Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 611
Курортного района Санкт-Петербурга
Принято педагогическим советом ГБОУ НОШ № 611 СПб /протокол № 1 от ___.08.2017/ |
| Утверждаю И.о.директора ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________Н.О.Шаромова /приказ № _____от _____2017/ |
|
|
|
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов ГБОУ НОШ № 611 СПб /протокол № 1 от ___.08.2017/
|
| Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________Н.О.Шаромова ______ _____ 2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФАНТАЗИЯ»
для 1А класса
на 2017-2018 уч.год
учитель начальных классов
Матяш Екатерина Николаевна
г.Зеленогорск
2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: «Фантазия»
Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1 класс)
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: 33ч
Количество часов за год:_31 ч______________Количество часов в неделю:__1 час_________
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности: Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2014
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Информационные ресурсы Интернет: http://programma-fgos.ru
Рабочую программу составила: __________________ Е.Н.Матяш
Программа «Фантазия» разработана для занятий с детьми начальной школы в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Рабочая программа составлена на основе программно – методических материалов: Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование под ред. В.А.Горского, программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество».
Пояснительная записка
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития детей, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Каждый ребенок должен жить в условиях, которые гарантируют уважение к его человеческому достоинству, формируют чувство уверенности в себе, подготавливают его к активной жизни в обществе. Ребенок должен жить активной жизнью, готовя себя к взрослой самостоятельной жизни. При этом он обладает поразительными способностями к мастерству. Это объясняется тем, что в этом возрасте восприятие меры обострено, мечта питается фантазиями и здесь стоит очень важная задача помочь реализовать детские дарования. Именно на решение этой задачи и направлена программа духовно-нравственной направленности “Фантазия”.
Направленность программы – духовно-нравственная.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы ,музыки, изобразительного искусства и технологии); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Все сказанное учитывается в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
-быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель программы:
Решение учебных, воспитательных и творческих задач через формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание детей;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Педагогические принципы:
принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Описание учебного предмета в плане.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, всего 34 занятия в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами работы по курсу объединения является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, тканью, фантиками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;
Содержание программы учебного предмета
1.Введение.
Вводное занятие. Чем мы будем заниматься на занятиях "Радость творчества". Инструктаж по ТБ.
2.Я рисую!
Рисуем карандашами и карандашной пылью. |
Рисуем пластилином. Аквариум. |
Печатание листочками. Осенний пейзаж. |
Печатание пальчиками, ватными палочками. Подсолнух. |
Печатание ладошками. Слоны на прогулке. |
Монотипия. Бабочки на лугу. |
Монотипия. Ночной город. |
Монотипия. Цветы. |
Рисуем акварелью. |
Рисуем акварелью по сырому. |
Кляксография с трубочкой. Забавные звери. |
Кляксография с трубочкой. |
Рисование мятой бумагой. |
Творческий проект "Отражение города". |
Итоговое занятие по разделу "Я- рисую". Рисунок по замыслу. |
3.Я мастерю!
Мозаика из частей квадрата. |
Обрывная аппликация. Чудо - букет. |
Бумагопластика. Лебеди |
Цветы из бумажных комочков. Мимоза. |
Плетение из полосок бумаги. Разноцветные коврики. |
Игрушка из ниток. Кукла. |
Аппликация из крученной бумаги. Котенок. |
Мозаика из карандашных стружек. Полянка с цветами. |
Аппликация из семян. Тыква |
Аппликация из ткани. Елочка. |
Лепка. Лепим животных. |
Мозаика из кусочков поролона. Ягода - малина. |
Аппликация из ватных дисков. |
Аппликация из ниток. Цыпленок. |
Тематическое планирование
Внеурочная деятельность «Фантазия» (1 раз в неделю, 31час в год, среда)
№ п /п | Дата | Тема занятия | Форма занятия | Оборудование на занятии | Форма подведения итогов | УУД |
Введение | ||||||
1. | 06.09 | Вводное занятие. Чем мы будем заниматься на занятиях "Радость творчества" Инструктаж по ТБ.
| Беседа | Журнал по ТБ |
| Формулировать выводы по полученной информации Соблюдать ТБ |
Я рисую! | ||||||
2. | 13.09 | Рисуем карандашами и карандашной пылью. | Активизация знаний и навыков работы с карандашной пылью. | Карандаши, ножницы, альбом | Просмотр работ, анализ | Учить рисовать карандашами и карандашной пылью. Развивать воображение ребенка, внимание, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе. |
3. | 20.09 | Рисуем пластилином. Аквариум. | Индивидуальная работа. Активизация знаний и навыков работы с карандашной стружкой. | Пластилин, картон, стека | Выставка работ | Отрабатывать навыки правильной организации рабочего места, умение использовать различные приёмы работы с пластилином |
4. | 27.09 | Печатание листочками. Осенний пейзаж. | Работа в парах. | Акварель, кисти, альбом, сухие листья. | Анализ общих ошибок, отбор работ на выставку | Познакомить детей с техникой печатанья листьями. Учить детей смешивать краски прямо на листьях. Развивать внимание, детскую фантазию, творчество, чувство композиции. Воспитывать интерес к необычному рисованию. |
5. | 04.10 | Печатание пальчиками, ватными палочками. Подсолнух. | Техника "пальцеграфия" | Акварель, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки, палитра. | Анализ конкретных ошибок. | Познакомить с нетрадиционным методом рисования - "пальцеграфия". Развивать чувство композиции и ритма. |
6. | 11.10 | Печатание ладошками. Слоны на прогулке. | Коллективная работа (панно) | Гуашь, акварель, альбом, кисти, влажные салфетки. | Панно | Познакомить с приемами печатания ладошкой. Учить детей к созданию несложной композиции. Развивать пространственное мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
7. | 18.10 | Монотипия. Бабочки на лугу. | Техника "монотипия", беседа | Акварель, кисти, альбом | Анализ цветового решения. | Познакомить детей с техникой монотипии, с симметрией. Развивать пространственное мышление. Воспитывать чувство к прекрасному |
8. | 25.10 | Монотипия. Ночной город. | Работа в группах | Гуашь, кисти, губка, альбом | Анализ композиционного решения | |
9. | 08.11 | Монотипия. Цветы. | Индивидуальная работа | Гуашь, кисти, губка, альбом | Анализ конкретных ошибок | |
10. | 15.11 | Рисуем акварелью. |
Индивидуальная работа | Акварель, кисти, альбом, палитра | Просмотр работ, анализ | Закреплять приемы рисования кистью. Учить тонировать лист разными цветами в технике "по сырому". Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
11. | 22.11 | Рисуем акварелью по сырому. | Акварель, кисти, альбом, палитра | Отбор работ на выставку | ||
12. | 29.11 | Кляксография с трубочкой. Забавные звери. | Техника "Кляксография", беседа | Акварель, кисти, альбом, гофрированные трубочки | Выставка с обсуждением работ | Развивать мышление, творчество и фантазию детей. Воспитывать аккуратность при работе с красками. |
13. | 06.12 | Кляксография с трубочкой. | Техника "Кляксография", | Акварель, кисти, альбом, гофрированные трубочки | ||
14. | 13.12 | Рисование мятой бумагой. | Техника "печатание бумагой" | Альбом, гуашь, кисти, газетная бумага. | Анализ общих ошибок, отбор работ на выставку | Познакомить с нетрадиционным методом рисования - рисование мятой бумагой и способом рисования ей. Развивать чувство композиции и ритма. |
15. | 20.12 | Творческий проект "Отражение города". | Проект. | Цветная бумага, губка, клей, краски. | Проект. Обсуждение ошибок в построении композиции и сюжета. | Учить передавать особенности строения объекта. Познакомить с приемами печатания губкой, с техникой рисования "оттиск поролоном". Вырабатывать умение договариваться друг с другом. |
16. | 27.12 | Итоговое занятие по разделу "Я- рисую". Рисунок по замыслу. | Выставка. | Гуашь, краски, альбом. | Коллаж (анализ цветового решения) | Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность. |
Я мастерю! | ||||||
17. | 17.01 | Мозаика из частей квадрата.
| Создание образов из геометрических фигур. Активизация знаний о композиции
| Цветная бумага, клей, ножницы, картон. | оценка результатов своих действий | Приобретение навыков в моделировании из геометрических фигур и их частей |
18. | 24.01 | Обрывная аппликация. Чудо - букет. | Беседа. История аппликации. Работа в группах. | Цветная бумага, клей, картон. | Выставка работ. | Учить создавать изображение сказочного цветка гуашью, украшать рисунок методом мозаичной живописи. Развивать навыки обрывания бумаги по контуру, обрывание по спирали. Учить нестандартно мыслить |
19. | 31.01 | Бумагопластика. Лебеди | Индивидуальная работа | Цветная бумага, фломастеры, ножницы, картон, презентация. | Анализ общих ошибок, отбор работ на выставку | Упражнять в технике бумагопластики. Вырабатывать умение контролировать свои действия во время выполнения коллективной работы |
20. | 14.02 | Цветы из бумажных комочков. Мимоза. | Групповая работа | Картон, клей ПВА, желтые салфетки, цветная бумага, ножницы, эскизы и иллюстрации.
| Анализ работ, отбор работ для конкурса. | Развивать чувство композиции. Учить находить рациональный способ выполнения поставленной учебной задачи Воспитывать аккуратность.
|
21. | 21.02 | Плетение из полосок бумаги. Разноцветные коврики.
| Знакомство с шахматным плетением. Овладение новой техникой плетения Индивидуальная работа. | Картон, клей, цветная бумага, ножницы. шаблоны | Анализ конкретных ошибок | Учить первоначальным навыкам работы по разметке, умению обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты. Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
22. | 28.02 | Плетение из полосок бумаги. Разноцветные коврики. |
| |||
23. | 07.03 | Игрушка из ниток. Кукла. | Творческая работа в парах | Шерстяные нитки, шаблон из картона, ленточка | Анализ работы. | Соблюдение правил рационального использования материалов. |
24. | 14.03 | Аппликация из крученной бумаги. Котенок. | Индивидуальная работа | Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы, фломастеры. | Анализ конкретных ошибок | Упражнять в технике бумагопластики
|
25. | 21.03 | Мозаика из карандашных стружек. Полянка с цветами. | Активизация знаний и навыков работы с карандашной стружкой. | Цветные карандаши, точилка, картон, клей ПВА, влажные салфетки. | Обсуждение ошибок в построении композиции и сюжета. | Воспитывать интерес к различным видам творчества. Прививать навыки аргументировано доказывать свое мнение на основе собственного опыта и наблюдений. Развивать чувство композиции.
|
26. | 04.04 | Аппликация из семян. Тыква | Индивидуальная работа | Картон, клей ПВА, семена тыквы, гуашь, кисточка. | Анализ выполненных работ | Воспитывать интерес к различным видам творчества. Учить определять этапы работы. |
27. | 11.04 | Аппликация из ткани. Елочка. | Активизация знаний и навыков работы с тканью | Картон, лоскутки ткани зеленого цвета, тюль, клей ПВА, пуговицы. | Панно | |
28 | 18.04 | Лепка. Лепим животных. | Групповая работа | Пластилин, дощечка для лепки, стека. | Анализ общих ошибок | Приобретение опыта работы в технике вытягивания целого куска пластилина и создания из него сказочного образа |
29 | 25.04 | Мозаика из кусочков поролона. Ягода - малина. | Индивидуальная работа | Поролон, ножницы, пластилин, коробочка - футляр от киндер - сюрприза, цветная бумага. | Анализ своей работы. | Первоначальная потребность воплотить в поделке эстетические замыслы, творческий подход |
30 | 16.05 | Аппликация из ватных дисков. | Работа в парах | Картон, ватные диски, клей ПВА, фломастеры. | Анализ конкретных ошибок | Учить умению обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты. |
31. | 23.05 | Аппликация из ниток. Цыпленок. | Индивидуальная работа | Шерстяные нитки, клей, ножницы, трафарет | Аргументированное обсуждение использованных приемов выполнения работы
| Учить первоначальным навыкам работы по разметке, умению обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты. Воспитывать интерес к художественному творчеству. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. Книгопечатная продукция |
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 2.Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990 3.Бедина М.Я. Поделки из природных материалов. Из серии «Чудеса своими руками» 4.Величко Н.В. Поделки из пластилина. Харьков, Книжный клуб семейного досуга.2011 5.Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах» М: Просвещение 1985г. 6. Нагибина М.И. Популярное пособие для родителей и педагогов. Серия книг, 1997 7.Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги». М.Просвещение.1983г 8.Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2007. 9.Уолтер Х. “Узоры из бумажных лент”. М.: 2007 г 10.Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992 |
2. Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Магнитофон Мультимедийный проектор Компьютер Интерактивная доска |
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
1.Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой» 2.Коллекция «Виды бумаг» 3. Компьютерная презентация «Квилинг» 4. Компьютерная презентация «Оригами» |
4. Оборудование класса |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. |