«Зимний фестиваль знаний 2025»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 «Общий курс железных дорог»

Рабочая программа дисциплины ОП. 05«Общий курс железных дорог » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 23.01.09. «Машинист локомотива»

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05 «Общий курс железных дорог»

название дисциплины

по профессии СПО

23.01.09. «Машинист локомотива

код название










Лиски 2017г.









Рабочая программа дисциплины ОП. 05«Общий курс железных дорог » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 23.01.09. «Машинист локомотива»и на основании решения педагогического совета от « 29 » августа 2017 года, протокол №1.






Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»


Разработчики:

Сергеенко Алексей Иванович, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.


Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «Транспорт « 29 » августа 2017 года, протокол № 1.

Председатель ЦК Попова М.А.



Программа одобрена на заседании УМС « 29 » августа 2017 года, протокол №1.



СОДЕРЖАНИЕ



стр.



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

5



  1. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



11



13




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 23.01.09 «Машинист локомотива»


1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: входит в обще профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - квалифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им; - виды подвижного состава железных дорог; - элементы пути; - сооружения и устройства сигнализации и связи; - устройства электроснабжения железных дорог; - принципы организации движения поездов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

–максимальной учебной нагрузки обучающегося _36_часов, в том числе:

– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___26___ часов;

– самостоятельной работы обучающегося __4__ часа;

– консультации __6__ часов.




























2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им; виды подвижного состава железных дорог; элементы пути; сооружения и устройства сигнализации и связи; устройства электроснабжения железных дорог; принципы организации движения поездов; квалифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1.

Проверять взаимодействие узлов локомотива.

ПК 1.2.

Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.

ПК 2.1.

Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.

ПК 2.2.

Обеспечивать управление локомотивом.

ПК 2.3.

Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

26

в том числе:


практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

по овладению знаниями,

по закреплению и систематизации знаний,

по формирования умений.


Консультации

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированногозачёта

1



3.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

1

2

3

Общие сведения о железнодорожном транспорте.


Тема 1.1Общие сведения о железнодорожном транспорте и управления им.

Содержание :Общие сведения о железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт Российской Федерации. Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта.

1

Тема1.2. Элементы пути.


Содержание :Сооружения и устройства железнодорожного транспорта. Габариты на железных дорогах. Нижнее строение пути. Верхнее строение пути. Искусственные сооружения, их виды и назначение.

4

Практические занятия: 1.Ознакомление с габаритами на железных дорогах.

2

Самостоятельная работа:

по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формирования умений.

1

Контрольная работа №1.« Габариты на железных дорогах. Нижнее строение пути. Верхнее строение пути».

1

Тема1.3. Устройства электроснабжения железных дорог.

Содержание :Системы электроснабжения электрифицированных железных дорог. Контактная сеть (устройство контактной сети и расположение контактного провода). Система тока и величина напряжения в контактной сети. Хозяйство электроснабжения. Эксплуатация устройств электроснабжения.

4

Практическое занятие: 1.Выполнение схемы энергоснабжения электрифицированного участка.

2


Контрольная работа №2. « Контактная сеть (устройство контактной сети и расположение контактного провода) ».

1

Тема 1.4. Виды подвижного состава железных дорог.

Содержание :Классификация и обозначения тягового подвижного состава. Принципы устройства и работы тягового подвижного состава. Автономный тяговый подвижной состав.Восстановительные и пожарные поезда. Локомотивное хозяйство. Обслуживание локомотивов и организация работы локомотивных бригад. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка. Технико-экономические характеристики вагонов. Общие сведения об устройстве вагонов. Назначение и виды тормозов.

7

Практические занятия: 1.Определение типа локомотивов по серии и осевой характеристики. 2.Определение классификации вагонов по типу и технической характеристики.

4

Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формирования умений.

1

Контрольная работа №3. « Классификация подвижного состава».

1

Тема 1.5. Сооружения и устройства сигнализации и связи.

Содержание : Назначение, виды и классификация устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте и требования к ним. Виды связи и их назначение.

Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка. Автоматическая локомотивная сигнализация, переездная сигнализация. Назначение сигналов и их классификация. Основные сигнальные цвета и их значение. Светофоры, их классификация и назначение. Назначение и классификация раздельных пунктов (станций, разъездов, обгонных пунктов, путевых постов и проходных светофоров автоблокировки). Устройство и работа раздельных пунктов. Границы станций и блок-участков. Станционные пути и их назначение.

6

Практические занятия: 1.Выполнение схемы однопутной, двухпутной автоблокировки. 2.Определение полной и полезной длины пути.

4

Самостоятельная работа: по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формирования умений.

1

Контрольная работа №4.«Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка ».

1

Тема 1.6. Принцип

организация движения поездов.

Содержание :План формирования поездов. Классификация поездов. Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов и пропускная способность железных дорог. Основы организации пассажирских перевозок. Классификация графиков.

4

Практические занятия: 1.Исследование элементов графика.

2

Самостоятельная работа : по овладению знаниями, по закреплению и систематизации знаний, по формирования умений.

1

Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачёта.

