План-конспект занятия в старшей группе
по предмету «Ознакомление с окружающим миром».
Использование технологии опытно-экспериментальной деятельности.
Тема: «Путешествие в Тундру».
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.
Материалы к занятию: картинки с изображением животных Северного полюса, иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры; презентация о тундре, оборудование для опыта.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, где мы побывали на прошлом занятии?
- Покажите на карте, где находится Северный полюс.
- А давайте с вами вспомним, какими цветами на карте обозначаются моря, горы и равнины. Для этого на своих листочках нарисуйте круг, поделите его на три части: одна часть – моря, вторая – горы и третья – равнины. Раскрасьте части круга в соответствии с картой, т.е. моря - синим цветом, горы - коричневым и равнины – зелёным.
- Молодцы!
- А теперь поговорим о животных Северного полюса.
- Как они приспособились к условиям Северного полюса?
- Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно?
3. Изучение нового материала.
Игра» Кто в теремочке живёт?»
- Все вы помните сказку «Теремок». Сегодня мы попытаемся рассказать её по-новому, ведь жалко развалившийся домик. Представьте, что в поле стоял такой теремок (теремок с изображением Арктики). Как вы думаете, для кого он построен?
- Правильно. Теперь давайте будем рассказывать сказку. Я раздам вам карточки с изображением животных, а вы должны правильно найти для них теремок. Попробуйте придумать прозвище для своего животного, как в сказке, - Лягушка-квакушка, Комар-пискун и т. д. (раздаю карточки так, чтобы северный олень достался последнему ребёнку.Дети инсценируют сказку).
Действующие лица:
Медведь – тёплая шуба
Пингвин – короткие лапки
Тюлень – грустные глаза
Морж - белый клык
Олень – красивые рога.
Затруднение возникает с Северным оленем.
Решение о том, где должен жить северный олень, принимается в процессе рассказа учителя
- Сегодня мы отправимся дальше на том самолёте, который забирает почту с Северного полюса
- В нашем путешествии мы узнаем, где же живёт северный олень. Лететь совсем недолго. Приземлимся мы вот здесь.(слайд2)
- Кто же это? (северный олень, заяц). На них охотятся волки, песцы, полярные совы. Как назвать этих животных? (хищники)
- Летом в тундре очень много различных насекомых
Что из этого следует? – Огромное количество птиц прилетает сюда в это время . (слайд3)
- А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что появилась растительность (4 слайд).
-А что необходимо всем растениям для жизни? (свет, тепло, вода).
- Выходит, что в этом месте всё это есть.
Оно называется тундра
4. Физкультминутка.
На горе стоит лесок ( круговые движения руку)
Он не низок не высок (сесть. встать , руки вверх)
Удивительная птица подаёт нам голосок ( руки вверх ).
- Но почему растительность такая скудная – только мхи, лишайники да иногда низкорослые берёзки, прижавшиеся к земле?
- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами?
Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведём эксперимент.
Опыт.
Берутся два одинаковых прозрачных горшка с землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность.
- Скажите, одинаковые ли эти горшки?
- Теперь в каждый горшок нальём одинаковое количество воды.
В горшке, где нет стекла вода вся впиталась в землю.
- А почему, как вы думаете, вода осталась на поверхности второго горшка?
Вероятно, ей что- то мешало просочиться внутрь. Что же. Так и есть – там стекло.
- В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота.
- За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же как и в случае с горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота
- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.
- Какимиже тогда вырастают сами растения? (Карликовыми).
Беседа о карликах.
Карлик – это человек невысокого роста, который прекратил расти в результате какого-либо заболевания, в организме которых отмечается дефицит гормона роста. Такие люди, как правило, всегда пропорционально сложены, неплохо выглядят и умственно развиты. Встречаются карлики и с непропорциональным телосложением. Ни в коем случае нельзя смеяться над такими людьми, ведь они не виноваты, что такими родились.
- Так и растения в тундре имеют небольшой рост, но от этого они не теряют своей красоты
- Итак, в тундре есть растения.
- Несмотря на то, что лето в тундре короткое, цветы успевают отцвести и дать семена.
- Красиво летом в тундре! А сколько ягод! И клюква, и морошка! (слайд5)
Работа с пособием.
Задание: « Какие деревья растут в тундре? Объясните, почему в тундре не растут высокие деревья?»
Задание « Покажите стрелками, чем питаются эти животные».
- Какие животные живут в тундре?
- Покажите стрелками, чем питаются эти животные. Обведите всех хищников.
5. Подведение итога занятия.
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
- Какие животные живут в тундре?