«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Путешествие в Тундру».

«Путешествие в Тундру».

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки





План-конспект занятия в старшей группе

по предмету «Ознакомление с окружающим миром».


Использование технологии опытно-экспериментальной деятельности.

Тема: «Путешествие в Тундру».

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

Материалы к занятию: картинки с изображением животных Северного полюса, иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры; презентация о тундре,  оборудование для опыта.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, где мы побывали на прошлом занятии?

- Покажите на карте, где находится  Северный полюс.

- А давайте с вами вспомним, какими цветами на карте обозначаются моря, горы и равнины. Для этого на своих листочках нарисуйте круг, поделите его на три части: одна часть – моря, вторая – горы и третья – равнины. Раскрасьте части круга в соответствии с картой, т.е. моря - синим цветом, горы - коричневым и равнины – зелёным.

- Молодцы!

- А теперь поговорим о животных Северного полюса.

- Как они приспособились к условиям Северного полюса?

- Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно?

 

3. Изучение нового материала.

Игра» Кто в теремочке живёт?»

- Все вы помните сказку «Теремок». Сегодня мы попытаемся рассказать её по-новому, ведь жалко развалившийся домик.  Представьте, что в поле стоял такой теремок (теремок с изображением Арктики). Как вы думаете, для кого он построен?

- Правильно.  Теперь давайте будем рассказывать сказку. Я раздам вам карточки с изображением животных,  а вы должны правильно найти для них теремок. Попробуйте придумать прозвище для своего животного, как в сказке, - Лягушка-квакушка, Комар-пискун и т. д.  (раздаю карточки так, чтобы северный олень достался последнему ребёнку.Дети инсценируют сказку).

Действующие лица:

Медведь – тёплая шуба

Пингвин – короткие лапки

Тюлень – грустные глаза

Морж - белый клык

Олень – красивые рога.

Затруднение возникает с Северным оленем.

Решение о том, где должен жить северный олень, принимается в процессе рассказа учителя  

- Сегодня мы отправимся дальше на том самолёте, который забирает почту с Северного полюса

- В нашем путешествии мы узнаем, где же живёт северный олень. Лететь совсем недолго. Приземлимся мы вот здесь.(слайд2)

- Кто же это? (северный олень, заяц). На них охотятся волки, песцы, полярные совы. Как назвать этих животных? (хищники)  

- Летом в тундре очень много различных насекомых 

 Что из этого следует? – Огромное количество птиц прилетает сюда в это время . (слайд3)


- А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что появилась растительность  (4 слайд).

-А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода).

- Выходит, что в этом месте всё это есть.

 Оно называется тундра 

4. Физкультминутка.


На горе стоит лесок ( круговые движения руку)

Он не низок не высок (сесть. встать , руки вверх)

Удивительная птица подаёт нам голосок ( руки вверх ).


- Но почему растительность такая скудная – только мхи, лишайники да иногда низкорослые берёзки, прижавшиеся к земле?

- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами?

 Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведём эксперимент.

 

Опыт.

Берутся два одинаковых прозрачных горшка с землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность.

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

- Теперь в каждый горшок нальём одинаковое количество воды.

В горшке, где нет стекла вода вся впиталась в землю.

- А почему, как вы думаете, вода осталась на поверхности второго горшка?

Вероятно, ей что- то мешало просочиться внутрь. Что же. Так и есть – там стекло.

 - В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота.

 

 - За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же как и в случае с горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота

- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре?  Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.

- Какимиже тогда вырастают сами растения? (Карликовыми).

Беседа о карликах.

Карлик – это человек невысокого роста, который прекратил расти в результате какого-либо заболевания, в организме которых отмечается дефицит гормона роста. Такие люди, как правило, всегда пропорционально сложены, неплохо выглядят и умственно развиты.  Встречаются карлики и с непропорциональным телосложением. Ни в коем случае нельзя смеяться над такими людьми, ведь они не виноваты, что такими родились.

 - Так и растения в тундре имеют небольшой рост, но от этого они не теряют своей красоты  

- Итак, в тундре есть растения.

- Несмотря на то, что лето в тундре короткое, цветы успевают отцвести и дать семена.

- Красиво летом в тундре! А сколько ягод! И клюква, и морошка! (слайд5)


Работа с пособием.

 Задание:  « Какие деревья растут в тундре? Объясните, почему в тундре не растут высокие деревья?»

Задание  « Покажите стрелками, чем питаются эти животные».

- Какие животные живут в тундре?

- Покажите стрелками, чем питаются эти животные. Обведите всех хищников.

5. Подведение итога занятия.

- Ребята, где мы сегодня с вами  побывали?

- Какие животные живут в тундре?




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее