисных приложений MS Office 2003-2010, программа для тестирования MyTest, программа КуМир.
Требования к результатам освоения содержания учебного курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Индивидуальный маршрут обучения (6б класс)
Фамилия, имя учащегося | Особенности учащегося | Коррекционная работа |
| Трудности в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, бедный словарный запас | - карточки с индивидуальными заданиями - схема, алгоритм ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - работа в паре, группе |
| Имеет проблемы с сосредоточением внимания, трудность в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - карточки с индивидуальными заданиями - схема ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - задания на развитие памяти и внимания |
| Трудности в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - пересказ пройденного материала -карточки с индивидуальными заданиями -схема, алгоритм ответа или выполнения задания -работа в паре, группе |
| Имеет проблемы с сосредоточением внимания, трудность в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - карточки с индивидуальными заданиями - схема ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - задания на развитие памяти и внимания |
| Трудности в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - пересказ пройденного материала -карточки с индивидуальными заданиями -схема, алгоритм ответа или выполнения задания -работа в паре, группе |
| Имеет проблемы с сосредоточением внимания, трудность в воспроизведении материала, слабые коммуникативные навыки, медленный темп работы | - карточки с индивидуальными заданиями - схема ответа - ответ с опорой на наглядность, примеры, ключевые слова - задания на развитие памяти и внимания |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | |||||
5 класс | 6 класс | ||||||
Общее | теория | практика | общее | теория | практика | ||
1 | Информация вокруг нас | 9 | 8 | 1 | 3 | 2 | 1 |
2 | Компьютер | 7 | 2 | 5 |
|
|
|
3 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 2 | 6 |
|
|
|
4 | Компьютерная графика | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
5 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 1 | 6 |
|
|
|
6 | Объекты и системы |
|
|
| 8 | 6 | 2 |
7 | Информационные модели |
|
|
| 10 | 5 | 5 |
8 | Алгоритмика |
|
|
| 10 | 3 | 7 |
| Итого: | 34 | 14 | 20 | 34 | 17 | 17 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема | Кол-во часов | Характеристика видов учебной деятельности |
Информация вокруг нас
| 12 | Аналитическая деятельность: приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей; классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.; определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор; преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах. |
Компьютер
| 7 | Аналитическая деятельность: выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. |
Подготовка текстов на компьютере
| 8 | Аналитическая деятельность: соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Практическая деятельность: создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; создавать и форматировать списки; создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. |
Компьютерная графика | 6 | Аналитическая деятельность: выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений; Практическая деятельность: использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений; создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. |
Создание мультимедийных объектов
| 7 | Аналитическая деятельность: планировать последовательность событий на заданную тему; подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта. Практическая деятельность: использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. |
Объекты и системы | 8 | Аналитическая деятельность: анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Практическая деятельность: изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач; узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; упорядочивать информацию в личной папке. |
Информационные модели | 10 | Аналитическая деятельность: различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: создавать словесные модели (описания); создавать многоуровневые списки; создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; создавать диаграммы и графики; создавать схемы, графы, деревья; создавать графические модели |
Алгоритмика | 10 | Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами. Практическая деятельность: составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем. |
Поурочное планирование 5 класс
№ | Тема урока | Практикум | Планируемые результаты | Дом. задание | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. |
| -общие представления о целях изучения курса информатики - общие представления об информации и информационных процессах;
| умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. |
|
2 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. |
| знание основных устройств компьютера и их функций; | основы ИКТ-компетентности; | представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). |
|
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
| Практическая работа №1 «Изучаем клавиатуру» | представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера; | основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры | понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. понимание роли информационных процессов в современном мире; |
|
4 | Управление компьютером.
| Практическая работа №2 «Приёмы управления компьютером» | общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером; | основы ИКТ-компетентности; навыки управления компьютером; | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере. |
|
5 | Хранение информации.
| Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» | общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации; | понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве; | понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
|
6 | Передача информации. |
| общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации; | понимание единой сущности процесса передачи информации; | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
|
7 | Электронная почта. Внутришкольный мониторинг
| Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме; | основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма; | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. |
|
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации |
| общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; | умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
|
9 | Метод координат. |
| представление о методе координат;
| понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи; | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
|
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов |
| общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации; | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
| Практическая работа №5 «Вводим текст» | понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
12 | Редактирование текста.
| Практическая работа №6 «Редактируем текст» | представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке; | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
13 | Текстовый фрагмент и операции с ним.
| Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов; | основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
14 | Форматирование текста. Практическая контрольная работа по теме «Создание текстовых документов» | Практическая работа №8 «Форматируем текст» | представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы; | основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
| Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) | представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы;
| основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
16 | Табличное решение логических задач.
| Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) | умение представлять информацию в табличной форме.
| основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации.
|
| умение представлять информацию в наглядной форме;
| умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
18 | Диаграммы. Тест по теме «Информация и информационные процессы» | Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | умение строить столбиковые и круговые диаграммы;
| умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint
| Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией; | развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
20 | Преобразование графических изображений
| Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации; | развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
21 | Создание графических изображений.
| Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов;
| умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Тест по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» |
| представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации; | умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
23 | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая контрольная работа по теме «Структурирование и визуализация информации» | Практическая работа №14 «Создаём списки» | представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки;
| представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ-компетентность; | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
|
24 | Поиск информации.
| Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | представление о поиске информации как информационной задаче;
| умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации; | первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования. |
|
25 | Кодирование как изменение формы представления информации |
| представление о кодировании как изменении формы представления информации; | умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
26 | Преобразование информации по заданным правилам.
| Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам;
| умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач; | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
27 | Преобразование информации путём рассуждений |
| представление об обработке информации путём логических рассуждений; | умение анализировать и делать выводы; | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
28 | Разработка плана действий. Задачи о переправах. |
| представление об обработке информации путём разработки плана действий;
| умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи; | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
29 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
| представление об обработке информации путём разработки плана действий;
| умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи; | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
30 | Создание движущихся изображений.
| Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). | представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану; | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи; | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
31 | Создание анимации по собственному замыслу.
| Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). | навыки работы с редактором презентаций;
| умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
32 | Выполнение итогового мини-проекта.
| Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе;
| умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире. |
|
33 | Итоговое тестирование «Информационные процессы и информационные технологии» | |||||
34 | Творческая работа | Разработать кроссворд по основным понятиям курса |
Программно-методическое обеспечение
Тема | Программно-методическое обеспечение |
Информация вокруг нас | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip : Информация (in1.swf) Действия с информацией (in2.swf) Хранение информации (in3.swf) Первое путешествие во времени: как хранили информацию раньше (al1.swf) Носители информации (in4.swf) Второе путешествие во времени: носители информации, созданные в XX веке (al2.swf) Сколько информации может хранить лазерный диск (al3.swf) Передача информации (in5.swf) Третье путешествие во времени: как передавали информацию раньше (al4.swf) Научные открытия и средства передачи информации (al5.swf) Обработка информации (in12.swf) В мире кодов (in6.swf) Язык жестов (al6.swf) Способы кодирования информации (in7.swf) Метод координат (in8.swf) Игра «Морской бой» (al7.swf) Таблицы (in10.swf) Наглядные формы представления информации (in11.swf) Изменение формы представления информации (in13.swf) Получение новой информации (in14.swf) От текста к рисунку, от рисунка к схеме (al8.swf) Запись плана действий в табличной форме (al9.swf) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/5kl.zip : В мире кодов.ppt Задача о напитках.ppt Зрительные иллюзии.ppt Наглядные формы представления информации .ppt Носители информации.ppt Средства передачи информации.ppt Табличный способ решения логических задач.ppt Хранение информации.ppt http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/%5BINF_009%5D_%5BAM_05_02%5D.swf Информация в человеческом обществе - новостная информация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f1d4c096-f5c9-4b03-b4f1-41eb672df7f5/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f720a0b-17a2-418d-a03a-f87630e30b1d/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/eaa2f0ba-a3cf-4a0e-8a0e-cf12c60f6240/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/32811b87-09a0-4e92-b6e0-7c9ab55ab072/view/ Восприятие информации. Органы чувств. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f09314c-e440-4114-9084-d130be3606c4/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0a5d757b-2876-4515-a8a2-a90bfea531e2/view/ Носитель информации http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cfa28a0f-3b03-4d0f-bd7d-0e5ef493b73e/view/ Классификация информации http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dbdc8b3d-d82f-46b6-86e9-6cb59e13413d/view/ Информация в человеческом обществе |
Компьютер | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip : Что умеет компьютер (al10.swf) Как устроен компьютер (inmod1.swf) Техника безопасности и организация рабочего места (inmod2.swf) Ввод информации в память компьютера (inmod3.swf) История латинской раскладки клавиатуры (al1.swf) Программы и файлы (inmod4.swf) Рабочий стол (inmod5.swf) Управление компьютером с помощью мыши (inmod6.swf) Главное меню. Запуск программ. (inmod7.swf) Управление компьютером с помощью меню. (inmod8.swf) Как работает мышь (al2.swf) Как формируется изображение на экране монитора (al15.swf) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/5kl.zip : Компьютер на службе у человека.ppt Техника безопасности и организация рабочего места.ppt http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0cdb4e76-e6ce-431e-9da0-fa403ec0fc6e/view/ Информационные процессы для человека и компьютера http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6b0a2030-1e06-4b67-9191-a7de053a61e1/view/ Правильная посадка за компьютером. |
Тексты | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip : Текстовая информация (in9.swf) Компьютер – основной инструмент подготовки текстов (inmod9.swf) Основные объекты текстового документа (al3.swf) О шрифтах (al14.swf) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/5kl.zip : Текст история и современность.ppt |
Компьютерная графика | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip: Компьютерная графика (inmod10.swf) |
Мультимедиа | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/vWindows5.zip: Создание движущихся изображений |
Поурочное планирование 6 класс
№п\п | Тема урока | Планируемые результаты | Дом. задание | ||
Метапредметные | Личностные | Предметные | |||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния |
Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе
| Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках |
|
2 | Компьютерные объекты. Практическая работа №1 Работа с основными объектами операционной системы |
ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки)
|
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни
|
Представления о компьютерных объектах и их признаках
|
|
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 Работа с объектами файловой системы | ИКТ-компетентность (основные пользовательские навыки)
| Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | Знать основные понятия: операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами |
|
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 Повторение возможностей ГР – инструмента создания графических объектов (задания 1–3) | ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни |
Представления об отношениях между объектами
|
|
5 | Отношение входит в состав. Практическая работа №3 Повторение возможностей ГР – инструмента создания графических объектов (задания 5–6) | Основы ИКТ-компетентности (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни | Представления об отношениях между объектами.
|
|
6 | Разновидности объекта и их классификация. Внутришкольный мониторинг Практическая контрольная работа «Создание графических изображений». | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации | Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления | Представление об отношении «является разновидностью»
|
|
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 Повторение возможностей текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов | ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание значения логического мышления |
Подходы к классификации компьютерных объектов
|
|
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 Знакомство с графическими возможностями текстового процессора (задания 1-3) | ИКТ-компетентность (умение работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни |
Понятия системы, её состава и структуры
|
|
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 Знакомство с графическими возможностями текстового процессора (задания 4-5) | ИКТ-компетентность (умение работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | Готовность и способность к саморазвитию Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни |
Понятия системы, черного ящика
|
|
10 | Персональный компьютер как система. Тест «Объекты и системы». Практическая работа №5 Знакомство с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | ИКТ-компетентность (умение работы в текстовом редакторе), уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода | Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни |
Понятие интерфейса; представление о компьютере как системе
|
|
11 | Способы познания окружающего мира Практическая работа №6 Создание компьютерных документов | ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества | Представления о способах познания окружающего мира |
|
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия Практическая работа №7 Конструируем и исследуем графические объекты (задание 1) | Владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека | Представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта |
|
13 | Определение понятия. Тест по теме «Человек и информация». Практическая работа №7 Конструируем и исследуем графические объекты (задания 2, 3) | Владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека | Умение определять понятия |
|
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 Создание графических моделей | Владение знаково-символическими действиями | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | Представления о моделях и моделировании |
|
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 Создание словесных моделей | Владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | Представления о знаковых словесных информационных моделях |
|
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Тест по теме «Информационное моделирование». Практическая работа №10 Создание многоуровневых списков | Владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | Представления о математических моделях как разновидности информационных моделей |
|
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц Практическая работа №11 Создание табличных моделей | Умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей |
|
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12. Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре | Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах |
| ||
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин Практическая работа № 13 Создание информационных моделей – графиков и диаграмм | Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей |
|
20 | Наглядное представление о соотношение величин. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | Умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы) | Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей |
| |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создание информационных моделей – схемы, графы, деревья (задания 1, 2, 3) | Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) | Представления о схемах как разновидностях информационных моделей |
| |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач Контрольная работа «Информационное моделирование». Практическая работа №14 «Создание информационных моделей – схемы, графы, деревья (задания 4 и 6) | Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; умение применять графы для решения задач из разных предметных областей; ИКТ-компетентность (умение строить схемы) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности | Представления о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве – графе иерархической системы |
|
23 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | Представления об основном понятии информатики – алгоритме |
|
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | Представления об исполнителе алгоритмов |
| ||
25 | Формы записи алгоритмов. Тест по теме «Алгоритмы и исполнители». Работа в среде исполнителя Водолей | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования | Представления о различных формах записи алгоритмов |
| |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 Создание линейной презентации | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание линейных презентаций) | Формирование алгоритмического мышления Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, готовность и способность к саморазвитию | Представления о линейных алгоритмах |
|
27 | Алгоритмы с ветвлением. Практическая работа №16 Создание презентации с гиперссылками | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | Представления об алгоритмах с ветвлениями |
|
28 | Алгоритмы с повторением. Практическая работа №17 Создание циклической презентации | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций) | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | Представления об алгоритмах с повторениями |
|
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник. | Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека | Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем |
|
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем |
| ||
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. |
| |||
32 | Контрольная работа по теме «Алгоритмика». Выполнение итогового проекта. | Владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур |
| ||
33-34 | Выполнение и защита итогового проекта. Практическая работа: «Выполняем итоговый проект» Итоговая контрольная работа. |
|
|
|
|