Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования Шушенского района»
| согласовано: Заместитель директора МБОУ ДО «Центр дополнительного образования Шушенского района» Киримова Н.А. _________________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 уч. год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Основы компьютерной грамотности»
Форма реализации программы – очная;
Год обучения – первый;
Номер группы – 1;
Возраст обучающихся – 7-12 лет
Составитель:
Силантьева Е.Г.
педагог дополнительного образования.
Приложение 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| Направленность дополнительной общеразвивающей программы | техническая |
| Уровень сложности дополнительной общеразвивающей программы | стартовый |
| Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеразвивающей программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеразвивающей программы, обоснование изменений (причины замены тем) | Отличительная особенность настоящей программы состоит в том, что учащиеся начальных классов получают возможность сформировать навыки работы за компьютером, что поможет им в дальнейшем освоении информационной культуры и изучении языков программирования. |
| Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеразвивающей программе с указанием: количества учебных часов по дополнительной общеразвивающей программе; количества учебных часов согласно расписанию; информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов, модулей) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы | Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность обучения составляет 144 часа. Количество часов на изучение того или иного раздела может варьироваться в зависимости от потребностей, обучающихся. |
| Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы | формировать информационную культуру, алгоритмическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий посредством проектно-исследовательской деятельности. |
| Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | 1. Обучающие: - обучить работе с операционной системой Windows, с файловой структурой компьютера; - сформировать навыки работы с текстовым и графическим редакторами, элементами пользовательского интерфейса; - сформировать навыки обработки числовой информации, навыки работы в числовом редакторе; - обучить принципам создания презентаций в компьютерных программах; - обучить терминологии и основам понятий в области информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники. 2. Развивающие: - развивать логическое мышление, способствовать структурированию знаний, умению формализовать процессы; - развивать гибкие (soft) компетенции (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); - развивать навыки проектно-исследовательской деятельности; - развивать навыки презентации проектов; - стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся посредством включения их в различные виды соревновательной и конкурсной деятельности. 3. Воспитательные: - воспитывать умение продуктивной работы в коллективе, команде, сотрудничество, коммуникативность, взаимопомощь; - воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность. |
| Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) | Продолжительность 30 мин. 2 ак. часа 2 раза в неделю |
| Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) | - групповые учебно-практические и теоретические занятия; - проведение игр в группах; - комбинированные занятия. |
| Ожидаемые результаты в текущем учебном году и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации | Ожидается, что в результате обучения обучающиеся: Будут знать: - правила техники безопасности при работе с ПК; - возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач; - терминологию и основные понятия в области информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники и программирования. Будут уметь: - работать с файловой системой компьютера; - строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы и т.п.); - самостоятельно приобретать отдельные знания, умения и навыки по применению информационных технологий; - представлять информацию в виде мультимедиа объекта; - подготовить и представить грамотную презентацию для защиты проектной работы. Результатом усвоения обучающимися программы по развивающему и воспитательному аспектам являются: - устойчивый интерес обучающихся к занятиям; - создание обучающимися творческих продуктов различного уровня; - положительная динамика показателей развития познавательных способностей обучающихся: логического мышления, критического мышления, способностей к структурированию знаний, умению формализовать процессы; - активное участие в проектно-исследовательской деятельности; - достижения в массовых мероприятиях различного уровня; - способность анализировать и структурировано преподносить результаты разработок; - развитие настойчивости в достижении поставленной цели, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности; - способность продуктивно общаться в коллективе, работать в команде. Формы подведения итогов обучения: - индивидуальная устная/письменная проверка; - фронтальный опрос, беседа; - контрольные упражнения и тестовые задания; - внутригрупповые и межгрупповые соревнования, конкурсы. |
Приложение 2
календарный Учебный график
по дополнительной общеразвивающей программе
«Основы компьютерной грамотности»
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Примечание | |
Теория | Практика | ||||||
1 | | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | | |
1.1 | 3.09.21 | Вводное занятие. Задачи кружка. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | лекционная | опрос | |
1.2 | | Входящая аттестация обучающихся | | | | опрос | |
2 | | Компьютерная азбука | 4 | 6 | | | |
2.1 | 6.09.21 | Системный блок. Монитор, клавиатура, мышь | 1 | 1 | демонстрационная | опрос | |
2.2 | 10.09.21 | Порты, разъемы. Виды современных компьютеров | 1 | 1 | | практическая работа | |
2.3 | 13.09.21 | Носители информации. Устройства ввода и вывода информации | 1 | 1 | | практическая работа | |
2.4 | 17.09.21 | Файлы и папки | 1 | 1 | | опрос | |
2.5 | 20.09.21 | Файлы и папки | | 2 | | | |
3 | | Операционная система | 4 | 6 | | | |
3.1 | 24.09.21 | Понятие и основные функции операционной системы | 1 | 1 | индивидуальное консультирование | практическая работа | |
3.2 | 27.09.21 | Классификация операционных систем | 1 | 1 | | опрос | |
3.3 | 1.10.21 | Классификация операционных систем | 1 | 1 | | практическая работа | |
3.4 | 4.10.21 | Разновидности ОС Windows | 1 | 1 | | практическая работа | |
3.5 | 8.10.21 | Разновидности ОС Windows | | 2 | | | |
4 | | Освоение программы Microsoft Word | 8 | 18 | | опрос | |
| 11.10.21 | Текстовый процессор | 1 | 1 | | опрос | |
4.1 | 15.10.21 | Текстовый процессор | 1 | 1 | | практическая работа | |
4.2 | 18.10.21 | Основные правила ввода текста, его редактирования | 1 | 1 | | практическая работа | |
4.3 | 22.10.21 | Основные правила ввода текста, его редактирования | | 2 | | практическая работа | |
4.4 | 25.10.21 | Создание таблиц и диаграмм | 1 | 1 | | практическая работа | |
4.5 | 29.10.21 | Создание таблиц и диаграмм | | 2 | | практическая работа | |
4.6 | 1.11.21 | Создание таблиц и диаграмм | | 2 | | практическая работа | |
4.7 | 5.11.21 | Важные клавиши | 2 | | | | |
4.8 | 8.11.21 | Важные клавиши | 1 | 1 | | практическая работа | |
4.9 | 12.11.21 | Важные клавиши | | 2 | | практическая работа | |
4.10 | 15.11.21 | Форматирование | 1 | 1 | | практическая работа | |
4.11 | 19.11.21 | Форматирование | | 2 | | | |
4.12 | 22.11.21 | Форматирование | | 2 | | | |
5 | | Освоение программы Microsoft Excel | 8 | 18 | | | |
5.1 | 26.11.21 | Структура таблицы. Основные функции | 1 | 1 | | практическая работа | |
5.2 | 29.11.21 | Структура таблицы. Основные функции | | 2 | | | |
5.3 | 3.12.21 | Структура таблицы. Основные функции | | 2 | | | |
5.4 | 6.12.21 | Типы формат данных. Основные операции с данными ячеек | 1 | 1 | | опрос | |
5.5 | 10.12.21 | Работа с данными, сортировка | 1 | 1 | | опрос | |
5.6 | 13.12.21 | Работа с данными, сортировка | | 2 | | практическая работа | |
5.7 | 17.12.21 | Основные функции и их применение | 2 | | | | |
5.8 | 20.12.21 | Основные функции и их применение | | 2 | индивидуальное консультирование | практическая работа | |
5.9 | 24.12.21 | Создание диаграммы | 2 | | | | |
5.10 | 27.12.21 | Создание диаграммы. Промежуточная аттестация обучающихся | 1 | 1 | | | |
5.11 | 10.01.22 | Создание диаграммы. | | 2 | | практическая работа | |
5.12 | 14.01.22 | Создание диаграммы. | | 2 | | | |
5.13 | 17.01.22 | Создание диаграммы. | | 2 | | | |
6 | | Освоение программы Microsoft PowerPoint | 10 | 20 | | | |
6.1 | 21.01.22 | Знакомство с PowerPoint | 2 | | | опрос | |
6.2 | 24.01.22 | Знакомство с PowerPoint | 1 | 1 | | практическая работа | |
6.3 | 28.01.22 | Вставка текста и рисунков, панель «Конструктор» | 2 | | | опрос | |
6.4 | 31.01.22 | Вставка текста и рисунков, панель «Конструктор» | 1 | 1 | | | |
6.5 | 4.02.22 | Дизайн | 2 | | | практическая работа | |
6.6 | 7.02.22 | Дизайн | 1 | 1 | | практическая работа | |
6.7 | 11.02.22 | Создание переходов и гиперссылок, эффекты анимации | 1 | 1 | | практическая работа | |
6.8 | 14.02.22 | Создание презентаций | | 2 | самостоятельная работа обучающихся | практическая работа | |
6.9 | 18.02.22 | Создание презентаций | | 2 | | практическая работа | |
6.10 | 21.02.22 | Создание презентаций | | 2 | | практическая работа | |
6.11 | 25.02.22 | Создание презентаций | | 2 | | практическая работа | |
6.12 | 28.02.22 | Создание презентаций | | 2 | | практическая работа | |
6.13 | 4.03.22 | Создание презентаций | | 2 | | практическая работа | |
6.14 | 7.03.22 | Демонстрация презентаций | | 2 | | практическая работа | |
6.15 | 11.03.22 | Демонстрация презентаций | | 2 | | | |
7 | | Знакомство с алгоритмами | 2 | 8 | | практическая работа | |
7.1 | 14.03.22 | Определение алгоритма | 1 | 1 | | практическая работа | |
7.2 | 18.03.22 | Виды алгоритмов. Решение задачи с помощью алгоритма | 1 | 1 | | | |
7.3 | 21.03.22 | Решение задачи с помощью алгоритма | | 2 | | | |
7.4 | 25.03.22 | Решение задачи с помощью алгоритма | | 2 | | практическая работа | |
7.5 | 28.03.22 | Решение задачи с помощью алгоритма | | 2 | | практическая работа | |
8 | | Основы компьютерной безопасности | 4 | 4 | | практическая работа | |
8.1 | 1.04.22 | Основы работы в интернет пространстве | 1 | 1 | | практическая работа | |
8.2 | 4.04.22 | Общие сведения о безопасности в интернете | 1 | 1 | | опрос | |
8.3 | 8.04.22 | Проблемы интернет-зависимости | 1 | 1 | | практическая работа | |
8.4 | 11.04.22 | Вирусы и антивирусы | 1 | 1 | | практическая работа | |
9 | | Подготовка итоговых работ | 4 | 18 | | практическая работа | |
9.1 | 15.04.22 | Поиск, подбор информации для собственного проекта | 1 | 1 | | практическая работа | |
9.2 | 18.04.22 | Поиск, подбор информации для собственного проекта | 1 | 1 | индивидуальное консультирование | практическая работа | |
9.3 | 22.04.22 | Поиск, подбор информации для собственного проекта | | 2 | | практическая работа | |
9.4 | 25.04.22 | Поиск, подбор информации для собственного проекта | 1 | 1 | | практическая работа | |
9.5 | 29.04.22 | Работа в командах | | 2 | | практическая работа | |
9.6 | 6.05.22 | Работа в командах | | 2 | | практическая работа | |
9.7 | 13.05.22 | Работа в командах, представление работ | | 2 | | практическая работа | |
9.8 | 16.05.22 | Работа в командах, представление работ | | 2 | | практическая работа | |
9.9 | 20.05.22 | Работа в командах, представление работ | | 2 | | практическая работа | |
9.10 | 23.05.22 | Работа в командах, представление работ Итоговая аттестация обучающихся | 1 | 1 | | опрос | |
9.11 | 27.05.22 | Работа в командах, представление работ | | 2 | | практическая работа | |
| | | 45 | 99 | | | |
| | ИТОГО | 144ч. | | | |
Приложение 3
Перечень ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ на текущий учебный год
(перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений; репертуарные планы)
№ п/п | Наименование элементов перечня |
1 | внутригрупповой конкурс |
2 | участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях |
3 | презентация проектов обучающихся |