1

Итого аудиторных занятий

26

В том числе:


практических занятий

14

Итого самостоятельной работы



Итого самостоятельной работы

4

консультации

6

Итого максимальная нагрузка

36




4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия аудитории «Кабинет общего курса железных дорог »

Оборудование кабинета: - рабочее место преподавателя;

-посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся);

-комплект учебно-методических материалов по дисциплине;

-комплект плакатов;

Технические средства обучения:

- электронные средства контроля по дисциплине;

- обучающие видеофильмы;

- комплект лицензионного программного обеспечения; Измерительный и прочий инструмент:

- линейки 250мм;

- треугольники 150мм; - карандаши; - рисунки; - ластик.

Комплект учебно-методической документации:

- стенд «Полигон» ;

- набор плакатов по дисциплине; - методическая документация.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. [1]Общий курс железный дорог: учеб для студ. УСПО/Под ред.Ю.И.Ефименко.-6-е изд. М. :Академия,2012.-256с.

2[2].Железные дороги. Общий курс: учебник/ Ю.И. Ефименко, В.И. Ковалёв, С.И. Логинов и др.;. под ред. Ю.И.Ефименко.-6-е изд. ,перераб. и доп. – М.: ФГБОУ «Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014 – 503с.

Дополнительные источники:

1.[3]Общий курс железный дорог: учеб для студ. УСПО/Под ред.Ю.И.Ефименко.-6-е изд. М.: Академия,2010.-256с. (не переиздавалась)

2.[4]Общий курс железных дорог. [Текст]: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта / В.Н Соколов, В.Ф. Жуковский, С.В. Котенкова, А.С. Наумов- М.: УМК МПС России, 2002.-296с.( не переиздавалась).

3.[5]Локомотив. Ежемесячный журнал.- М.: МПС 2011-2016.

4.[6]Железные дороги. Общий курс. [Текст]: Ю.И. Ефименко, В.И. Ковалёв., С.И.Логинов М.: ФГОУ «УМЦ ЖДТ», 2011.- 268с.(не переиздавалась)

Средства массовой информации

  1. Транспорт России (еженедельная газета). Форма доступа: www.transportrussia.ru

  2. Железнодорожный транспорт: (журнал). Форма доступа: www.zdt-magazine.ru/redact/redak.htm

  3. Транспорт Российской Федерации: (журнал для специалистов транспортного комплекса). Форма доступа: www.rostransport.com

  4. Гудок: (газета). Форма доступа:www.onlinegazeta.info/gazeta_goodok.htm.

  5. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Форма доступа:www.mintrans.ru

  6. Сайт ОАО «РЖД». Форма доступа: www.rzd.









































5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.


Таблица №1

Требования к результатам

освоения

(должен уметь, знать)

Функциональная принадлежность оценочного средства

Уметь

квалифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог


Практическое занятие №1 Ознакомление с габаритами на железных дорогах Практическое занятие №2 Выполнение схемы энергоснабжения электрифицированного участка Практическое занятие №3 Определение типа локомотивов по серии и осевой характеристики Практическое занятие №4 Определение классификации вагонов по типу и технической характеристики Практическое занятие №5 Выполнение схемы однопутной, двухпутной автоблокировки Практическое занятие №6 Определение полной и полезной длины путиПрактическое занятие №7 Исследование элементов графика


дифференцированный зачет

Знать

общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им;

Контрольная работа №1

« Габариты на железных дорогах. Нижнее строение пути. Верхнее строение пути».

дифференцированный зачет

виды подвижного состава железных дорог;

Контрольная работа №3

« Классификация подвижного состава».

дифференцированный зачет

элементы пути;

Контрольная работа №1

« Габариты на железных дорогах. Нижнее строение пути. Верхнее строение пути».

дифференцированный зачет

сооружения и устройства сигнализации и связи;

Контрольная работа №4

« Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка ».


дифференцированный зачет

устройства электроснабжения железных дорог;

Контрольная работа №2

« Контактная сеть (устройство контактной сети и расположение контактного провода) ».

дифференцированный зачет

принципы организации движения поездов.

Контрольная работа №4 « Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка ».


дифференцированный зачет


Таблица 2

Требования к результатам

освоения

(профессиональные компетенции)

Функциональная принадлежность оценочного средства

ПК 1.1.Проверять взаимодействие узлов локомотива.

устройство, назначение и

взаимодействие основных узлов ремонтируемых объектов локомотива;

виды соединений и деталей узлов;

технические условия на

регулировку и испытание отдельных механизмов.дифференцированный зачет

ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.

Умение производить

демонтаж и монтаж

узлов локомотива.

Умение проверять действие узлов

локомотива.

Умение осуществлять регулировку и испытание топливной, механической и электрической аппаратуры.дифференцированныйзачет

ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.

Способность самостоятельно

определять соответствие

технического состояния

оборудования локомотива

требованиям нормативных

документов.дифференцированныйзачет

ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом.

Умение эксплуатировать

локомотив и обеспечивать

безопасность движения

поездов.

Умение управлять системами

подвижного состава в

соответствии с

установленными

требованиями.дифференцированныйзачет

ПК 2.3.Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.

Выполнять основные виды

работ по эксплуатации

локомотива.дифференцированныйзачет


Таблица 3


Требования к результатам

освоения

(общие компетенции)

Формы и методы
сформированности компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Оценка преподавателя в участии студента в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Наблюдение за соблюдением технологии изготовления продукта, оказания услуг и др.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Оценка преподавателем в стремлении улучшить студентом свою успеваемость и в исправлении сложившейся академической задолженности

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Оценка преподавателем выполнения заданий самостоятельной работы в поиске и использовании информации.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее