«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия"

Каждый ребенок должен жить в условиях, которые гарантируют уважение к его человеческому достоинству, формируют чувство уверенности в себе, подготавливают его к активной жизни в обществе. Ребенок должен жить активной жизнью, готовя себя к взрослой самостоятельной жизни. При этом он обладает поразительными способностями к мастерству. Это объясняется тем, что в этом возрасте восприятие меры обострено, мечта питается фантазиями и здесь стоит очень важная задача помочь реализовать детские дарования. Именно на решение этой задачи и направлена программа духовно-нравственной направленности “Фантазия”.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 611

Курортного района Санкт-Петербурга





Принято

педагогическим советом

ГБОУ НОШ № 611 СПб

/протокол № 1 от ___.08.2017/


Утверждаю И.о.директора ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________Н.О.Шаромова

/приказ № _____от _____2017/




Программа рассмотрена на заседании ШМО

учителей начальных классов

ГБОУ НОШ № 611 СПб

/протокол № 1 от ___.08.2017/



Согласовано

Заместитель директора по УВР

ГБОУ НОШ № 611 СПб

___________Н.О.Шаромова

______ _____ 2017











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФАНТАЗИЯ»

для 1А класса

на 2017-2018 уч.год





учитель начальных классов

Матяш Екатерина Николаевна





г.Зеленогорск

2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета: «Фантазия»

Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1 класс)

Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану: 33ч

Количество часов за год:_31 ч______________Количество часов в неделю:__1 час_________


Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности: Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2014

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Информационные ресурсы Интернет: http://programma-fgos.ru



Рабочую программу составила: __________________ Е.Н.Матяш







Программа «Фантазия» разработана для занятий с детьми начальной школы в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Рабочая программа составлена на основе программно – методических материалов: Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование под ред. В.А.Горского, программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество».




  1. Пояснительная записка

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития детей, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Каждый ребенок должен жить в условиях, которые гарантируют уважение к его человеческому достоинству, формируют чувство уверенности в себе, подготавливают его к активной жизни в обществе. Ребенок должен жить активной жизнью, готовя себя к взрослой самостоятельной жизни. При этом он обладает поразительными способностями к мастерству. Это объясняется тем, что в этом возрасте восприятие меры обострено, мечта питается фантазиями и здесь стоит очень важная задача помочь реализовать детские дарования. Именно на решение этой задачи и направлена программа духовно-нравственной направленности “Фантазия”.


Направленность программы – духовно-нравственная.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности


Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы ,музыки, изобразительного искусства и технологии); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.


Актуальность

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Все сказанное учитывается в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

-быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Цель программы:

Решение учебных, воспитательных и творческих задач через формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание детей;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества. 



Педагогические принципы:

  • принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

  • принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

  • принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

  • принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;



Описание учебного предмета в плане.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, всего 34 занятия в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами работы по курсу объединения является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В результате обучения по данной программе дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, тканью, фантиками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;


  1. Содержание программы учебного предмета

1.Введение.

Вводное занятие. Чем мы будем заниматься на занятиях "Радость творчества". Инструктаж по ТБ.

2.Я рисую!

Рисуем карандашами и карандашной пылью.

Рисуем пластилином. Аквариум.

Печатание листочками. Осенний пейзаж.

Печатание пальчиками, ватными палочками. Подсолнух.

Печатание ладошками. Слоны на прогулке.

Монотипия. Бабочки на лугу.

Монотипия. Ночной город.

Монотипия. Цветы.

Рисуем акварелью.

Рисуем акварелью по сырому.

Кляксография с трубочкой. Забавные звери.

Кляксография с трубочкой.

Рисование мятой бумагой.

Творческий проект "Отражение города".

Итоговое занятие по разделу "Я- рисую". Рисунок по замыслу.

3.Я мастерю!

Мозаика из частей квадрата.

Обрывная аппликация. Чудо - букет.

Бумагопластика. Лебеди

Цветы из бумажных комочков. Мимоза.

Плетение из полосок бумаги. Разноцветные коврики.

Игрушка из ниток. Кукла.

Аппликация из крученной бумаги. Котенок.

Мозаика из карандашных стружек. Полянка с цветами.

Аппликация из семян. Тыква

Аппликация из ткани. Елочка.

Лепка. Лепим животных.

Мозаика из кусочков поролона. Ягода - малина.

Аппликация из ватных дисков.

Аппликация из ниток. Цыпленок.

  1. Тематическое планирование

Внеурочная деятельность «Фантазия» (1 раз в неделю, 31час в год, среда)

п /п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Оборудование на занятии

Форма подведения итогов

УУД

Введение

1.

06.09

Вводное занятие. Чем мы будем заниматься на занятиях "Радость творчества"

Инструктаж по ТБ.


Беседа

Журнал по ТБ


Формулировать выводы по полученной информации

Соблюдать ТБ

Я рисую!

2.

13.09

Рисуем карандашами и карандашной пылью.

Активизация знаний и навыков работы с карандашной пылью.

Карандаши, ножницы, альбом

Просмотр работ, анализ

Учить рисовать карандашами и карандашной пылью.

Развивать воображение ребенка, внимание, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность в работе.

3.

20.09

Рисуем пластилином.

Аквариум.

Индивидуальная работа.

Активизация знаний и навыков работы с карандашной стружкой.

Пластилин, картон, стека

Выставка работ

Отрабатывать навыки правильной организации рабочего места,

умение использовать различные приёмы работы с пластилином

4.

27.09

Печатание листочками. Осенний пейзаж.

Работа в парах.

Акварель, кисти, альбом, сухие листья.

Анализ общих ошибок, отбор работ на выставку

Познакомить детей с техникой печатанья листьями.

Учить детей смешивать краски прямо на листьях.

Развивать внимание, детскую фантазию, творчество, чувство композиции. Воспитывать интерес к необычному рисованию.

5.

04.10

Печатание пальчиками, ватными палочками. Подсолнух.

Техника "пальцеграфия"

Акварель, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки, палитра.

Анализ конкретных ошибок.

Познакомить с нетрадиционным методом рисования - "пальцеграфия".

Развивать чувство композиции и ритма.

6.

11.10

Печатание ладошками. Слоны на прогулке.

Коллективная работа (панно)

Гуашь, акварель, альбом, кисти, влажные салфетки.

Панно

Познакомить с приемами печатания ладошкой.

Учить детей к созданию несложной композиции.

Развивать пространственное мышление.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

7.

18.10

Монотипия.

Бабочки на лугу.

Техника "монотипия", беседа

Акварель, кисти, альбом

Анализ цветового решения.

Познакомить детей с техникой монотипии, с симметрией.

Развивать пространственное мышление.

Воспитывать чувство к прекрасному

8.

25.10

Монотипия.

Ночной город.

Работа в группах

Гуашь, кисти, губка, альбом

Анализ композиционного решения

9.

08.11

Монотипия.

Цветы.

Индивидуальная работа

Гуашь, кисти, губка, альбом

Анализ конкретных ошибок

10.

15.11

Рисуем акварелью.





Индивидуальная работа

Акварель, кисти, альбом, палитра

Просмотр работ, анализ

Закреплять приемы рисования кистью.

Учить тонировать лист разными цветами в технике "по сырому".

Воспитывать аккуратность при работе с красками.

11.

22.11

Рисуем акварелью по сырому.

Акварель, кисти, альбом, палитра

Отбор работ на выставку

12.

29.11

Кляксография с трубочкой. Забавные звери.

Техника "Кляксография", беседа

Акварель, кисти, альбом, гофрированные трубочки

Выставка с обсуждением работ

Развивать мышление, творчество и фантазию детей.

Воспитывать аккуратность при работе с красками.

13.

06.12

Кляксография с трубочкой.

Техника "Кляксография",

Акварель, кисти, альбом, гофрированные трубочки

14.

13.12

Рисование мятой бумагой.

Техника "печатание бумагой"

Альбом, гуашь, кисти, газетная бумага.

Анализ общих ошибок, отбор работ на выставку

Познакомить с нетрадиционным методом рисования - рисование мятой бумагой и способом рисования ей.

Развивать чувство композиции и ритма.

15.

20.12

Творческий проект "Отражение города".

Проект.

Цветная бумага, губка, клей, краски.

Проект.

Обсуждение ошибок в построении композиции и сюжета.

Учить передавать особенности строения объекта.

Познакомить с приемами печатания губкой, с техникой рисования "оттиск поролоном".

Вырабатывать умение договариваться друг с другом.

16.

27.12

Итоговое занятие по разделу "Я- рисую". Рисунок по замыслу.

Выставка.

Гуашь, краски, альбом.

Коллаж (анализ цветового решения)

Совершенствовать умение и навыки в свободном

экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Воспитывать аккуратность.

Я мастерю!

17.

17.01

Мозаика из частей квадрата.


Создание образов из геометрических фигур.

Активизация знаний о композиции


Цветная бумага, клей, ножницы, картон.

оценка результатов своих действий

Приобретение навыков в моделировании из геометрических фигур и их частей

18.

24.01

Обрывная аппликация. Чудо - букет.

Беседа. История аппликации.

Работа в группах.

Цветная бумага, клей, картон.

Выставка работ.

Учить создавать изображение сказочного цветка гуашью, украшать рисунок методом мозаичной живописи. Развивать навыки обрывания бумаги по контуру, обрывание по спирали.

Учить нестандартно мыслить

19.

31.01

Бумагопластика. Лебеди

Индивидуальная работа

Цветная бумага, фломастеры, ножницы, картон, презентация.

Анализ общих ошибок, отбор работ на выставку

Упражнять в технике бумагопластики.

Вырабатывать умение контролировать свои действия во время выполнения коллективной работы

20.

14.02

Цветы из бумажных комочков. Мимоза.

Групповая работа

Картон, клей ПВА, желтые салфетки, цветная бумага, ножницы,

эскизы и иллюстрации.


Анализ работ, отбор работ для конкурса.

Развивать чувство композиции.

Учить находить рациональный способ выполнения поставленной учебной задачи

Воспитывать аккуратность.


21.

21.02

Плетение из полосок бумаги. Разноцветные коврики.


Знакомство с шахматным плетением.

Овладение новой техникой плетения

Индивидуальная работа.

Картон, клей, цветная бумага, ножницы. шаблоны

Анализ конкретных ошибок

Учить первоначальным навыкам работы по разметке, умению

обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты.

Воспитывать интерес к художественному творчеству.

22.

28.02

Плетение из полосок бумаги. Разноцветные коврики.


23.

07.03

Игрушка из ниток. Кукла.

Творческая работа в парах

Шерстяные нитки, шаблон из картона, ленточка

Анализ работы.

Соблюдение правил рационального использования материалов.

24.

14.03

Аппликация из крученной бумаги. Котенок.

Индивидуальная работа

Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы, фломастеры.

Анализ конкретных ошибок

Упражнять в технике бумагопластики


25.

21.03

Мозаика из карандашных стружек. Полянка с цветами.

Активизация знаний и навыков работы с карандашной стружкой.

Цветные карандаши, точилка, картон, клей ПВА, влажные салфетки.

Обсуждение ошибок в построении композиции и сюжета.

Воспитывать интерес к различным видам творчества.

Прививать навыки аргументировано доказывать свое мнение на основе собственного опыта и наблюдений.

Развивать чувство композиции.


26.

04.04

Аппликация из семян. Тыква

Индивидуальная работа

Картон, клей ПВА, семена тыквы, гуашь, кисточка.

Анализ выполненных работ

Воспитывать интерес к различным видам творчества.

Учить определять этапы работы.

27.

11.04

Аппликация из ткани. Елочка.

Активизация знаний и навыков работы с тканью

Картон, лоскутки ткани зеленого цвета, тюль, клей ПВА, пуговицы.

Панно

28

18.04

Лепка. Лепим животных.

Групповая работа

Пластилин, дощечка для лепки, стека.

Анализ общих ошибок

Приобретение опыта работы в технике вытягивания целого куска пластилина и создания из него сказочного образа

29

25.04

Мозаика из кусочков поролона. Ягода - малина.

Индивидуальная работа

Поролон, ножницы, пластилин, коробочка - футляр от киндер - сюрприза, цветная бумага.

Анализ своей работы.

Первоначальная потребность воплотить в поделке эстетические замыслы, творческий подход

30

16.05

Аппликация из ватных дисков.

Работа в парах

Картон, ватные диски, клей ПВА, фломастеры.

Анализ конкретных ошибок

Учить умению

обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты.

31.

23.05

Аппликация из ниток.

Цыпленок.

Индивидуальная работа

Шерстяные нитки, клей, ножницы, трафарет

Аргументированное обсуждение использованных приемов выполнения работы


Учить первоначальным навыкам работы по разметке, умению

обсуждать с одноклассниками ход выполнения работы и ее результаты.

Воспитывать интерес к художественному творчеству.



  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Книгопечатная продукция

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010

2.Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

3.Бедина М.Я. Поделки из природных материалов. Из серии «Чудеса своими руками»

4.Величко Н.В. Поделки из пластилина. Харьков, Книжный клуб семейного досуга.2011

5.Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах» М: Просвещение 1985г.

6. Нагибина М.И. Популярное пособие для родителей и педагогов. Серия книг, 1997

7.Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги». М.Просвещение.1983г

8.Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2007.

9.Уолтер Х. “Узоры из бумажных лент”. М.: 2007 г

10.Хворостов А.С «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М: 1981г

Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

2. Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Компьютер

Интерактивная доска

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1.Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой»

2.Коллекция «Виды бумаг»

3. Компьютерная презентация «Квилинг»

4. Компьютерная презентация «Оригами»

4. Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее