«Зимний фестиваль знаний 2025»

Путешествие в музыкальный театр. Балет.

Цель: Знакомство с жанром «Балет», как с музыкально-хореографическим спектаклем, о его происхождении, либретто балетного спектакля, основой которого являются

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Урок музыки

Тема урока Путешествие в музыкальный театр.  Балет. 

 

Цель: Знакомство   с жанром «Балет», как с музыкально-хореографическим спектаклем, о его происхождении, либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты.

Ход урока

Oргaнизaциoнный мoмeнт

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим ещё одно путешествие  в музыкальный театр. Нac oжидaeт второе  увлeкaтeльнoe путeшecтвиe в мир музыкaльнoгo тeaтрa. Перед путешествием в музыкальный театр, нужно вспомнить, как ведут себя в театре зрители? (ответы детей), следить за тем, что происходит в музыке, на сцене, охватывать всё, ничего не упускать из виду!

Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?

 В музыкальном театре мы познакомились с оперой. На прошлом уроке мы много говорили об этом произведении-напомните мне.

Как называется это опера и кто её создал? 

 Какие литературные жанры стали основой сюжета для этой оперы?

Без сомненья –это былина, сказка.

Беседа по теме урока

 Но пора вернуться к теме нашей встречи. Сегодня мы продолжим путешествие в музыкальный театр и встретимся с новым жанром.

Но для начала проверим ваши знания.

В основу оперы, балета Берётся книжечка…? Как называется?(Либретто.)

 Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -Всех подружила (Музыка.)

Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.( Спектакль.)

Спектакль на славу удался И публика довольна вся!
Художнику особые овации За красочные…?(Декорации.)

Тeaтр - здecь иcкуccтвa в eдинo cплeлиcь.

Тeaтр - здecь мeчтa и рeaльнocть cлилиcь…

Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь. И чудо рождается здесь с третьим звонком. (Влaдимир Мeдушeвcкий)

(Все герои спектакля на сцене танцуют –

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто — ...Балет!)

А теперь, для начала, давайте  вспомним сюжеты некоторых сказок, на которые написаны балеты или какие мы знаем балеты?.

 («Спящая красавица», «Золушка» - Ш.  Перро, «Щелкунчик» -  Э Гофмана), «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Петрушка» и др.

 Как музыка балетов передает характер героев балетного спектакля? (через танец, пластику, движения и жесты, пантомиму, которые связаны с содержанием музыки).Танец служит средством выражения чувств героев. Раньше большинство балетмейстеров считали, что, поскольку  балет  -  искусство танца, то музыка играет здесь второстепенное значение. Но Чайковский стал в этом случае новатором. Музыка его гениальных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» - настолько красива и выразительна, что прекрасно существует сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертных залах, по радио, телевидению.

До Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. Чайковский не отказывается от «Характерных танцев», пантомимы. Однако они обретают у композитора новое наполнение, подчиняются раскрытию основного содержания, характеристик главных действующих лиц, окружающей их среды. Наиболее полно передающие переживания героев. Это было великое достижение в истории балета! 

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ  ОТРЫВОК из балета «Щелкунчик». Па-де-де Узнали? Что это за  балет и кто его сочинил? это балет Чайковского «Щелкунчик»

Давайте запишем в тетрадь -Балет «Щелкунчик». П.  Чайковский (написал в 1892г. по сюжету сказки Гофмана).Литературный сюжет (сказка, былина, легенда… Пришло время отправиться в театр. (ЗВЕНИТ ЗВОНОК)

«Вот лоджии, партер, бельэтаж и балкон

И сцена, и занавес – это не сон

Сцена открылась, оркестр заиграл!

И каждый ребёнок зрителем стал».

СЛУШАНИЕ.   Давайте вспомним эту рождественскую историю.   Сказка «Щелкунчик»

А в балет сказка превратилась как раз в марте 1892 года когда Пётр Ильич Чайковский завершил работу над партитурой. A ктo eщё принимaeт учacтиe в coздaнии бaлeтa?( Cимфoничecкий oркecтр, дирижёр, бaлeтмeйcтeры, aртиcты  бaлeтa. A тaкжe худoжники, coздaющиe дeкoрaции и кocтюмы).

Кoмпoзитoр нe cмoг бы coчинить бaлeт, ecли бы нe былo увлeкaтeльнoй cкaзки Гoфмaнa. Жaнр бaлeтa так же, как и опера, нeрaзрывнo cвязaн c литeрaтурным сюжетом.

Работа в тетрадях и музыкальных словорях.

Балет - (в переводе - танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Увертюра - в переводе с французского означает «открывать». 

Интродукция - маленькая пьеса, служащая введением в большое музыкальное произведение.

Кода – заключение

Хореография искусство танца, запись танца. Чтобы не заблудиться в большом спектакле, надо знать, что любой большой спектакль состоит из маленьких номеров и танцев, номера соединяются в сцены (сцена в лесу, сцена в доме и т.д.), а сцены объединяются в действия-акты.

Балетмейстер – автор, создатель хореографического «текста» балета. Балетмейстер расставляет артистов на сцене не «как попало», а красиво, чтобы зритель лучше уловил основную идею произведения.

ПОВТОРЕНИЕ

Балерина  -  девушки-танцовщицы.

Кавалер – мужчины-танцоры

Пантомима - искусство, которое воспроизводит окружающую жизнь с помощью жестов, телодвижений, выразительной мимикиГениальные танцовщики мастерски владеют пантомимой, соединив её с техникой высоких прыжков и пируэтов (стремительных вращений). 

Вариации – сольный номер в балете;

Па-де-де – дуэт;

Па-де-труа – трио;

Кордебалет – танцуют все артисты балета.

Учитель:  Этот балет наполнен замечательными мелодиями, знакомыми каждому. И, наконец, мы прослушаем сегодня два вальса: «Вальс снежных хлопьев» и «Вальс цветов».

 После прослушивания нужно ответить на следующие вопросы:

1. Какую погоду рисует нам композитор?

2. Что необычного для балета в этом произведении? (слушаем, обсуждаем)

Учитель: Давайте прочитаем этот фрагмент, как о нём говорится в сказке:

«Зал превращается в зимний елочный лес. Все сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Образуется снежный сугроб из живых фигур искрящихся снежинок. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом».

 Да, действительно, в балете не поют, но, чтобы подчеркнуть сказочность П. И. Чайковский сделал так, что снежинки запели…

 Я, нaдeюcь, Вы oбрaтили внимaниe нa тo, чтo в этoм эпизoдe тaнцeвaльнocть coeдиняeтcя c яркoй кaртиннocтью: музыкa риcуeт лeгкoe и нeмнoгo призрaчнoe в рacceяннoм cвeтe луны кружeниe cнeжинoк. Вмecтe c тeм — этo и "кaртинa нacтрoeния”. Это не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности. Его мелодия так красива, что её можно спеть

 Образ чего предстаёт перед нами, глядя на изящные движения этих балерин? (обобщенный образ Прекрасного: чистоты, хрупкости,трепетности).

Учитель: А какие тона красок мы бы выбрали для выполнения творческой работы «Эскиз Танца снежных хлопьев» - теплые или холодные? (выбираем, обсуждаем). Отбираем из предложенных на партах заготовки к выполнению творческой работы.

Переходим к следующему замечательному танцу балета -, известному  на весь мир, это  к «Вальсу цветов». Он является заключительным в балете. Давайте послушаем его и сравним с предыдущим вальсом.

С помощью словаря эстетических эмоций определи характер и настроение «Вальса цветов».

Сравни с «Вальсом снежных хлопьев».

- Что их отличает друг от друга?

- Что их роднит?

-Что происходило в музыке сцены (Симфоническое развитие).

 Какая звучит музыка? Ликующая, радостная, пышная, жизнерадостная. Зло побеждено, добро победило!

 Кто написал балет «Щелкунчик»? В каком году? Когда и где возник балет?

 Какие новые музыкальные термины мы узнали с вами на этом уроке?(балет, пантомима, увертюра, солист балетахореография, балетмейстер…)

 Учитель: Сколько балетов написано П.И. Чайковским Близок ли тебе мир детства, отраженный в балете, и чем? (созвучен тебе первым познанием жизни, её радостей и печалей, вечным ожиданием счастья и света). Ещё хочется играть в куклы и солдатики, но уже волнуют надежды приближающейся юность

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ ПЕСНЯ «ПРОСЬБА»

В сказочных образах Чайковский воплотил глубоко гуманную мечту о добре, любви и счастье, никогда не угасающую в нём, как бы ни была мрачна и жестока окружающая его действительность.

Ну, а почему композитор воплотил жизненный смысл его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму, то можно сказать, что Балетная музыка Чайковского стала выразителем ярких чувств и глубоких характеров. Танец гибко рисует содержание музыки.

Итог урока

Балет всегда создаёт обобщённый возвышенный образ Прекрасного Человека. И если этот урок вам понравился, вы взяли для себя хоть частичку той любви, которую питал к балету П.И. Чайковский, то будьте уверены, что вы уже нашли одну из дорог в интересную музыкальную страну «Балет», и на этом пути многое сможете увидеть и понять. Ты будешь видеть мир таким, каков он есть, и таким, каков он должен быть. Но совершенствовать окружающее, делать явью несуществующее пока прекрасное – удел не только художников, музыкантов, актёров. Это призвание каждого творческого человека!

Д/з. продумать и нарисовать рисунок  к одному из вальсов. можно сделать эскизы театральной занавесы или декораций, пусть каждый проявит свою фантазию, выдумку.

Урок окончен До свидания



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее