«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая прграмма

Данная разработка предназначина для духовно-нравственного направления

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Красносулинский район, х. Большая Федоровка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Больше-Федоровская средняя общеобразовательная школа






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Мой край – моя культура»


Направление: духовно-нравственное


Класс обучения: 7


Количество часов: 34 часа (1 час в неделю)


Учитель: Манаенков Андрей Викторович


Программа разработана в соответствии:


  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Больше-Федоровская СОШ






2019/2020 учебный год



Пояснительная записка

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Ростовская область – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания и национальной принадлежности. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали.

Курс «Мой край - моя культура» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 7 классе. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний, обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием, но и новым пониманием сущности донской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.

Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям.

Основными целями и задачами реализации предметной области курса «Мой край - моя культура»является:

  • формирование у школьников целостного представления о культуре народов, проживающих в Ростовской области, многообразии исторических и культурных традиций, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

  • формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

  • знакомство с истоками духовной культуры Дона и ее творцами;

  • обогащение духовно-нравственного опыта учащихся об­разами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;

  • знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;

  • ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;

  • воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;

  • развитие умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;

  • развитие воображения, фантазии, творческих возмож­ностей, интереса к различным видам искусства;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Изучение курса «Мой край - моя культура» способствует:

  • получению первичных знаний о своем родном крае, расширению кругозора школьников;

  • обогащению личного опыта общения детей;

  • ориентации на общечеловеческие ценности;

  • формированию уважительного отношения к истории и культуре родного края, народным традициям, обычаям и культурному наследию народов родного края.

Основные принципы реализации программы:

  • научная обоснованность;

  • доступность;

  • учет возрастных особенностей школьников;

  • практическая целесообразность;

  • субъектность;

  • деятельностный и личностный подходы;

  • преемственность.

Курс внеурочной деятельности «Мой край - моя культура» для 7 класса рассчитан на 34 учебных часа - 1 час в неделю. На основании учебно-календарного графика МБОУ Больше-Федоровская СОШ на 2019-2020 учебный год данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.



  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мой край - моя культура»


В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;

  • воспитание чувства гордости за свою малую Родину – Донской край, за его историю и культуру ;

  • воспитание уважительного отношения и любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Срединих:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о донской многонациональной культуре;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;


  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В результате освоения курса «Мой край - моя культура»

Ученикбудет иметь представление:

  • о символике Ростовской области и Азовского района;

  • об историко-культурном наследии и традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

  • о вкладе жителей Дона в развитие отечественной культуры;

  • о развитии дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области;

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • об особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • о связях между деятельностью человека и состоянием природы Ростовской области.

Ученик научится:

  • называть народы, населяющие Ростовскую область;

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры;

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края;

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;

  • давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;

  • уважать национальные традиции своего и других народов;

  • объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • осознавать зависимость благополучия среды родного края от поведения человека;

  • корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; 

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

  • оценивать собственные знания и умения;

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;

  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

  • использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;

  • принимать участие в подготовке и проведении праздников, КТД.

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;

  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;

  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности

«Мой край - моя культура»


При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования»:

  • принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания;

  • принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития школьников. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

  • принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания ценности и необходимости их охраны.

  • принцип спиралевидности- обучение по данному курсу рассматривается как ряд этапов с установлением связи и зависимости, существующими между ними.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Мой край - моя культура» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество», поэтому знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу; уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Дона, дружба и согласие между народами, культура межличностного и межнационального общения, верность Родине, служение Отечеству, уважение символов Ростовской области, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников;

  • духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ков сему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, толерантность, умение прощать, уважение мнения других, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края;

  • семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие;

  • религии народов Дона: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления традиционных религиях народов, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

В рабочей программе курса внеурочной деятельности «Мой край - моя культура» для 7 класса представлены следующие содержательные линии:«Донской край – мой край!», «Религия народов Дона», «Культура народов Дона», «История Донского края», «Школа - второй дом».

Программа построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Раздел1. Донской край – мой край! 8 часов

Символика Ростовской области. Административное деление Ростовской области. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моё село, достопримечательности. Моя семья. Семейные традиции.

Природные и географические особенности Ростовской области. Географическая особенность природного комплекса реки Дон. Водные ресурсы региона. Флора и фауна Донского края. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. Экологические проблемы в крае. Способы охраны природы. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области.

Город Ростов-на-Дону - столица Южного федерального округа. Города воинской славы.

Народы, проживающие на территории Донского края. Особенности политики Ростовской области.

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Раздел 2. Религия народов Дона. 7 часов

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.

Христианская вера.

Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Особенности православного календаря. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.

Праздники, обычаи и обряды православного Дона.

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.

Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.

Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 3. Культура народов Дона. 5 часов

Понятие «культуры», её виды. Развитие культуры на Дону. Памятники культуры и архитектуры. Изобразительное искусство.

Музыка. Народная музыка. Донской фольклор.

Литература Дона. Устное народное творчество. Произведения донских писателей. Русские поэты о Доне.

Раздел4. История Донского края.5 часов

Донской край в древности. Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. Таинственные киммерийцы. Скифы. Первые греческие поселения на Дону. Танаис. Сарматы.

Донской край в эпоху средневековья. Хазары. Монголо-татарские завоеватели на Дону. Тана. Азов. Донское казачество на заре своей истории.

Раздел5.Казачество на Дону5 часов

Дикое поле. Проблемы происхождения донского казачества. Казачьи символы.

История появления первых казачьих городов. Первые казачьи станицы, казачьи поселения.

Быт, хозяйство казаков (жилище, посуда, одежда), земледелие и станичные ремесла. Казачья кухня.

Вера и обычаи. Церковные традиции.

Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей.

Казачий фольклор и театр.

Раздел 6 «Школа - второй дом » 3 часа

История моей школы. Символика родной школы. Школьные традиции.


Формы организации учебных занятий:

На внеурочных занятиях применяются разнообразные обучающие методы, что делает процесс обучения более интересным, позволяет экономить время, дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков.

Методы и формы организации обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся используются разнообразные методы и формы обучения:

  • перспективные (словесные, наглядные, практические);

  • логические:логическое изложение и восприятие учебного материала учеником;

  • гностические: объяснительно-репродуктивный,

  • кибернетические: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;

  • контроля и самоконтроля (устный, письменный);

  • стимулирования и мотивации;

  • самостоятельной учебной деятельности;

  • фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;

  • индивидуальная работав наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика;

  • групповая (парная) форма обеспечивают учёт дифференцированных запросов учащихся;

  • коллективная система обучения.

Программа предусматривает

  • теоретические занятия: (беседы, лекции, доклады, викторины);

  • практические занятия: (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, материалами СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Данные формы работы повышают эффективность работы ученика, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, формирует у обучающихся личностные качества.


Основные виды учебной деятельности:

  • Повторение изученного

  • Сравнение

  • Обсуждение (работа в паре)

  • Наблюдение

  • Применение приобретённых знаний в практической деятельности.

  • Решение логических задач

  • Ознакомление


III. Календарно-тематическое планирование

 

П/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

Дата

Провед.

РАЗДЕЛ 1 « Донской край – мой край!» (8 часов)

1.

Символика Ростовской области.

1

5.09

2.

Символика Красносулинского района.

1

12.09

3.

Природные и географические особенности Ростовской области.

1

19.09

4.

Флора и фауна Донского края.

1

26.09

5.

Разработка полезных ископаемых в Ростовской области.

1

03.10

6.

Город Ростов-на-Дону - столица Южного федерального округа.

1

10.10

7.

Народы, проживающие на территории Донского края.

1

17.10

8.

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

1

24.10

РАЗДЕЛ 2 « Религия народов Дона» (7 часов)

9.

Роль религии в развитии культуры.

1

7.11

10.

Христианская вера.

1

14.11

11.

Особенности православного календаря.

1

21.11

12.

Праздники, обычаи и обряды православного Дона.

1

28.11

13.

Культура ислама.

1

5.12

14.

Иудаизм и культура.

1

12.12

15.

Культурные традиции буддизма.

1

19.12

РАЗДЕЛ 3 « Культура народов Дона» (5 часов)

16.

Развитие культуры на Дону.

1

26.12

17.

Памятники культуры и архитектуры.

1

16.01

18.

Народная музыка. Донской фольклор.

1

23.01

19.

Произведения донских писателей.

1

30.01

20.

Русские поэты о Доне.

1

6.02

РАЗДЕЛ 4 «История Донского края» (5 часов)

21.

Донской край в древности.

1

13.02

22.

Первые греческие поселения на Дону.

1

20.02

23.

Танаис. Сарматы.

1

27.02

24.

Донской край в эпоху средневековья.

1

5.03

25.

Донское казачество на заре своей истории.

1

12.03

РАЗДЕЛ 5 «Казачество на Дону» (5 часов)

26.

Происхождение донского казачества. Казачьи символы.

1

19.03

27.

Быт, хозяйство казаков, станичные ремесла.

1

2.04

28.

Вера и обычаи. Церковные традиции.

1

9.04

29.

Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей.

1

16.04

30.

Казачий фольклор и театр.

1

23.04

РАЗДЕЛ 6 «Экономика Ростовской области» (3 часа)

31.

Промышленность Ростовской области и её развитие.  

1

30.05

32.

сельское хозяйство Ростовской области и его развитие.  

1

7.05

33.

Крупные города Ростовской области

1

14.05

34

Современная инфраструктура Ростовской области.

1

21.05

35

Итоговое занятие






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее