Пояснительная записка.
Введение.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения.
В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы:
1 этап для возраста – от 6,5-7 лет до 7,5-8 лет – 1 класс
2 этап для возраста – от 7,5-8 лет до 8,5-9 лет – 2 класс
3 этап для возраста – от 8,5-9 лет до 9,5-10 лет – 3 класс
4 этап для возраста – от 9,5 -10 лет до 10,5-11лет – 4 класс
Обоснование для разработки.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще старается предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов основном учебном процессе существенно ограничены.
Цель.
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы.
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Принципы и подходы к формированию программы.
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом.
Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.
Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, не учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучить этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
Сроки реализации программы.
1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
2 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 58 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 24 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
3 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 60 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 26 часов самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Из них – 34 часов под руководством учителя и 34 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
Учебно-тематический план
Класс | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Подпрограмма «Тренинг» | 12 часов | 4 часа | 8 часов |
Подпрограмма «Исследовательская практика» | 15 часов | 1 час | 14 часов | |
Подпрограмма «Мониторинг» | 6 часов | 1 час | 5 часов | |
Итого |
| 33 часа | 6 часов | 27 часов |
Концептуальные положения.
Подпрограмма «Тренинг».
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащихся должны овладеть универсальными учебными действиями, личностными результатами и предметными действиями исследовательского поиска. К ним относятся умения:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четверти первого класса, мы вернёмся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг». Эта часть программы меньше других по объёму, но она также важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан.Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Состав участников образовательного процесса.
В 1а классе на начало2011-2012 учебного года 17 человек. Из них 8 девочек и 9 мальчиков. Трое детей 2005 года рождения, остальные – 2004 года рождения.
В основном все дети посещали МДОУ детский сад № 7 «Ладушки» село Непецино (12 человек), Демин Никита посещал МДОУ детский сад №31 «Капелька» посёлок Возрождение, Косарина Юлия посещала детский сад № «» село Шеметово, Корякин Алексей посещал МДОУ детский сад №12 «Пчёлка» и 2 детей находились дома ( Загирова Оксана и ).
В селе Непецино проживает 10 человек, в деревне Андреевка – 3 ребёнка, в деревне Санино – Загирова Оксана, посёлок Возрождение – Дёмин Никита и Корякин Алексей и село Шеметово – Косарина Юлия.
Дубцову Анну, Минаева Дениса, Плаксина Евгения, Понамарёва Александра и Шлыкова Егора воспитывают только мамы, остальные 12 семей – полные. У Минаева Дениса – мама инвалид I группы.
Содержание учебного предмета.
1 класс (33 часа).
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адоптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.
Подпрограмма «Тренинг».(12 часов)
Общий объём занятий – 12 часов.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (15 часов).
Общий объём занятий – 15 часов.
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на мини-конференции по итогам экспресс-исследований, 4 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований.
2 класс( 34 часа)
Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей ( во второй и четвёртой четвертях делаются перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.
Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко).
Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)
Общий объём занятий – 17 часов, так как количество часов в первой четверти – 8 недель, а в третьей – 9.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (7 часов).
Общий объём занятий – 30 часов. Из них – 11 часов отведено на индивидуальную и 19 на самостоятельную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят, 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребёнок (микрогруппа) представляет собственную работу
3 класс (34 часа).
В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».
Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.
Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.
Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)
Общий объём занятий – 20 часов. Из них 9 часов – аудиторные занятия, 8 часов – индивидуальная работа и 3 часа на самостоятельную работу.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (11 часов).
Общий объём занятий – 40 часов. Из них – 11 часов отведено на индивидуальную и 29 на самостоятельную работу.
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят, 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребёнок (микрогруппа) представляет собственную работу.
4 класс (34 часа).
В четвёртом классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти.
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не обязательно.
Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».
Подпрограмма «Тренинг».(17 часов)
Общий объём занятий – 22 часа. Из них 9 часов – аудиторные занятия, 8 часов – индивидуальная работа и 5 часов на самостоятельную работу.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (7 часов).
Общий объём занятий – 40 часов. Из них – 7 часов отведено на индивидуальную и 33 на самостоятельную работу.
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
Общий объём часов – 6. Из них 2 часа отводится на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят, 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребёнок (микрогруппа) представляет собственную работу.
Календарно-тематическое планирование.
Подпрограмма «Тренинг».(19 часов)
Подпрограмма «Исследовательская практика» (8 часов).
Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).
№ | Сроки. | Тема. Страницы учебника и тетради. | Решаемая проблема | Понятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
Подпрограмма «Тренинг» – 19 часов. | |||||||
1-2 |
| Что такое исследование. Стр. 2-4. | Как выбрать тему исследования? | Исследование, научное открытие. | Находить значимые личностные качества исследователя. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Формулировать собственное мнение и позицию. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
3-4 |
| Наблюдение и наблюдательность. | Как правильно наблюдать? | Преимущества и недостатки наблюдения. | Находить значимые личностные качества исследователя. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Формулировать собственное мнение и позицию. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
5-6 |
| Что такое эксперимент. | Как получить научную информацию? | Объект, эксперимент. | Способствовать развитию наблюдательности. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Формулировать собственное мнение и позицию. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
7-8 |
| Учимся вырабатывать гипотезы. Стр.5-6. | Как выдвигать гипотезы? | Гипотезы. | Способствовать развитию наблюдательности. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
| Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
9-10 |
| Знакомство с логикой. Стр.7. | Как высказывать суждения? | Логика, суждения, умозаключения. | Способствовать развитию наблюдательности. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
11-12 |
| Как задавать вопросы. Стр.8-9. | Какими бывают вопросы? | Виды вопросов. | Способствовать развитию наблюдательности. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
| Формировать у детей мотивацию к обучению. |
13 |
| Учимся выделять главное и второстепенное. | Как выявить логическую структуру текста? | Матрица по оценке идей. | Способствовать развитию наблюдательности. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
| Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
14 |
| Как делать схемы. | Как делать схемы? | Схема, чертёж, рисунок, график, формула. | Способствовать развитию наблюдательности. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К Формулировать собственное мнение и позицию. | Развивать критическое и творческое мышление. |
15 |
| Как работать с книгой. Стр.10-13. | Как работать с книгой? | Справочник, энциклопедия, структура текста. | Способствовать развитию наблюдательности. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Развивать критическое и творческое мышление. |
16 |
| Что такое парадоксы. Стр.14-17. | Как находить парадоксы? | Парадокс. | Эксперименты по изучению парадоксальных явлений. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
17-18 |
| Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях. Стр.20-21. | Как проводить мыслительный эксперимент? | Мыслительный эксперимент, модель. | Эксперимент с моделями. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
19 |
| Как сделать сообщение о результатах исследования. Стр. 22-31. | Как составлять план своего доклада? Как сделать сообщение? | Доклад, сообщение, проект. | Способствовать нахождению сравнений и метафор. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
Подпрограмма «Исследовательская практика» - 8 часов. | |||||||
20 |
| Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. | Как проводить самостоятельное исследование? | Гипотеза, идея, исследование. | Правильно задавать вопросы. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
21 |
| Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. | Как составить план работы? | Суждения, классификация, умозаключения. | Проведение собственных изысканий, получив «Папку исследователя». | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
22 |
| Экспресс- исследование. | Как проводить наблюдения? | Суждения, классификация, умозаключения. | Экскурсия. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
23 |
| Семинар по итогам экскурсии. | Какие бывают вопросы? | Вопросы и их виды. | Развивать умения необходимые в исследовательском поиске. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Задавать вопросы. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
24 |
| Коллективная игра – исследование. | Как проверить правильность утверждений? | Вопросы и их виды. | Правильно задавать вопросы. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
25 |
| Коллекционирование. | Как проверить правильность утверждений? | Вопросы и их виды. | Правильно задавать вопросы. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. К договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Развивать познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. |
26 |
| Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». | Какие коллекции собирают люди? | Энциклопедии, справочники. | Учить выбирать литературу. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. К Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
27 |
| Сообщения о своих коллекциях. | Как работать по созданию коллекции? | Виды коллекций. | Развивать речь, аналитическое мышление. | Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Формировать у детей мотивацию к обучению. |
Подпрограмма «Мониторинг» - 6 часов. | |||||||
28-29 |
| Мини – конференция по итогам экспресс – исследований. | Как оценивать сообщения? | Умозаключения, выводы. | Развивать умение видеть проблему. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. К Формулировать собственное мнение и позицию. | Развивать критическое и творческое мышление. |
30-31 |
| Мини – конференция по итогам собственных исследований. | Как отличить исследование от проекта? | Умозаключения, выводы. | Развивать речь, аналитическое мышление. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. К Формулировать собственное мнение и позицию. | Развивать критическое и творческое мышление. |
32-33 |
| Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. | Как работать на конференции? | Проект, исследование. | Мотивировать свой выбор, отстаивать свою точку зрения. Уметь анализировать и делать выводы. | Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. К Формулировать собственное мнение и позицию. | Развивать критическое и творческое мышление. |
Содержание занятий в первом классе
Подпрограмма «Тренинг» (19ч.)
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
Тема «Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
Тема «Знакомство с логикой»
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
Тема «Как задавать вопросы»
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
Подпрограмма «Исследовательская практика» (8ч.)
Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.
Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
Тема «Экспресс-исследование»
Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Семинар по итогам экскурсии»
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
Тема «Коллекционирование»
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.
Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
Тема «Сообщения о своих коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» (6ч.)
2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.
Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по внеурочной деятельности «Я – исследователь».
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
У обучающегося будут сформированы:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
рефлексии (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагания (ставить и удерживать цели);
планирования (составлять план своей деятельности);
моделирования (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
проявления инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
взаимодействия при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Способы и формы оценки и их достижения.
Согласно Письму Министерства образования России от 25.09.2000г №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» система бального обучения (отметочного) оценивания исключается. Система оценивания результатов обучения в 1 классе (критерии, процедуры, измерители) основывается на наблюдении, самооценке, самоконтроле, на самостоятельной коррекционной работе ученика (посмотри, сравни, сделай вывод). Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) проводится текущая диагностика, тематическая, итоговая.
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы